ОСМД: бухгалтерский и налоговый учет
21.01.2016 51604 1 12
Из этой статьи вы узнаете:
- как вести бухгалтерский учет операций ОСМД в различных ситуациях;
- как соблюсти условия, при которых ОСМД не будет являться плательщиком налога на прибыль и НДС.
Что можно сделать на практике:
- пользуясь этой статьей, организовать надлежащий учет операций ОСМД или проверить правильность учета своих операций;
- избежать присвоения статуса объединению плательщика налога на прибыль и НДС.
Общие положения
Как и все юридические лица, ОСМД ведут бух-учет и составляют финансовую отчетность по тем же правилам, что и обычные предприятия (п. 1 ст. 2 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV, далее – Закон № 996). При этом ОСМД по собственному решению могут применять как упрощенный План счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина от 19.04.01 г. № 186, так обычный План счетов, утвержденный приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291.
ОСМД должны ежеквартально подавать финотчетность из двух форм – Баланс (форма № 1-м) и Отчет о финансовых результатах (форма № 2-м) – в органы госстатистики (ст. 11 Закона № 996; п. 2 Порядка, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419).
В процессе своей деятельности ОСМД приходится учитывать как операции, которые характерны для «обычных» предприятий, так и операции, типичные для неприбыльных организаций, а также для предприятий жилищно-коммунальной сферы.
Так, из «обычных» операций объединения можно назвать:
- сдачу в аренду вспомогательных помещений дома;
- начисление и выплату зарплаты наемным работникам (председателю правления ОСМД, бухгалтеру, дворнику и пр.) и уплату сопутствующих обязательных платежей в бюджет (НДФЛ, военный сбор, ЕСВ);
- приобретение услуг (работ) по договорам гражданско-правового характера (аудиторские услуги, ремонт, вывоз мусора и пр.).
Однако в основном ОСМД все-таки имеет дело со специфическими операциями. В частности, объединение должно учитывать:
- взносы и платежи совладельцев многоквартирного дома;
- доходы в виде полученной из бюджета компенсации за предоставленные отдельным категориям граждан льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг и назначенные жилищные субсидии;
- начисление и расходование средств ремонт-ного и резервного фондов и пр.
Прежде чем перейти к бухгалтерскому учету конкретных операций ОСМД, хотелось бы напомнить, что, как следует из ст. 4 Закона от 29.11.01 г. № 2866-III (далее – Закон № 2866), основная деятельность объединения (та, ради которой и создается ОСМД) заключается в осуществлении представительских функций совладельцев и способствовании реализации ими своих прав и выполнению обязанностей. Таким образом, ОСМД не оказывает совладельцам многоквартирного дома никаких услуг. В частности, жилищно-коммунальных услуг (далее – ЖКУ) (об этом говорится и в письме Минрегионстроя от 26.04.11 г. № 7/15-4687). И соответственно совладельцы не оплачивают объединению его услуги. Они лишь оплачивают совместные расходы ОСМД, например, на содержание дома и придомовой территории, на ремонт, которые ОСМД осуществляет согласно уставу и утвержденной смете (см. предыдущую консультацию на с. 52 этого номера). Все это объединение делает для совладельцев дома без цели получения прибыли.
При этом если ОСМД проводит транзитом средства совладельцев по коммунальным платежам, то обычно оно использует субсчет 703 «Доход от реализации работ и услуг» с одновременным использованием субсчета 704 «Вычеты из дохода» на ту же сумму. В случаях получения ОСМД дохода от предоставления арендных услуг, других услуг лицам, не являющимся совладельцами, используются субсчета 713 «Доход от операционной аренды активов», 719 «Прочие доходы от операционной деятельности». В операциях, связанных с бесплатным получением активов, используется субсчет 745 «Доход от бесплатно полученных активов» и пр.
Для учета операций по взносам и платежам совладельцев, полученных компенсаций из бюджета, начисления и расходования средств ремонтного, резервного и прочих фондов используется счет 48 «Целевое финансирование и целевые поступления». Для начисления и получения льгот и субсидий для совладельцев можно использовать субсчета 645 «Возмещение льгот потребителям», 646 «Субсидии».
Напомним, что Законом № 2866 не предусмотрена необходимость для ОСМД принимать дом на свой баланс (см. на с. 52 этого номера). Дом со всеми его помещениями можно учитывать на забалансовом счете 023 «Материальные ценности на ответственном хранении».
Бухгалтерский учет
Рассмотрим отражение некоторых операций в бухучете ОСМД на примерах.
Пример 1
ОСМД, которое не зарегистрировано в качестве плательщика НДС, проводит следующие операции:
- операция 1 – учет взносов, которые уплачиваются совладельцами на содержание дома и придомовой территории, а также учет компенсации льгот и субсидий, получаемой из бюджета;
- операция 2 – учет взносов, которые уплачиваются совладельцем «натурой» (в счет взносов выполняются сантехнические работы по договору гражданско-правового характера);
- операция 3 – учет платежей совладельцев на создание и использование ремонтного фонда, который предусмотрен уставом ОСМД и специальной сметой;
- операция 4 – учет транзитных (коммунальных) платежей. Здесь рассматриваются те коммунальные платежи, по которым ОСМД выступает как коллективный заказчик. Отметим, что коммунальные платежи не являются для ОСМД объектом для начисления НДС даже в том случае, если объединение зарегистрировано плательщиком НДС (см. пояснения далее).
Покажем в таблице, как отразить в бухучете ОСМД эти операции.
(грн.)
|
|||||
---|---|---|---|---|---|
№ п/п
|
Содержание операции
|
Первичные документы
|
Бухгалтерский учет
|
||
Дт
|
Кт
|
Сумма
|
|||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Операция 1
|
|||||
1
|
Начислена зарплата председателю ОСМД, бухгалтеру, дворнику и прочему обслуживающему персоналу
|
Расчетно-платежная ведомость
|
92
|
661
|
12 000
|
2
|
Начислен ЕСВ на суммы зарплат (12 000 х 22 %)*
|
Расчетно-платежная ведомость
|
92
|
651
|
2 640
|
3
|
Удержан НДФЛ* и военный сбор* из суммы зарплат (12 000 х 19,5 %)
|
661
|
6411, 6412
|
2 340
|
|
4
|
Начислены взносы на содержание дома и придомовой территории
|
Смета, бухгалтерская справка
|
377
|
481
|
14 640
|
5
|
Отражена сумма надлежащих субсидий, льгот из бюджета, на которые имеют право отдельные члены ОСМД
|
Данные аналитического учета
|
645, 646
|
377
|
4 640
|
6
|
Получены взносы от совладельцев
|
Приходный кассовый ордер типовой формы № КО-1**, выписка банка
|
301, 311
|
377
|
10 000
|
* В соответствии с изменениями, внесенными Законом от 24.12.15 г. № 909-VIII (далее – Закон № 909) в п. 5 ст. 8 Закона от 08.07.10 г. № 2464-VI (далее – Закон № 2464), с 01.01.16 г. ставка для начисления ЕСВ составляет 22 %, из дохода физлица ЕСВ не удерживается. Новая ставка НДФЛ составляет 18 %, ставка военного сбора – 1,5 %. ** Утверждена постановлением Правления НБУ от 15.12.04 г. № 637. |
|||||
7
|
Отражен доход от целевого финансирования в размере взносов, полученных от совладельцев в периоде, в котором были понесены расходы, связанные с выполнением условий целевого финансирования (п. 17 П(С)БУ 15) |
Бухгалтерская справка
|
481
|
719
|
10 000
|
8
|
Получена компенсация из бюджета за предоставленные совладельцам льготы и субсидии
|
Выписка банка
|
311
|
645, 646
|
4 640
|
9
|
Отражен доход от целевого финансирования в размере полученных ассигнований (п. 16 П(С)БУ 15)
|
Бухгалтерская справка
|
481
|
719
|
4 640
|
Операция 2
|
|||||
1
|
Начислены взносы совладельцу на содержание дома и придомовой территории
|
Бухгалтерская справка
|
377
|
481
|
5 000
|
2
|
Выполнены совладельцем сантехнические работы
|
Акт выполненных работ
|
92
|
685
|
4 000
|
3
|
Начислен ЕСВ на сумму вознаграждения (4 000 х 22 %)* |
Расчетно-платежная ведомость
|
92
|
651
|
880
|
4
|
Удержан НДФЛ* и военный сбор* из суммы вознаграждения (4 000 х 19,5 %)
|
6411, 6412
|
685
|
780
|
|
5
|
Произведен взаимозачет по взносам и вознаграждению (4 000 – 780)
|
Бухгалтерская справка
|
685
|
377
|
3 220
|
6
|
Отражен доход от целевого финансирования в размере погашенных взносов
|
481
|
719
|
3 220
|
|
* В соответствии с изменениями, внесенными Законом № 909 в п. 5 ст. 8 Закона № 2464, с 01.01.16 г. ставка для начисления ЕСВ составляет 22 %, из дохода физлица ЕСВ не удерживается. Новая ставка НДФЛ составляет 18 %, ставка военного сбора – 1,5 %.
|
|||||
Операция 3
|
|||||
1
|
Отражено начисление денежных средств соответствующего фонда
|
Специальная смета
|
377
|
482
|
20 000
|
2
|
Поступили деньги ремонтного фонда
|
Выписка банка, специальная смета
|
311
|
377
|
20 000
|
3
|
Понесены расходы на реконструкцию котельной, находящейся на балансе ОСМД (с учетом входного НДС)*
|
Специальная смета, акт выполненных работ
|
151
|
631
|
19 000
|
4
|
Отражено использование целевого финансирования
|
Бухгалтерская справка
|
482
|
69
|
19 000
|
5
|
Введена в эксплуатацию котельная
|
Акт типовой формы № ОЗ-2**
|
103
|
151
|
19 000
|
6
|
Начислена ежемесячная сумма амортизации (сумма условная) |
Расчет, бухгалтерская справка
|
92
|
131
|
300
|
7
|
Признан одновременно доход на сумму амортизации (в части целевого финансирования)
|
69
|
745
|
180***
|
|
* Работы выполняются силами сторонней подрядной организации. ** Утверждена приказом Минстата от 29.12.95 г. № 352. *** Пропорционально доле средств целевого финансирования, потраченных на приобретение (создание) и реконструкцию котельной (сумма условная). |
|||||
Операция 4
|
|||||
1
|
Отражено начисление коммунальных платежей, проходящих через ОСМД транзитом
|
Выписка банка
|
377
|
703
|
89 000
|
2
|
Отражена сумма надлежащих субсидий, льгот из бюджета, на которые имеют право отдельные члены ОСМД (в случае, если указанные платежи поступают на счет ОСМД)
|
Данные аналитического учета
|
645, 646
|
377
|
19 000
|
3
|
Отражена задолженность ОСМД перед коммунальными предприятиями на сумму надлежащих к перечислению объединением коммунальных платежей
|
704
|
685
|
89 000
|
|
4
|
Получена оплата за коммунальные платежи от совладельцев
|
Типовая форма № КО-1, выписка банка
|
301, 311
|
377
|
70 000
|
5
|
Перечислены коммунальные платежи на счета ком-мунальных предприятий
|
Выписка банка
|
685
|
311
|
89 000
|
6
|
Получены бюджетные средства на оплату льгот и субсидий
|
311
|
48
|
19 000
|
|
7
|
Отражено погашение задолженности бюджета по субсидиям и льготам совладельцам
|
48
|
645, 646
|
19 000
|
Пример 2
ОСМД предоставляет часть чердака дома в аренду интернет-провайдеру для монтажа оборудования. Напомним, что чердак относится к общему имуществу совладельцев и не находится на балансе ОСМД (см. предыдущую статью).
Отражение в бухучете ОСМД указанных операций за месяц приведено в таблице.
(грн.)
№ п/п
|
Содержание операции
|
Первичные документы
|
Бухгалтерский учет
|
||
Дт
|
Кт
|
Сумма
|
|||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1
|
Отражено начисление арендного платежа
|
Договор аренды (акт оказанных услуг)
|
377
|
713
|
4 000
|
2
|
Отражена стоимость ЖКУ, приходящихся на арендатора
|
Данные счетчика, расчет
|
377
|
713
|
780
|
3
|
Отражено начисление ЖКУ (с учетом «входного» НДС), приходящихся на: – собственные нужды ОСМД |
Счета, акты от поставщиков ЖКУ
|
92
|
685
|
1 800
|
– арендатора (780 х 20 : 120)
|
92
|
685
|
780
|
||
4
|
Получена арендная плата (в т. ч. коммунальные платежи) от арендатора
|
Выписка банка
|
311
|
377
|
4 780
|
5
|
Перечислены коммунальные платежи поставщикам ЖКУ (1 800 + 780)
|
685
|
311
|
2 580
|
Налоговый учет
Налог на прибыль
Согласно гражданскому законодательству ОСМД является неприбыльной организацией. А для того чтобы считаться неплательщиком налога на прибыль, объединение должно соблюсти требования налогового законодательства. Так, согласно пп. 14.1.121 Налогового кодекса (далее – НК), неприбыльными считаются только те предприятия, учреждения и организации, которые отвечают требованиям п. 133.4 НК.
Приведем требования пп. 133.4.1, 133.4.2 НК для ОСМД:
- ОСМД должно быть создано и зарегистрировано в порядке, установленном Законом № 2688;
- учредительные документы ОСМД должны содержать запрет на распределение полученных доходов (прибыли) среди учредителей (участников), членов организации, работников (кроме оплаты их труда, начисления ЕСВ), членов органов управления и прочих связанных с ними лиц. Отметим, что такое требование закреплено в п. 6 разд. IV Типового устава ОСМД, утвержденного приказом Госкомитета по вопросам ЖКХ от 27.08.03 г. № 141;
- ОСМД должна быть внесена контролирующим органом в Реестр неприбыльных учреждений и организаций (далее – новый Реестр). Порядок ведения такого Реестра, включения в него и исключения из него неприбыльных организаций устанавливает КМУ (пп. 134.4.5 НК);
- доходы (прибыль) ОСМД должны использоваться исключительно для финансирования расходов на ее содержание, реализации цели (задач) и направлений деятельности, определенных ее учредительными документами.
При этом до 01.01.17 г. вышеназванные требования нужно применять с учетом переходных положений п. 34, 35 подразд. 4 разд. ХХ НК. Так, согласно указанным нормам:
- до утверждения нового Реестра действующим остается Реестр неприбыльных учреждений и организаций, утвержденный приказом Минфина от 24.01.13 г. № 37 (далее – Реестр № 37). И неприбыльные организации, внесенные в Реестр № 37 до 13.08.15 г., не могут быть исключены из него до 1 января 2017 года;
- до 01.01.17 г. уставные документы ОСМД могут не соответствовать некоторым требованиям п. 133.4 НК. Но если уставные документы не будут приведены в порядок после указанной даты, тогда ОСМД с первого дня месяца, следующего за месяцем, в котором допущено нарушение (то есть с 1 февраля 2017 года), должно вести учет налога на прибыль и отчитываться в общем порядке согласно разд. III НК. Если объединение этого не сделает самостоятельно, его все равно накажут – исключат из числа неплательщиков налога на прибыль (пп. 133.4.3 НК).
- ОСМД, которое не является плательщиком налога на прибыль, должно подавать налоговому органу отчет об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации. Это следует из пп. 133.4.3 НК. Форма такого отчета и сроки его подачи на сегодня не утверждены. Напомним, что в настоящее время действующей является форма Налогового отчета об использовании средств неприбыльных учреждений и организаций, утвержденная приказом Миндоходов от 27.01.14 г. № 85 (далее – Приказ № 85), хотя она уже не соответствует современным требованиям НК. Тем не менее для отчетности за 2015 год ГФС рекомендует использовать именно эту действующую форму (письмо от 04.01.16 г. № 102/7/99-99-19-02-01-17 ). Считаем, что подать такой отчет нужно не позднее 29 февраля 2016 года. Этот вывод следует из п. 18 разд. II Порядка, утвержденного Приказом № 85.
НДС
Плательщиком НДС является, в частности, юрлицо, созданное согласно закону в любой организационно-правовой форме (пп. «а» пп. 14.1.139 НК). Поэтому ОСМД, руководствуясь общими нормами (п. 181.1, 182.1 НК):
- обязано зарегистрироваться плательщиком НДС в том случае, если размер его налогооб-лагаемых операций по поставке товаров (услуг) за последние 12 календарных месяцев превысит 1 000 000 грн. (без учета НДС);
- в остальных случаях может подать заявление о регистрации плательщиком НДС добровольно.
Как рассчитать объем налогооблагаемых операций для обязательной регистрации плательщиком НДС? Для этого нужно принимать во внимание только операции поставки товаров/услуг. Очевидно, что предоставление в аренду помещений будет считаться именно поставкой. Сложнее определиться с сутью операций, которые связаны с основной деятельностью ОСМД. Например, касаются содержания дома и придомовой территории. Либо получения транзитных платежей. Рассмотрим подробнее.
Как уже отмечалось выше, с позиции гражданского законодательства ОСМД не оказывает услуги совладельцам. Сравните: ведь нельзя считать оказанием услуг перевозку собственного товара транспортом, принадлежащим предприятию. В этом случае транспортное средство «выполняет свои обязанности» по отношению к предприятию. Так же и ОСМД. Осуществляя ремонтные работы по дому, поливая газоны на придомовой территории, перечисляя коммунальные платежи соответствующим службам как коллективный заказчик, объединение не оказывает услуги совладельцам, а выполняет свои функциональные обязанности. Поэтому мы считаем, что сумму взносов, собираемых с совладельцев, не нужно учитывать для целей обязательной регистрации объединения плательщиком НДС, так как эти суммы не связаны с поставкой услуг.
Что касается платежей за коммунальные услуги, которые проходят через счет ОСМД транзитом, то они также не связаны с предоставлением ОСМД таких услуг. Поэтому транзитные суммы не могут влиять на объем поставок, служащий сигналом для регистрации/нерегистрации ОСМД в качест-ве плательщика НДС. К такому же выводу пришли и госорганы (письма Минрегионстроя от 31.07.12 г. № 8/10-2040-12 и ГНС от 22.06.12 г. № 8958/5/15-2116).
Таким образом, для подсчета объема поставок в целях регистрации плательщиком НДС следует учитывать только дополнительные доходы, например от сдачи помещений в аренду или от оказания других услуг лицам, которые не являются совладельцами дома.
1. Как и все юридические лица, ОСМД ведут бухучет и составляют финансовую отчетность по тем же правилам, что и обычные предприятия, с отражением в учете особенностей своей деятельности.
2. Если ОСМД числится в Реестре № 37 (с признаком неприбыльности 0012), и при этом направляет все свои поступления на выполнение своих уставных задач, то до 01.01.17 г. такое ОСМД считается неплательщиком налога на прибыль.
3. Регистрация ОСМД в качестве плательщика НДС: в добровольном порядке – нецелесообразна, в обязательном порядке – маловероятна. Вряд ли ОСМД достигнет за год миллионного объема поставок, необходимого для обязательной регистрации.
Комментарии к материалу
Отсортировано: по времени по популярности
Всего комментариев 1