Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Аренда госимущества: как оформить налоговые накладные


Акценты этой статьи: подсказки арендатору в ситуации, когда арендодателем является государство:

  • как распределять сумму арендной платы;
  • на какую базу начислять налоговые обязательства;
  • каковы особенности оформления налоговой накладной.

Кому платить за аренду госимущества

Допустим, вы арендуете недвижимое имущество, которое находится в собственности государства. Кто в этом случае должен получать арендную плату? Ответ на данный вопрос находим в п. 17 Методики, утвержденной постановлением КМУ от 04.10.95 г. № 786 (далее – Методика № 786). Для удобства информацию приводим в табличной форме.

Объект аренды

Распределение арендной платы между ее получателями

в госбюджет

арендодателю

1

2

3

1. Арендодатель – ФГИУ

Целостный имущественный комплекс (далее – ЦИК)

100 %

Недвижимое имущество госпредприятий(за исключением предприятий кинематографии, которые относятся к сфере управления Минкультуры на период до 31.12.16 г.)

70 %

30 %

Примечание. Пунктом 5.4 Типового договора аренды госимущества, утвержденного приказом Фонда госимущества от 23.08.2000 г. № 1774, установлено, что арендатор должен своевременно и в полном объеме уплачивать арендную плату в госбюджет и балансодержателю. При этом в платежных поручениях, которые оформляет арендатор, указывается «Назначение платежа» по образцу, который предоставляет арендодатель письмом при заключении договора аренды. То есть обязанность распределять сумму арендного платежа возлагается на арендатора.

Имущество, которое не вошло в уставный фонд госпредприятий, созданных в процессе приватизации

100 %

Объекты жилого фонда, которые не вошли в уставный фонд госпредприятий

70 %

30 %

2. Арендодатель – госпредприятие (организация)

ЦИК структурного подразделения предприятия, недвижимое имущество

30 %

70 %

Что нужно учесть арендатору – плательщику НДС

Напомним, что в целях налогообложения сдача имущества в аренду считается поставкой услуг.

В общем случае арендные операции на территории Украины являются объектом обложения НДС (пп «б» п. 185.1 Налогового кодекса, далее – НК). База налогообложения определяется по правилам п. 188.1 НК.

Однако когда арендодателем выступает ФГИУ (его региональные отделения или представительства), здесь возникают НДС-особенности.

Так, если объектом аренды является ЦИК (сумма арендной платы полностью направляется в госбюджет) – операция не является объектом обложения НДС (пп. 196.1.15 НК). В этом случае налоговая накладная не составляется.

А если объектом аренды является недвижимость госпредприятий, то арендатор должен оформить три платежных документа (письмо ГНАУ от 04.06.07 г. № 11098/7/16-1517-01):

  • один – на перечисление в бюджет 70 % суммы арендной платы без учета НДС;
  • второй – на перечисление госпредприятию 30 % суммы арендной платы с учетом НДС;
  • третий – на перечисление госпредприятию суммы НДС, которая приходится на часть арендной платы, перечисленной в бюджет.

Госпредприятие на дату первого события начисляет налоговые обязательства и выписывает арендатору налоговую накладную на всю сумму арендной платы. Арендатор имеет право на налоговый кредит при наличии зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной.

Пример
В мае 2016 года арендатор получил в аренду помещение у госпредприятия. Согласно условиям договора сумма ежемесячной арендной платы составляет 50 000 грн. (кроме того НДС – 10 000 грн.). Арендная плата за первые два месяца аренды (май и июнь) уплачивается авансом, эту сумму арендатор распределяет следующим образом:

  • 70 000 грн. – перечисляет в госбюджет;
  • 30 000 грн. и НДС в сумме 20 000 грн. – арендодателю (двумя платежками).

Арендодатель на дату получения предоплаты выписывает налоговую накладную на всю сумму арендной платы за два месяца – 100 000 грн. (кроме того НДС – 20 000 грн.).

Рассмотрим некоторые особенности заполнения такой налоговой накладной.

Графа 2 раздела Б «Номенклатура товаров/услуг продавца» заполняется в соответствии, например, с договором. Поэтому в случае получения платы за услуги аренды здесь можно указать: «Аренда за май – июнь 2016 года»;

Графы 4 и раздела Б «Условное обозначение (украинское) и код единиц измерения товара/услуги» могут быть заполнены, например, так:

  • вариант 1 – в графе 4 указать «услуга», тогда графа 5 раздела Б не заполняется, поскольку условного обозначения такой единицы, как «услуга», нет в Классификаторе (утвержден приказом Госстандарта от 09.01.97 г. № 8);
  • вариант 2 – в графе 4 указать «грн.», тогда в графе 5 ставится «2454».

Обратите внимание! Такой реквизит, как условное обозначение и код единицы измерения товаров/услуг, не является обязательным реквизитом налоговой накладной (п. 201.1 НК). Поэтому оба варианта заполнения не являются ошибочными и не угрожают налоговому кредиту арендатора.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
18.08.2025
Субаренда автомобиля, переданного в финлизинг
Получили автомобиль в лизинг и хотите передать его в пользование третьим лицам (субаренду)? Узнайте, имеете ли вы право так поступать. Предприятие получило автомобиль в финансовый лизинг. Возник вопрос: имеет ли право лизингополучатель передать автомобиль в пользование третьему лицу (субаренду)? Р...
Популярное
20.06.2025
Резерв сомнительных долгов: в каких случаях предприятию выгодно его создавать
Расскажем, какие предприятия могут оптимизировать налог на прибыль путем создания резерва сомнительных долгов и как правильно сформировать этот резерв, чтобы не было претензий со стороны контролирующих органов. В чем состоит проблема: оптимизация объекта обложения налогом на прибыль для некоторых пр...
18.08.2025
Учет расходов на создание веб-сайта
В статье расскажем, что такое веб-сайт и как отражать в бухгалтерском и налоговом учете расходы на его создание. Сегодня веб-сайты используются с разными целями. Некоторые выполняют только представительские функции. Это может быть, например, сайт-визитка – электронный аналог традиционной бумаж...
20.06.2025
Как рассчитать резерв отпусков на дату баланса
В статье расскажем о порядке формирования резерва отпусков и регулярности его пересмотра. Нужно ли ежемесячно инвентаризовать резерв? Обеспечение на оплату отпусков формируется для равномерного распределения расходов на отпуска между отчетными периодами. Его создание – обязанность предприятия....
Новое
15.09.2025
Офис в квартире директора: нужно ли оформлять договор аренды или ссуды?
В статье расскажем, необходимо ли заключать договор аренды или ссуды, если предприятие зарегистрировало свое местонахождение по домашнему адресу одного из учредителей. Бизнес на дому: что должен учесть предприниматель Иногда по тем или иным причинам учредители (участники, члены) юридического лица ...
15.09.2025
Как организовать бизнес на дому
Можно ли вести бизнес на дому? В статье разберемся, какие виды деятельности разрешено проводить по месту жительства субъекта хозяйствования. Бизнес на дому: что должен учесть предприниматель Сегодня у многих предпринимателей местом проведения деятельности является место их регистрации. Также офис юр...
12.09.2025
Долг умершего физлица: когда можно списать и каковы налоговые последствия
В статье ответим на вопрос, нужно ли списывать долг умершего физлица, начисляется ли НДФЛ и военный сбор в таком случае и какова судебная практика по этому вопросу. Ситуация из практики. Предприятие предоставило возвратную финансовую помощь физлицу. Задолженность по ней – 200 тыс. грн. Однако ...
Лучшие материалы