• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Как оформить торговую точку

02.09.2019 323 0 0

Как открыть торговлю: документы, процедура, бухучет и расчеты

Торговая деятельность для предприятий: документы, процедура, бухучет и расчеты

Выездная торговля: оформление разрешительных документов


В консультации расскажем, как правильно организовать выездную торговлю. Эта информация поможет избежать штрафные санкции, которые могут применить контролирующие органы за отсутствие необходимых разрешительных или организационных документов, либо закрытия торговой точки.


Правовое регулирование выездной торговли

Действующее законодательство не дает точного определения понятия «выездная торговля». Есть лишь отдельные упоминания о ней. Так, согласно п. 30 Порядка, утвержденного постановлением КМУ от 15.06.06 г. № 833, под выездной и выносной торговлей следует понимать продажу товаров за пределами торгового помещения.

В п. 3 Правил, утвержденных приказом Министерством внешних экономических связей и торговли от 08.07.96 г. № 369 (далее - Правила № 369) сказано, что розничная торговля через мелкорозничную торговую сеть является одной из форм внемагазинной продажи товаров, при которой помещения не имеют торгового зала для потребителей.

Исходя из этого можем заключить, что выездная торговля относится к розничной торговле, которая осуществляется через мелкорозничную торговую сеть и является одной из форм внемагазинной продажи товаров.

Поэтому при организации выездной торговли следует руководствоваться Правилами № 369, согласно которым продажа товаров осуществляется:

  • через пункты некапитальной застройки: киоски, лари, ларьки, палатки, павильоны для сезонной продажи товаров, торговые автоматы;
  • средства передвижной сети: автомагазины, автокафе, авторазвозки, автоцистерны, лавки-автоприцепы, тележки, специальное технологическое оборудование (низкотемпературные лотки-прилавки), разноски, лотки, столики и т. п.

Пакет документов для размещения пункта торговли

При размещении пунктов торговли некапитальной застройки (их еще называют временными сооружениями) следует также руководствоваться:

Для справки: временное сооружение – одноэтажное сооружение, которое изго­тавливается из облегченных конструкций с учетом основных требований к сооружениям, определенным техническим регламентом строительных изделий, зданий и сооружений, и устанавливается временно, без устройства фундамента (ч. 2 ст. 28 Закона от 17.02.11 г. № 3038-VI «О регулировании градостроительной деятельности»).

Временное сооружение для осуществления предпринимательской деятельности может иметь (либо не иметь) закрытое помещение для временного пребывания людей (павильон площадью не более 30 м2 по внешнему контуру).

Обратите внимание: самовольное размещение временного сооружения запрещено.

Для размещения временного сооружения понадобятся следующие документы:

1. Документ, удостоверяющий наличие прав на земельный участок (ст. 126 Земельного кодекса; Закон от 01.07.04 г. № 1952-IV «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений»). Правоустанавливающими документами на земельный участок могут быть договор аренды земельного участка либо документы, удостоверяющие право собственности.

2. Паспорт привязки, который оформляется в соответствии с требованиями Порядка № 244. Для его получения следует обратиться с заявлением в исполнительный орган местного совета (сельского, поселкового, городского совета, районной госадминистрации) – орган по вопросам градостроительства и архитектуры.

К заявлению, составленному в произвольной форме, нужно приложить (п. 2.3 Порядка № 244):

  • графические материалы с указанием желательного места расположения временного сооружения, выполненные заказчиком в произвольной форме на топографо-геодезической основе М 1 : 500 чертежами контуров сооружения с привязкой к местности;
  • реквизиты заказчика (наименование, Ф. И. О., адрес, контактная информация).

Этот перечень документов является исчерпывающим.

Паспорт привязки временного сооружения оформляется органом по вопросам градостроительства и архитектуры в течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления.

3. Декларация соответствия материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности по форме приложения к Порядку, утвержденному постановлением КМУ от 05.06.13 г. № 440 (далее - Порядок № 440) (ст. 57 КГЗ; Порядок № 440).

Обратите внимание: декларация не подается на использование торговых мест, киосков и контейнеров, если они размещены на рынке в соответствии со схемой, согласованной с органом государственного пожарного надзора ч. 4 ст. 57 КГЗ).

Субъект хозяйствования подает (отправляет заказным письмом) декларацию по месту нахождения пункта торговли (некапитального сооружения):

  • либо в центр предоставления административных услуг (в течение одного рабочего дня после поступления администратор передаст декларацию территориальному органу Государственной службы по чрезвычайным ситуациям (далее – ГСЧС);
  • либо в терорган ГСЧС (ч. 4 ст. 57 КГЗ, п. 2 Порядка № 440).

Декларация регистрируется ГСЧС или ее терорганом бесплатно в течение 10 рабочих дней со дня ее поступления (ч. 4 ст. 57 КГЗ). Первый экземпляр декларации хранится в ГСЧС или ее тероргане, а второй не позднее следующего рабочего дня после регистрации передается субъекту хозяйствования или госадминистратору с отметкой даты и номера регистрации декларации (п. 10 Порядка № 440).

Если декларация ​​оформлена с нарушением установленных требований, в ее регистрации откажут и вернут субъекту хозяйствования для доработки (ст. 57 КГЗ).

Важный момент! Осуществлять хоздеятельность можно со дня регистрации декла­рации (ч. 5 ст. 57 КГЗ).

4. Заключение государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы. Для ее проведения и получения по ее результатам заключения следует обратиться в Государственную службу по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей (далее – Госпродпотребслужба). Заключение оформляется согласно Порядку, утвержденному приказом Минздрава от 09.10.2000 г. № 247.

При торговле с использованием передвижной сети (автомагазины и т. д.) необходимо выполнять следующие требования п. 21 Правил № 369:

  • на кузовах автомагазинов, автокафе, авторазвозок, автоприцепов, автоцистерн должна быть нанесена краской четкая надпись, которая содержит наименование, адрес и номер телефона субъекта хозяйствования передвижной торговой сети;
  • на автотранспорт, который перевозит продовольственное сырье и продтовары для мелкорозничной торговой сети, должен быть оформлен санитарный паспорт;
  • на рабочем месте продавца устанавливается табличка с указанием его фамилии, имени и отчества, а также сведений о субъекте хозяйствования, который организовал торговлю: для юрлица – наименование, местонахождение и номера телефонов, для физлица-предпринимателя – фамилия, имя и отчество, сведения о госрегистрации.

Требования к работникам

Перечень, утвержденный постановлением КМУ от 23.05.01 г. № 559 (далее - Порядок № 559) содержит названия профессий, работники которых подлежат обязательным профилактическим медосмотрам. Так, иметь личную медицинскую книжку обязаны работники предприятий продовольственной торговли, в том числе мелкорозничной, а также лица, работающие на территории рынков, а именно:

  • администрация (кроме лиц, не контактирующих с продукцией, которая хранится и реализуется);
  • продавцы;
  • работники складов, холодильников, экспедиторы;
  • персонал, который моет оборудование, и уборщики помещений;
  • слесари, электромонтеры и другие работники, занятые ремонтом торгового и холодильного оборудования.

Следовательно, работник, которого принимают на работу, должен пройти предварительный медосмотр. Обязательные медосмотры проводятся за счет работодателей. А вот бланк личной медицинской книжки потенциальный сотрудник приобретает за свой счет (п. 2 Порядка № 559). Форма медкнижки утверждена приказом Минздрава от 21.02.13 г. № 150. Приобрести ее можно в заведениях здравоохранения, которые проводят обязательный медосмотр (п. 9 Порядка № 559).

К сведению: медкнижки хранятся у работодателя и выдаются работнику только для прохождения медосмотра. При увольнении работника медкнижка возвращается ему вместе с трудовой книжкой.

Перечень необходимых осмотров врачей-специалистов, виды клинических, лабораторных исследований и их периодичность определены приказом Минздрава от 23.07.02 г. № 280.

Требования к уголку потребителя

Информацию о продавце покупатель может найти в уголке потребителя (ст. 4 Закона от 12.05.91 г. № 1023-XII «О защите прав потребителей»). Такой уголок должен быть в любом заведении розничной торговли. Оформить и разместить его следует на видном месте (подробнее см. в материале «Как магазину выполнить требования по защите прав потребителя»).

Выводы

Для открытия торговой точки вам понадобятся:

  • правоустанавливающий документ на земельный участок (например, договор аренды);
  • паспорт привязки;
  • документы, касающиеся пожарной и санитарной безопасности объекта торговли.

В случаях когда это необходимо, перед трудоустройством потенциальному работнику следует пройти предварительный медосмотр.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

2592 грн. / год

Купить

Лучшие материалы