Санкции Фонда инвалидов: когда можно оспорить незаконность их применения?
22.11.2017 1032 0 1
Постановление ВСУ от 03.10.17 г., ЕГРСР, рег. № 69649878
Суть спора
Фонд соцзащиты инвалидов (далее – Фонд) провел невыездную проверку выполнения предприятием требований ст. 19, 20 Закона № 875. В ходе проверки было выявлено, что предприятие не выполнило норматив трудоустройства инвалидов за 2012 год, поэтому обязано было самостоятельно начислить и уплатить штрафные санкции. Поскольку предприятие этого не сделало, Фонд обратился в суд с иском о взыскании санкций и пени за просрочку их уплаты. Предприятие против иска возражало, так как приняло все необходимые меры для трудоустройства инвалидов и своевременно представляло в службу занятости отчеты о наличии вакантных мест для трудоустройства инвалидов. Однако служба занятости не направила предприятию достаточное количество кандидатов на имеющиеся вакансии.
Выводы суда
ВСУ был на стороне предприятия: постановление ВАСУ об отказе в иске Фонду осталось в силе, а Фонду было отказано в пересмотре этого решения. ВАСУ и ВСУ обосновали свою позицию тем, что предприятие систематически информировало центр занятости о наличии вакансий для трудоустройства инвалидов и осуществляло другие мероприятия в этом направлении, как того требует Закон № 875. Это обстоятельство свидетельствует о том, что в действиях предприятия нет состава правонарушения, поэтому применение санкций является неправомерным
Комментарий
Для предприятий и предпринимателей, у которых работает 8 и более наемных работников, установлен норматив рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов (ст. 19 Закона № 875). Так, если численность наемных работников составляет:
- от 8 до 25 человек – это 1 рабочее место;
- 25 и больше человек – 4 % общей численности работающих.
При этом выполнением норматива считается трудоустройство инвалида по основному месту работы на созданное рабочее место. Также согласно ч. 3 ст. 19 Закона № 875 субъекты хозяйствования (далее – СХ) трудоустраивают инвалидов в счет установленного норматива самостоятельно.
Невыполнение СХ данного норматива влечет за собой необходимость ежегодной уплаты административно-хозяйственных санкций, размер которых составляет среднегодовую зарплату на соответствующем предприятии (у предпринимателя) за каждое рабочее место, не занятое инвалидом. А для СХ, у которых работает от 8 до 15 человек, размер санкций составляет половину среднегодовой зарплаты за рабочее место, не занятое инвалидом (ст. 20 Закона № 875).
У СХ есть шанс избежать санкций, если он создаст необходимое количество рабочих мест для инвалидов и своевременно подаст об этом сведения в службу занятости.
В настоящее время такие сведения подаются по форме № 3-ПН, утвержденной Приказом № 316, при наличии спроса на рабочую силу в течение трех дней с момента открытия вакансии (п. 3 Порядка № 316).
Важные выводы судебного решения, на которые стоит обратить внимание:
- норматив рассчитывается от общего количества работающих на предприятии (а не от количества фактических рабочих мест, на которых не запрещен труд инвалидов). Отметим, что Закон № 875 не делает никаких исключений для предприятий или производств и не содержит никаких исключений или освобождений от выполнения норматива (см. также разъяснения Фонда в Письме от 12.09.16 г. № 1/6-690/04);
- если СХ создал необходимое количество рабочих мест для инвалидов в соответствии с установленным Законом № 875 нормативом, проинформировал об этом службу занятости, но служба занятости не направила необходимое количество работников, тогда есть шанс отстоять свою правоту и отменить примененные Фондом санкции. Однако в этом случае, возможно, придется дойти до высшей судебной инстанции (ВСУ), как это и произошло в рассмотренной ситуации.
Комментарии к материалу