Самое главное, что надо знать о встречных сверках
19.08.2015 437 0 1
Акценты этой статьи:
- что такое встречная сверка и чем она отличается от проверки;
- как проводится и оформляется встречная сверка;
- как плательщик может использовать результаты встречной сверки.
Начнем с того, что встречная сверка не является проверкой (п. 73.5 Налогового кодекса, далее – НК) и проводится согласно Порядку, утвержденному постановлением КМУ от 27.12.10 г. № 1232 (далее – Порядок № 1232), и Методическим рекомендациям, приведенным в приложении к приказу ГНАУ от 22.04.11 г. № 236 (далее – Методрекомендации № 236). Это значит, что для проведения встречной сверки орган ГФС может не выполнять действия, которые являются обязательными при проверке (например, издавать приказ о проведении встречной сверки, выписывать соответствующее направление, вручать налогоплательщику положенные документы и извещать его о проведении сверки). Но есть определенные правила проведения встречных сверок. О них мы и расскажем в этой консультации.
Что такое встречная сверка и в каких случаях она проводится
Встречная сверка проводится в случае, если у органа ГФС возникают сомнения относительно осуществления налогоплательщиком и другими субъектами хозяйствования (далее – СХ) операций, их вида, объема и качества, правильности расчетов, реальности и полноты отражения этих операций в учете (п. 2 Порядка № 1232).
Согласно определению, приведенному в п. 73.5 НК, встречная сверка – это сопоставление данных первичных бухгалтерских и других документов налогоплательщика, проводимое органами ГФС с целью документального подтверждения его хозяйственных отношений с другими СХ, а также подтверждения взаимоотношений, вида, объема и качества операций и расчетов, которые осуществлялись между ними, для выяснения их реальности и полноты отражения в учете налогоплательщика.
На основании какой информации и за какой период проводится встречная сверка
Встречная сверка проводится органом ГФС на основании информации, которая имеется у органа ГФС и получена от СХ, если таковой нет у органа ГФС (п. 4, 6 Порядка № 1232).
Ни п. 73.5 НК, ни Порядок № 1232 не устанавливают предельный период, за который орган ГФС вправе проводить встречные сверки. Применимы ли в данном случае сроки давности, предусмот-ренные ст. 102 НК? Нет, не применимы. Указанные сроки давности касаются определения органом ГФС сумм денежных обязательств налогоплательщика перед бюджетом, а не периода, за который проводятся встречные сверки.
Но что делать налогоплательщику, если орган ГФС требует предоставить информацию и документы за период, превышающий определенные ст. 102 НК сроки давности? Если истребуемые информация и документы есть в наличии, то их нужно предоставить. Но может так случиться, что налогоплательщика уже проверили за период, в котором выполнялась операция, необходимость подтверждения которой стала основанием для проведения встречной сверки, и документы, подтверждающие эту операцию, уже уничтожены по истечении установленного срока их хранения. Тогда в ответе органу ГФС надо сослаться на наличие акта проверки за соответствующий период и представить документы, свидетельствующие об уничтожении необходимых документов.
В каком порядке проводится встречная сверка
Ответим на основные вопросы о порядке проведения встречной сверки.
Какой орган ГФС проводит такую сверку?
Встречная сверка проводится тем органом ГФС, в котором находится на учете налогоплательщик (п. 3 Порядка № 1232). Инициировать встречную сверку может тот орган ГФС, у которого возникла в этом необходимость. Если налогоплательщик и его контрагент находятся на учете в одном органе ГФС, то именно этот орган будет проводить встречную сверку.
Если налогоплательщик и его контрагент учитываются в разных органах ГФС, тогда орган ГФС по основному месту учета налогоплательщика, заинтересованный во встречной сверке (инициатор), направляет органу ГФС по основному месту учета его контрагента (исполнителю) запрос о проведении такой сверки для подтверждения данных, полученных от этого налогоплательщика.
Как оформляется запрос органа ГФС налогоплательщику в рамках встречной сверки?
Требования к запросу о предоставлении налогоплательщиком органу ГФС информации и ее документального подтверждения установлены п. 73.3 НК и п. 10 Порядка, утвержденного постановлением КМУ от 27.12.10 г. № 1245 (далее – Порядок № 1245). Форма такого запроса приведена в приложении 2 к Методрекомендациям № 236.
В частности, такой запрос оформляется на бланке органа ГФС, подписывается руководителем (заместителем руководителя) и заверяется печатью. Запрос должен содержать:
- ссылку на нормы закона, согласно которым орган ГФС имеет право получить информацию, а именно на п. 73.3, 73.5 НК;
- основания для направления запроса, в частности, указание о проведении встречной сверки;
- перечень (опись) запрашиваемой информации и подтверждающих ее документов. Право органа ГФС получать от налогоплательщиков копии документов о финансово-хозяйственной деятельности определено пп. 20.1.2 НК (согласно ныне действующей редакции).
Каким способом вручается запрос налогоплательщику?
Запрос считается врученным налогоплательщику, если он (п. 13 Порядка № 1245):
1. Направлен заказным письмом с уведомлением о вручении по налоговому адресу налогоплательщика:
- предпринимателя – по его месту жительства, где он взят на учет в органе ГФС (п. 45.1 НК);
- предприятия – по местонахождению, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц – предпринимателей (далее – ЕГР) (п. 45.2 НК).
2. Вручен под подпись должностным лицам налогоплательщика-предприятия либо налогоплательщику-предпринимателю.
3. Направлен в электронном виде с использованием средств телекоммуникационной связи с наложением электронной цифровой подписи органа ГФС и получено сформированное программным обеспечением уведомление о его доставке.
В какой срок и как следует ответить на запрос органа ГФС?
Налогоплательщик обязан предоставить информацию, о которой идет речь в запросе, и ее документальное подтверждение в течение одного месяца со дня, следующего за днем получения запроса, если иное не предусмотрено НК (п. 73.3 НК). Другие нормы НК не устанавливают конкретных сроков, предоставления ответов на запрос органа ГФС, направленный в связи с проведением встречной сверки.
На практике, направляя налогоплательщику запрос, органы ГФС зачастую обосновывают его как нормами НК, которые наделяют их правом на проведение встречной сверки, так и нормами, предусматривающими проведение внеплановой проверки, например пп. 78.1.1 или 78.1.4.
Одним из условий назначения внеплановой документальной проверки по указанным основаниям является непредоставление налогоплательщиком в течение 10 рабочих дней с даты получения запроса органу ГФС запрашиваемой информации и ее документального подтверждения.
Поэтому, чтобы вместо встречной сверки не «получить» внеплановую документальную проверку, лучше своевременно ответить на запрос. Письмо, которое отсылается как ответ на запрос, должно содержать (п. 15 Порядка № 1245):
- номер и дату запроса органа ГФС, на который предоставляется ответ;
- запрашиваемую органом ГФС информацию. Если к запросу прилагаются копии подтверждающих документов, то они должны быть заверены должностными лицами налогоплательщика-предприятия либо налогоплательщиком-предпринимателем.
Обратите внимание: если запрос органа ГФС составлен с нарушением установленных НК требований, налогоплательщик не обязан отвечать на него (п. 16 Порядка № 1245). Если вы считаете, что запрос не соответствует требованиям НК и Порядка № 1245, об этом нужно известить орган ГФС в срок, установленный для предоставления ответа на запрос, указав в письме, в чем именно заключается такое несоответствие.
Прежде чем отвечать на запрос, рекомендуем самостоятельно свериться с контрагентом. Например, проверить, правильно ли оформлены документы, касающиеся хозяйственной операции, по которой орган ГФС запрашивает документы для сверки, а также совпадают ли данные налогового учета и отчетности при отражении этой операции. И если выявлены ошибки, то лучше их устранить самостоятельно, предоставив органу ГФС уже достоверную и сверенную с контрагентом информацию.
Как оформляются результаты встречной сверки?
Орган ГФС оформляет результаты встречной сверки справкой по форме приложения 5 к Метод-рекомендациям № 236. Эта справка (п. 7 Порядка № 1232):
1. Подписывается:
- налогоплательщиком (должностными лицами предприятия, предпринимателем, уполномоченными лицами);
- должностными лицами органа ГФС, проводившими сверку.
2. Вручается налогоплательщику под подпись или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении налогоплательщику:
- предприятию – по его местонахождению, указанному в ЕГР (п. 45.2 НК);
- предпринимателю – по его месту жительства, где предприниматель взят на учет в органе ГФС (п. 45.1 НК).
Если провести встречную сверку невозможно, орган ГФС составляет акт по форме приложения 3 к Методрекомендациям № 236. Невозможность проведения встречной сверки может быть обусловлена в том числе:
- отсутствием налогоплательщика (его должностных лиц) по местонахождению (налоговому адресу);
- непредоставлением налогоплательщиком информации и документов для проведения сверки.
Выводы
1. Встречная сверка, проведенная органом ГФС, может принести налогоплательщику:
- дополнительные хлопоты (необходимость предоставить информацию и ее документальное подтверждение);
- выгоду, ведь в ходе встречной сверки может подтвердиться реальность осуществления хозяйственной операции между налогоплательщиком и его контрагентом.
2. Если в дальнейшем, уже в ходе документальной проверки, орган ГФС решит оспаривать реальность той же самой операции, указывая на ее ничтожность или бестоварность, ему придется оспаривать достоверность не только первичных документов, представленных налогоплательщиком, но и справки, составленной по результатам встречной сверки. Такая справка является официальным документом, который налогоплательщик сможет использовать для защиты своих интересов как в административном, так и в судебном порядке.
Комментарии к материалу