• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Создание инвентаризационной комиссии

13.09.2019 11150 0 3

Годовая инвентаризация: организация, проведение, отражение результатов и ответственность

Инвентаризация на предприятии: приказ, положение, бухучет, ответственность


Инвентаризационная комиссия создается распорядительным документом руководителя предприятия – приказом или распоряжением.


Инвентаризационная комиссия: приказ, состав, полномочия

Кто может входить в состав инвентаризационной комиссии?

В состав инвентаризационной комиссии входят (п. 1 разд. II Положения, утвержденного приказом Минфина от 02.09.14 г. № 879, далее - Положение № 879):

  • уполномоченные представители аппарата управления предприятия;
  • бухгалтеры (специалисты аудиторской фирмы, централизованной бухгалтерии, а в случае ведения бухучета на предприятии физлицом – субъектом предпринимательской деятельности на договорных началах – и такое физлицо);
  • опытные работники предприятия, знающие специфику объекта инвентаризации, цены и первичный учет (например, механики, технологи, исполнители работ и т. д.);
  • члены ревизионной комиссии хозяйственного общества – по решению руководителя предприятия.

Обращаем внимание! При проведении инвентаризации согласно решению суда либо документу госоргана, который имеет право требовать ее проведения, могут присутствовать должностные лица такого органа, но исключительно с их согласия.

Кто может быть председателем комиссии?

Председателем инвентаризационной комиссии может быть:

  • руководитель предприятия;
  • заместитель руководителя предприятия;
  • руководитель структурного подразделения, уполномоченный руководителем пред­приятия.

Что делать, если во время проведения инвентаризации председатель комиссии заболел?

В данном случае руководитель предприятия имеет право заменить председателя комиссии. Для этого он издает соответствующий приказ (распоряжение). Замена председателя инвентаризационной комиссии также возможна во время командировки ранее назначенного председателя (см. письмо Минфина от 15.12.03 г. № 31-04200-30-23/191, далее - Письмо № 191).

Что такое рабочие инвентаризационные комиссии и каков порядок их создания?

Рабочие инвентаризационные комиссии приходят на помощь, когда на предприятии с большими объемами инвентаризации одна комиссия не справляется. Такие комиссии проводят инвентаризацию непосредственно в местах хранения активов и производства (п. 2 разд. II Положения № 879).

Рабочие комиссии создаются распорядительным документом руководителя предприятия (приказом/распоряжением). Таким же документом формируется состав рабочей комиссии и утверждается ее председатель. На крупном предприятии может быть несколько рабочих комиссий, и у каждой будет свой участок инвентаризации.

В состав рабочей комиссии включаются те же специалисты, что и в основную инвентаризационную комиссию.

Кто не может быть членом рабочей инвентаризационной комиссии?

В соответствии с п. 2.4 разд. II Положения № 879 в состав рабочей инвентаризационной комиссии не могут входить материально ответственные лица, в учете которых числятся активы, которые будут предметом инвентаризации (по этому вопросу см. разъяснение Минфина в Письме № 191).

Важный момент! Не имеет права быть председателем рабочей комиссии для проверки одних и тех же материально ответственных лиц один и тот же работник два года подряд.

Какова компетенция комиссий?

Информацию о полномочиях инвентаризационных комиссий для удобства представим в таб­лице.

Полномочия инвентаризационных комиссий

Вид комиссии

Полномочия комиссии

Инвентаризационная

  1. Организация проведения инвентаризации (в случае создания рабочих инвентаризационных комиссий).
  2. Проведение инструктажа членов рабочих комиссий.
  3. Осуществление контрольных проверок правильности проведения инвентаризации.
  4. Выполнение выборочных инвентаризаций активов и обязательств (по решению руководителя предприятия).
  5. Проверка правильности определения инвентаризационных разниц и обоснованности предложений по зачету ценностей в местах их хранения.
  6. Анализ причин выявления недостач и потерь от порчи активов.
  7. Формирование предложений по зачету вследствие пересортицы.
  8. Списание недостач в пределах норм естественной убыли, а также сверхнормативных недостач и потерь от порчи ценностей с указанием причин и принятых мер по предотвращению таких потерь и недостач и отражение соответствующей информации в протоколе.
  9. Проведение повторной инвентаризации по решению руководителя предприятия (при выявлении серьезных нарушений правил проведения инвентаризации и в других случаях).
  10. Составление протокола

Рабочая инвентаризационная

  1. Проведение инвентаризации активов в местах их хранения и производства.
  2. Участие в определении результатов инвентаризации и разработка предложений по зачету недостач и излишков по пересортице, списание недостач в пределах норм естественной убыли (эти действия выполняются вместе с бухгалтерией).
  3. Оформление протокола (указывается информация, которая нужна для составления протокола инвентаризационной комиссии)

Как создать инвентаризационную комиссию, если на предприятии только один директор?

Если в штате предприятия числится только один директор, инвентаризация все равно проводится. Для этого руководитель предприятия имеет право утвердить в приказе (распоряжении) состав постоянной действующей инвентаризационной комиссии из одного лица. Также можно привлечь специалистов, выполняющих работу по гражданско-правовому договору. Аналогичного мнения придерживается и Минфин (см. письмо от 27.05.14 г. № 31-08410-07-29/12918).

Выводы: Комиссия по инвентаризации

  1. Инвентаризационная комиссия, а также рабочие инвентаризационные комиссии создаются приказом (распоряжением) руководителя предприятия.
  2. Если в штате предприятия числится один директор, инвентаризационная комиссия может состоять из одного директора либо в ее состав могут входить специалисты, нанятые по гражданско-правовым договорам.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

2592 грн. / год

Купить

Лучшие материалы