Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Ликвидация основных средств по причине форс-мажора

Разумеется, никто не застрахован от пожара, наводнения, урагана и т. д. Все эти чрезвычайные ситуации (далее – ЧС) влекут за собой значительные материальные потери от разрушения, уничтожения и порчи имущества предприятий. В консультации рассмотрим, как отражаются в учете операции по списанию объектов основных средств (далее – ОС) в результате форс-мажорных обстоятельств, а также в случае кражи ОС.

К чрезвычайным относятся ситуации, влекущие за собой нарушение нормальных условий жизнедеятельности населения или невозможность осуществления хозяйственной деятельности и нанесение материального ущерба на территории, где они возникают (п. 24 ч. 1 ст. 2 КГЗ).

Если в результате стихийного бедствия повреждено и/или уничтожено имущество предприятия, в том числе необоротные активы, необходимо подтвердить факт ЧС и определить размер нанесенного стихией ущерба.

Для документального подтверждения действия ЧС нужно:

1. По приказу (распоряжению) руководителя предприятия создать комиссию для установления последствий ЧС. В ее состав должны войти ведущие специалисты предприятия, инженеры по охране труда (при наличии), представители соответствующих органов для расследования произошедшего события, установления его причин и последствий.

Так, если причиной ЧС был пожар, в комиссию следует включить представителя территориального органа Государственной службы по чрезвычайным ситуациям (далее – ГСЧС) (п. 7 Порядка № 2030). Если пострадавшее вследствие ЧС имущество было застраховано, тогда для участия в работе комиссии надо привлечь представителя страховой компании.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь на онлайн сервисы для бухгалтеров и кадровиков Uteka. Получите полный доступ библиотеки безопасных решений, которые делают вашу работу более эффективной.
Что входит в подписку?
Готовые решения
и примеры
Мгновенная активация
доступа
Возможность задать
вопрос эксперту
Ежедневные
обновления
Доступ к эксклюзивным
материалам
Открытый архив
материалов с 2015 года
Статьи по теме
18.12.2025
Микропредприятие стало малым: как изменить учетную политику
При переходе микропредприятия в малое возникает вопрос об изменении учетной политики относительно резервов и обеспечений, оценки необоротных активов и т. п. В статье расскажем, что предприятие должно принять во внимание, изменяя группу по размеру. С 01.01.2018 в целях бухучета и составления финотчет...
17.12.2025
Резервы и обеспечения: виды и отражение в учетной политике
В статье расскажем, какие виды резервов и обеспечений существуют, кто должен их создавать и как их отразить в учетной политике. Принципы формирования в бухгалтерском учете обеспечений изложены в НП(С)БУ 11, а резервов, в частности основного из них – резерва сомнительных долгов, – в НП(С)...
16.12.2025
Списание испорченных запасов: документальное оформление и учет
Как действовать предприятию, если запасы испортились вследствие вражеской атаки, длительного отключения электроэнергии или истечения срока годности? В статье рассмотрим порядок действий в данной ситуации, документальное оформление списания и его отражение в бухгалтерском и налоговом учете. Списание ...
Популярное
24.10.2025
Учет шин и аккумуляторов
В статье рассмотрим: к какому виду активов относятся шины и аккумуляторы – оборотных или необоротных; как вести учет их приобретения, замены и списания; что нужно сделать, чтобы не платить эконалог с шин и аккумуляторов (отходов). Из этой статьи вы узнаете: к какому виду активов относятся ш...
02.12.2025
Отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда: кому и как оформить?
В данной статье мы рассмотрим, в каком порядке работникам предоставляется дополнительный ежегодный отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда. Из этой статьи вы узнаете, в каких случаях работодатель обязан предоставить сотруднику дополнительный ежегодный отпуск за работу с вредными и тяж...
23.10.2025
Как отразить в учете излишки активов у плательщиков налога на прибыль и единщиков
В статье рассмотрим особенности учета излишков основных средств, нематериальных активов и запасов в разрезе бухгалтерского учета, налога на прибыль и единого налога. В процессе инвентаризации предприятие может выявить излишки активов, которые необходимо взять на баланс, отразив эту операцию по пра...
Новое
22.12.2025
Может ли быть прибыль или убыток у неприбыльной организации?
Если в бухучете неприбыльной организации финрезультат равен нулю, бухгалтер спокоен. Но как только он видит, что доходы превысили расходы отчетного периода и есть бухгалтерская прибыль, возникают опасения: не лишится ли организация статуса неприбыльной, ведь «вылезла» прибыль; не нужно л...
22.12.2025
Главные дела бухгалтера для закрытия года
Подходит к концу 2025 год, и бухгалтеру время подводить итоги и «закрывать» финансовый год. Для этого стоит составить план действий, чтобы ничего не упустить. Напомним, какие именно дела не следует откладывать на следующий год, чтобы его начало было прогнозируемым и спокойным. Подходит...
18.12.2025
Микропредприятие стало малым: как изменить учетную политику
При переходе микропредприятия в малое возникает вопрос об изменении учетной политики относительно резервов и обеспечений, оценки необоротных активов и т. п. В статье расскажем, что предприятие должно принять во внимание, изменяя группу по размеру. С 01.01.2018 в целях бухучета и составления финотчет...
Лучшие материалы