Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Создание инвентаризационной комиссии


Инвентаризация проводится в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия (п. 5 разд. І Положения об инвентаризации активов и обязательств, утвержденного приказом Минфина от 02.09.2014 № 879, далее – Положение № 879). Она может быть обязательной и добровольной. Инвентаризацией занимается инвентаризационная комиссия. В консультации расскажем, кто назначает инвентаризационную комиссию, каковы ее полномочия и кого нужно включить в состав комиссии, а также приведем примерные образцы приказов о создании комиссии.


Инвентаризационная комиссия может быть не одна

За проведение инвентаризации отвечает собственник (собственники) или уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием в соответствии с законодательством и учредительными документами (далее – руководитель предприятия) (п. 4 разд. І Положения № 879). Поэтому именно собственник или руководитель предприятия назначает соответствующим приказом инвентаризационную комиссию в составе председателя и ее членов для проведения инвентаризации.

Если проведение инвентаризации сопряжено с большим объемом работы (например, активы предприятия находятся на нескольких производственных участках, в структурных подразделениях, территориально отдаленных друг от друга, и т. п.), то в помощь основной инвентаризационной комиссии приказом руководителя могут быть назначены также рабочие инвентаризационные комиссии (далее – рабочая комиссия) (п. 2 разд. ІІ Положения № 879).

Такие комиссии создаются для непосредственного проведения инвентаризации в отдельных местах хранения материальных ценностей и производства и/или реализации продукции.

Обращаем внимание! Инвентаризация проводится полным составом инвентаризационной комиссии (рабочей комиссии) и в присутствии материально ответственного лица.

Состав и полномочия инвентаризационных комиссий

Председатель и члены инвентаризационной комиссии (рабочих комиссий) обеспечивают соблюдение правил проведения инвентаризации, полноту и точность внесения в инвентаризационные описи (акты инвентаризации) данных о фактических остатках активов и полноту отражения обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации (п. 4 разд. ІІ Положения № 879).

Информация о составе инвентаризационных комиссий и перечень полномочий комиссий приведены в разд. ІІ Положения № 879 (см. таблицу ниже).

На заметку! Если инвентаризация проводится на основании судебного решения или надлежащим образом оформленного документа органа, который согласно закону вправе требовать ее проведения, то при проведении инвентаризации могут присутствовать должностные лица соответствующего органа (с их согласия).

Состав и обязанности инвентаризационных комиссий

№ п/п

Состав и обязанности

Инвентаризационная комиссия

Рабочие комиссии

1

2

3

4

1

Председатель комиссии*

Директор предприятия (его заместитель) или руководитель структурного подразделения предприятия, уполномоченный директором

Любой член рабочей комиссии (см. ниже)

2

Члены комиссии**

Представители аппарата управления предприятия, бухгалтерской службы*** и опытные работники предприятия, знающие объект инвентаризации, цены и первичный учет (инженеры, технологи, механики, производители работ, товароведы, экономисты, бухгалтеры)

Представители аппарата управления предприятия, бухгалтерской службы и опытные работники предприятия, знающие объект инвентаризации, цены и первичный учет

3

Обязанности инвентариза-
ционной комиссии (рабочей комиссии)

1. Организует проведение инвентаризаций и инструктаж членов рабочих комиссий.

2. Осуществляет контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций, а также выборочные инвентаризации активов и обязательств по решению руководителя предприятия.

3. Проверяет правильность определения инвентаризационных разниц, обоснованность предложений по зачетам пересортицы ценностей во всех местах их хранения.

4. При установлении серьезных нарушений правил проведения инвентаризации и в других случаях проводит по решению руководителя предприятия повторную инвентаризацию.

5. Рассматривает причины выявленных недостач и потерь от порчи активов, формирует предложения по зачету в результате пересортицы, списанию недостач в пределах норм естественной убыли, а также сверхнормативных недостач и потерь от порчи ценностей с указанием причин и принятых мер по предотвращению таких потерь и недостач и отражает соответствующую информацию в протоколе

1. Осуществляют инвентаризацию активов в местах их хранения и производства.

2. Вместе с бухгалтерской службой участвуют в определении результатов инвентаризации и разрабатывают предложения по зачету недостач и излишков по пересортице, а также списанию недостач в пределах норм естественной убыли.

3. Оформляют протокол, в котором приводится информация, которая требуется при составлении протокола инвентаризационной комиссии

* Если бухучет ведет непосредственно руководитель предприятия, то он должен возглавлять инвентаризационную комиссию (п. 1 разд. ІІ Положения № 879). Запрещается назначать председателем рабочей комиссии два года подряд одного и того же работника для проверки активов, находящихся на ответственном хранении у одних и тех же материально ответственных лиц (пп. 2.4 разд. ІІ Положения № 879).
** Согласно решению руководителя предприятия в состав инвентаризационной комиссии могут быть включены члены ревизионной комиссии хозяйственного общества. А в состав рабочих комиссий могут входить члены основной инвентаризационной комиссии. В то же время запрещается включать в состав рабочей комиссии материально ответственных лиц для проверки активов, находящихся у них на ответственном хранении (пп. 2.4 разд. ІІ Положения № 879).
*** В качестве представителей бухгалтерской службы предприятия могут выступать представители аудиторской фирмы, централизованной бухгалтерии, физлица-предприниматели, которые ведут бухучет на предприятии на договорных началах (п. 1 разд. ІІ Положения № 879).

Образцы приказов

Приведем примерные образцы приказов о создании инвентаризационных комиссий.

Образец 1

ТОВ «Ранок»

Наказ № 5

10.01.2023

м. Дніпро

Про створення інвентаризаційної комісії

З метою забезпечення достовірності даних бухгалтерського обліку та фінансової звітності підприємства, а також зберігання товарно-матеріальних цінностей, виявлення нестач, псування цінностей та відповідно до ст. 10 Закону від 16.07.1999 № 996-XIV «Про бухгалтерський облік та фінансову звітність в Україні», п. 12 Порядку подання фінансової звітності, затвердженого постановою КМУ від 28.02.2000 № 419, Положення про проведення інвентаризації активів та зобов'язань, затвердженого наказом Мінфіну від 02.09.2014 № 879,

НАКАЗУЮ:

1. Створити постійно діючу інвентарізаційну комісію у складі:

  • голова комісії – заступник директора Павленко Олег Антонович;
  • члени комісії: головний інженер Яцко Ігор Петрович; головний механік Дужко Костянтин Григорович; головний бухгалтер Корж Ольга Михайлівна; начальник виробництва Панченко Петро Миколайович; начальник складу Ворон Сергій Миронович.

2. Постійно діюча інвентарізаційна комісія повинна:

  • проводити профілактичну роботу щодо забезпечення збереження товарно-матеріальних цінностей, заслуховувати на своїх засіданнях керівників структурних підрозділів із питань збереження цінностей;
  • організувати проведення інвентаризацій (у т. ч. річних) та здійснювати інструктаж членів робочих інвентаризаційних комісій;
  • здійснювати контрольні перевірки правильності проведення інвентаризацій;
  • проводити вибіркові інвентаризації товарно-матеріальних цінностей у місцях зберігання та переробки в міжінвентаризаційний період;
  • перевіряти правильність визначення інвентаризаційних різниць, обґрунтованість пропозицій щодо заліку пересортиці цінностей у всіх місцях їх зберігання;
  • проводити за дорученням керівника підприємства повторні інвентаризації у разі встановлення серйозних порушень правил проведення інвентаризації та в інших випадках;
  • розглядати письмові пояснення осіб, які допустили нестачу або псування цінностей та інші порушення, і відображати в протоколі свої пропозиції щодо врегулювання виявлених нестач і втрат від псування цінностей, заліку внаслідок пересортиці;
  • відображати в протоколі інформацію про причини та осіб, винних у нестачах і втратах, а також вжиті до них заходи.

Директор ТОВ «Ранок» (підпис) Микола КРЕМІНЬ

З наказом ознайомлені:

заступник директора           (підпис)                 Олег ПАВЛЕНКО

головний інженер                (підпис)                  Ігор ЯЦКО

головний механік                 (підпис)                  Костянтин ДУЖКО

головний бухгалтер             (підпис)                  Ольга КОРЖ

начальник виробництва   (підпис)                   Петро ПАНЧЕНКО

начальник складу               (підпис)                   Сергій ВОРОН

10.01.2023

Образец 2

ТОВ «Ранок»

Наказ № 58

28.09.2023

м. Дніпро

Про створення робочих інвентаризаційних комісій

З метою забезпечення достовірності даних бухгалтерського обліку та фінансової звітності підприємства, а також зберігання товарно-матеріальних цінностей, виявлення нестач, псування цінностей та відповідно до ст. 10 Закону від 16.07.1999 № 996-XIV «Про бухгалтерський облік та фінансову звітність в Україні», п. 12 Порядку подання фінансової звітності, затвердженого постановою КМУ від 28.02.2000 № 419, Положення про проведення інвентаризації активів та зобов'язань, затвердженого наказом Мінфіну від 02.09.2014 № 879,

НАКАЗУЮ:

1. Створити робочі інвентарізаційні комісії для проведення річної інвентарізації за 2023 рік:

1.1. Для інвентарізації товарно-матеріальних цінностей у виробничому цеху підприємства в складі:

  • голова комісії – начальник цеху Журба Клим Якович;
  • члени комісії: майстер цеху Рибалка Тарас Іванович; механік цеху Бойко Захар Григорович; економіст Малина Лілія Костянтинівна; інженер із техніки безпеки Шуліка Борис Леонідович.

1.2. Для інвентарізації товарно-матеріальних цінностей на складі підприємства в складі:

  • голова комісії – начальник складу Ворон Сергій Миронович;
  • члени комісії: бухгалтер Козаченко Юлія Вікторівна; старший комірник Голубець Аким Володимирович; менеджер відділу постачання Зельц Наум Семенович.

2. Робочі інвентарізаційні комісії повинні:

  • проводити інвентаризацію майна, товарно-матеріальних цінностей, коштів, цінних паперів та інших грошових документів та незавершеного виробництва в місцях зберігання та виробництва;
  • визначати стан і можливість подальшого використання в господарській діяльності запасів і необоротних активів;
  • вносити пропозиції щодо приймання, зберігання та відпуску товарно-матеріальних цінностей, поліпшення обліку та контролю за їх збереженням, а також реалізації непотрібних підприємству матеріальних цінностей та майна;
  • готувати пропозиції щодо заліку нестач і надлишків при пересортиці, списання нестач у межах норм природних втрат;
  • оформляти інвентарізаційні описи, акти, звіряльні відомості та протокол інвентарізації з інформацією, яка необхідна для складання протоколу інвентарізаційної комісії.

Директор ТОВ «Ранок»         (підпис)             Микола КРЕМІНЬ

З наказом ознайомлені:

начальник виробничого цеху             (підпис)                   Клим ЖУРБА

начальник складу                                 (підпис)                   Сергій ВОРОН

майстер цеху                                          (підпис)                   Тарас РИБАЛКА

механік цеху                                           (підпис)                   Захар БОЙКО

економіст                                                (підпис)                   Лілія МАЛИНА

інженер із техніки безпеки                (підпис)                   Борис ШУЛІКА

бухгалтер                                                (підпис)                    Юлія КОЗАЧЕНКО

старший комірник                                (підпис)                    Аким ГОЛУБЕЦЬ

менеджер відділу постачання          (підпис)                   Наум ЗЕЛЬЦ

29.09.2023

Состав и обязанности инвентаризационных комиссий.doc
Скачать
Зразки наказів про створення інвентаризаційної комісії.doc
Скачать
Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
06.10.2025
Принимаем нового участника в общество с ограниченной ответственностью
Общество с ограниченной ответственностью намерено принять новых участников? О возможных вариантах оформления такого решения рассказывает юрист. На практике у общества с ограниченной ответственностью часто возникает необходимость увеличить количество участников. Для этого действующим законодательство...
30.09.2025
Торговля без склада: куда относить расходы на транспортировку?
Посоветуем, как разграничить транспортно-заготовительные расходы и расходы на сбыт при торговле без склада. Транспортные расходы, связанные с приобретением товаров, формируют первоначальную стоимость товаров, а транспортные расходы для доставки товаров покупателю – это расходы на сбыт. А чем...
29.09.2025
Нужно ли неприбыльной организации регистрироваться плательщиком НДС?
Обязана ли неприбыльная организация становиться плательщиком НДС при превышении оборота в 1 млн грн? Мы выясняем, как членские взносы и компенсация расходов влияют на необходимость регистрации плательщиком этого налога. Неприбыльная организация получает членские взносы, а также принимает денежные ср...
Популярное
18.08.2025
Учет расходов на создание веб-сайта
В статье расскажем, что такое веб-сайт и как отражать в бухгалтерском и налоговом учете расходы на его создание. Сегодня веб-сайты используются с разными целями. Некоторые выполняют только представительские функции. Это может быть, например, сайт-визитка – электронный аналог традиционной бумаж...
28.07.2025
Как применять международные договоры (конвенции) об избежании двойного налогообложения
В статье рассмотрено, при каких условиях в случяае выплаті доходов нерезидентам можно применять международные договоры (конвенции) об избежании двойного налогообложения, а также в чем особенности налогообложения отдельных видов доходов по правилам конвенций. Резиденты Украины (как юрлица, так и физл...
18.07.2025
Какие документы должен иметь водитель для приема на работу
В статье рассмотрено, какие документы нужно требовать от водителя при приеме его на работу. При выполнении трудовых обязанностей водитель отвечает за транспортное средство (далее – ТС), пассажиров, груз. Поэтому работодатель, принимая человека на такую должность, должен проверить, есть ли у не...
Новое
06.10.2025
Разменная монета: как вести бухгалтерский учет на субсчете 308?
Бухгалтерский учет разменной монеты в ящике РРО имеет свои особенности. Какие именно – читайте в статье. На сегодня учет наличной выручки, которая поступает через РРО (в т. ч. и через программный РРО), нужно вести с применением субсчета 308 «Наличные деньги в национальной валюте по опера...
06.10.2025
Принимаем нового участника в общество с ограниченной ответственностью
Общество с ограниченной ответственностью намерено принять новых участников? О возможных вариантах оформления такого решения рассказывает юрист. На практике у общества с ограниченной ответственностью часто возникает необходимость увеличить количество участников. Для этого действующим законодательство...
06.10.2025
Таблица данных плательщика: анализируем изменения, действующие с 27.09.2025
С 27 сентября 2025 года изменился порядок автоматического учета Таблицы данных плательщика и ее роль в разблокировке налоговых накладных/расчетов корректировки. В статье объясняем, что новое предусмотрено для сельхозпроизводителей и других плательщиков НДС, а также может ли подача Таблицы данных уме...
Лучшие материалы