Создание инвентаризационной комиссии
Инвентаризация проводится в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия (п. 5 разд. І Положения об инвентаризации активов и обязательств, утвержденного приказом Минфина от 02.09.2014 № 879, далее – Положение № 879). Она может быть обязательной и добровольной. Инвентаризацией занимается инвентаризационная комиссия. В консультации расскажем, кто назначает инвентаризационную комиссию, каковы ее полномочия и кого нужно включить в состав комиссии, а также приведем примерные образцы приказов о создании комиссии.
Инвентаризационная комиссия может быть не одна
За проведение инвентаризации отвечает собственник (собственники) или уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием в соответствии с законодательством и учредительными документами (далее – руководитель предприятия) (п. 4 разд. І Положения № 879). Поэтому именно собственник или руководитель предприятия назначает соответствующим приказом инвентаризационную комиссию в составе председателя и ее членов для проведения инвентаризации.
Если проведение инвентаризации сопряжено с большим объемом работы (например, активы предприятия находятся на нескольких производственных участках, в структурных подразделениях, территориально отдаленных друг от друга, и т. п.), то в помощь основной инвентаризационной комиссии приказом руководителя могут быть назначены также рабочие инвентаризационные комиссии (далее – рабочая комиссия) (п. 2 разд. ІІ Положения № 879).
Такие комиссии создаются для непосредственного проведения инвентаризации в отдельных местах хранения материальных ценностей и производства и/или реализации продукции.
Обращаем внимание! Инвентаризация проводится полным составом инвентаризационной комиссии (рабочей комиссии) и в присутствии материально ответственного лица. |
Состав и полномочия инвентаризационных комиссий
Председатель и члены инвентаризационной комиссии (рабочих комиссий) обеспечивают соблюдение правил проведения инвентаризации, полноту и точность внесения в инвентаризационные описи (акты инвентаризации) данных о фактических остатках активов и полноту отражения обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации (п. 4 разд. ІІ Положения № 879).
Информация о составе инвентаризационных комиссий и перечень полномочий комиссий приведены в разд. ІІ Положения № 879 (см. таблицу ниже).
На заметку! Если инвентаризация проводится на основании судебного решения или надлежащим образом оформленного документа органа, который согласно закону вправе требовать ее проведения, то при проведении инвентаризации могут присутствовать должностные лица соответствующего органа (с их согласия). |
Состав и обязанности инвентаризационных комиссий
№ п/п |
Состав и обязанности |
Инвентаризационная комиссия |
Рабочие комиссии |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Председатель комиссии* |
Директор предприятия (его заместитель) или руководитель структурного подразделения предприятия, уполномоченный директором |
Любой член рабочей комиссии (см. ниже) |
2 |
Члены комиссии** |
Представители аппарата управления предприятия, бухгалтерской службы*** и опытные работники предприятия, знающие объект инвентаризации, цены и первичный учет (инженеры, технологи, механики, производители работ, товароведы, экономисты, бухгалтеры) |
Представители аппарата управления предприятия, бухгалтерской службы и опытные работники предприятия, знающие объект инвентаризации, цены и первичный учет |
3 |
Обязанности инвентариза- |
1. Организует проведение инвентаризаций и инструктаж членов рабочих комиссий. 2. Осуществляет контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций, а также выборочные инвентаризации активов и обязательств по решению руководителя предприятия. 3. Проверяет правильность определения инвентаризационных разниц, обоснованность предложений по зачетам пересортицы ценностей во всех местах их хранения. 4. При установлении серьезных нарушений правил проведения инвентаризации и в других случаях проводит по решению руководителя предприятия повторную инвентаризацию. 5. Рассматривает причины выявленных недостач и потерь от порчи активов, формирует предложения по зачету в результате пересортицы, списанию недостач в пределах норм естественной убыли, а также сверхнормативных недостач и потерь от порчи ценностей с указанием причин и принятых мер по предотвращению таких потерь и недостач и отражает соответствующую информацию в протоколе |
1. Осуществляют инвентаризацию активов в местах их хранения и производства. 2. Вместе с бухгалтерской службой участвуют в определении результатов инвентаризации и разрабатывают предложения по зачету недостач и излишков по пересортице, а также списанию недостач в пределах норм естественной убыли. 3. Оформляют протокол, в котором приводится информация, которая требуется при составлении протокола инвентаризационной комиссии |
* Если бухучет ведет непосредственно руководитель предприятия, то он должен возглавлять инвентаризационную комиссию (п. 1 разд. ІІ Положения № 879). Запрещается назначать председателем рабочей комиссии два года подряд одного и того же работника для проверки активов, находящихся на ответственном хранении у одних и тех же материально ответственных лиц (пп. 2.4 разд. ІІ Положения № 879).** Согласно решению руководителя предприятия в состав инвентаризационной комиссии могут быть включены члены ревизионной комиссии хозяйственного общества. А в состав рабочих комиссий могут входить члены основной инвентаризационной комиссии. В то же время запрещается включать в состав рабочей комиссии материально ответственных лиц для проверки активов, находящихся у них на ответственном хранении (пп. 2.4 разд. ІІ Положения № 879).*** В качестве представителей бухгалтерской службы предприятия могут выступать представители аудиторской фирмы, централизованной бухгалтерии, физлица-предприниматели, которые ведут бухучет на предприятии на договорных началах (п. 1 разд. ІІ Положения № 879). |
Образцы приказов
Приведем примерные образцы приказов о создании инвентаризационных комиссий.
Образец 1
ТОВ «Ранок» Наказ № 5 10.01.2023 м. Дніпро Про створення інвентаризаційної комісії З метою забезпечення достовірності даних бухгалтерського обліку та фінансової звітності підприємства, а також зберігання товарно-матеріальних цінностей, виявлення нестач, псування цінностей та відповідно до ст. 10 Закону від 16.07.1999 № 996-XIV «Про бухгалтерський облік та фінансову звітність в Україні», п. 12 Порядку подання фінансової звітності, затвердженого постановою КМУ від 28.02.2000 № 419, Положення про проведення інвентаризації активів та зобов'язань, затвердженого наказом Мінфіну від 02.09.2014 № 879, НАКАЗУЮ: 1. Створити постійно діючу інвентарізаційну комісію у складі:
2. Постійно діюча інвентарізаційна комісія повинна:
Директор ТОВ «Ранок» (підпис) Микола КРЕМІНЬ З наказом ознайомлені: заступник директора (підпис) Олег ПАВЛЕНКО головний інженер (підпис) Ігор ЯЦКО головний механік (підпис) Костянтин ДУЖКО головний бухгалтер (підпис) Ольга КОРЖ начальник виробництва (підпис) Петро ПАНЧЕНКО начальник складу (підпис) Сергій ВОРОН 10.01.2023 |
Образец 2
ТОВ «Ранок» Наказ № 58 28.09.2023 м. Дніпро Про створення робочих інвентаризаційних комісій З метою забезпечення достовірності даних бухгалтерського обліку та фінансової звітності підприємства, а також зберігання товарно-матеріальних цінностей, виявлення нестач, псування цінностей та відповідно до ст. 10 Закону від 16.07.1999 № 996-XIV «Про бухгалтерський облік та фінансову звітність в Україні», п. 12 Порядку подання фінансової звітності, затвердженого постановою КМУ від 28.02.2000 № 419, Положення про проведення інвентаризації активів та зобов'язань, затвердженого наказом Мінфіну від 02.09.2014 № 879, НАКАЗУЮ: 1. Створити робочі інвентарізаційні комісії для проведення річної інвентарізації за 2023 рік: 1.1. Для інвентарізації товарно-матеріальних цінностей у виробничому цеху підприємства в складі:
1.2. Для інвентарізації товарно-матеріальних цінностей на складі підприємства в складі:
2. Робочі інвентарізаційні комісії повинні:
Директор ТОВ «Ранок» (підпис) Микола КРЕМІНЬ З наказом ознайомлені: начальник виробничого цеху (підпис) Клим ЖУРБА начальник складу (підпис) Сергій ВОРОН майстер цеху (підпис) Тарас РИБАЛКА механік цеху (підпис) Захар БОЙКО економіст (підпис) Лілія МАЛИНА інженер із техніки безпеки (підпис) Борис ШУЛІКА бухгалтер (підпис) Юлія КОЗАЧЕНКО старший комірник (підпис) Аким ГОЛУБЕЦЬ менеджер відділу постачання (підпис) Наум ЗЕЛЬЦ 29.09.2023 |
Комментарии к материалу