Как предпринимателю рассчитать НДФЛ с дохода, полученного по договору транспортного экспедирования
18.03.2015 413 0 0
Как облагаются налогом у предпринимателя на общей системе налогообложения доходы от транспортно-экспедиторской деятельности?
Напомним основные правила налогообложения доходов для физлица-предпринимателя, который применяет общую систему налогообложения (п. 177.2 Налогового кодекса, далее – НК):
объектом обложения НДФЛ является чистый налогооблагаемый доход;
чистый доход – это разница между общим налогооблагаемым доходом и документально подтвержденными расходами, связанными с хоздеятельностью такого физлица;
общий налогооблагаемый доход – это сумма выручки в денежной и неденежной форме, поступившая предпринимателю за отчетный период. При этом у физлица – плательщика НДС в доход (а также и в расходы) не включаются суммы НДС, которые входят в цену реализованных (приобретенных) услуг (п. 177.3 НК);
перечень расходов физлица-предприниматели берут из перечня расходов операционной деятельности, составленного для плательщиков налога на прибыль (согласно разд. III НК) (п. 177.4 НК).
Какие именно суммы нужно включить в состав доходов и расходов физлица-экспедитора? Это зависит от того, в рамках какого вида договора транспортного экспедирования были оказаны услуги.
Поясним подробнее. Согласно ч. 1 ст. 929, ч. 1 ст. 932 Гражданского кодекса (далее – ГК), экспедитор может либо самостоятельно заниматься перевозкой грузов клиента и оказывать ему сопутствующие услуги, либо привлекать для этого третьих лиц. С ними он заключает договоры от своего имени либо от имени клиента. То есть по своей сути договор транспортного экспедирования может быть:
прямым договором поставки услуг – когда экспедитор самостоятельно оказывает такие услуги заказчику либо привлекает для этого третьих лиц, с которыми также заключает прямые договоры на поставку услуг от своего имени. При этом экспедитор несет полную ответственность перед заказчиком за выполнение договора (ст. 902, ч. 2 ст. 932 ГК);
посредническим договором на покупку услуг. Такой договор по сути может являться договором комиссии (ст. 1011 ГК) или поручения (ст. 1000 ГК). Экспедитор в данном случае выступает посредником между клиентом и третьими лицами (перевозчиками, грузчиками, таможенными брокерами и т. п.), которые оказывают услуги клиенту.
Бывает, что договор транспортного экспедирования содержит в себе признаки как прямого, так и посреднического договора. В таком случае он считается смешанным. Например, в части перевозки экспедитор выступает непосредственным исполнителем, а в части других услуг – поверенным (комиссионером) заказчика.
Для наглядности покажем в таблице, как признаются доходы и расходы у экспедитора, который является предпринимателем на общей системе налогообложения.
Правила признания доходов и расходов у экспедитора-предпринимателя на общей системе налогообложения
№п/п
|
Вид договора транспортного экспедирования
|
Сумма средств,полученных экспедитором
|
Доход
|
Расходы
|
1 |
2
|
3 |
4 |
5 |
1
|
Прямой |
Плата за транспортные и другие услуги, которые экспедитор оказал клиенту самостоятельно
|
Включаетсяв доход*
|
В расходы** включаются: – себестоимость оказанной экспедиторской услуги (в т. ч. стоимость услуг третьих лиц, которых экспедитор привлек для выполнения договора транспортного экспедирования); – прочие расходы операционной деятельности экспедитора (административные, расходы на сбыт, прочие операционные) |
Вознаграждение за экспедиторские услуги
|
||||
2
|
Посреднический |
Вознаграждение за экспедиторские услуги
|
Включаетсяв доход*
|
В расходы** включаются прочие расходы операционной деятельности экспедитора. Ведь прямых расходов, связанных с оказанием услуги, у него в данном случае практически нет |
Транзитные суммы***
|
Не включаетсяв доход****
|
Не включается в расходы***** |
||
* Является выручкой от оказания услуг (п. 177.2 НК). ** Состав себестоимости оказанной услуги приведен в п. 138.8 НК. Расходы, формирующие себестоимость таких услуг, признаются расходами того отчетного периода, в котором признаны доходы от предоставления этих услуг (п. 138.4 НК). Прочие расходы операционной деятельности (п. 138.10 НК) признаются в том периоде, в котором были понесены. Но обратите внимание: у физлица-общесистемщика признаются только фактически оплаченные им расходы. *** Транзитные суммы, поступившие экспедитору, предназначены для оплаты услуг (работ) других лиц, привлеченных к выполнению договора транспортного экспедирования, а также для уплаты сборов и обязательных платежей во время исполнения такого договора. Согласно ст. 9 Закона от 01.07.04 г. № 1955-IV такие расходы не включаются в плату (вознаграждение) экспедитора. **** Транзитные суммы не являются собственностью экспедитора, поэтому не включаются в его общий налогооблагаемый доход (ОИР, категория 104.04). Считаем, что это относится и к суммам различных штрафов, а также компенсаций за поврежденный (утерянный) груз, которые перевозчик может перечислять клиенту экспедитора согласно условиям договора. Как нашему предпринимателю отразить эти транзитные суммы в Книге учета доходов и расходов по форме, утвержденной приказом Миндоходов от 16.09.13 г. № 481? Считаем, что такие суммы он может отразить в гр. 3 Книги. При этом в гр. 2 он покажет общую сумму, полученную от клиента для выполнения договора, а в гр. 4 – разницу (гр. 2 – гр. 3), которую нужно обложить НДФЛ. ***** Согласно пп. 139.1.2 НК, не включаются в состав расходов платежи налогоплательщика в размере стоимости товара в пользу комитента, принципала и т. п. по договорам комиссии, агентским договорам и другим аналогичным договорам, перечисленные на выполнение этих договоров. Считаем, что данную норму можно применить и к услугам третьих лиц, оказанных в интересах клиента экспедитора. |
Таким образом, в целях налогообложения предпринимателю-общесистемщику следует действовать в зависимости от вида договора, заключенного с клиентом. Если договор транспортного экспедирования:
прямой – признавать доходом полную сумму денежных поступлений по такому договору, а не только сумму своего экспедиторского вознаграждения. Зато и документально подтвержденные оплаченные расходы, связанные с выполнением услуг по такому договору, должны быть признаны в полной сумме;
посреднический – признавать доходом только сумму экспедиторского вознаграждения. Но и расходы признаются только в сумме, которую можно связать с получением такого посреднического дохода;
смешанный – одновременно применять правила для прямого и посреднического договора: исключать транзитные суммы из доходов и расходов по договору, остаток включать в свой доход и признавать соответствующие такому доходу расходы.
Комментарии к материалу