Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Ликвидация основных средств по желанию налогоплательщика

Практически все субъекты хозяйствования рано или поздно сталкиваются с необходимостью ликвидации объектов основных средств (далее – ОС). В консультации рассмотрим особенности налогового и бухгалтерского учета операций по ликвидации ОС по самостоятельному решению налогоплательщика.

Причиной ликвидации объекта ОС по решению налогоплательщика, как правило, является непригодность объекта к использованию либо невозможность его продажи (передачи), неэффективность или нецелесообразность его улучшения (ремонта, модернизации) и т. п.

Ликвидацией ОС занимается постоянно действующая комиссия, которую назначает руководитель предприятия (п. 41 Методрекомендаций № 561). Прежде чем списать объект ОС, комиссия:

  • осматривает его и определяет пригодность к использованию на предприятии;
  • устанавливает причины его несоответствия активам;
  • определяет круг лиц, по вине которых объект преждевременно выбывает из эксплуатации, вносит предложения по привлечению их к ответственности;
  • определяет эффективность выполнения ремонта или модернизации;
  • устанавливает возможность продажи.

Решение о ликвидации объекта ОС, принятое комиссией, фиксируется в Акте списания объек­тов основных средств типовой формы № ОЗ-3 или № ОЗ-4 (обе формы утверждены Приказом № 352).

Такие акты составляются в двух экземплярах и утверждаются руководителем предприятия (уполномоченным лицом). Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, другой остается у лица, ответственного за хранение ОС, и является основанием для сдачи на склад материальных ценностей, оставшихся после списания объекта (запчастей, металлолома и т. п.).

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь на онлайн сервисы для бухгалтеров и кадровиков Uteka. Получите полный доступ библиотеки безопасных решений, которые делают вашу работу более эффективной.
Что входит в подписку?
Готовые решения
и примеры
Мгновенная активация
доступа
Возможность задать
вопрос эксперту
Ежедневные
обновления
Доступ к эксклюзивным
материалам
Открытый архив
материалов с 2015 года
Статьи по теме
18.12.2025
Микропредприятие стало малым: как изменить учетную политику
При переходе микропредприятия в малое возникает вопрос об изменении учетной политики относительно резервов и обеспечений, оценки необоротных активов и т. п. В статье расскажем, что предприятие должно принять во внимание, изменяя группу по размеру. С 01.01.2018 в целях бухучета и составления финотчет...
17.12.2025
Резервы и обеспечения: виды и отражение в учетной политике
В статье расскажем, какие виды резервов и обеспечений существуют, кто должен их создавать и как их отразить в учетной политике. Принципы формирования в бухгалтерском учете обеспечений изложены в НП(С)БУ 11, а резервов, в частности основного из них – резерва сомнительных долгов, – в НП(С)...
16.12.2025
Списание испорченных запасов: документальное оформление и учет
Как действовать предприятию, если запасы испортились вследствие вражеской атаки, длительного отключения электроэнергии или истечения срока годности? В статье рассмотрим порядок действий в данной ситуации, документальное оформление списания и его отражение в бухгалтерском и налоговом учете. Списание ...
Популярное
24.10.2025
Учет шин и аккумуляторов
В статье рассмотрим: к какому виду активов относятся шины и аккумуляторы – оборотных или необоротных; как вести учет их приобретения, замены и списания; что нужно сделать, чтобы не платить эконалог с шин и аккумуляторов (отходов). Из этой статьи вы узнаете: к какому виду активов относятся ш...
02.12.2025
Отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда: кому и как оформить?
В данной статье мы рассмотрим, в каком порядке работникам предоставляется дополнительный ежегодный отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда. Из этой статьи вы узнаете, в каких случаях работодатель обязан предоставить сотруднику дополнительный ежегодный отпуск за работу с вредными и тяж...
23.10.2025
Как отразить в учете излишки активов у плательщиков налога на прибыль и единщиков
В статье рассмотрим особенности учета излишков основных средств, нематериальных активов и запасов в разрезе бухгалтерского учета, налога на прибыль и единого налога. В процессе инвентаризации предприятие может выявить излишки активов, которые необходимо взять на баланс, отразив эту операцию по пра...
Новое
26.12.2025
Охранная деятельность для единщиков с 01.01.2026 – под запретом
Хотите узнать, что именно изменится с 01.01.2026 для плательщиков единого налога, занимающихся сейчас охранной деятельностью? Читайте об этом в статье. На электронную почту редакции поступило письмо следующего содержания: «У нашего предприятия – плательщика единого налога одним из видов ...
24.12.2025
Задолженность перед контрагентами из Беларуси: как исчислять сроки исковой давности?
Узнайте, как исчислить срок давности по задолженности, возникшей до 2022 года, если ваш контрагент находится в Беларуси. Ситуация. У нашего предприятия есть задолженность, возникшая до 2022 года, перед предприятием, которое находится в Беларуси. Эта задолженность не будет погашена, поэтому сейчас хо...
24.12.2025
Исковая давность в договорных отношениях: как исчислять с учетом карантинного и военного приостановления?
В статье рассмотрено, на какой период было приостановлено течение сроков исковой давности, установленных Гражданским кодексом Украины, с какого момента оно возобновлено в связи с принятием соответствующего закона, а также на примерах показано, как рассчитать срок исковой давности с учетом приостанов...
Лучшие материалы