Как теперь получить разрешение на спецводопользование
21.06.2017 9519 0 2
Статья-навигатор:
- приведен алгоритм действий субъекта хозяйствования для получения разрешения на спецводопользование;
- указано, в каких случаях разрешение требуется обязательно, а в каких – нет.
Разрешение на спецводопользование: общие правила
Совсем недавно изменился порядок получения разрешения на спецводопользование. Изменения в Водный кодекс (далее – ВК) были внесены Законом от 07.02.17 г. № 1830-VIII (далее – Закон № 1830). Эти изменения действуют с 04.06.17 г.
Отметим, что на данный момент также действует Порядок выдачи разрешений на спецводопользование, утвержденный постановлением КМУ от 13.03.02 г. № 321 (далее – Порядок № 321), однако в него пока не внесены изменения. Существует лишь проект постановления КМУ (далее – проект), которым нормы Порядка № 321 приводятся в соответствие с требованиями ВК.
Напомним, что специальное водопользование является платным и осуществляется на основании разрешения (ст. 49 ВК). Давайте рассмотрим новый порядок получения разрешения на спецводопользование (далее – разрешение).
Что указывается в разрешении?
В разрешении устанавливаются лимиты (предельные объемы) использования воды, забора воды, сброса загрязняющих веществ.
Кто сейчас выдает разрешения?
Раньше разрешения выдавались областными, Киевским и Севастопольским горсоветами. Сейчас такие полномочия переданы территориальным органам Госводагентства (далее – Госводагентство; п. 9 ст. 16, ст. 49 ВК).
Кому надо получить разрешение?
Разрешения нужно получать всем первичным водопользователям и некоторым вторичным – в зависимости от вида водопользования.
Напомним, первичные водопользователи имеют собственные водозаборные сооружения и соответствующее оборудование для забора воды (например, водоканалы). Вторичные не имеют собственных водозаборных сооружений и оборудования для забора воды и получают воду от первичных водопользователей (ст. 42 ВК). Например, абоненты водоканалов являются вторичными водопользователями.
Вторичные водопользователи обязаны иметь разрешение, если они осуществляют сброс сточных вод непосредственно в водные объекты. Если вторичный водопользователь сбрасывает сточные воды в системы водоснабжения первичных водопользователей, из водозаборных сооружений которых он получает воду, тогда ему нужно заключить договор о поставке воды и/или водоотведения с таким первичным водопользователем.
Если предприятие осуществляет забор и использование воды из межбассейнового или внутрибассейнового перераспределения водных ресурсов, то такой забор осуществляется на основании разрешения на спецводопользование и договора с предприятиями, обеспечивающими переброску воды в маловодные регионы (ст. 42 ВК).
Добыча подземных вод также относится к спецводопользованию, поэтому разрешение также необходимо получать (ст. 48 ВК).
В каких случаях разрешение получать не надо?
Разрешение не нужно получать, если предприятие осуществляет деятельность, не относящуюся к водопользованию. Перечень таких работ и деятельности установлен в ст. 48 ВК.
Согласно изменениям, внесенным в ВК Законом № 1830, теперь не нужно иметь разрешение на забор/использование воды в объеме до 5 м3 в сутки (кроме воды, используемой в качестве сырья для напитков, и для фасованной питьевой воды).
Порядок получения разрешения
Порядок выдачи разрешения регламентирован ст. 49 ВК. Прежде всего отметим, что выдача разрешения, его переоформление, выдача дубликата или аннулирование разрешения осуществляется бесплатно.
Теперь приведем алгоритм действий субъекта хозяйствования – водопользователя для получения разрешения.
Шаг 1. Написать заявление
Юрлицо или физлицо-предприниматель пишет заявление (его форма приведена в проекте) о получении разрешения на спецводопользование.
Шаг 2. Подготовить пакет документов
Понадобятся такие документы:
- обоснование потребности в воде с помесячным нормативным расчетом водопользования и водоотведения. Такой расчет осуществляется на основании, например, плановых показателей производства (если вода используется в производстве), а также примерной потребности в питьевой воде и воде для санитарно-гигиенических нужд;
- описание и схема мест забора воды и сброса возвратных вод;
- нормативы предельно допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты с возвратными водами (с расчетом на каждый выпуск (сброс) отдельно).
Предприятия жилищно-коммунального хозяйства и субъекты хозяйствования, предоставляющие услуги по централизованному водоснабжению и водоотведению, помимо перечисленных выше документов должны также представить утвержденные индивидуальные технологические нормативы использования питьевой воды.
Арендаторы водных объектов дополнительно подают копию правоустанавливающих документов на такие водные объекты.
Указанный выше перечень документов является исчерпывающим. Также отметим, что предприятие для подготовки перечисленных документов может воспользоваться услугами организации, которая этим занимается, или же подготовить самостоятельно (конечно, при наличии соответствующих специалистов).
Шаг 3. Подать заявление и пакет документов в Госводагентство
Заявление вместе с пакетом документов подается в бумажной или в электронной форме.
Далее госорганы обмениваются информацией в таком порядке.
Госводагентство в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления направляет копии документов (для получения заключения):
- в случае использования подземных вод – в Госгеонедра;
- случае использования водных объектов, отнесенных к лечебным, – в Минздрав.
Госгеонедра и Минздрав в течение 15 календарных дней со дня получения документов в электронном виде бесплатно предоставляют заключение Госводагентству относительно возможности выдачи разрешения. Если в течение этого срока заключение не предоставлено, то по умолчанию считается, что соответствующий орган не возражает против выдачи разрешения.
После этого предприятие в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления и документов в Госводагентство должно получить либо разрешение, либо отказ в его выдаче.
В каких случаях может быть отказано в выдаче разрешения?
Органы Госводагентства могут отказать в выдаче разрешения по таким основаниям:
- субъектом хозяйствования подан неполный пакет документов, предусмотренный ст. 49 ВК;
- в поданных документах обнаружены недостоверные сведения, несоответствия требованиям законодательства и долгосрочным прогнозам водохозяйственных балансов;
- получено отрицательное заключение Госгеонедр или Минздрава о возможности специального водопользования.
Срок действия разрешения
Разрешение выдается на срок специального водопользования. Срок спецводопользования может быть краткосрочным (на три года) или долгосрочным (от трех до двадцати пяти лет) (ст. 50 ВК).
Ответственность за отсутствие разрешения
Отсутствие разрешения (в тех случаях, когда его необходимо получить) может привести к штрафам. Размер штрафа зависит от причиненного ущерба. В частности, в ст. 111 ВК речь идет о возмещении виновными сумм убытка, причиненного нарушениями водного законодательства.
Также стоит учесть, что отсутствие разрешения не освобождает субъекта хозяйствования от уплаты рентной платы за спецводопользование. В таком случае предприятию придется уплатить рентную плату в пятикратном размере с учетом ставок, предусмотренных нормами Налогового кодекса (пп. 255.11.15, 255.11.13 НК).
Особенно серьезные последствия могут ожидать предприятие, которое самовольно сбрасывает загрязняющие вещества в водные объекты. В этом случае нарушается законодательство об охране окружающей среды, а это чревато для нарушителя остановкой его деятельности.
Выводы
При правильном оформлении всех необходимых документов получение разрешения на спецводопользование не займет у вас много времени и сил. Через месяц после подачи заявления и пакета документов вы уже получите разрешение.
Не всем необходимо получать разрешение. Например, его можно не получать, если у вторичного водопользователя есть договор на водоснабжение (поставку воды) с первичным водопользователем. Или если забор воды осуществляется в объеме до 5 м3 в сутки (кроме воды, которая используется в качестве сырья для напитков и для фасованной питьевой воды).
Комментарии к материалу