Продолжаем анализ нововведений в сфере валютного регулирования, начатый ранее (см. «Валютное регулирование – 2019: старые правила на новый лад», «Валютные операции – 2019: точечные улучшения на фоне привычных ограничений»).
Нацбанк постановлением Правления от 02.01.19 г. № 7 утвердил новую Инструкцию о порядке валютного надзора банков за соблюдением резидентами предельных сроков расчетов по операциям экспорта, импорта товаров (далее – Инструкция № 7). Старая Инструкция, утвержденная постановлением Правления НБУ от 24.03.99 г. № 136 (далее – Инструкция № 136), пока не отменена. А новая инструкция начинает действовать с 5 января 2019 года, кроме п. 1–3, которые начнут действовать с 7 февраля 2019 года.
Обратите внимание: в названии новой инструкции слово «контроль» заменено на слово «надзор». Формулировка более мягкая, но изменилась ли суть? Давайте проанализируем, что реально стоит за либеральной вывеской и насколько принципиально новый порядок валютного надзора отличается от ныне действующих мер валютного контроля.
С 07.02.19 г. предельный срок расчетов по операциям экспорта и импорта товаров составит 365 календарных дней (п. 21 Инструкции № 7). Превысить этот срок разрешается на основании заключения Минэкономразвития (пп. 3 п. 3, п. 4 Инструкции № 7).
Данное ограничение не распространяется на экспорт, импорт товаров (включая незавершенные расчеты по сделке) в незначительном размере, кроме:
Под незначительным размером валютной операции (п. 7 разд. I Положения о мерах защиты и определении порядка осуществления отдельных операций в иностранной валюте, утвержденного постановлением Правления НБУ от 02.01.19 г. № 5, далее – Положение № 5), подразумевается размер операции в гривневом эквиваленте по курсу НБУ на дату ее осуществления, меньший размера, установленного для финансовых операций, подпадающих под обязательный финансовый мониторинг согласно законодательству в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения. В общем случае к операции незначительного размера относится операция, сумма которой меньше 150 000 грн. (ч. 1 ст. 15 Закона от 14.10.14 г. № 1702-VII).
Важные новшества! НБУ может устанавливать ограничения по срокам расчетов не на все, а только на отдельные виды товаров и/или отрасли экономики по представлению Кабмина (такого сейчас нет) и на операции, сумма которых больше некоторой минимальной суммы. Это позволит вывести из-под контроля мелкие операции. |
А вот пеня в размере 0,3 % за нарушение сроков расчетов в инвалюте никуда не делась (она есть сейчас и сохраняется в качестве меры воздействия и в новом Законе от 21.06.18 г. № 2473-VIII «О валюте и валютных операциях», далее – Закон № 2473). Пеню взимает ГФС по результатам проверки нарушителя-резидента (п. 1, 8 ст. 13 Закона № 2473). Проект постановления КМУ о применении штрафных санкций за валютные нарушения также не обещает никаких послаблений.
В какие сроки надо закончить расчеты по операциям, не завершенным до 07.02.19 г.?
Ясно, что по состоянию на 07.02.19 г. у отдельных субъектов ВЭД могут остаться незавершенные операции, подпадающие под валютный контроль. Новые предельные сроки расчетов (365 дней) распространяются на незавершенные операции в сфере ВЭД, по которым до 07.02.19 г. не установлено нарушения 180-дневного срока расчетов. То есть дальше такие операции контролируются на соблюдение нового срока расчетов в 365 дней (п. 2, 3 Инструкции № 7). Конечно, с учетом срока, прошедшего до 7 февраля.
К сведению! До 06.02.19 г. банки должны передать контролирующим органам информацию о выявленных в отчетном месяце фактах нарушения срока расчетов (180 дней) (п. 4 Инструкции № 7, п. 5.9 Инструкции № 136). |
Отметим, что Инструкции № 7 не присуща детализация мер валютного контроля по каждой валютной операции: многое здесь описано общими формулировками. Видимо, для упрощения. Назовем основные моменты в части валютного контроля ВЭД-операций.
Экспортная операция подпадает под валютный контроль, если оплата не поступила:
В общем случае отсчет срока для расчетов начинается на следующий календарный день после даты оформления таможенной декларации (далее – ТД) типа ЕК-10, ЕК-11, акта или другого документа, подтверждающего поставку.
Важное напоминание! На сегодня контроль за поступлением экспортной выручки распрост- раняется только на экспорт продукции и работ. Не контролируется срок поступления выручки от экспорта услуг (кроме транспортных и страховых), прав интеллектуальной собственности, авторских и смежных прав (ст. 1 Закона от 23.09.94 г. № 185/94-ВР). Но эта норма теряет силу с 07.02.19 г. |
Как видим, подход к валютному надзору (по-старому – контролю) принципиально изменился: если раньше из-под контроля выводились отдельные операции (сумма не имела значения), то теперь все наоборот. Контролироваться будут все экспортные операции, не вписывающиеся в незначительный размер (до 150 тыс. грн.), независимо от их характера.
Импортная операция подпадает под валютный контроль, если на дату оплаты товара нет информации:
Напомним! Термин «товар» употребляется в значении, которое приведено в ст. 1 Закона от 16.04.91 г. № 959-XII «О внешнеэкономической деятельности». А именно: под товаром подразумевается любая продукция, услуги, работы, права интеллектуальной собственности и другие неимущественные права, предназначенные для продажи (возмездной передачи). |
Основные условия завершения банком валютного надзора таковы (разд. III Инструкции № 7):
Как и сейчас, датой поступления инвалютной выручки для целей валютного контроля является дата зачисления инвалюты на текущий валютный счет резидента.
Как и раньше, в случае пересмотра цены, возврата товаров, порчи товаров, возврата предоплаты и в других случаях возможно уменьшение валютной суммы, подпадающей под контроль (п. 12 Инструкции № 7).
Общие условия проведения зачета встречных однородных требований не изменились. Они прописаны в п. 5 п. 10 Инструкции № 7 (ранее – в п. 1.11 Инструкции № 136).
Однако действующий сегодня запрет на зачет встречных однородных требований для экспортных операций остался в силе. Никакой либерализации с принятием новых нормативных документов в этом вопросе не произошло. Почему?
НБУ четко указал, что в случае введения такой защитной меры, как обязательная продажа части инвалютных поступлений, банк не может снять с контроля экспортную операцию на основании документов о зачете встречных однородных требований в инвалюте 1-й группы Классификатора № 34 и российских рублях – вне зависимости от суммы операции, а в других валютах – в случае, если общая сумма зачтенных обязательств в рамках одного договора превышает эквивалент 500 тыс. евро по курсу на дату проведения зачета (пп. 5 п. 10 Инструкции № 7). Видимо, НБУ считает, что в результате зачета в таких условиях нивелируется эффект от введения обязательной продажи инвалюты.
Поэтому зачет встречных однородных требований может быть разрешен только после отмены данной защитной меры.
Как осуществляется валютный контроль в случае, если валюта платежа отличается от валюты контракта?
Как известно, цена товара в ВЭД-контракте может быть выражена в любой валюте (так называемая валюта цены). Расплатиться за товар можно также любой валютой, указанной сторонами в контракте (так называемая валюта платежа). Если валюта контракта (валюта цены) не совпадает с валютой платежа, то стороны фиксируют в контракте условия пересчета валюты цены в валюту платежа (так называемый кросс-курс) (п. 2 раздела «Дополнительные рекомендации к типовым платежным условиям внешнеэкономических договоров (контрактов)» приложения 1 к совместному постановлению КМУ и НБУ от 21.06.95 г. № 444). Причем в этом вопросе стороны вправе исходить из собственных коммерческих интересов.
Анализируя подобные контракты, регулятор уже давно обнаружил, что курсы пересчета валют зачастую существенно отличаются от рыночных.
Например, при импорте курс искусственно завышается и происходит необоснованный отток валюты за рубеж (по всей видимости, она уходит к не чужому для импортера контрагенту).
А при экспорте курс пересчета искусственно занижается, из-за чего валютной выручки поступает меньше (так как экспортер не заинтересован в ее обязательной продаже).
Ранее НБУ высказывал жесткую позицию по данной проблеме: за ухищрения клиентов могло достаться банкам, пропускающим такие операции без должного контроля (см., например, письмо НБУ от 08.02.17 г. № 25-0008/9995).
Теперь данная проблема урегулирована прямо в нормативном документе – Инструкции № 7. Как и раньше, банк по умолчанию будет использовать тот курс пересчета, который прописан в контракте. Но! Если банк посчитает, что такой способ пересчета приведет к недополучению экспортной выручки (или завышению суммы поставки импортных товаров), то данное правило не сработает. Тогда банк сделает пересчет на дату платежа по курсу НБУ к соответствующей инвалюте – без вариантов, ранее предусмотренных п. 1.5 Инструкции № 136 (п. 17 Инструкции № 7).
Большинство норм валютного контроля и ограничений в сфере валютного регулирования перекочевало из старых нормативно-правовых актов в новые.
Отдельные нормы были обобщены, сокращены. Может, что-то важное и упустили – это покажет время.
Некоторые улучшения (действительно значимые) все-таки не изменили общей картины зарегулированности данной сферы, как ни старался регулятор. Ограничений много, и они все те же. Надо полагать, что пока в Украине не наступит экономическая и прочая стабильность, нечего ждать и реальной либерализации валютных правил.