• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Валютные операции – 2019: точечные улучшения на фоне привычных ограничений

18.01.2019 10298 0 0

Продолжим анализ нововведений в сфере валютного регулирования, начатый ранее (см. «Валютное регулирование – 2019: старые правила на новый лад»).

Закон от 21.06.18 г. № 2473-VIII «О валюте и валютных операциях» (далее – Закон № 2473) содержит общие нормы и принципы валютного регулирования. А новые подзаконные акты, утвержденные постановлениями Правления НБУ от 02.01.19 г., призваны конкретизировать отдельные аспекты такого регулирования.

В сегодняшнем обзоре мы уделим основное внимание самому объемному из восьми новых документов – Положению о мерах защиты и определении порядка осуществления отдельных операций в иностранной валюте, утвержденному постановлением Правления НБУ от 02.01.19 г. № 5 (далее – Постановление № 5, Положение № 5).

Также мы рассмотрим новации в сфере банковского контроля над кредитами (займами) от нерезидентов (Положение о порядке предоставления банками Национальному банку Украины информации относительно договоров, которые предусматривают выполнение резидентами долговых обязательств перед нерезидентами-кредиторами по привлеченным резидентами кредитам, займам, утвержденное постановлением Правления НБУ от 02.01.19 г. № 6, далее – Положение № 6).

НБУ относит Положение № 5 к антикризисным и временным. Однако не стоит рассчитывать на его скорую отмену. Наоборот, нужно внимательно изучить нововведения, ведь «жить» по ним придется долго.

Положение № 5, как и остальные семь документов, утвержденных Нацбанком 02.01.19 г., начинает действовать с 7 февраля 2019 года.

Зачем было принято Положение № 5?

Как сказано в презентации модели нового валютного регулирования, размещенной на сайте НБУ («Головна» > «Прес-центр» > «Новини» > «Архів» > «2018 рік» – «прес-реліз за 17.09.18 р.»), Положение № 5 призвано консолидировать нормы 17 ныне действующих нормативных документов, среди которых:

Какова цель такой консолидации?

Цель консолидации – упростить нормативную базу путем уменьшения количества нормативных документов. НБУ стремился сделать документы более понятными исходя из логики Закона № 2473.

Кроме того, НБУ планирует создать на своем официальном сайте отдельную страницу, посвященную валютному регулированию с переводом нормативных документов на английский язык и со ссылками на другие нормативные документы, то есть сделать их доступными. Посмотрим, как это намерение регулятора будет реализовано на практике.

Какие именно защитные меры вводятся Положением № 5?

Общий перечень таких мер и критерии их введения установлены в Положении, утвержденном постановлением Правления НБУ от 02.01.19 г. № 4 (содержание этого документа мы проанализировали ранее – см. «Валютное регулирование – 2019: старые правила на новый лад»).

Отметим, что Положение № 5 определяет порядок осуществления отдельных валютных операций и не распространяется на сферу обращения электронных денег.

Обратите внимание! Все вышеперечисленные документы, а также другие нормативно-правовые акты НБУ, связанные с валютным регулированием, не отменяются автоматически с введением в действие Положения № 5, призванного их консолидировать (по-видимому, до момента появления специального нормативного акта НБУ). Однако во время действия Положения № 5 другие нормативно-правовые акты действуют в части, ему не противоречащей (п. 3 Постановления № 5). Таким образом, по факту сейчас мы имеем все действующие старые документы и плюс к ним все вновь принятые!

Давайте кратко пройдемся по тем интересным моментам и нововведениям Положения № 5, которые затрагивают большинство субъектов хозяйствования. Ниже в подзаголовках в скобках указаны разделы Положения № 5, а по тексту также в скобках приводятся ссылки на пункты этого Положения).

Общие положения (разд. I)

Появилось новое понятие – незначительный размер валютной операции (п. 7). Согласно определению незначительным является размер операции, который в гривневом эквиваленте по курсу НБУ меньше размера, установленного для финансовых операций, подпадающих под обязательный финансовый мониторинг согласно законодательству в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения.

В общем случае к операции незначительного размера относится финансовая операция, сумма которой меньше 150 000 грн. (ч. 1 ст. 15 Закона от 14.10.14 г. № 1702-VII, далее – Закон № 1702). Напомним, что аналогичное определение приведено в пп. 2 п. 1 разд. I Положения об осуществлении операций с валютными ценностями, утвержденного постановлением Правления НБУ от 02.01.19 г. № 2 (далее – Положение № 2).

Установлено, что резиденты и нерезиденты покупают инвалюту, банковские металлы при наличии оснований, обязательств для такой покупки, которые следует подтвердить документами. Это требование не касается незначительных операций (п. 4), что, бесспорно, является позитивным новшеством (сейчас подавать в банк документы-основания нужно вне зависимости от суммы сделки – п. 1, 2 гл. 1 разд. II Правил № 281). Однако банк потребует документы-основания, если заподозрит, что клиент прибегал к дроблению операции с целью вписаться в «бездокументальный» лимит (п. 6).

На заметку! В общем случае под дроблением подразумевается искусственная структуризация (деление) суммы финансовой операции, которая превышает предельный размер, установленный Законом № 1702 (пп. 5 п. 2 Положения об осуществлении небанковскими финансовыми учреждениями финансового мониторинга в части предоставления ими финансовой услуги относительно перевода средств, утвержденного постановлением Правления НБУ от 15.09.16 г. № 388).

Интересно, что НБУ и до нововведений-2019 проверял операции, имеющие признаки дробления, в рамках финансового мониторинга.

Предусмотрено, что расчеты по ВЭД-операциям должны проводиться исключительно через банковские счета (п. 16). Покупка инвалюты при расчетах по текущим торговым операциям (т. е. по экспорту, импорту – см. определение в п. 4 разд. I Положения № 2) должна проводиться через один банк по одному ВЭД-контракту (п. 8). Такое же правило действует и сейчас (п. 3 гл. 2. разд. II Правил № 281). Как и сейчас, ВЭД-договор можно перевести на обслуживание в другой банк на основании письменного обращения в банк. При этом новый и старый банки обмениваются информацией по незавершенным операциям в рамках переводимого контракта.

Расчеты по ВЭД-контрактам в наличной форме запрещены (п. 16). Но Положением № 2 (см. «Валютное регулирование – 2019: старые правила на новый лад») предусмотрены исключения из этого правила. Например, работник может рассчитаться наличной инвалютой в зарубежной командировке для оплаты эксплуатационных расходов, связанных с обслуживанием собственного (арендованного, зафрахтованного) транспорта, который используется для выполнения обязательств по экспортному контракту. Причем надо позаботиться о наличии подтверждающих документов для предъявления в банк. Неиспользованная ввезенная обратно в Украину наличная инвалюта должна быть возвращена в кассу резидента в течение 3 дней и зачислена на текущий счет резидента в течение 5 дней с момента оприходования в кассе (п. 16). Эта норма соответствует действующим правилам, установленным п. 8.4, 8.5 Правил № 200.

По-прежнему на территории Украины с платежной карточки через банкомат нельзя снять инвалюту, можно только гривни (п. 17).

Физлица вправе вывозить/пересылать за рубеж без документов, подтверждающих снятие наличных со счетов, или квитанций о валютообмене, эквивалент 10 000 евро. Если сумма больше установленного лимита, то надо иметь соответствующие документы на сумму превышения (п. 18).

Предельные сроки для расчетов за экспорт/импорт товаров (разд. II)

Термин «товар» употребляется в значении, которое приведено в ст. 1 Закона от 16.04.91 г. № 959-XII «О внешнеэкономической деятельности». А именно: под товаром подразумевается любая продукция, услуги, работы, права интеллектуальной собственности и другие неимущественные права, предназначенные для продажи (возмездной передачи).

В вопросе предельных сроков наметился явный прорыв: теперь разрешено без применения финансовых санкций рассчитываться за экспорт/импорт в течение 365 дней (сейчас – в течение 180 дней, согласно ст. 1 Закона от 23.09.94 г. № 185/94-ВР, который прекращает свое действие 07.02.19 г. на основании ч. 2 ст. 16 Закона № 2473).

Важное новшество! Предельные сроки расчетов по экспорту/импорту не распространяются на операции в незначительном размере (до 150 000 грн.), включая незавершенные расчеты по операции.

На практике это будет означать следующее. Допустим, резидент сделал предоплату по импорту на сумму 10 000 долл. США, затем последовала поставка товара на сумму 4 650 долл. США (курс НБУ условно – 28 грн. за 1 долл. США). Незакрытая дебиторская задолженность нерезидента составила на дату поставки 5 350 долл. США (149 800 грн.). Такая задолженность должна быть снята с валютного контроля.

А что будет, если, например, курс доллара вырастет в дальнейшем до 28,50 грн. за 1 долл. США и эквивалент незакрытой задолженности составит 152 475 грн. (что выше установленного лимита)? По-видимому, это не должно повлиять на возобновление валютного контроля по данной операции со стороны банка.

Если же банк обнаружит признаки дробления операций по экспорту или дробления валютных операций, то об отсутствии валютного контроля (даже при незначительной сумме операции) можно забыть.

Забегая вперед (определения приведены в пп. 5 п. 3 разд. I Инструкции о порядке валютного надзора банков за соблюдением резидентами предельных сроков расчетов по операциям экспорта, импорта товаров, утвержденной постановлением Правления НБУ от 02.01.19 г. № 7 (далее – Инструкция № 7)), поясним, что подразумевает НБУ под такими операциями.

Дробление операции по экспорту товара – это искусственное деление экспортной поставки товара при одновременном наличии следующих признаков:

  • экспорт осуществляется одним резидентом;
  • операции связаны между собой одним контрагентом-нерезидентом и договором (контрактом, соглашением, другим документом, который применяется в международной практике и может считаться договором);
  • сумма каждой операции по экспорту товара меньше незначительного размера;
  • сумма операций по экспорту товара за календарный месяц превышает 10-кратный размер сделки на незначительную сумму.

Более широкое понятие – дробление валютной операции. Определение приведено в пп. 2 п. 2 Положения о порядке осуществления уполномоченными банками анализа и проверки документов (информации) о валютных операциях, утвержденного постановлением Правления НБУ от 02.01.19 г. № 8 (далее – Положение № 8).

Дробление валютной операции – это искусственное деление общей суммы валютной операции, подлежащей анализу и проверке [в рамках валютного надзора согласно Положению № 8. – Ред.] при одновременном наличии следующих признаков:

  • валютные операции осуществляются одним лицом;
  • валютные операции связаны между собой одними контрагентами, основаниями (договором, контрактом, соглашением, другим документом, применяется в международной практике и может считаться договором), назначением валютной операции;
  • каждая валютная операция осуществляется на сумму, которая меньше размера (в эквиваленте по официальному курсу НБУ на дату совершения операции), установленного для финансовых операций, подлежащих обязательному финансовому мониторингу;
  • валютные операции осуществляются не менее чем три раза в календарную неделю и/или десять раз в календарный месяц;
  • общая сумма валютных операций за календарную неделю превышает двукратный размер и/или за календарный месяц – 8-кратный размер (в эквиваленте по официальному курсу НБУ на дату совершения операции), установленный для финансовых операций, подлежащих обязательному финансовому;
  • имеются другие признаки дробления валютных операций, установленные по собственному усмотрению уполномоченного учреждения.

Исходя из этой формулировки и откровенно субъективного последнего критерия, банк может заподозрить в дроблении практически любую валютную операцию. Отсюда можно сделать вывод, что «пропетлять» неискушенному клиенту не удастся. А искушенный – всегда найдет возможность. Что ж, посмотрим, как это заработает на практике.

Обязательная продажа инвалюты (разд. III Положения № 5)

В этой сфере практически ничего не поменялось.

Обязательной продаже подлежит 50 % инвалютных сумм, поступивших в адрес юрлиц-резидентов и предпринимателей, иностранных представительств (кроме официальных представительств) и на счета, открытые для ведения совместной деятельности (п. 24, 25). Сейчас аналогичные требования установлены п. 2 постановления Правления НБУ от 13.12.18 г. № 138 (далее – Постановление № 138), которое действует до 07.02.19 г.

Исключения из общего правила перекочевали из Постановления № 138 в Положение № 5 практически в неизменном виде. То есть перечень поступлений, которые не подпадают под обязательную продажу, не изменился: сравните п. 26 Положения № 5 и п. 2 Постановления № 138. Так что в данном вопросе никакой либерализации не произошло (что было вполне ожидаемо).

Как и раньше, банки продают 50 % от поступившей субъектам хозяйствования инвалюты без поручения клиента и только на следующий день после зачисления инвалюты на распределительный счет (п. 29).

Покупка, обмен, продажа, перевод и использование валютных ценностей (разд. IV Положения № 5)

Банкам запрещается покупать инвалюту по поручению клиента за счет полученного им гривневого кредита, в частности за исключением случая, когда клиент покупает инвалюту для погашения обязательств по договору потребительского кредитования в инвалюте (п. 38). Аналогичная норма действует и сейчас – это пп. 26 п. 6 Постановления № 410.

Уполномоченным учреждениям (банкам, небанковским финансовым учреждениям и операторам почтовой связи) запрещено продавать наличную инвалюту или банковские металлы с физической поставкой одному физлицу в один операционный (рабочий) день в одном учреждении на сумму, превышающую незначительный размер (эквивалент 150 000 грн. по курсу НБУ на дату операции). А на сегодня лимит составляет эквивалент 15 000 грн. (пп. 3 п. 6 Постановления № 410, п. 2.5 Правил № 496).

По заявкам клиентов на покупку инвалюты банки резервируют перечисленную сумму в гривнях: покупают инвалюту на следующий день после даты зачисления суммы в гривнях на распределительный счет (п. 40). Подобное правило работает и сейчас (пп. 11 п. 6 Постановления № 410). Данное ограничение не распространяется на покупку инвалюты физлицами в незначительном размере, чего раньше не было. То есть в этом случае инвалюта покупается день в день (п. 41).

Купленную инвалюту клиент-резидент обязан использовать в течение 10 рабочих дней после дня покупки. Если срок нарушен, банк обязан в течение 5 дней продать купленную инвалюту (п. 44, 47). Аналогичные требования установлены сейчас в п. 3, 6 разд. III Правил № 281). Данные правила распространяются только на инвалюту 1-й группы Классификатора № 34.

Комиссия банка (в гривнях) по поручению клиента может быть удержана из суммы, полученной от продажи инвалюты.

Как видите, изменений немного, практически все осталось неизменным в данной сфере валютного регулирования.

Есть и позитивные моменты. Так, субъекты хозяйствования могут покупать или продавать инвалюту на условиях «форвард» для хеджирования риска изменения курса по операциям экспорта/импорта товаров, а также по кредитам и займам от нерезидентов (п. 33).

Кроме того, для исполнения обязательств по кредитам, займам от нерезидентов резидент может покупать и накапливать инвалюту на счете до очередных дат выплаты без ограничений, установленных п. 44.

Валютные операции, связанные с инвестициями (разд. VI)

В этом разделе подробно прописаны порядок и условия поступления и возврата иностранных инвестиций, которые в общем аналогичны действующим сейчас (Положение № 280).

Изменения таковы. На сегодня иностранные инвестиции в Украину возможны только в гривнях и инвалюте 1-й группы Классификатора (п. 1.3 Положения № 280). А в Положении № 5 (разд. VI) такого ограничения нет.

Отметим, что в Положении № 5 закреплен подход к способу пересчета дивидендов в инвалюту при их выплате нерезиденту, который ранее был высказан НБУ в письме от 26.11.18 г. № 40-0006/63031 (см. письмо и комментарий к нему в «Пересчет дивидендов в инвалюту производится по курсу на день их выплаты иностранному инвестору»). Запрещается для покупки инвалюты в целях выплаты дивидендов использовать сумму в гривнях, которая превышает сумму дивидендов в гривнях, определенную в соответствующем решении эмитента. Пересчет соответствующих обязательств из гривни в инвалюту в случае перечисления собственной (некупленной) иностранной валюты для выплаты дивидендов по официальному курсу НБУ на дату осуществления операции (пп. 2 п. 71).

Обращает на себя внимание следующая норма. Возврат иностранных инвестиций, а также доходов, прибылей, прочих денежных средств, полученных иностранными инвесторами от инвестиционной деятельности в Украине, осуществляется с соблюдением определенных лимитов (п. 74), а не конкретно установленных для этого типа выплат ограничений.

Лимиты (разд. IX)

Как известно, индивидуальные, генеральные и другие лицензии на осуществление валютных операций, выданные НБУ до 7 февраля 2019 года (дата введения в действие Закона № 2743), теряют силу с этой даты. Исключение: генеральные лицензии, выданные НБУ небанковским финучреждениям, операторам почтовой связи (п. 7 ст. 16 Закона № 2473).

Однако вместо лицензий в переходном периоде к полной валютной либерализации НБУ может устанавливать электронные лимиты (е-лимиты) на проведение валютных операций (ч. 1 ст. 16 Закона № 2473), таких как инвестиции за рубеж, перечисления за рубеж на валютный счет, перечисление членских взносов, бонусов, помощи, приобретение доли в капитале, выдача резидентами кредитов и займов нерезидентам и др.

Какие лимиты предусмотрены для наиболее распространенных валютных операций физлиц и субъектов хозяйствования?

Физлицам разрешается переводить деньги из Украины на счета нерезидентов-юрлиц для личных потребностей (не в рамках предпринимательской деятельности): по договорам страхования жизни, для инвестирования за рубеж, для размещения на собственном зарубежном счете в течение календарного года на общую сумму не более 50 тыс. евро (или в другой инвалюте/гривнях по курсу НБУ на дату операции) (п. 88).

Юрлицам и предпринимателям в рамках хоздеятельности разрешено переводить деньги из Украины на текущие счета нерезидентов-юрлиц, открытые в Украине (кроме инвестиционных счетов), в течение календарного года на общую сумму не выше 2 млн евро (или в другой инвалюте/гривнях по курсу НБУ на дату операции) (п. 89).

Данное ограничение не распространяется на некоторые операции в инвалюте, в частности:

  • на текущие валютные операции (определение см. в п. 4 Положения № 2), кроме операций по договорам дарения, выплаты премий, бонусов, призов, материальной помощи);
  • исполнение обязательств по финансовым аграрным распискам, лизингу, факторингу, страхованию, перестрахованию, договорам аренды, найма;
  • исполнение обязательств по кредитам, займам, возвратной финпомощи;
  • возврат иностранному инвестору прибылей, доходов, включая дивиденды, и других средств от инвестиционной деятельности в Украине.

В целом нет кардинальных изменений в условиях и порядке перечисления иностранным инвесторам денег от продажи ценных бумаг, корпоративных прав, средств, полученных вследствие уменьшения уставного капитала и других выплат (п. 91). Однако теперь в течение календарного месяца можно выплачивать сумму до 5 млн евро (или в другой инвалюте/гривнях по курсу НБУ на дату операции). Сейчас – до 5 млн долл. США (пп. 17 п. 6 Постановления № 410).

То же самое можно сказать в отношении порядка и условий выплаты дивидендов иностранному инвестору. Условия – те же, что и сейчас, но сумма, разрешенная к выплате в течение месяца, номинирована в евро. Было – 7 млн долл. США (пп. 19 п. 6 Постановления № 410) – стало 7 млн евро (или в другой инвалюте/гривнях по курсу НБУ на дату операции) (п. 93).

Соблюдение лимитов будет контролироваться в автоматическом режиме – через специальную систему АИС «Е-лимиты».

Расчеты по кредитам, займам, возвратной финпомощи, аграрным распискам (разд. VII)

На сегодня в общем случае действует запрет на досрочное погашение кредитов (финпомощи) в инвалюте (пп. 1 п. 6 Постановления № 410). Однако в Положении № 5 подобных норм нет. И хотя Постановление № 410 автоматически не прекращает свое действие с 07.02.19 г., НБУ на сайте в пресс-релизе от 04.01.19 г. анонсировал отмену ограничения на досрочное погашение внешних обязательств.

Также, как мы знаем, анонсирована отмена регистрации кредитных договоров в НБУ до фактического получения кредита, предусмотренная Положением № 270. Однако учет кредитных договоров будет модернизирован: его собираются вести в системе АИС «Кредитные договоры с нерезидентами». Каждому договору будет соответствовать учетная запись в системе. То есть сроки возврата кредита, суммы платежей и другая информация будут зафиксированы в данной системе. Покупать инвалюту для выполнения своих обязательств по кредитам (займам) перед нерезидентами можно будет только при наличии в системе АИС «Кредитные договоры с нерезидентами» соответствующей учетной записи.

А как такая запись будет сформирована?

Ответ на этот вопрос можно найти в Положении № 6. С 07.02.19 г. регистрационные свидетельства, выданные НБУ заемщикам, утрачивают свое действие, а банки передают информацию по открытым кредитным договорам в автоматизированную информационную систему НБУ – АИС «Кредитные договоры с нерезидентами». Что касается новых договоров кредита (займа), то резидент сообщает обслуживающему банку о своем намерении использовать свой счет для выплат по кредиту и подает в банк документы, в частности кредитный договор. А банк, в свою очередь, в течение 5 дней подает уведомление о таком договоре в НБУ (п. 5, 6 Положения № 6). Перечень сведений, которые передаются банком НБУ в отношении кредитных договоров клиентов, приведен в приложении к Положению № 6.

Резиденты – должники по финансовым аграрным распискам покупают инвалюту и перечисляют ее для погашения обязательств перед нерезидентом на основании: нотариально заверенной копии аграрной расписки, составленной в соответствии с требованиями действующего законодательства; извлечения из Реестра аграрных расписок о данной расписке; договора, по которому расписка была выдана, а также других подтверждающих документов, связанных с выполнением данного договора (п. 78).

Валютные операции по текущим счетам в банках (разд. Х)

В этом разделе, в частности, определены виды текущих счетов клиентов банков – резидентов и нерезидентов (п. 107). Также прописано, какие операции можно проводить:

  • по текущим счетам в инвалюте субъектов хозяйствования (п. 109);
  • по текущим счетам обособленным подразделений юрлиц-резидентов (п. 110);
  • по текущим счетам физлиц-нерезидентов: в гривнях (п. 117), в инвалюте (п. 119), а также физлиц-резидентов в инвалюте (п. 118), представительств нерезидентов (п. 120–126), юрлиц-нерезидентов: в инвалюте (п. 127), в гривнях (п. 128, 129);
  • по инвестиционным счетам иностранного инвестора: в гривнях (п. 132), в инвалюте (п. 134). Указано также, что такие счета не могут использоваться для предоставления резидентам кредитов, займов, возвратной финпомощи и получения на них денежных средств в связи с исполнением резидентами своих обязательств перед нерезидентами (п. 135).

Текущие инвалютные счета предпринимателей работают в режиме, установленном для счетов юрлиц-резидентов, причем перечисление инвалюты с предпринимательского счета на личный счет физлица запрещено (п. 113). Аналогичные правила применяются для режима работы текущих счетов самозанятых лиц (п. 114).

Важный момент! По торговым ВЭД-контрактам разрешено проводить расчеты с помощью электронного платежного средства (платежной карточки) – при условии, что за один день по одному контракту перечисляется сумма, не превышающая незначительный размер (150 000 грн.) (пп. 2 п. 109).

Обращаем внимание, что по-прежнему действует Инструкция № 492, в которой также прописаны режимы работы счетов юрлиц и физлиц в гривнях и инвалюте. Таким образом, на практике при возникновении вопросов, желательно тщательно сравнить соответствующие разделы (пункты) двух нормативных документов, помня о том, что Инструкция № 492 действует в части, не противоречащей Положению № 5. Вот вам и упрощение нормативной базы!

***

В заключение отметим еще раз, что большинство валютных операций будет осуществляться согласно устоявшейся практике, практически без изменений. Хотя внесенные точечные изменения выведут из-под валютного контроля мелкие валютные операции, что, безусловно, облегчит жизнь гражданам и субъектам хозяйствования. Однако подобные либеральные нормы иногда обставлены такими условиями, что их реальное применение на практике может быть затруднительным. А одновременная работа как старых, так и новых нормативно-правовых актов в сфере валютного регулирования только добавит бухгалтерам неразберихи и головной боли.

Надеемся, что из данного обзора вы узнали о ключевых изменениях и нововведениях, связанных с валютными операциями, что поможет вам быстрее сориентироваться в рабочих ситуациях, возникающих на практике.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

2592 грн. / год

Купить

Лучшие материалы