Выездная торговля: РРО, касса, учет
20.07.2016 3675 0 1
Акценты этой статьи:
- нужно ли устанавливать РРО в пункте выездной торговли;
- применяют ли эти пункты расчетные квитанции;
- как им организовать операции с наличной выручкой;
- как оформить документально передачу товаров в пункт выездной торговли и их реализацию, а также зафиксировать эти операции в учете.
РРО при выездной торговле
В целом продажа товаров при выездной торговле подпадает под действие ст. 3 Закона от 06.07.95 г. № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее – Закон № 265). То есть нужно, чтобы наличные расчеты проводились через должным образом зарегистрированный и переведенный в фискальный режим РРО.
Кто может проводить расчеты без применения РРО и расчетных книжек?
Именно в сфере выездной торговли львиную долю занимают продажи, законодательно освобожденные от применения РРО. Прежде всего это виды деятельности, перечисленные в ст. 9 Закона № 265 (освобождены от применения как РРО, так и расчетных книжек), то есть:
- продажа товаров предпринимателями – единщиками второй и третьей групп (независимо от вида их деятельности), у которых объем дохода в течение календарного года не превышает 1 млн грн. (п. 296.10 Налогового кодекса, далее – НК; п. 6 ст. 9 Закона № 265);
- продажа в киосках, с лотков и разносок газет, журналов и других изданий, открыток, конвертов, знаков почтовой оплаты – если удельный вес такой продукции составляет более 50 % общего товарооборота торговца. Но при этом ни в коем случае нельзя торговать алкоголем и подакцизными непродовольственными товарами (п. 10 ст. 9 Закона № 265);
- продажа воды, молока, кваса, масла и живой рыбы из автоцистерн, цистерн, бочек и бидонов (п. 11 ст. 9 Закона № 265).
Кто может проводить расчеты без применения РРО, но с использованием расчетных книжек?
Перечень отдельных форм и условий ведения деятельности в сфере торговли, общепита и услуг, при которых разрешено проводить расчетные операции без РРО, но с использованием расчетных книжек и КУРО, а также предельный размер годового объема расчетных операций по продаже товаров, в случае превышения которого применение РРО становится обязательным, устанавливает Кабмин (ст. 10 Закона № 265).
Сейчас такой Перечень утвержден постановлением КМУ от 23.08.2000 г. № 1336 (далее – Перечень № 1336). Он содержит, в частности, следующие виды деятельности:
- розничная торговля продовольственными товарами и пивом в бутылках и жестяных банках (при отсутствии продажи других подакцизных товаров), осуществляемая предпринимателями-единщиками (п. 1 Перечня № 1336). Подробнее об этом читайте «Алкоголь в розницу: требования обязывают»;
- розничная торговля через средства передвижной торговой сети (автомагазины, авторазвозки, автоцистерны, цистерны, бочки, бидоны, низкотемпературные лотки-прилавки, тележки, разноски, лотки, столики), расположенные за пределами стационарных помещений (п. 2 Перечня № 1336) и др.;
- розничная торговля на рынках и ярмарках (за исключением расположенных на их территории магазинов, киосков, палаток, павильонов, помещений контейнерного типа).
Для первого из названных видов деятельности предельный годовой объем расчетных операций не установлен. А для второго и третьего этот показатель составляет 200 тыс. грн. на одного субъекта хоздеятельности. В течение месяца с даты его превышения придется перейти на применение РРО (п. 2 приложения к постановлению КМУ от 07.02.01 г. № 121).
Если же выездная торговля не подпадает под вышеназванные условия для освобождения – тогда использования РРО не избежать. Для таких целей Государственным реестром регистраторов расчетных операций (утвержден приказом ГФС от 16.06.16 г. № 535) предусмотрен целый ряд модификаций портативных РРО.
Платежный терминал
Субъекты хозяйствования, которые применяют РРО при расчетах за проданные товары, обязаны устанавливать в торговом помещении платежный терминал (п. 1 постановления КМУ от 29.09.10 г. № 878 «Об осуществлении расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием специальных платежных средств», далее – Постановление № 878).
Освобождены от этого требования ( п.2 Постановления № 878):
- предприятия торговли с торговой площадью до 20 м2 (кроме АЗС);
- субъекты хозяйствования, осуществляющие хоздеятельность в населенных пунктах с численностью населения менее 25 тыс. чел.
Как правило, пункты выездной торговли соответствуют этим двум критериям, поэтому устанавливать платежные терминалы им чаще всего не нужно.
Кассовые операции
Оприходование наличной выручки
Розничная торговля через мелкорозничную торговую сеть является одной из форм внемагазинной продажи товаров. При этом помещения не имеют торгового зала для потребителей. Товары в выездной торговле продают:
- через пункты некапитального застройки – киоски, лари, ларьки, палатки, павильоны для сезонной продажи товаров, торговые автоматы;
- средства передвижной сети – автомагазины, автокафе, авторазвозки, автоцистерны, лавки-автоприцепы, тележки, специальное технологическое оборудование (низкотемпературные лотки-прилавки), разноски, лотки, столики и т. д. (п. 3 Правил работы мелкорозничной торговой сети, утвержденных приказом МВЭС торга от 08.07.96 г. № 369, далее – Правила № 369).
Судя по всему, некоторые пункты выездной торговли могут соответствовать определению обособленных подразделений в понимании п. 1.2 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления НБУ от 15.12.04 г. № 637 (далее – Положение № 637). При этом должны выполняться все требования п. 1.2 Положения № 637, то есть пункт выездной торговли должен быть структурным подразделением, которое наделено частью имущества предприятия и осуществляет относительно него право оперативного использования (или иное вещное право). Такими обособленными подразделениями можно считать, в частности, киоски, ларьки, павильоны для сезонной продажи товаров.
Пункты выездной торговли (как обособленные подразделения предприятий в понимании Положения № 637) не ведут кассовые книги, поскольку они, как правило, проводят наличные расчеты с применением РРО (или расчетных квитанций) и ведением КУРО, но не принимают (не выдают) наличные по кассовым ордерам (п. 4.2 Положения № 637). Если же пункт выездной торговли принадлежит предпринимателю, то о кассовой книге и вовсе речь не идет, так как предприниматели вообще ее не ведут.
Что касается пунктов реализации товаров, перечисленных в п. 10 и 11 ст. 9 Закона № 265 (тех, которые освобождены от применения как РРО, так и расчетных квитанций), то относительно ведения ими кассовой книги Положение № 637 умалчивает. В ОИР (категория 109.15) содержится разъяснение: торговые объекты, которые не являются обособленными подразделениями предприятия и не принимают наличные по кассовым ордерам, кассовые книги не ведут. Таким образом, данным пунктам выездной торговли не имеет смысла предоставлять статус обособленных подразделений. Но учтите, что обязанность ведения кассовой книги возложена на юрлицо (п. 4.2 Положения № 637).
Обратите внимание: согласно п. 2.6 Положения № 637, всю поступающую в кассу наличность нужно своевременно (в день получения) и в полной сумме оприходовать.
Оприходованием наличных для пунктов выездной торговли будет:
- если пункт (обособленное подразделение) применяет РРО или расчетные квитанции – учет полной суммы фактического поступления наличных в КУРО на основании фискальных отчетных чеков РРО (данных РК) (п. 2.6 Положения № 637);
- если пункт (не обособленное подразделение) применяет РРО или расчетные квитанции – учет полной суммы фактического поступления наличных в КУРО на основании фискальных отчетных чеков РРО (данных расчетных квитанций) и запись в кассовой книге предприятия (п. 2.6 Положения № 637);
- если пункт (не обособленное подразделение) освобожден от применения РРО и оформления расчетных квитанций (п. 10, 11 ст. 9 Закона № 265) – запись в кассовой книге предприятия в конце дня. Основание – п. 2.6 Положения № 637: предприятия, которым Закон № 265 дает право вести наличные расчеты с потребителями без использования РРО и РК (и специфика их функционирования не позволяет оформлять по каждой операции кассовый ордер), могут приходовать наличные в конце рабочего дня по совокупности операций в целом за рабочий день. При этом они оформляют приходный кассовый ордер и делают запись в кассовой книге;
- если пункт принадлежит частному предпринимателю – запись в его книге учета доходов (доходов и расходов). Ведь п. 1.2 Положения № 637 понимает под оприходованием наличных, в частности, их отражение предпринимателями в полной сумме фактических поступлений в книге учета доходов и расходов.
Лимит кассы пункта выездной торговли
Сразу скажем: предпринимателям по поводу установления лимита кассы своему пункту выездной торговли вообще не стоит заморачиваться. Ведь предпринимателям лимит кассы и даже сроки сдачи наличной выручки не устанавливают (п. 2.7 Положения № 37).
А вот предприятия должны установить своим пунктам выездной торговли – обособленным подразделениям лимит кассы, составив при этом отдельный расчет (п. 5.2 Положения № 637). Лимит устанавливают и доводят до сведения внутренними приказами (распоряжениями) юрлица.
Сдача наличной выручки
Обособленные подразделения (которые в целях применения Положения № 637 отнесены к предприятиям в понимании п. 1.2 Положения № 637) вправе хранить в нерабочее время в своих кассах наличную выручку в пределах, не превышающих лимит кассы (п. 2.8 Положения № 637).
Уверены, это в полной мере относится и к пунктам выездной торговли (если, конечно, они являются обособленными подразделениями и их касса соответствует требованиям п. 4.1 Положения № 637). А сверхлимитную наличную выручку непременно нужно сдать в кассу юрлица (или в банк для ее перевода и зачисления на банковский счет юрлица).
Если в населенном пункте нет банка, наличную выручку можно сдать оператору почтовой связи (или небанковскому финучреждению, имеющему лицензию на перевод денег без открытия счета).
Если же пункты выездной торговли не являются обособленными подразделениями, тогда они должны сдать выручку в день ее получения в кассу юрлица (так как у них нет лимита остатка кассы). А право выбора места сдачи выручки, предоставляемое п. 2.8 Положения № 637 (касса предприятия или банк), на них не распространяется.
Документы и учет
Предприятия оформляют передачу товаров пункту выездной торговли Накладной-требованием на отпуск (внутреннее перемещение) материалов типовой формы № М-11, утвержденной приказом Минстата от 21.06.96 г. № 193 (далее – Приказ № 193). Ее выписывают в двух экземплярах, подписывает форму главбух предприятия (или уполномоченное на это лицо). Отметим, что п. 2.7 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88, позволяет составлять первичные документы с использованием самостоятельно изготовленных бланков, которые должны содержать обязательные реквизиты (приведены в ст. 9 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине») (или реквизиты типовых или специализированных форм).
Товары передают в пункт выездной торговли по продажной стоимости. В конце дня (или с другой периодичностью, установленной на предприятии) материально ответственное лицо пункта выездной торговли должно представить в бухгалтерию товарный отчет (подробно о его составлении читайте «Организация торговли: оформляем стартовые документы»).
Если предприятие реализует товары со скидкой, то ее сумму будет уместно отразить в товарном отчете в дополнительной графе «Сумма предоставленной скидки». При этом выбытие товара отражают по ценам продажи без учета предоставленной скидки. В накладной на передачу товаров в пункт выездной торговли все данные о стоимости товаров фиксируют: стоимость без учета скидки, со скидкой и саму сумму скидки.
Также если пункт выездной торговли в конце рабочего дня «сворачивается» (к примеру, уличный прилавок, лоток), то материально ответственное лицо должно передать остатки не реализованных товаров на склад предприятия по накладной.
Учет описанных операций рассмотрим на примере.
Пример
Предприятие розничной торговли передало со склада своему пункту выездной торговли (низкотемпературный лоток-прилавок) для реализации 100 пачек мороженого по продажной стоимости на общую сумму 1 160 грн. (в т. ч. НДС – 193,33 грн.). Данный товар числился на субсчете 281 по первоначальной стоимости 800 грн. Торговая наценка – 360 грн. (45 %, включая НДС). За день пункт выездной торговли реализовал 80 пачек мороженого на сумму 928 грн. Остаток товара в сумме 232 грн в конце дня материально ответственное лицо вернуло на склад по накладной.
(грн.)
№ |
Содержание операции |
Первичный документ |
Бухгалтерский учет |
||
Дт |
Кт |
Сумма |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Передан со склада товар (мороженое) на реализацию в пункт выездной торговли |
Накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов типовой формы № М-11 |
282 |
281 |
800,00 |
2 |
Начислена торговая наценка (800 х 45 %) |
Расчет торговой наценки |
282 |
285 |
360,00 |
3 |
Реализовано мороженое, оприходована в конце дня наличная выручка в кассовой книге предприятия |
Товарный отчет, приходный кассовый ордер |
301 |
702 |
928,00 |
4 |
Начислено налоговое обязательство по НДС |
Итоговая налоговая накладная |
702 |
641 |
154,67 |
5 |
Возвращен на склад остаток товара по первоначальной стоимости (20 пач. х 8) |
Накладная |
281 |
282 |
160,00 |
6 |
Сторнирована торговая наценка на возвращенный товар (160 х 45 %) |
Бухгалтерская справка |
282 |
285 |
72,00 |
7 |
Списана себестоимость реализованного товара (80 пач. х 8) |
902 |
281 |
640,00 |
|
8 |
Уменьшена торговая наценка на реализованный товар методом «сторно» (640 х 45 %) |
282 |
285 |
288,00 |
Выводы
1. Значительная доля операций выездной торговли освобождена от применения РРО (а некоторые – и от оформления расчетных квитанций).
2. Полученную выручку надо оприходовать своевременно, то есть в день ее получения, и в полной сумме.
3. Товары передают для реализации в пункт выездной торговли, оформив накладную-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов типовой формы № М-11.
Комментарии к материалу