Как планируют штрафовать за нарушения в сфере наличного обращения
На сегодня в сфере наличного обращения сложилась практически уникальная ситуация. Отменены штрафные санкции за нарушения порядка осуществления операций с наличными, установленные Указом Президента от 12.06.95 г. № 436/95 (далее – Указ № 436). Осталась только административная ответственность по КУоАП, о чем мы писали в «Ответственность за нарушения в сфере наличного обращения». Вместе с тем объект контроля остался. Как остались и функции контроля, возложенные на ГФС (п. 57 разд. IV Положения, утвержденного постановлением Правления НБУ от 29.12.17 г. № 148, далее – Положение № 148).
Напомню, что при проверках по вопросам соблюдения субъектами хозяйствования (далее – СХ) кассовой дисциплины налоговики проверяют (п. 58 Положения № 148):
- ведение кассовой книги и оформление поступления и выдачи наличных;
- полноту и своевременность оприходования наличных в кассах;
- наличие самостоятельно установленного лимита кассы и его соответствие самостоятельно осуществленным расчетам;
- наличие в кассах предприятий торговли, общественного питания и услуг разменной монеты для выдачи сдачи;
- соответствие данных кассовых и банковских документов при получении СХ значительных сумм наличными;
- соблюдение порядка использования наличной выручки, установленного Налоговым кодексом, при наличии у предприятия налогового долга;
- соблюдение порядка выдачи наличных под отчет, в том числе на командировки;
- соблюдение ограничений при наличных расчетах между СХ и с физлицами.
Как видите, список подконтрольных вопросов – внушительный. Очевидно, что в перспективе одними административными санкциями за «наличные» нарушения дело не ограничится. Поэтому давайте заранее заглянем в законопроекты.
На сайте Минфина размещен законопроект от 03.09.18 г., которым устанавливаются следующие штрафные (финансовые) санкции:
- за превышение установленного лимита остатка наличных в кассе – в размере 100 % суммы выявленной сверхлимитной наличности (по Указу № 436 было 200 %);
- за неоприходование, неполное и/или несвоевременное оприходование наличных в кассе – в двухкратном размере неоприходованной, не полностью и/или несвоевременно оприходованной суммы наличных (по Указу № 436 был пятикратный размер);
- за превышение установленных сроков использования наличных, выданных под отчет, или за выдачу под отчет наличных без получения авансового отчета за ранее выданную сумму – в размере 25 % выданных под отчет сумм (и Указом № 436 была установлена такая же штрафная санкция);
- за невыдачу расчетного документа, подтверждающего уплату лицом наличных (кроме расчетов с применением РРО) – в размере 200 % уплаченной суммы (в Указе № 436 подобной нормы не было).
Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь на онлайн сервисы для бухгалтеров и кадровиков Uteka. Получите полный доступ библиотеки безопасных решений, которые делают вашу работу более эффективной.
Что входит в подписку?
и примеры
доступа
вопрос эксперту
обновления
материалам
материалов с 2015 года