Условный арест имущества: нарушение процедуры отчуждения имущества, находящегося в налоговом залоге, судебная практика
Арест имущества предприятия контролирующим органом может привести к негативным последствиям для бизнеса и деловой репутации. Иногда, описав имущество в налоговый залог, контролирующий орган заинтересован, чтобы все товарные остатки предприятия не были реализованы. В то же время продажа произведенной продукции – это ключевое условие ведения бизнеса, а отсутствие такой возможности в связи с запретом контролирующего органа может привести к полной остановке деятельности. Рассмотрим варианты защиты предприятия при обращении фискального органа в суд с заявлением о подтверждении обоснованности условного ареста имущества, находящегося в налоговом залоге, и способы защиты от аналогичных действий на стадии апелляции.
Прежде всего, заметим, что административный арест имущества может быть применен контролирующим органом не только в случае недопуска к документальной или фактической проверке, но и в связи с тем, что налогоплательщик нарушает правила отчуждения имущества, находящегося в налоговом залоге.
Как известно, кроме ареста имущества налогоплательщика контролирующий орган, руководствуясь п. 124 Налогового кодекса (далее – НК), может применить к предприятию штраф в размере стоимости отчужденного имущества, находящегося в налоговом залоге, если процедура его отчуждения была нарушена.
Правовым основанием применения условного ареста имущества в такой ситуации является п. 94.2.1 НК, а правовые последствия для налогоплательщика будут такими же, как и в случае ареста имущества после недопуска к проверке.
При построении стратегии защиты в такой ситуации налогоплательщики должны учесть, что в соответствии с абзацем первым п. 92.1 НК имущество остается в пользовании налогоплательщика, несмотря на факт налогового залога. В то же время абзац второй п. 92.1 НК позволяет отчуждать имущество, находящееся в налоговом залоге, только с согласия фискального органа или если налогоплательщик обратился с соответствующей просьбой, а контролирующий орган не ответил на нее в течение 10 календарных дней.
Налогоплательщикам следует знать, что при некоторых обстоятельствах и для определенной категории товаров не нужно согласие контролирующего органа на отчуждение. Так, если в налоговом залоге находится только готовая продукция, товары и товарные запасы, то налогоплательщик может отчуждать их без согласия контролирующего органа, правда, на условиях, определенных абзацем третьим п. 92.1 НК. А именно цена реализации таких товаров должна быть не меньше обычной, а денежные средства от такого отчуждения должны быть направлены в полном объеме в счет выплаты зарплаты, ЕСВ или погашение налогового долга.
Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь на онлайн сервисы для бухгалтеров и кадровиков Uteka. Получите полный доступ библиотеки безопасных решений, которые делают вашу работу более эффективной.
Что входит в подписку?
и примеры
доступа
вопрос эксперту
обновления
материалам
материалов с 2015 года