Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Аренда госимущества: как оформить налоговые накладные


Акценты этой статьи: подсказки арендатору в ситуации, когда арендодателем является государство:

  • как распределять сумму арендной платы;
  • на какую базу начислять налоговые обязательства;
  • каковы особенности оформления налоговой накладной.

Кому платить за аренду госимущества

Допустим, вы арендуете недвижимое имущество, которое находится в собственности государства. Кто в этом случае должен получать арендную плату? Ответ на данный вопрос находим в п. 17 Методики, утвержденной постановлением КМУ от 04.10.95 г. № 786 (далее – Методика № 786). Для удобства информацию приводим в табличной форме.

Объект аренды

Распределение арендной платы между ее получателями

в госбюджет

арендодателю

1

2

3

1. Арендодатель – ФГИУ

Целостный имущественный комплекс (далее – ЦИК)

100 %

Недвижимое имущество госпредприятий(за исключением предприятий кинематографии, которые относятся к сфере управления Минкультуры на период до 31.12.16 г.)

70 %

30 %

Примечание. Пунктом 5.4 Типового договора аренды госимущества, утвержденного приказом Фонда госимущества от 23.08.2000 г. № 1774, установлено, что арендатор должен своевременно и в полном объеме уплачивать арендную плату в госбюджет и балансодержателю. При этом в платежных поручениях, которые оформляет арендатор, указывается «Назначение платежа» по образцу, который предоставляет арендодатель письмом при заключении договора аренды. То есть обязанность распределять сумму арендного платежа возлагается на арендатора.

Имущество, которое не вошло в уставный фонд госпредприятий, созданных в процессе приватизации

100 %

Объекты жилого фонда, которые не вошли в уставный фонд госпредприятий

70 %

30 %

2. Арендодатель – госпредприятие (организация)

ЦИК структурного подразделения предприятия, недвижимое имущество

30 %

70 %

Что нужно учесть арендатору – плательщику НДС

Напомним, что в целях налогообложения сдача имущества в аренду считается поставкой услуг.

В общем случае арендные операции на территории Украины являются объектом обложения НДС (пп «б» п. 185.1 Налогового кодекса, далее – НК). База налогообложения определяется по правилам п. 188.1 НК.

Однако когда арендодателем выступает ФГИУ (его региональные отделения или представительства), здесь возникают НДС-особенности.

Так, если объектом аренды является ЦИК (сумма арендной платы полностью направляется в госбюджет) – операция не является объектом обложения НДС (пп. 196.1.15 НК). В этом случае налоговая накладная не составляется.

А если объектом аренды является недвижимость госпредприятий, то арендатор должен оформить три платежных документа (письмо ГНАУ от 04.06.07 г. № 11098/7/16-1517-01):

  • один – на перечисление в бюджет 70 % суммы арендной платы без учета НДС;
  • второй – на перечисление госпредприятию 30 % суммы арендной платы с учетом НДС;
  • третий – на перечисление госпредприятию суммы НДС, которая приходится на часть арендной платы, перечисленной в бюджет.

Госпредприятие на дату первого события начисляет налоговые обязательства и выписывает арендатору налоговую накладную на всю сумму арендной платы. Арендатор имеет право на налоговый кредит при наличии зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной.

Пример
В мае 2016 года арендатор получил в аренду помещение у госпредприятия. Согласно условиям договора сумма ежемесячной арендной платы составляет 50 000 грн. (кроме того НДС – 10 000 грн.). Арендная плата за первые два месяца аренды (май и июнь) уплачивается авансом, эту сумму арендатор распределяет следующим образом:

  • 70 000 грн. – перечисляет в госбюджет;
  • 30 000 грн. и НДС в сумме 20 000 грн. – арендодателю (двумя платежками).

Арендодатель на дату получения предоплаты выписывает налоговую накладную на всю сумму арендной платы за два месяца – 100 000 грн. (кроме того НДС – 20 000 грн.).

Рассмотрим некоторые особенности заполнения такой налоговой накладной.

Графа 2 раздела Б «Номенклатура товаров/услуг продавца» заполняется в соответствии, например, с договором. Поэтому в случае получения платы за услуги аренды здесь можно указать: «Аренда за май – июнь 2016 года»;

Графы 4 и раздела Б «Условное обозначение (украинское) и код единиц измерения товара/услуги» могут быть заполнены, например, так:

  • вариант 1 – в графе 4 указать «услуга», тогда графа 5 раздела Б не заполняется, поскольку условного обозначения такой единицы, как «услуга», нет в Классификаторе (утвержден приказом Госстандарта от 09.01.97 г. № 8);
  • вариант 2 – в графе 4 указать «грн.», тогда в графе 5 ставится «2454».

Обратите внимание! Такой реквизит, как условное обозначение и код единицы измерения товаров/услуг, не является обязательным реквизитом налоговой накладной (п. 201.1 НК). Поэтому оба варианта заполнения не являются ошибочными и не угрожают налоговому кредиту арендатора.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
18.11.2025
Аренда оборудования с выкупом: учет
Предприятие передало в аренду с выкупом оборудование. Как отражать в учете такую операцию – как оперативную аренду или как финансовый лизинг? И каковы будут налоговые последствия в зависимости от формулировок в договоре аренды? Читайте об этом в статье. У предприятия, предоставляющего оборудов...
13.11.2025
Аренда с выкупом и финлизинг: в чем разница?
В статье юрист объясняет, в чем состоит принципиальная разница между договором аренды с выкупом и договором финансового лизинга. У юридического лица возник вопрос: можно ли передать в аренду оборудование с правом выкупа без начисления процентов, не имея лицензии на предоставление финансовых услуг? ...
Популярное
24.10.2025
Учет шин и аккумуляторов
В статье рассмотрим: к какому виду активов относятся шины и аккумуляторы – оборотных или необоротных; как вести учет их приобретения, замены и списания; что нужно сделать, чтобы не платить эконалог с шин и аккумуляторов (отходов). Из этой статьи вы узнаете: к какому виду активов относятся ш...
02.12.2025
Отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда: кому и как оформить?
В данной статье мы рассмотрим, в каком порядке работникам предоставляется дополнительный ежегодный отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда. Из этой статьи вы узнаете, в каких случаях работодатель обязан предоставить сотруднику дополнительный ежегодный отпуск за работу с вредными и тяж...
23.10.2025
Как отразить в учете излишки активов у плательщиков налога на прибыль и единщиков
В статье рассмотрим особенности учета излишков основных средств, нематериальных активов и запасов в разрезе бухгалтерского учета, налога на прибыль и единого налога. В процессе инвентаризации предприятие может выявить излишки активов, которые необходимо взять на баланс, отразив эту операцию по пра...
Новое
22.12.2025
Может ли быть прибыль или убыток у неприбыльной организации?
Если в бухучете неприбыльной организации финрезультат равен нулю, бухгалтер спокоен. Но как только он видит, что доходы превысили расходы отчетного периода и есть бухгалтерская прибыль, возникают опасения: не лишится ли организация статуса неприбыльной, ведь «вылезла» прибыль; не нужно л...
22.12.2025
Главные дела бухгалтера для закрытия года
Подходит к концу 2025 год, и бухгалтеру время подводить итоги и «закрывать» финансовый год. Для этого стоит составить план действий, чтобы ничего не упустить. Напомним, какие именно дела не следует откладывать на следующий год, чтобы его начало было прогнозируемым и спокойным. Подходит...
18.12.2025
Микропредприятие стало малым: как изменить учетную политику
При переходе микропредприятия в малое возникает вопрос об изменении учетной политики относительно резервов и обеспечений, оценки необоротных активов и т. п. В статье расскажем, что предприятие должно принять во внимание, изменяя группу по размеру. С 01.01.2018 в целях бухучета и составления финотчет...
Лучшие материалы