• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Оформляем работу автотранспорта

01.11.2019 268 0 1

Операции, связанные с эксплуатацией автомобиля, как и любые другие хозяйственные операции, должны быть зафиксированы первичными документами. Какими именно первичными документами следует оформлять работу автотранспорта, мы расскажем в консультации.


Товарно-транспортная накладная: что нужно знать

Начнем с анализа правил заполнения товарно-транспортной накладной (далее – ТТН). Напомним, что приказом Минтранса от 03.06.19 г. № 413 «Об утверждении изменений в Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине» (далее – Приказ № 413) были внесены некоторые изменения в Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденные приказом Минтранса от 14.10.97 г. № 363 (далее – Правила № 363) и саму форму ТТН (приложение 7 к Правилам № 363). Эти изменения вступили в силу с 12.07.19 г.

Мы рассмотрим особенности оформления обычных ТТН (специальные ТТН затрагивать не будем).

Что представляет собой ТТН и зачем ее нужно оформлять?

ТТН – это единый для всех участников транспортного процесса документ, на основании которого (разд. 1 Правил № 363):

  • ведется учет товарно-материальных ценностей (далее – ТМЦ) на пути их перемещения;
  • осуществляются расчеты за перевозку груза и учет выполненной работы.

Также ТТН является одним из документов, который может использоваться для учета ТМЦ в принципе (их списания, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета).

Вот так выглядит определение ТТН после изменений.

А что, собственно, изменилось в определении ТТН?

Прежняя формулировка давала повод трактовать ее так, будто бы ТТН является единственным документом для учета ТМЦ. Это позволяло налоговой придираться к операциям по оприходованию и учету запасов без наличия ТТН – вплоть до признания операций фиктивными.

Теперь ясно, что ТТН является не единственным, а единым (т. е. общим) документом для подтверждения транспортных расходов и одним из документов, которыми оформляется списание и оприходование ТМЦ.

Форма ТТН

Как мы уже отмечали выше, типовая форма ТТН (форма № 1-ТН) приведена в приложении 7 к Правилам № 363. Однако бланк этой формы не является обязательным к применению. Субъект хозяйствования (далее – СХ) может воспользоваться бланком ТТН в произвольной форме. Но при условии, что в этой произвольной форме будет присутствовать информация, указанная в п. 11.1 Правил № 363, а именно:

  • название, а также дата и место составления ТТН;
  • наименование (фамилия, имя, отчество) участников перевозки груза (перевозчика и/или экспедитора, заказчика, грузоотправителя, грузополучателя);
  • наименование и количество груза, его основные характеристики и признаки, которые дают возможность однозначно идентифицировать этот груз;
  • автомобиль, которым перевозится груз (марка, модель, тип, регистрационный номер);
  • прицеп/полуприцеп (марка, модель, тип, регистрационный номер);
  • пункты погрузки и разгрузки с указанием полного адреса, должности, фамилии и подписей ответственных лиц грузоотправителя, грузополучателя, водителя и/или экспедитора.

На заметку! Вышеуказанная информация является обязательной в произвольной форме ТТН. Но СХ может также дополнять этот документ любыми необходимыми ему реквизитами.

После внесенных изменений типовая форма ТТН стала более компактной, так как из ее шапки исчез ряд реквизитов, а именно:

  • информация о переадресации груза;
  • реквизиты доверенности, выданной грузополучателем;
  • информация о состоянии перевозимого груза, номера пломбы;
  • информация о транспортных услугах, которые предоставляются перевозчиком;
  • Ф. И. О. и подпись бухгалтера (ответственного лица грузоотправителя);
  • Ф. И. О. и подпись лица, разрешившего отпуск груза.

ТТН: бумажная или электронная

ТТН может быть составлена не только в бумажной, но и в электронной форме. Это тоже одно из изменений, внесенных Приказом № 413 в Правила № 363. В сравнительной таблице покажем, чем различается порядок ее оформления.

№ п/п

Показатель

Бумажная ТТН

Электронная ТТН

1

2

3

4

1

Кто оформляет

Заказчик (грузоотправитель)

2

Количество экземпляров

Три экземпляра:

  • первый экземпляр остается у заказчика (грузоотправителя);
  • второй экземпляр водитель (экспедитор) передает грузополучателю;
  • третий экземпляр, заверенный подписью грузополучателя, остается у перевозчика.

Напомним, что до внесения изменений ТТН оформлялась в 4 экземплярах

Электронная форма документа после оформления грузополучателем отправляется грузоотправителю.

Внимание! Для водителя, который будет везти груз, распечатывается бумажный экземпляр ТТН (предъявляется в случае проверки на дорогах)

3

Форма сопроводительных документов

Бумажная

Электронная

Процедура подписания электронной ТТН

Создание, отправка, передача, получение, хранение, обработка, использование и уничтожение электронной ТТН (далее – э-ТТН) регулируется Законом от 22.05.03 г. № 851-IV «Об электронных документах и электронном документообороте» и Законом от 05.10.17 г. № 2155-VIII «Об электронных доверительных услугах» (п. 11.1 Правил № 363).

Для того чтобы иметь возможность подписывать э-ТТН, участники процесса перевозки (грузоотправитель, представитель перевозчика – водитель или экспедитор, грузополучатель) должны иметь квалифицированную электронную подпись (далее – КЭП).

Приведем процедуру подписания э-ТТН, которая изложена в п. 11.1 Правил № 363:

  1. После оформления э-ТТН свою КЭП налагают на нее грузоотправитель и представитель перевозчика (водитель или экспедитор). При этом грузоотправитель распечатывает бумажную копию э-ТТН, подписывает ее и отдает водителю (экспедитору) для предъявления в случае проверки на дороге, а водитель (экспедитор) ставит свою подпись на бумажной копии э-ТТН (заполняется реквизит в шапке ТТН «отримав водій/експедитор»), подтверждая тем самым принятие груза для перевозки.
  2. Подписанный грузоотправителем и представителем перевозчика электронный документ отправляется грузополучателю средствами электронной связи.
  3. Грузополучатель ставит свою КЭП на э-ТТН после получения груза.

Когда ТТН не нужна

Можно не оформлять ТТН, если это перевозка груза для собственных нужд (п. 2 Перечня документов, необходимых для осуществления перевозки груза автомобильным транспортом во внутреннем сообщении (приложение к постановлению КМУ от 25.02.09 г. № 207). В этом случае для подтверждения права собственности на груз водителю достаточно иметь при себе накладную (например, типовой формы № М-11, утвержденной приказом Минстата от 21.06.93 г. № 193) или другой аналогичный документ. Отметим, что такого же мнения придерживается и Мининфраструктуры (Письмо № 5615).

Практические ситуации

Рассмотрим, когда и как нужно оформлять ТТН на примере практических ситуаций.

Ситуация 1. ТТН заполняется в общем порядке

Предприятие на основании договора купли-продажи отгружает товар покупателю. Для перевозки груза поставщик (грузоотправитель) заключает договор с перевозчиком-предпринимателем.

В этой ситуации ТТН заполняется в общем порядке. Пример ее заполнения – см. фрагмент 1.

1 из 1
1 из 1

Ситуация 2. При перевозке товара в стоимость включена доставка

Поставщик товара доставляет товар покупателю собственным транспортом. При этом стоимость услуг перевозки согласно условию договора:

  • выделена отдельно;
  • включена в стоимость товара

Если стоимость доставки оплачивается покупателем отдельно, то продавец товара, по сути, оказывает услуги перевозки. Поэтому ТТН в данном случае нужно оформить. Аналогичный вывод сделан и в письме Мининфраструктуры от 28.05.14 г. № 5615/25/10-14 (далее – Письмо № 5615);.

Если же стоимость доставки товара в договоре отдельно не выделена (т. е. она включена в стоимость товара), тогда, казалось бы, можно утверждать, что ТТН не нужна Ведь нет факта оказания услуг перевозки груза. Однако, по мнению Мининфраструктуры (письмо Мининфраструктуры от 03.09.13 г. № 10092/25/10-12), такую перевозку груза нельзя классифицировать как перевозку для собственных нужд. Причина: в результате перевозки изменяется собственник груза (пусть даже и на конечной стадии товарно-транспортного процесса). То есть при перевозке товара, в стоимость которого входит его доставка, грузоотправителю – продавцу товара также нужно оформлять ТТН.

Пример заполнения такой ТТН – см. фрагмент 2.

1 из 1

Ситуация 3. Доставка на арендованном транспорте

Предприятие для доставки груза покупателю использует арендованный автотранспорт, так как своего не имеет.

В данной ситуации явно предоставляется услуга по перевозке груза. И неважно, на каком транспорте осуществляется такая перевозка: на собственном или арендованном. Значит, нужно оформлять ТТН.

Однако! Здесь поставщику нужно действовать осторожно, поскольку оказание услуг перевозки при отсутствии собственного транспорта может вызвать вопросы со стороны налоговиков. В такой ситуации рекомендуем указывать в договоре с покупателем, что автомобиль для транспортировки груза будет взят в аренду. А лучше всего привлекать стороннего перевозчика.

Путевой лист

Сразу скажем, что на сегодня нет утвержденной формы путевых листов. И даже понятия «путевой лист» уже нет в законодательстве.

Однако никто не мешает предприятию самостоятельно разработать форму путевого листа, включив в нее все реквизиты, обязательные для первичного документа согласно ст. 9 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» и п. 2.4 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88. Отметим, что налоговая ничего не имеет против использования СХ самостоятельно разработанной формы путевого листа (письмо ГФС от 09.06.15 г. № 11999/6/99-99-19-01-01-15 и письмо ГФС от 02.11.15 г. № 23178/6/99-99-19-02-02-15).

Совет! При разработке собственной формы путевого листа за основу можно взять его старую форму, которая была утверждена приказом Госкомстата от 17.02.98 г. № 74 «Об утверждении типовой формы первичного учета работы служебного легкового автомобиля и Инструкции о порядке ее применения» (далее – Приказ № 74).

Самостоятельно разработанная форма путевого листа вводится в действие на основании приказа руководителя предприятия.

Для чего нужен путевой лист, если его «отменили»?

При эксплуатации автотранспорта и перевозке грузов предприятие должно вести учет таких операций, а именно:

  • контролировать работу транспортного средства;
  • производить расчеты за перевозку грузов;
  • списывать ГСМ;
  • начислять зарплату водителям.

Для целей налогового учета также нужен документ, на основании которого предприятие будет списывать горючее и фиксировать работу автотранспорта.

Не секрет, что отсутствие связи с хозяйственной деятельностью – а именно так может рассматривать налоговая бесконтрольное использование топлива – чревато начислением компенсирующих налоговых обязательств по НДС согласно пп. «г» п. 198.5 Налогового кодекса (далее – НК).

Кроме того, плательщики налога на прибыль в налоговом учете могут отражать амортизацию только тех основных средств (далее – ОС), которые используются в хозяйственной деятельности. Непроизводственные ОС не амортизируются (пп. 138.3.2 НК).

А доказательством использования транспортного средства в хозяйственной деятельности предприятия являются, в частности, цель и маршрут поездки, указанные в путевом листе.

Нужно ли в путевом листе проставлять отметку о прохождении водителем медосмотра?

Напомним, что порядок проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей установлен Положением о медицинском осмотре кандидатов в водители и водителей транспортных средств, утвержденном приказом Минздрава и МВД от 31.01.13 г. № 65/80 (далее – Положение № 65/80). То есть водитель может выехать в рейс тoлько после осмотра медработником. Это необходимо для обеспечения безопасности дорожного движения. При этом проведение медосмотра не зависит oт наличия или отсутcтвия путевого листа.

Результаты проведенных медосмотров заносятся в Журнал ежесменного предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителей по форме приложения 3 к Положению № 65/80. При наличии путевого листа медработник может и в нем сделать отметку о состоянии здоровья водителя.

Особенности заполнения путевого листа

В путевом листе отражается пробег автомобиля, в том числе для контроля пробега (наработки) шин, количества израсходованного топлива – фактически и по норме, рассчитанной согласно Нормам, утвержденным приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43, а также для табелирования рабочего времени водителей с целью начисления им зарплаты.

Ранее действовавшая Инструкция № 74 (утвержденная Приказом № 74) требовала, чтобы путевой лист служебного автомобиля оформлялся только на один рабочий день (смену). И выдавать его можно было при условии сдачи водителем путевого листа за прошедший день работы.

Поскольку на данный момент эти требования отменены, предприятие может оформлять путевые листы с той периодичностью, с которой ему это удобно (например, раз в неделю или раз в месяц). Однако при этом все-таки имеет смысл приводить показатели спидометра автомобиля в разрезе каждого дня (при выезде и заезде автотранспорта), а также указывать общий пробег автомобиля и расход топлива за день. Ведь если вы укажете в путевом листе только показатель спидометра автомобиля на начало, например, месяца и на конец месяца, то при проверке могут возникнуть вопросы относительно подтверждения расхода топлива.

Нужно ли указывать в путевом листе маршрут движения автомобиля?

Как мы уже отмечали выше, цель оформления путевого листа – подтвердить связи услуг перевозки с хозяйственной деятельностью предприятия. Поэтому лучше, если путевой лист позволит идентифицировать направление использования топлива. А сделать это можно, если будет виден маршрут движения транспортного средства.

Ситуация 4. Путевой лист для легкового автомобиля

Предприятие занимается автоперевозками и для всестороннего контроля за работой автотранспорта разработало форму путевого листа легкового автотранспорта.

Образец заполнения самостоятельно разработанного путевого листа – см. фрагмент 3.

1 из 1

Нормативная база:

ТТН_бумажная или электронная.docx

Скачать

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

2592 грн. / год

Купить

Лучшие материалы