Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Можно ли по результатам инвентаризации частично ликвидировать основное средство?

12.10.2017

В ходе инвентаризации на предприятии выявили оборудование, которое будет пригодно к эксплуатации после замены одной из основных запчастей. Запчасть не выделена в отдельный инвентарный номер. Можно ли частично ликвидировать данное оборудование, зафиксировав это в протоколе инвентаризации? Может ли это сделать инвентаризационная комиссия, а не комиссия по ликвидации, созданная отдельным приказом?

Да, по итогам инвентаризации можно провести частичную ликвидацию оборудования на основании п. 5 разд. І Положения, утвержденного приказом Минфина от 02.09.14 г. № 879 (далее – Положение № 879). В этом пункте сказано, что при инвентаризации должны быть выявлены активы, утратившие свои первоначальные качества, с целью обеспечить достоверность бухгалтерского учета и соответствие активов критериям их признания и оценки. Решение инвентаризационной комиссии о частичной ликвидации оборудования должно быть зафиксировано в протоколе инвентаризации.

Для списания основных средств (далее – ОС) на предприятии создается специально действующая комиссия (п. 41 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минфина от 30.09.03 г. № 561). Задачами этой комиссии являются:

  • непосредственный осмотр объекта, подлежащего списанию;
  • установление причин несоответствия критериям актива;
  • определение лиц, виновных в преждевременном выбытии ОС из эксплуатации, внесение предложений относительно их ответственности;
  • установление возможности дальнейшей продажи материалов, комплектующих и запчастей, полученных в результате демонтажа, разборки списываемого ОС;
  • составление и подписание актов на списание ОС.

Комиссия по списанию занимается и оформлением частичной ликвидации ОС.

Функции и задачи инвентаризационной комиссии и рабочих инвентаризационных комиссий (при их наличии на предприятии) приведены в п. 2.5 разд. ІІ Положения № 879. В задачах и целях этих комиссий и комиссии по списанию много общего: они осматривают объекты, подлежащие ликвидации, устанавливают критерии признания активом, ищут виновных в преждевременном износе и пр. Но инвентаризационные комиссии не оформляют документы на списание ОС, они оформляют инвентаризационные протоколы, в которых фиксируются их решения и предложения.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь на онлайн сервисы для бухгалтеров и кадровиков Uteka. Получите полный доступ библиотеки безопасных решений, которые делают вашу работу более эффективной.
Что входит в подписку?
Готовые решения
и примеры
Мгновенная активация
доступа
Возможность задать
вопрос эксперту
Ежедневные
обновления
Доступ к эксклюзивным
материалам
Открытый архив
материалов с 2015 года
Статьи по теме
23.10.2025
Таблица-подсказка: отражаем результаты инвентаризации в учете
В статье рассмотрим, как последствия проведенной инвентаризации влияют на бухгалтерский и налоговый учет. Инвентаризация Процедура инвентаризации требует от предприятия выполнения конкретных действий, а именно: создания инвентаризационной комиссии, подготовки документации и активов, непосредственно...
23.10.2025
Инвентаризация обеспечений
Как проинвентаризовать обеспечения и проверить их обоснованность? В статье рассмотрим, какие объекты подлежат инвентаризации, как оформляются и отражаются в учете ее результаты. Инвентаризации подлежат все виды обеспечений. При этом прежде всего проверяется правильность и обоснованность их начислени...
23.10.2025
Инвентаризация финансовых инвестиций и прочих ценных бумаг
В статье приведем пошаговый алгоритм проведения инвентаризации финансовых инвестиций и порядок отражения в учете ее результатов Финансовые инвестиции, как и любые другие активы предприятия, должны быть достоверно отражены в годовой финансовой отчетности. Рассмотрим, какие активы относятся к финанс...
Популярное
24.10.2025
Учет шин и аккумуляторов
В статье рассмотрим: к какому виду активов относятся шины и аккумуляторы – оборотных или необоротных; как вести учет их приобретения, замены и списания; что нужно сделать, чтобы не платить эконалог с шин и аккумуляторов (отходов). Из этой статьи вы узнаете: к какому виду активов относятся ш...
18.08.2025
Учет расходов на создание веб-сайта
В статье расскажем, что такое веб-сайт и как отражать в бухгалтерском и налоговом учете расходы на его создание. Сегодня веб-сайты используются с разными целями. Некоторые выполняют только представительские функции. Это может быть, например, сайт-визитка – электронный аналог традиционной бумаж...
23.10.2025
Как отразить в учете излишки активов у плательщиков налога на прибыль и единщиков
В статье рассмотрим особенности учета излишков основных средств, нематериальных активов и запасов в разрезе бухгалтерского учета, налога на прибыль и единого налога. В процессе инвентаризации предприятие может выявить излишки активов, которые необходимо взять на баланс, отразив эту операцию по пра...
Новое
24.10.2025
Учет шин и аккумуляторов
В статье рассмотрим: к какому виду активов относятся шины и аккумуляторы – оборотных или необоротных; как вести учет их приобретения, замены и списания; что нужно сделать, чтобы не платить эконалог с шин и аккумуляторов (отходов). Из этой статьи вы узнаете: к какому виду активов относятся ш...
24.10.2025
5 ошибок налогоплательщиков в обзоре практики Верховного Суда за август 2025 года
Читайте об арендной плате за землю, особенностях сроков взыскания налогового долга в судебном порядке, неначислении НДС на бюджетные средства целевого финансирования, требованиях к детализации первичных документов, НДФЛ с доходов предпринимателей на общей системе налогообложения – в иногда нео...
23.10.2025
Таблица-подсказка: отражаем результаты инвентаризации в учете
В статье рассмотрим, как последствия проведенной инвентаризации влияют на бухгалтерский и налоговый учет. Инвентаризация Процедура инвентаризации требует от предприятия выполнения конкретных действий, а именно: создания инвентаризационной комиссии, подготовки документации и активов, непосредственно...
Лучшие материалы