• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Штрафы по РРО: интернет-магазины и защита от жалоб покупателей

19.11.2019 172 0 0

Интернет-торговля — довольно распространенный способ реализации товаров и услуг. Некоторые крупные налогоплательщики, имея торговые точки, занимаются реализацией товаров еще и через Интернет, что позволяет им конкурировать по цене. Последние изменения в Закон от 06.07.95 г. № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее – Закон № 265), которые вступят в силу с апреля 2020 года, позволят покупателю товара пожаловаться на продавца в контролирующий орган и получить вознаграждение в случае нарушения крупным налогоплательщиком законодательства по РРО. Рассмотрим, как контролирующий орган будет выявлять таких нарушителей, осуществляющих интернет-торговлю без предоставления покупателям фискальных чеков, и как защититься налогоплательщику от штрафов.


Интернет-торговля в Украине: отвечаем на вопросы

Каковы требования к написанию жалобы продавцом?

Законодатель установил четкие требования к жалобе покупателя, соблюдение которых будет условием получения вознаграждения.

Требования к жалобе покупателя

Содержание жалобы

Пояснения

1. Анкетные данные покупателя: фамилия, имя, отчество, место жительства, идентификационный код, номер телефона

1. Указывается общая информация о покупателе и способах связи с ним

2. Информация о дате приобретения товара, о котором речь идет в жалобе

2. Дата оплаты и дата получения товара могут не совпадать. В таком случае под датой приобретения товара следует понимать дату отгрузки товара в понимании ч. 2 ст. 704 Гражданского кодекса, поскольку договор считается выполненным в момент получения покупателем товара, даже в случае осуществления оплаты позже

3. Информация о стоимости приобретенных покупателем товаров, данных покупателя: название, код ЕГРПОУ или идентификационный код при наличии, адрес места покупки товара

3.1. Стоимость товара будет указываться в соответствии с полученными покупателем документами. Если покупателю будет известен налоговый номер налогоплательщика, то он также будет указан в жалобе.

3.2. Если фактического продавца товара установить невозможно, то покупатель может указать фактический адрес реализации товара, что позволит контролирующему органу самостоятельно установить продавца.

3.3. В случае приобретения товара через сеть Интернет продавец товара может указать в жалобе название веб-сайта, на котором был найден товар и сделан заказ. Доказательствами в таком случае могут быть скриншоты с веб-сайта об осуществлении заказа или его подтверждении, например: «Ваш заказ № 1208471899 подтвержден!»

4. Перечень документов, полученных покупателем от продавца товаров

4. Среди таких документов может быть обычный товарный чек с указанием информации о продавце, его реквизитов, контактных средств связи и подписью; расходная накладная.

5. Информация о полученном от продавца товаров расчетном документе в бумажной и/или электронной форме

5. Учитывая что товар может оплачиваться наличностью, о таком способе расчета может быть указано в жалобе. Затем покупатель укажет о том, что товар он получил после его оплаты, но продавец не выдал ему чек, а подтверждением покупки есть только имеющийся на руках товар

6. Номер банковского счета покупателя, на которого может быть зачислена компенсация определенной законодательством части суммы штрафных санкций, которые были применены налоговым органом по результатам проверки по поданной покупателем жалобе

6. Информацию о банковском счете, МФО и коде ЕГРПОУ банка покупатель укажет в жалобе. Именно на эти реквизиты будут зачислены денежные средства, полученные в качестве финансовой санкции контролирующим органом от продавца товара

При отсутствии указанной информации в жалобе покупатель не сможет претендовать на вознаграждение по ней.

Как будет подаваться жалоба на продавца?

Жалобы покупателей могут подаваться в контролирующий орган через электронный кабинет, созданный на сайте: https://cabinet.sfs.gov.ua. Для этого покупателю нужно будет получить электронную подпись и зарегистрироваться.

Сможет ли покупатель подать не электронную жалобу, а письменную?

В соответствии со ст. 161 Закона № 265 (в редакции Закона от 20.09.19 г. № 128-IX, далее – Закон № 128) покупателю разрешается подавать жалобу в любой другой форме, не запрещенной законом. Следовательно, покупатели, не имеющие личного электронного кабинета, смогут отправлять жалобы в соответствии с Законом от 02.10.96 г. № 393/96-ВРУ «Об обращении граждан», соблюдая требования к их содержанию, изложенные в ст. 161 Закона № 265.

Законодатель обязал покупателей прилагать к жалобе копии документов, полученных ими от продавца товаров, которые подтверждают факт покупки. В то же время к жалобе могут прилагаться любые доказательства заказа, оплаты или получения товаров от продавца. Такими доказательствами могут быть: электронная переписка между продавцом и покупателем; номер заказа, полученный на электронную почту или как SMS-сообщение на мобильный телефон; аудиозапись телефонного разговора покупателя с менеджером продавца о заказе товара, дате доставки, стоимости товара.

Как будет устанавливаться нарушение продавцом законодательства по РРО?

В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона № 265 нарушение продавцом законодательства по РРО будет устанавливаться на основании поданной покупателем жалобы, приложенных к ней документов и объяснений налогоплательщика. Контролирующий орган направит налогоплательщику запрос с просьбой предоставить объяснения по поводу обстоятельств, изложенных покупателем в жалобе.

В случае непредоставления ответа на такой запрос в течение 15 рабочих дней со следующего дня после получения запроса налоговый орган будет иметь право назначить документальную внеплановую проверку на основании пп. 78.1.1 Налогового кодекса (далее – НК) и проверить обстоятельства, изложенные в жалобе.

В случае получения ответа от налогоплательщика вместе с обоснованием контролирующий орган сможет провести документальную внеплановую невыездную проверку на основании п. 79.1 НК и установить все обстоятельства путем сравнения жалобы покупателя и объяснений продавца товара.

Контролирующий орган может провести и фактическую проверку продавца на основании пп. 80.2.3 НК в целях установления нарушений, указанных в жалобе покупателя. В таком случае он сможет дополнительно проверить товарные остатки на торговой точке налогоплательщика и установить их соответствие учетным документам.

Как контролирующий орган будет устанавливать продавца через Интернет?

Иногда продавцы не выдают покупателям никаких расчетных документов на товары, реализуемые через сеть Интернет. Заказы осуществляются через мобильный телефон или веб-сайт, что фактически не позволяет покупателю установить реальное лицо, продавшее товар.

Единственным доказательством заключения договора купли-продажи будет информация, полученная с веб-сайта, и телефонные звонки. В случае получения жалобы на нарушение налогоплательщиком законодательства по РРО контролирующий орган сможет изучить ссылку на сайт, предоставленную покупателем, и с помощью веб-сайта www.whois.com или www.who.is установить владельца доменного имени или его регистратора.

Случается, что сайт www.whois.com содержит информацию только об общем регистраторе доменных имен (ресейлере — перепродавце), а фактическая информация о владельце скрыта. В таком случае налоговый орган сможет обратиться к регистратору с запросом о предоставлении информации о лице, регистрировавшем доменное имя веб-сайта, на котором осуществлялась реализация товаров. Если регистратор предоставит информацию о лице, которому принадлежит доменное имя на веб-сайт, контролирующий орган сможет установить его владельца.

В то же время заметим, что не все регистраторы доменных имен предоставляют информацию о их владельцах на запрос контролирующего органа. Некоторые регистраторы, ссылаясь на Закон о защите персональных данных, предоставляют такую информацию только на основании определения суда. В таком случае контролирующему органу будет сложно установить конечного владельца доменного имени, поскольку судебного спора нет, криминальное производство в отношении налогоплательщика не возбуждено.

Если веб-сайт будет содержать номера мобильных телефонов, контролирующий орган сможет обратиться к мобильным операторам и истребовать информацию об их владельцах, которые являются контрактниками и заключили письменный договор. При отсутствии контракта узнать информацию о владельце мобильного номера налоговый орган не сможет.

При невозможности получить информацию общедоступным путем контролирующий орган может сделать контрольную закупку на основании п. 80.4 НК и установить продавца товаров через лицо, которое осуществит их доставку.

Как будет подтверждаться факт оплаты товара?

Факт оплаты может подтверждаться банковской квитанцией о перечислении денег покупателем на банковскую карточку продавца или его менеджера; оплате в безналичной форме, осуществленной между двумя юридическими лицами или физлицами-предпринимателями; наложенном платеже, осуществленном в месте получения товаров. Наличный расчет будет подтверждаться распиской о получении денежных средств или любым другим письменным документом, в котором указано об их получении.

Основания привлечения и освобождения от ответственности налогоплательщиков за нарушение законодательства по РРО

Штраф не будет применен к налогоплательщику, осуществляющему реализацию товаров:

Налогоплательщик будет оштрафован по таким основаниям:

1. Если вообще отсутствует документ, подтверждающий фактическую оплату товара, при отсутствии других доказательств продажи товара

1. Наличие документа, подтверждающего фактическую оплату товара наличностью: расписка о получении денег; расходная накладная с указанием «денежные средства в определенной сумме получил».

2. Наличие документа, подтверждающего безналичный расчет за товар: электронная квитанция интернет-банкинга; квитанция об уплате денежных средств на расчетный счет налогоплательщика, полученная покупателем в результате оплаты через терминал или отделение банка; квитанция денежного перевода, полученная при осуществлении наложенного платежа в месте получения товара, например в отделении почты

2. Отсутствие доказательств, подтверждающих факт поставки товара

2. Поставка товара будет подтверждаться чеком, расходной накладной

3. Отсутствие доказательств, подтверждающих заказ товара

3. Наличие электронных сообщений, SMS-сообщений о формировании заказа

4. Несоблюдение жалобщиком обязательных требований к жалобе, установленных ч. 4 ст. 161 Закона № 265 (в редакции Закона № 128)

Исключение: штраф за нарушение налогоплательщиком законодательства по РРО применяется в зависимости от имеющихся доказательств нарушения; в случае проведения налоговой проверки по результатам рассмотрения жалобы покупателя и установления с помощью других доказательств факта реализации товара покупателю без выдачи фискального чека налогоплательщик будет привлечен к ответственности

4. Покупатель изложил текст жалобы в форме, определенной согласно ч. 4 ст. 161 Закона № 265 (в редакции Закона № 128)

5. Покупатель не приложил к жалобе копий документов, на которые он ссылается в жалобе

5. Покупатель приложил к жалобе доказательства покупки товара, факта оплаты, на которые обращал внимание в жалобе

Как защищаться от штрафов контролирующего органа за продажу товаров без выдачи фискального чека?

Налогоплательщикам необходимо учитывать, что доказательства факта реализации товара или работ будут оцениваться контролирующим органом, а в дальнейшем — судом в их совокупности.

Факт наличия переписки и телефонных разговоров между продавцом и покупателем о купле-продаже товара при отсутствии доказательств поставки такого товара и документов о его оплате не может считаться убедительным доказательством факта его продажи покупателю. В таком случае суд будет оценивать, какие последующие действия покупателем и продавцом товара были совершены в целях реализации и получения товара: встречи, отправление посылки, получение посылки и т. п.

Отсутствие убедительных доказательств продажи товара покупателю будет объясняться судом в пользу налогоплательщика, что приведет к отмене НУР за нарушение законодательства по РРО. Налогоплательщику следует понимать, что покупатель товаров может быть вызван фискальным органом в суд как свидетель в административном деле об отмене штрафа по НУР.

Варианты защиты налогоплательщиков от новых штрафов по РРО в связи с реализацией товаров без использования кассовых аппаратов или выдачи фискального чека

1. Признание денежных средств как уплаченных покупателем ошибочно или в связи с другими правоотношениями

1. В случае уплаты покупателем денежных средств на банковскую карточку продавца без указания назначения платежа продавец может утверждать, что такие деньги ошибочно уплачены или являются оплатой по договору займа, то есть фактическим его возвратом

2. Признание товара не переданным, в связи с чем у продавца не было обязанности выдавать фискальный чек

2. В случае наличия доказательств фактического заказа товара через веб-сайт и установления владельца доменного имени налогоплательщик не сможет доказать, что он не имел никаких правоотношений с покупателем, поскольку последний сможет предоставить контролирующему органу скриншоты заказов. Но при отсутствии у покупателя какого-либо расчетного документа налогоплательщик может объяснить, что сделка так и не была заключена, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 704 ГК сам товар доставлен не был. В таком случае доказательная база покупателя (скриншоты заказа с веб-сайта, SMS-сообщения) будут доказывать лишь факт формирования заказа, но не его реализацию

3. Признание сделки незаключенной, что приводит к отсутствию у продавца необходимости выдавать фискальный чек покупателю

3. В случае применения контролирующим органом штрафа к налогоплательщику за реализацию товара без предоставления фискального чека налогоплательщик может подать иск в районный суд по месту регистрации покупателя о признании сделки незаключенной. На основании определения районного суда об открытии производства по делу налогоплательщик сможет подать заявление в административный суд об остановке рассмотрения дела об отмене НУР за нарушение законодательства по РРО. После вынесения районным судом решения о признании сделки незаключенной налогоплательщик сможет его использовать в качестве правовой преюдиции и будет освобожден от доказательства обстоятельств на основании ч. 4 ст. 78 КАСУ, установленных решением суда. В дальнейшем административный суд будет вынужден учесть выводы районного суда и отменит применение НУР в связи с тем, что сделка между продавцом и покупателем заключена не была. В целях использования решения районного суда для дальнейшей защиты от штрафа контролирующего органа в административном суде налогоплательщику следует привлечь фискальный орган к участию в деле как третье лицо, о чем сказано в ч. 4 ст. 78 КАСУ

4. Непризнание подписи на товарном чеке, который не является фискальным чеком

4. Как правило, продавец, получив товар и оплатив его наличностью, получает на руки обычный товарный чек, который подписывает курьер, не являющийся фактическим продавцом. Несмотря на это, в товарном чеке указываются полные данные ФЛП или юридического лица, осуществившего продажу такого товара. При наличии жалобы от продавца товара продавец может не признавать его продажу, а подпись в товарном чеке — выполненной другим лицом. В таком случае контролирующий орган вынужден будет назначить судебно-почерковедческую экспертизу, с помощью которой будет устанавливаться лицо, подписавшее товарный чек. Если такой чек подписан не налогоплательщиком и при отсутствии других убедительных доказательств, что товар был продан продавцом, к которому применен штраф за нарушение РРО, суд сможет отменить НУР, вынесенное контролирующим органом налогоплательщику за реализацию товаров без выдачи фискального чека

Выводы. Продажа товаров через Интернет: как действовать правильно

Исходя из вышеизложенного, налогоплательщикам для защиты от претензий контролирующего органа за реализацию товаров через сеть Интернет нужно учесть следующее:

  1. Наличие жалобы продавца по поводу приобретения им товаров не значит, что суд признает такое обстоятельство доказанным и откажет налогоплательщику в отмене штрафа контролирующего органа.
  2. Кроме объяснений продавца, суд будет учитывать наличие других доказательств реализации товаров: наличие любого письменного документа, доказывающего такие обстоятельства; доказательства телефонных разговоров между продавцом и покупателем; доказательства формирования им электронного заказа: скриншоты с веб-сайта, SMS-подтверждение с номером заказа товара; почтовые отправления; доказательства оплаты товара.
  3. Для защиты от штрафов налогового органа налогоплательщик может подать иск о признании сделки незаключенной и приостановить рассмотрение административного дела об отмене НУР на длительный срок. Решение районного суда в гражданском деле, к которому стоит привлечь контролирующий орган, будет использовано административным судом как преюдиция.
  4. Отсутствие в товарном чеке, который не является фискальным, подписи или выполнение подписи другим лицом вместо налогоплательщика при отсутствии других доказательств продажи товара этим продавцом будет основанием для отмены штрафа контролирующего органа за нарушение законодательства по РРО.
  5. Отсутствие информации о владельце веб-сайта в реестре, доступном через сайт www.whois.com, затруднит привлечение налогоплательщика к ответственности за продажу товаров через Интернет без использования РРО. Регистрация доменного имени у зарубежного регистратора приведет к фактической невозможности получения контролирующим органом информации о владельце доменного имени.
  6. В случае вызова контролирующим органом покупателя товаров в качестве свидетеля налогоплательщик может отметить о его заинтересованности в рассмотрении дела в связи с тем, что им будет получена полная стоимость товара на основании ч. 2 ст. 25 Закона № 265 (в редакции Закона № 128).
1 из 1

Варианты защиты налогоплательщиков от новых штрафов по РРО.docx

Скачать

Основания привлечения и освобождения от ответственности налогоплательщиков за нарушение законодательства по РРО.docx

Скачать

Требования к жалобе покупателя.docx

Скачать

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

2592 грн. / год

Купить

Лучшие материалы