Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

О валютных операциях, которые банки  будут проверять с пристрастием

Ольга Целуйко

17.01.2016 376 0 0

Нацбанк своим письмом от 18.12.15 г. № 25-02002/101317 (далее – Письмо № 101317) установил новые индикаторы подозрительных финансовых операций. В письме сказано, что уполномоченные банки обязаны проверять и анализировать документы (информацию) о финансовых операциях и их участниках, являющиеся основанием:
для покупки инвалюты с целью перечисления за пределы Украины; 
перечисления инвалюты за пределы Украины;
перечисления средств в гривнях в пользу нерезидентов через корреспондентские счета банков-нерезидентов, открытые в уполномоченных банках либо через филиалы уполномоченных банков, открытые на территории других государств;
предоставления согласия на обслуживание операций резидентов по договорам кредитов, займов, получения возвратной финпомощи в инвалюте от нерезидентов (в т. ч. внесения изменений в договоры).
Заметим, что Письмо № 101317 конкретизирует новые требования к проверке документов и направлению запросов в процессе анализа подозрительных операций, установленные в пп. 17 п. 6 постановления Правления нбу от 04.12.15 г. № 863. Для того чтобы предотвратить непродуктивный отток капитала за границу, НБУ собирается запрашивать информацию или дополнительные документы, необходимые для выяснения обстоятельств осуществления конкретной валютной операции, сведения 
о которой появились в соответствующем реестре на покупку инвалюты для ее перечисления 
за рубеж. Причем запрос на получение такой информации Нацбанк намерен направлять не только 
в уполномоченные банки, но также в центральные органы исполнительной власти, правоохранительные органы, Государственный информационно-аналитический центр мониторинга внешних товарных 
рынков, другие государственные и коммерческие учреждения и организации.
Кроме того, в письме НБУ отмечает, что имеет право отказать в проведении любой из вышеперечисленных операций, если по результатам анализа документов будут выявлены признаки рискованной деятельности, использования банка в целях легализации (отмывания) доходов, полученных 
преступным путем, финансирования терроризма или финансирования распространения оружия массового уничтожения.
Перечень индикаторов подозрительных операций и дополнительных документов, необходимых для проведения анализа валютных операций, систематизирован в приложении в Письму № 101317. По мнению НБУ, к подозрительным операциям, в частности, относятся: операции, не характерные для обычной деятельности клиента (по виду товаров, работ, услуг и объему); операции с использованием векселей, поручительства, перевода долга; операции, участником которых являются лица, зарегистрированные в офшорных зонах; операции с участием банков стран Балтии. 
Есть и такой индикатор подозрительности, как несоответствие между ценой товаров, работ, услуг 
в сделке с нерезидентом и рыночными ценами. Вызывает, по меньшей мере, удивление, как работники банков будут выполнять это требование и насколько будут объективными их оценки. 
По требованию банков субъекты хозяйствования должны быть готовы представлять финансовую отчетность, налоговые декларации, уставные документы, а физлица – подавать копии деклараций об имущественном состоянии и доходах. 
В перечне документов в приложении к письму неоднократно упоминаются некие «документы, подтверждающие экономическую целесообразность финансовой операции и отсутствие подозрений». Что имеется в виду (помимо ВЭД-контракта и обычных сопутствующих документов), остается только догадываться. Единственное, что очевидно, – это то, что подготовка и проверка документов займут 
немалое время. Это надо учитывать при работе с нерезидентами. 
Также отметим, что НБУ ранее уже давал рекомендации банкам относительно проверки подозрительных операций в письмах от 02.12.14 г. № 48-404/71535 и от 17.12.14 г. № 48-404/75613. С 18.12.15 г. 
эти письма утратили свою силу.
 

Полная версия доступна только подписчикам

Лучшие материалы