Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Начисляется ли валютная пеня в период военного положения?

02.05.2022 2321 0 4

Вопросы – ответы

Предприятие перечислило своему контрагенту по ВЭД-контракту предоплату за товар еще до введения военного положения (т. е. до 24.02.2022). Товар был поставлен с нарушением срока в 90 дней, установленного в настоящее время НБУ для экспортно-импортных расчетов (с даты предоплаты до момента поставки прошло 120 календарных дней). Будет ли в данном случае начислена пеня за нарушение порядка валютных расчетов?

Нет, пеня в данном случае не должна начисляться, поскольку еще не истек срок, установленный для расчетов за импортные поставки.

Поясним подробнее. В настоящее время действует постановление Правления НБУ от 24.02.2022 № 18 «О работе банковской системы в период введения военного положения» (далее – Постановление № 18). Пунктом 142 данного постановления установлен новый срок для расчетов по экспортным и импортным операциям, который теперь составляет 90 календарных дней (далее – к. д.). Однако в этом же пункте указано, что срок в 90 к. д. применяется к операциям, осуществленным начиная с 5 апреля 2022 года.

Это означает, что если операция состоялась до 05.04.2022 (как в нашей ситуации), то к ней применяются сроки для валютных расчетов, которые действовали до этой даты. И такой срок составляет 365 к. д. исходя из требований Закона от 21.06.2018 № 2473-VIII «О валюте и валютных операциях», далее – Закон № 2473 (п. 2 ч. 1 ст. 12) и Положения о мерах защиты и определении порядка осуществления отдельных операций в иностранной валюте, утвержденного постановлением Правления НБУ от 02.01.2019 № 5 (п. 21).

В нашей ситуации предоплата по импортной операции была перечислена до 05.04.2022. Значит, товар должен поступить импортеру в течение 365 дней, а поступил через 120 дней. Как видите, сроки не нарушены, поэтому пеня не начисляется.

Действует ли освобождение от начисления валютной пени в период военного положения? Иными словами, придется ли заплатить пеню, если установленный законом срок оплаты/поставки товара будет нарушен в этот период?

Напомним, что применение валютной пени предусмотрено ч. 5 ст. 13 Закона № 2473. По истечении срока, установленного законодательством для расчетов между сторонами ВЭД-контракта, такая пеня начисляется в размере 0,3 % суммы денежных средств, не полученных экспортером, или стоимости товара, не поставленного импортеру.

Контроль за расчетами между сторонами ВЭД-контрактов и соблюдением сроков осуществляют банки, а вот применять меру ответственности в виде начисления пени уполномочены налоговые органы (ч. 8 ст. 13 Закона № 2473).

На период военного положения норма п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ Налогового кодекса (далее – НК) освобождает налогоплательщиков от ответственности, предусмотренной НК, если у них отсутствует возможность своевременно выполнить свои налоговые обязанности.

Однако пеня предусмотрена не НК, а другим законодательством. Получается, что данная норма НК не освобождает налогоплательщика от уплаты валютной пени.

Зато в НК есть другая норма, введенная на период военного положения, а именно п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ. В ней указано, что временно, на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины, для налогоплательщиков и контролирующих органов приостанавливается течение сроков, определенных налоговым законодательством и другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы. А это означает, что сроки, предусмотренные Законом № 2473, тоже приостанавливаются до конца войны.

Кроме того, есть еще норма ч. 6 ст. 13 Закона № 2473, которая может помочь предприятию «отбиться» от валютной пени в период военного положения. Согласно этой норме, если исполнение договора останавливается в связи с возникновением форс-мажорных обстоятельств, то течение срока для расчетов и начисления пени останавливается на весь период действия форс-мажорных обстоятельств и возобновляется со следующего дня после окончания действия форс-мажора.

К сведению! Введение в Украине военного положения является форс-мажором. Поэтому норма ч. 6 ст. 13 Закона № 2473 может защитить украинского субъекта ВЭД от начисления валютной пени.

Подтверждением возникновения и окончания действия форс-мажорных обстоятельств является соответствующая справка уполномоченной организации (органа) страны, где находится сторона ВЭД-контракта, у которой возник форс-мажор.

По нашему законодательству подтверждать форс-мажорные обстоятельства уполномочена Торгово-промышленная палата (далее – ТПП) (ст. 14, 141 Закона от 02.12.1997 № 671/97-ВР «О торгово-промышленных палатах в Украине»). В качестве удостоверительного документа ТПП выдают сертификаты о таких обстоятельствах.

В обычных условиях, чтобы получить такой сертификат, субъекту хозяйствования (далее – СХ) нужно было обратиться в ТПП с заявлением и пакетом документов для удостоверения форс-мажорных обстоятельств по каждому договору (отдельному налоговому или другому обязательству), выполнение которого стало невозможным вследствие форс-мажора. Однако сейчас условия далеки от обычных. Поэтому ТПП на своем сайте опубликовала информацию о том, что было утверждено решение упростить процедуру удостоверения форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы).

С целью избавить СХ от необходимости обращаться к ТПП Украины и региональным ТПП и готовить пакет документов, на сайте ТПП было размещено общее официальное письмо ТПП об удостоверении форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы). Это письмо от 28.02.2022 № 2024/2.0-7.1.

На заметку! Если именно форс-мажорные обстоятельства препятствуют своевременному выполнению обязательств по ВЭД-контракту (например, затруднена доставка груза в Украину в связи с военным положением), то валютная пеня не начисляется до окончания действия форс-мажора. В нашем случае – до отмены военного положения.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву

4428 грн. / год

Купить

Лучшие материалы