• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

«Бонус Плюс» у торговца: применение и учет


Из этой статьи вы узнаете:

  • в чем суть программы «Бонус Плюс», каковы ее правовые основы и почему ее выгодно применять при розничной торговле;
  • как продавцу классифицировать предоставленные покупателям бонусы в целях учета;
  • как документально оформить и отразить в учете операции, связанные с участием в программе «Бонус Плюс».

Что можно сделать на практике: проинструктировать продавцов в торговых точках об условиях участия в программе «Бонус Плюс», чтобы не нарушить условия договора с банком и не допустить ошибок при расчетах.


«Бонус Плюс»: выгода для продавцов и покупателей

Стремясь завоевать лояльность покупателей, продавцы идут на всевозможные ухищрения: от изощренных маркетинговых ходов до предоставления самых разных выгод покупателям. Совершенно очевидно, что сегодня, когда люди вынуждены экономить деньги, большинство предпочтет получать именно бонусы от продавцов за совершенные покупки.

И в этом смысле для торговцев уже есть готовое решение на рынке банковских услуг – в любое время они могут присоединиться к программе лояльности «Бонус Плюс», разработанной ПриватБанком. Это удобное решение предусматривает выгоды для обеих сторон торговой сделки.

Для розничных продавцов это готовая площадка, на которой они получают весь арсенал для привлечения максимального числа клиентов, практически не прилагая к этому усилий.

Единственным условием является наличие у покупателя карточки ПриватБанка, подключенной к программе «Бонус Плюс». Если покупатель оплачивает покупки в магазинах – партнерах программы «Бонус Плюс» с использованием такой карточки, то он имеет возможность получать, накапливать и использовать бонусы по программе «Бонус Плюс».

Размер бонуса торговец определяет самостоятельно (в пределах 20 % продажной стоимости товаров), указав его при регистрации на «бонусном» сайте. Более того, здесь же продавец может зарегистрировать и условия эксклюзивного предложения для клиентов с повышенным размером бонуса. Таким образом, продавец прорекламирует себя и условия предоставления бонусов (обычных и повышенных) своим покупателям, потому что покупатели смогут найти информацию о его торговых точках на сайте ПриватБанка.

О том, что торговец участвует в программе «Бонус Плюс», будет свидетельствовать и раскрученный логотип (знакомый практически каждому покупателю), размещенный в торговых точках продавца и на его публичных информационных страницах в Интернете (пп. 3.7.1.2.2.29 Условий и правил предоставления банковских услуг, далее – Условия, ).

Итак, для продавцов выгода состоит в том, что им не нужно изобретать велосипед (и нести дополнительные затраты) для разработки и рекламы собственной программы лояльности, выпускать бонусные (дисконтные) карты и раздавать их покупателям. Они могут просто использовать уже разработанный для этого механизм.

В программе «Бонус Плюс» участвуют только карточки ПриватБанка, но торговцы могут иметь и собственную программу лояльности, охватывающую всех покупателей: и тех, кто имеет карточку ПриватБанка, и тех, у кого ее нет. Но и тогда «Бонус Плюс» будет хорошим дополнением к собственной программе лояльности.

Для покупателей программа «Бонус Плюс» – это возможность аккумулировать на своем бонусном счете бонусы, предоставленные разными продавцами – участниками программы лояльности (а не одним продавцом). Это существенно ускорит возможность их отоваривания в торговой точке (и даже в интернет-магазине) любого продавца – участника программы. Немаловажно, что покупателю для этого не понадобится еще одна карточка – роль накопителя бонусов выполнит карта ПриватБанка.

Правовые основы программы «Бонус Плюс»

Правовые основы программы изложены в упомянутых выше Условиях. Эти Условия, по сути, представляют собой договор (публичную оферту, к которой торговцу можно присоединиться, подписав соответствующее заявление в отделении банка). В Условиях дано определение бонуса и описан механизм начисления и использования бонусов.

В частности, бонус – это сумма, зачисляемая на бонусный счет покупателя после совершения расходных операций в терминалах торгово-сервисной сети, участвующей в программе «Бонус Плюс». Сумма бонуса рассчитывается как процент от стоимости совершенных покупок (как мы сказали, продавец устанавливает этот процент самостоятельно). Под платежным средством «Бонус Плюс» Условия понимают электронное платежное средство международных платежных систем VISA или MasterCard, эмитированное ПриватБанком и обладающее дополнительным свойством накопления на отдельном счете бонусов и/или скидок (пп. 1.1.1.15, 1.1.1.73 Условий).

Итак, торговец, ставший участником программы «Бонус Плюс», обязуется предоставлять покупателям – держателям одноименных платежных средств бонусы в размере установленного процента от розничных цен на свои товары/услуги на всех приватбанковских терминалах в своих торговых точках при оплате как с основного счета, так и с бонусного (пп. 3.7.1.2.2.27 Условий).

Покупатели, будьте внимательны: пп. 3.7.1.2.2.12 Условий запрещает продавцам завышать цену товара (услуги) при их оплате по программе «Бонус Плюс» в сравнении с оплатой живыми наличными деньгами, а также вводить какие-либо дополнительные комиссионные. Если же факт завышения будет установлен, то продавец обязан в безусловном порядке вернуть покупателю – держателю карты сумму наценки (или дополнительной комиссии) на тот же картсчет, с которого тот оплатил покупку. А в пользу банка продавцу придется уплатить штраф – 100 % стоимости товара/услуги.

Еще несколько слов о выгодах торговца и покупателя.

Оплачивая покупку карточкой Бонус Плюс», покупатель сперва уплачивает полную стоимость товара (услуги): часть этих денег получает торговец (например 95 % от цены), а часть денег уходит на бонусный счет покупателя (например, 5 %). Таким образом, торговец, недополучая деньги в полной сумме, предоставляет покупателю скидку на сумму бонусов. Бонусы у покупателя начинают накапливаться. Чтобы их потратить, покупателю надо сделать следующую покупку, то есть вернуться в торговую точку, работающую по программе «Бонус Плюс». Это «привязывает» покупателя к определенным магазинам: ведь оплата бонусами частично заменяет оплату живыми деньгами.

Не в накладе и банк, поскольку пока деньги находятся на бонусном счете, они в распоряжении банка, то есть это своего рода краткосрочный депозит покупателя. А кроме того, банк получает с торговца комиссионные за эквайринг.

Документальное оформление

Как мы уже сказали, для продавца документальным подтверждением участия в программе «Бонус Плюс» будет соответствующее заявление, которое он подпишет в банке. При этом рекомендуем размер предоставляемых покупателям бонусов (как обычных, так и эксклюзивных) утвердить приказом (положением) по предприятию. Обычные бонусы будут предоставлены всем без исключения покупателям – держателям платежного средства «Бонус Плюс» (разумеется, при расчетах этим платежным средством). А эксклюзивные бонусы, как правило, предоставляются на определенных условиях (например, в указанные сроки, в определенных торговых точках, на определенный ассортимент и количество товаров и т. п.). Все эти условия необходимо прописать в приказе (положении) о программе лояльности.

Ежемесячно банк будет присылать продавцу на электронную почту специальную выписку за прошедший месяц с информацией о начисленных бонусах по каждой транзакции и данными об их возмещении (пп. 3.7.1.3.2 Условий).

Бухгалтерский учет

У продавца – участника программы «Бонус Плюс» учет будет таким. Так как бонус предоставляют в момент совершения покупки, доход фиксируют в учете (Кт 702 «Доход от реализации товаров») в сумме продажной стоимости реализованного товара за вычетом бонуса (п. 21 П(С)БУ 15), то есть в сумме справедливой стоимости полученных (подлежащих получению) активов – денежных средств.

Себестоимость реализованных товаров списывают на одноименный субсчет 902 по первоначальной стоимости. Сумму торгнаценки на реализованный товар списывают проводкой Дт 282 «Товары в торговле» Кт 285 «Торговая наценка» методом «красное сторно» (или со знаком «–» при компьютерном учете), в полной сумме (размер бонуса на сумму списываемой наценки не влияет). Такой порядок учета применяется независимо от того, каков размер бонуса – выше или ниже торговой наценки.

Комиссия банка за эквайринг. На практике продавцу зачисляют на счет сумму продажной стоимости товара не только за вычетом предоставленного бонуса, но и за минусом комиссии банка за услуги эквайринга. На сумму комиссии продавец не уменьшает свой доход, а учитывает ее согласно п. 18 П(С)БУ 16 по Дт счета 92 «Административные расходы». Но на практике есть и другое мнение – учитывать расходы на услуги эквайринга на счете 93 «Расходы на сбыт», так как они непосредственно связаны с реализацией товаров.

Налоговый учет

Налог на прибыль. Каких-либо корректировок финрезультата при реализации товаров с бонусами разд. ІІІ Налогового кодекса (далее – НК) не предусматривает.

НДС. Базу налогообложения определяют исходя из договорной стоимости реализованных товаров (п. 188.1 НК), то есть исходя из продажной цены за вычетом бонуса.

При этом база налогообложения не может быть ниже:

  • при поставке покупных товаров/услуг – цены их приобретения;
  • при поставке самостоятельно изготовленных товаров/услуг – обычных цен.

Исключение составляют товары (услуги), цены на которые подлежат госрегулированию.

По итогам дня продавец составляет итоговую налоговую накладную (далее – НН), если по данным операциям он не составил «индивидуальные» НН (п. 201.4 НК). Ее нужно зарегистрировать в Едином реестре налоговых накладных в следующие сроки:

  • если итоговая НН составлена с 1-го по 15-й календарный день (включительно) календарного месяца, – не позднее последнего дня (включительно) календарного месяца, в котором она выписана;
  • если НН оформлена с 16-го по последний календарный день (включительно) календарного месяца – не позднее 15-го числа (включительно) следующего календарного месяца.

В итоговой НН в верхней левой части в графе «Не подлежит предоставлению получателю (покупателю) по причине» делают отметку «X» и указывают тип причины 11. В графе НН «Получатель (покупатель)» указывают «Неплательщик», а в строке «Индивидуальный налоговый номер получателя (покупателя)» проставляют условный ИНН «100000000000» (п. 8, 12 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом Минфина от 31.12.15 г. № 1307).

Сумму бонуса в отдельных строках НН не указывают, а уменьшают цену поставки и базу налогообложения, которые вписывают в соответствующие графы НН (ОИР, категория 101.16).

Если при предоставлении бонуса договорная стоимость покупных товаров/услуг окажется ниже цены их приобретения (самостоятельно изготовленных – ниже обычной цены), то нужно составить вторую итоговую НН (исходя из такой разницы) с типом причины «15» и зарегистрировать ее в Едином реестре. Или же можно не позже последнего дня месяца оформить сводную НН исходя из данной разницы, определенной отдельно по каждой операции поставки товаров/услуг (п. 201.4 НК; п. 15 Порядка № 307; ОИР, категория 101.17). При этом нужно доначислить НДС на разницу проводкой Дт 949 «Прочие расходы операционной деятельности» – Кт 641 «Расчеты по налогам».

НДФЛ. В общем случае в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход физлица – плательщика налога включают доход, полученный им как дополнительное благо в виде суммы скидки с обычной цены (стоимости) товаров (работ, услуг), предназначенной для него индивидуально (пп. «е» пп. 164.2.17 НК). Однако бонус по программе «Бонус Плюс» распространяется на любого покупателя, который расплачивается с применением карточки ПриватБанка, подключенной к программе «Бонус Плюс», и не является индивидуальной скидкой. Поэтому сумму такого бонуса не включают в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщика-покупателя (ОИР, категория 103.02).

Пример
ООО «Саквояж» (сеть магазинов) в апреле стало участником программы «Бонус Плюс». И установило в положении о программе лояльности размер бонуса 5 % на весь товар, приобретенный покупателями – обладателями платежных карточек ПриватБанка при оплате данными карточками. Размер бонуса находится в пределах торговой наценки. За май по безналичному расчету (карточками ПриватБанка) реализовано товаров продажной стоимостью 100 000 грн., за вычетом бонуса – на 95 000 грн., сумма бонуса 5 000 грн. Комиссия банка за эквайринг составила 1 900 грн. (2 % от суммы транзакций 95 000 грн. х 2 %), эта сумма удержана банком до зачисления выручки на текущий счет). Себестоимость реализованных товаров – 60 000 грн. Предприятие учитывает товары по методу цены продажи.

Учет данных операций покажем в таблице.

(грн.)


п / п

Содержание операции

Первичный документ

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

Сумма

1

2

3

4

5

6

1

Реализованы товары покупателям

Чеки РРО, слипы платежного терминала, Z-отчеты РРО

333

702

95 000,00

2

Зачислены денежные средства на текущий счет предприятия за вычетом комиссии банка за эквайринг (95 000 – 1 900)

Выписка банка

311

333

93 100,00

3

Отражена комиссия банка за эквайринг

92 (93)

333

1 900,00

4

Начислено обязательство по НДС
(95 000 : 120 % х 20 %)

Итоговые НН

702

641

15 833,33

5

Списана себестоимость реализованных товаров

Бухгалтерская справка

902

282

60 000,00

6

Сторнирована торговая наценка на реализованные товары (100 000 – 60 000)

282

285

40 000,00

Выводы

Программа «Бонус Плюс» выгодна как торговцам, так и покупателям. Торговец сокращает свои затраты на рекламу и получает больше покупателей, а следовательно, и больше выручки. Покупатель накапливает и расходует суммы предоставленных ему скидок.

Учет операций торговец ведет как в случае предоставления обычных скидок. Расходы на эквайринг включает в состав административных (сбытовых) расходов.

Читайте также: 

"Как запрограммировать РРО для программы «Бонус Плюс»"

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

2268 грн. / год

Купить

Лучшие материалы

«Бонус Плюс» у торговца: применение и учет