Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Можно ли по результатам инвентаризации частично ликвидировать основное средство?

12.10.2017

В ходе инвентаризации на предприятии выявили оборудование, которое будет пригодно к эксплуатации после замены одной из основных запчастей. Запчасть не выделена в отдельный инвентарный номер. Можно ли частично ликвидировать данное оборудование, зафиксировав это в протоколе инвентаризации? Может ли это сделать инвентаризационная комиссия, а не комиссия по ликвидации, созданная отдельным приказом?

Да, по итогам инвентаризации можно провести частичную ликвидацию оборудования на основании п. 5 разд. І Положения, утвержденного приказом Минфина от 02.09.14 г. № 879 (далее – Положение № 879). В этом пункте сказано, что при инвентаризации должны быть выявлены активы, утратившие свои первоначальные качества, с целью обеспечить достоверность бухгалтерского учета и соответствие активов критериям их признания и оценки. Решение инвентаризационной комиссии о частичной ликвидации оборудования должно быть зафиксировано в протоколе инвентаризации.

Для списания основных средств (далее – ОС) на предприятии создается специально действующая комиссия (п. 41 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минфина от 30.09.03 г. № 561). Задачами этой комиссии являются:

  • непосредственный осмотр объекта, подлежащего списанию;
  • установление причин несоответствия критериям актива;
  • определение лиц, виновных в преждевременном выбытии ОС из эксплуатации, внесение предложений относительно их ответственности;
  • установление возможности дальнейшей продажи материалов, комплектующих и запчастей, полученных в результате демонтажа, разборки списываемого ОС;
  • составление и подписание актов на списание ОС.

Комиссия по списанию занимается и оформлением частичной ликвидации ОС.

Функции и задачи инвентаризационной комиссии и рабочих инвентаризационных комиссий (при их наличии на предприятии) приведены в п. 2.5 разд. ІІ Положения № 879. В задачах и целях этих комиссий и комиссии по списанию много общего: они осматривают объекты, подлежащие ликвидации, устанавливают критерии признания активом, ищут виновных в преждевременном износе и пр. Но инвентаризационные комиссии не оформляют документы на списание ОС, они оформляют инвентаризационные протоколы, в которых фиксируются их решения и предложения.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь на онлайн сервисы для бухгалтеров и кадровиков Uteka. Получите полный доступ библиотеки безопасных решений, которые делают вашу работу более эффективной.
Что входит в подписку?
Готовые решения
и примеры
Мгновенная активация
доступа
Возможность задать
вопрос эксперту
Ежедневные
обновления
Доступ к эксклюзивным
материалам
Открытый архив
материалов с 2015 года
Популярное
20.06.2025
Резерв сомнительных долгов: в каких случаях предприятию выгодно его создавать
Расскажем, какие предприятия могут оптимизировать налог на прибыль путем создания резерва сомнительных долгов и как правильно сформировать этот резерв, чтобы не было претензий со стороны контролирующих органов. В чем состоит проблема: оптимизация объекта обложения налогом на прибыль для некоторых пр...
05.04.2025
Продление срока полезного использования полностью самортизированных основных средств
Ситуация из практики: срок, определенный при первоначальном признании объекта основных средств (далее – ОС), уже истек, а актив продолжает использоваться. НП(С)БУ 7 предусмотрено, что срок полезного использования (эксплуатации) объекта ОС пересматривается в случае изменения ожидаемых экономич...
20.06.2025
Как рассчитать резерв отпусков на дату баланса
В статье расскажем о порядке формирования резерва отпусков и регулярности его пересмотра. Нужно ли ежемесячно инвентаризовать резерв? Обеспечение на оплату отпусков формируется для равномерного распределения расходов на отпуска между отчетными периодами. Его создание – обязанность предприятия....
Новое
03.07.2025
Формирование резервов и обеспечений: для кого – обязанность, а для кого – право?
Из статьи вы узнаете, кто может не создавать резервы и обеспечения и что для этого нужно сделать. Формирование в бухгалтерском учете резервов и обеспечений – не простая задача. Кто обязан их создавать? Кому разрешено не прибегать к этой процедуре и тем самым упростить учет? Как отказ от резерв...
03.07.2025
Кто из работодателей обязан обновить информацию в ЕГР не позднее 13.08.2025?
В связи со вступлением в силу нового закона некоторые работодатели не позднее 13.08.2025 обязаны обновить свои данные в ЕГР. Прочтите статью, чтобы узнать, касается ли вас это требование. В июне 2025 года вступил в силу закон, которым изменены отдельные правила, касающиеся трудовых отношений. В част...
26.06.2025
Резерв на оплату отпусков: есть ли разницы по налогу на прибыль?
Из статьи вы узнаете, есть ли разницы по налогу на прибыль по резерву на оплату отпусков и кого касается переходная разница по резерву, сформированному на 01.01.2015. Плательщики налога на прибыль, применяющие разницы (так называемые высокодоходники), бесспорно, слышали о разницах по резервам и обес...
Лучшие материалы