Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Санкции Фонда инвалидов: когда можно оспорить незаконность их применения?


Постановление ВСУ от 03.10.17 г., ЕГРСР, рег. № 69649878


Суть спора

Фонд соцзащиты инвалидов (далее – Фонд) провел невыездную проверку выполнения предприятием требований ст. 19, 20 Закона № 875. В ходе проверки было выявлено, что предприятие не выполнило норматив трудоустройства инвалидов за 2012 год, поэтому обязано было самостоятельно начислить и уплатить штрафные санкции. Поскольку предприятие этого не сделало, Фонд обратился в суд с иском о взыскании санкций и пени за просрочку их уплаты. Предприятие против иска возражало, так как приняло все необходимые меры для трудоустройства инвалидов и своевременно представляло в службу занятости отчеты о наличии вакантных мест для трудоустройства инвалидов. Однако служба занятости не направила предприятию достаточное количество кандидатов на имеющиеся вакансии.

Выводы суда

ВСУ был на стороне предприятия: постановление ВАСУ об отказе в иске Фонду осталось в силе, а Фонду было отказано в пересмотре этого решения. ВАСУ и ВСУ обосновали свою позицию тем, что предприятие систематически информировало центр занятости о наличии вакансий для трудоустройства инвалидов и осуществляло другие мероприятия в этом направлении, как того требует Закон № 875. Это обстоятельство свидетельствует о том, что в действиях предприятия нет состава правонарушения, поэтому применение санкций является неправомерным

Комментарий

Для предприятий и предпринимателей, у которых работает 8 и более наемных работников, установлен норматив рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов (ст. 19 Закона № 875). Так, если численность наемных работников составляет:

  • от 8 до 25 человек – это 1 рабочее место;
  • 25 и больше человек – 4 % общей численности работающих.

При этом выполнением норматива считается трудоустройство инвалида по основному месту работы на созданное рабочее место. Также согласно ч. 3 ст. 19 Закона № 875 субъекты хозяйствования (далее – СХ) трудоустраивают инвалидов в счет установленного норматива самостоятельно.

Невыполнение СХ данного норматива влечет за собой необходимость ежегодной уплаты административно-хозяйственных санкций, размер которых составляет среднегодовую зарплату на соответствующем предприятии (у предпринимателя) за каждое рабочее место, не занятое инвалидом. А для СХ, у которых работает от 8 до 15 человек, размер санкций составляет половину среднегодовой зарплаты за рабочее место, не занятое инвалидом (ст. 20 Закона № 875).

У СХ есть шанс избежать санкций, если он создаст необходимое количество рабочих мест для инвалидов и своевременно подаст об этом сведения в службу занятости.

В настоящее время такие сведения подаются по форме № 3-ПН, утвержденной Приказом № 316, при наличии спроса на рабочую силу в течение трех дней с момента открытия вакансии (п. 3 Порядка № 316).

Важные выводы судебного решения, на которые стоит обратить внимание:

  • норматив рассчитывается от общего количества работающих на предприятии (а не от количества фактических рабочих мест, на которых не запрещен труд инвалидов). Отметим, что Закон № 875 не делает никаких исключений для предприятий или производств и не содержит никаких исключений или освобождений от выполнения норматива (см. также разъяснения Фонда в Письме от 12.09.16 г. № 1/6-690/04);
  • если СХ создал необходимое количество рабочих мест для инвалидов в соответствии с установленным Законом № 875 нормативом, проинформировал об этом службу занятости, но служба занятости не направила необходимое количество работников, тогда есть шанс отстоять свою правоту и отменить примененные Фондом санкции. Однако в этом случае, возможно, придется дойти до высшей судебной инстанции (ВСУ), как это и произошло в рассмотренной ситуации.
ПОСТАНОВА_ВСУ_від_03.10.17_р..doc
Скачать
Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
05.08.2025
Проверки Антимонопольного комитета: основания, практика, последствия
Выездная проверка Антимонопольного комитета – реальность. Что учесть, какие последствия возможны? Могут ли неточности в документах, процедуре проведения проверки помочь обжаловать решение о наложении штрафа? В июле этого года Антимонопольный комитет Украины (далее – АМКУ) на своем веб-...
Популярное
20.06.2025
Резерв сомнительных долгов: в каких случаях предприятию выгодно его создавать
Расскажем, какие предприятия могут оптимизировать налог на прибыль путем создания резерва сомнительных долгов и как правильно сформировать этот резерв, чтобы не было претензий со стороны контролирующих органов. В чем состоит проблема: оптимизация объекта обложения налогом на прибыль для некоторых пр...
18.08.2025
Учет расходов на создание веб-сайта
В статье расскажем, что такое веб-сайт и как отражать в бухгалтерском и налоговом учете расходы на его создание. Сегодня веб-сайты используются с разными целями. Некоторые выполняют только представительские функции. Это может быть, например, сайт-визитка – электронный аналог традиционной бумаж...
20.06.2025
Как рассчитать резерв отпусков на дату баланса
В статье расскажем о порядке формирования резерва отпусков и регулярности его пересмотра. Нужно ли ежемесячно инвентаризовать резерв? Обеспечение на оплату отпусков формируется для равномерного распределения расходов на отпуска между отчетными периодами. Его создание – обязанность предприятия....
Новое
05.08.2025
Проверки Антимонопольного комитета: основания, практика, последствия
Выездная проверка Антимонопольного комитета – реальность. Что учесть, какие последствия возможны? Могут ли неточности в документах, процедуре проведения проверки помочь обжаловать решение о наложении штрафа? В июле этого года Антимонопольный комитет Украины (далее – АМКУ) на своем веб-...
02.06.2025
Может ли предприятие подать первичные документы в орган ГНС после проведения проверки
В статье расскажем, в течение какого срока предприятие может подать органу ГНС первичные документы, которые не были предоставлены во время проверки. В ходе налоговой проверки предприятие предоставило контролерам первичные документы не в полном объеме. Налоговое уведомление-решение по результатам пр...
21.02.2025
За какой период может быть проведена плановая налоговая проверка с учетом приостановления сроков давности?
В настоящее время многие налогоплательщики получают уведомления о проведении у них плановых налоговых проверок. Удивляться тут нечему, поскольку с 01.01.2025 органы ГНС назначают плановые проверки по общим правилам, установленным Налоговым кодексом (далее – НК). Напомним, что уже не действует ...
Лучшие материалы