Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Что выбрать: директ-костинг или абсорпшен-костинг и почему?



Директ-костинг (калькулирование по переменным расходам) прекрасно укладывается в логику анализа «затраты/прибыль/объем» и повсеместно применяется для составления управленческой отчетности. В моей практике абсолютно все предприятия, связанные с пищевой промышленностью, использовали этот метод.

Абсорпшен-костинг (метод полных расходов) тоже неплох. Концептуально есть определенная польза от того, что мы относим на продукт все затраты, чтобы сложить ему цену. Действуем по принципу «кост плюс», когда хотим знать полную себестоимость продукции. На мой взгляд, для управленческих целей это может хорошо работать в ситуациях очень стабильного и ритмичного производства, когда годами ничего особенно не меняется. Если же такого рода стабильности на предприятии не наблюдается (а в практике большинства украинских предприятий это так), тогда абсорпшен-костинг вносит колебания в оценку запасов и искажения в подсчет финансового результата. И финрезультат будет существенно зависеть от времени производства и продажи вышеупомянутых запасов.

Главным практическим преимуществом директ-костинга является то, что с цифрами, полученными на основе этого метода, довольно сложно поспорить. Ведь стоимость запасов подсчитана на основе переменных затрат, которые (как правило) легко увязать с конкретным продуктом.

А вот в случае применения абсорпшен-костинга в управленческой команде появляется возможность ставить под сомнение методы отнесения тех или иных косвенных затрат на каждый продукт, правильность выбора баз распределения и т. д. и т. п. А это открывает поле для дискуссий, которые часто не добавляют существенной ценности процессу управления, а просто отнимают у топ-менеджера время. Так что для управленческих целей, я уверен, стоит выбрать директ-костинг.

Добавлю, что с технической точки зрения вообще не имеет значения, какой метод выбрать. В эпоху компьютерных систем и автоматизированного учета всегда довольно легко получить отчеты, сделанные и одним и вторым методом (но, конечно же, для этого нужно сперва правильно организовать учет).

Об авторе: Дмитрий Горбачев – топ-менеджер, консультант. Занимается вопросами учета затрат и управления затратами с 1999 года.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
05.04.2025
Продление срока полезного использования полностью самортизированных основных средств
Ситуация из практики: срок, определенный при первоначальном признании объекта основных средств (далее – ОС), уже истек, а актив продолжает использоваться. НП(С)БУ 7 предусмотрено, что срок полезного использования (эксплуатации) объекта ОС пересматривается в случае изменения ожидаемых экономич...
11.03.2025
Приказ об установлении норм расхода топлива
Если ваше предприятие решило прибегнуть к нормированию расходов горючего или размышляет, целесообразно ли это делать, постараемся упростить для вас эту задачу, приведя в статье: образец приказа об установлении норм расхода топлива; две причины, почему на предприятии необходим такой приказ. Есл...
10.03.2025
Списание ГСМ: оформление документов и учет
Для того чтобы обеспечить грамотный учет списания горюче-смазочных материалов (далее – ГСМ), бухгалтер должен иметь первичные документы, фиксирующие транспортную работу (пробег) и фактические расходы ГСМ. Типовые формы этих документов законодательно не утверждены, так что их можно разработать ...
Новое
02.06.2025
Заполняем заявление о получении лицензии на право хранения горючего
В статье расскажем, как правильно заполнить заявление о получении лицензии на право хранения горючего. В статье «Лицензия на хранение горючего для собственных нужд: как получить с 01.01.2025» мы рассмотрели общие правила, которые следует соблюдать при оформлении лицензии на хранение...
28.05.2025
Адвокатские услуги: как влияет статус предоставителя на налоговые последствия получателя
Адвокаты, адвокатские объединения или бюро имеют особый статус. Пользуясь их услугами, в частности, для представительства в судах, получения правовой помощи, субъектам хозяйствования (как юрлицам, так и физлицам-предпринимателям) нужно учесть немало нюансов, чтобы правильно отразить в отчетности адв...
20.05.2025
6 ошибок налогоплательщиков в обзоре практики Верховного Суда за март 2025 года
В статье рассмотрена практика Верховного Суда по налоговым спорам за март 2025 года. Приведены 6 самых интересных судебных решений, знание о которых может помочь налогоплательщикам избежать повторения чужих ошибок и сэкономить. Опыт – это имя, которое каждый дает своим ошибкам Оскар Уайльд (18...
Лучшие материалы