Проверяет Антимонопольный комитет
13.08.2014 3198 0 0
Что следует знать
В том, что конкуренция — это хорошо, а монополизм — плохо, нас убедили еще в далекие времена перехода к рыночным отношениям. Как и в том, что конкуренцию следует защищать, а за монополистами внимательно следить. Но — каким образом? Современное конкурентное законодательство сложно и непрозрачно, а органы АМК наделены настолько широкими полномочиями, что представляют реальную опасность для любого предприятия, попадающего в поле их зрения. Итак, разберемся, кого и как проверяют органы АМК, а также предложим несколько советов, которые помогут предприятию избежать участи беззащитной жертвы подобной проверки.
Александр Даниленко,
президент Ассоциации бизнес-консультантов Украины,
главный редактор журнала «Справочник экономиста»
Изучаем основы
Вашим предприятием заинтересовались должностные лица АМК? Почему? Чтобы это понять, нужно хотя бы поверхностно уяснить себе, что такое конкуренция, и какие нарушения могут вам инкриминировать. Поэтому коротко об основных понятиях.
Экономическая конкуренция — это состязание субъектов хозяйствования с целью получения преимуществ перед другими субъектами хозяйствования, в результате чего потребители и субъекты хозяйствования имеют возможность выбирать между несколькими продавцами, покупателями, а отдельный субъект хозяйствования не может определять условия оборота товаров на рынке (ст. 1 Закона № 2210). В свою очередь, антиконкурентными считаются согласованные действия, которые привели или могут привести к недопущению, устранению либо ограничению конкуренции. Такими действиями, в частности, считаются согласованные действия в отношении:
- установления цен или других условий приобретения либо реализации товаров;
- ограничения производства, рынков товаров, технико-технологического развития, инвестиций или установления контроля над ними;
- распределения рынков или источников снабжения по территориальному принципу, ассортименту товаров, объему их реализации или приобретения, по кругу продавцов, покупателей или потребителей, по иным признакам;
- искажения результатов торгов, аукционов, конкурсов, тендеров;
- устранения с рынка других субъектов хозяйствования;
- применения разных условий к равнозначным сделкам с другими субъектами хозяйствования и т. п.
Антиконкурентными согласованными действиями считается также совершение предприятиями похожих действий (или их бездействие) на рынке товара, которые привели или могут привести к недопущению, устранению либо ограничению конкуренции.
Лицо, которое совершило антиконкурентные согласованные действия, но раньше других участников этих действий добровольно уведомило об этом АМК или его территориальное отделение и предоставило информацию, имеющую существенное значение для принятия решения по делу, освобождается от ответственности. |
Положение об антиконкурентных действиях не применяется к любым добровольным согласованным действиям малых или средних предпринимателей (о них чуть ниже) по совместному приобретению товаров, которые не приводят к существенному ограничению конкуренции (ст. 7 Закона № 2210).
Понятие монополии противоположно конкуренции. В соответствии со ст. 12 Закона № 2210 положение субъекта хозяйствования считается монопольным, если он не имеет на рынке ни одного конкурента или не испытывает значительной конкуренции в силу различных обстоятельств, например ограничения возможностей закупки сырья, материалов, сбыта товаров, наличия льгот и т. п. В Законе № 2210 приводится достаточно четкое определение условий, при которых предприятие могут обвинить в монопольном положении. В частности, такое возможно, когда доля предприятия в совокупной доле не более трех субъектов хозяйствования, которым на одном рынке принадлежат наибольшие доли, превышает 50% или в доле не более пяти субъектов хозяйствования — превышает 70%. Субъект хозяйствования также считается монополистом, если доля его товара на рынке превышает 35% и оно не может доказать, что испытывает значительную конкуренцию. Обратите внимание! Монополистом может быть признано предприятие с меньшей долей на рынке, если оно не испытывает значительной конкуренции, например, в связи с тем, что конкурентам принадлежит небольшой размер долей рынка. Методика определения монопольного (доминирующего) положения субъектов хозяйствования на рынке утверждена Распоряжением № 49.
Недобросовестной конкуренцией являются любые действия в конкуренции, противоречащие торговым и иным честным обычаям в хозяйственной деятельности (ст. 1 Закона № 236).
Кто нас проверяет
Антимонопольный комитет Украины (далее — АМК) — это государственный орган со специальным статусом, целью деятельности которого является обеспечение государственной защиты конкуренции в двух основных сферах: в предпринимательской деятельности и в сфере государственных закупок. АМК подконтролен исключительно Президенту Украины и подотчетен только Верховной Раде Украины. Для реализации задач, возложенных на АМК, создаются территориальные отделения АМК, а при необходимости — межобластные территориальные отделения. Положение о территориальном отделении АМК утверждено Распоряжением № 32.
В соответствии со ст. 7 Закона об АМК его сотрудники уполномочены проверять субъектов хозяйствования на предмет соблюдения ими требований законодательства о защите экономической конкуренции и при проведении расследований по заявлениям и делам о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции. Они наделены и целым рядом других, достаточно существенных полномочий, в частности правом:
- в случаях и порядке, предусмотренных законом, проводить осмотр служебных помещений и транспортных средств субъектов хозяйствования — юридических лиц;
- предоставлять заключения о квалификации действий в соответствии с законодательством о защите экономической конкуренции;
- рассматривать дела об административных правонарушениях;
- изымать или налагать арест на предметы, документы или другие носители информации, которые могут служить доказательствами либо источником доказательств по делу, независимо от их местонахождения;
- в случае препятствования работникам АМК в выполнении их полномочий привлекать работников органов внутренних дел для преодоления таких препятствий;
- предоставлять обязательные для рассмотрения рекомендации органам власти, субъектам хозяйствования и т. п.
Обратим внимание, что в соответствии со ст. 2 Закона о проверках его действие не распространяется на государственный контроль соблюдения законодательства о защите экономической конкуренции. Следовательно, проверяемые предприятия не смогут воспользоваться многочисленными правами, предусмотренными названным законом.
Какие бывают проверки
Плановая выездная проверка — это комплексная проверка объекта, предусмотренная планами работы, которая проводится по местонахождению объекта или его обособленного структурного подразделения уполномоченными работниками АМК на основании их функциональных полномочий. Плановая выездная проверка одного и того же объекта проверки проводится по приказу председателя АМК или главы отделения не чаще одного раза в календарный год.
Основанием для проведения плановых проверок является план-график проверок, утвержденный председателем АМК (главой отделения). Для формирования ежегодных проектов планов-графиков проведения плановых выездных проверок члены комитета ежегодно до 1 июля представляют управлению взаимодействия с государственными органами власти и координации деятельности территориальных отделений предложения по перечню рынков товаров, подлежащих проверке в следующем году. Указанное управление обобщает представленные предложения и до 5 июля представляет на утверждение председателю АМК. До 15 октября начальники управлений исследований и расследований представляют проекты перечней субъектов хозяйствования, подлежащих проверке в следующем году. До 5 декабря план-график проверок представляется на утверждение председателю АМК. При формировании перечней субъектов хозяйствования учитываются определенные АМК приоритетные направления деятельности.
В перечень предприятий, подлежащих проверке, не включаются предприятия:
|
Плановая выездная проверка проводится при условии направления предприятию, которое будет проверяться, не позднее чем за 10 календарных дней до начала проверки письменного уведомления с указанием даты ее проведения. Отсутствие такого уведомления является основанием не допустить должностных лиц АМК к проведению плановой проверки.
Внеплановой выездной проверкой считается проверка, не предусмотренная в планах работы АМК. Ее могут проводить без предварительного письменного уведомления. Исчерпывающий перечень оснований, при которых возможно проведение внеплановой проверки, изложен в пп. 8.1–8.12 Положения № 182. Внеплановые проверки проводятся, в частности: по заявлениям субъектов хозяйствования, граждан, объединений, учреждений, организаций о нарушении их прав; по представлению органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля и по поручению специальных органов по борьбе с организованной преступностью; по инициативе АМК; в случае выявления недостоверности данных, заявленных объектом проверки в документах, представленных по обязательному запросу АМК, и т. д.
Во время планирования и проведения проверок (как плановых, так и внеплановых) работники АМК обязаны обеспечивать соблюдение служебной и коммерческой тайны.
Решение о проведении проверки принимает председатель АМК. Для проверки создается комиссия в составе не менее двух специалистов.
Отметим, что, в отличие от проверок другими контролирующими органами, действующее законодательство не определяет максимальных сроков для проведения проверок АМК. Такие сроки в каждом конкретном случае определяются исходя из объекта проверки и ожидаемого объема работы, необходимой для выполнения поставленной задачи. Кроме того, при необходимости, по представлению председателя комиссии срок проведения проверки может быть продлен, а персональный состав комиссии — изменен (п. 22 и 25 Положения № 182).
Ваши документы?!
Во время знакомства с проверяющими стоит потребовать от них предъявления всех необходимых документов (предусмотренных в п. 31 Положения № 182), а именно:
- приказа (распоряжения) о проведении проверки и создании комиссии;
- плана проведения проверки;
- доверенности председателя комитета о делегировании соответствующих полномочий по проведению проверки.
Все эти документы следует тщательно изучить до начала проверки.
В плане проведения проверки должны быть определены задачи проверки, круг вопросов, которые необходимо выяснить во время ее проведения, а также сроки ее завершения.
Доверенность должна содержать указание о делегировании председателю и членам комиссии на время проведения проверки конкретного объекта соответствующих полномочий, а именно: беспрепятственно входить на предприятия, в учреждения, организации по служебному удостоверению и иметь доступ к документам и другим материалам, необходимым для проведения проверки; требовать устных или письменных объяснений от должностных лиц и граждан, предоставления необходимых документов и другой информации, в т. ч. с ограниченным доступом, и т. д.
Кроме того, сотрудники АМК должны иметь при себе служебные удостоверения, подтверждающие их личность. Такое удостоверение оформляется в соответствии с Положением № 390 и действительно в течение срока полномочий должностного лица, которому оно выдано.
Как проводят проверку
Первым днем проверки считается день прибытия членов комиссии на объект проверки. Для начала председатель комиссии должен сообщить о цели и сроках проверки, предоставить руководителю объекта проверки документы о составе комиссии и полномочиях ее членов; сообщить перечень вопросов, подлежащих выяснению в ходе проверки, а также предложить руководителю создать надлежащие условия для обеспечения работы комиссии. Заметим, что отсутствие руководителя предприятия не является основанием для отмены проверки. Поэтому избегать общения с проверяющими — не слишком разумный шаг.
Сотрудники АМК могут потребовать от предприятия для проверки различные документы, в частности сведения о структуре проверяемого предприятия (с указанием Ф. И. О. руководителей подразделений, должностей, номеров телефонов и т. д.), протоколы общих собраний акционеров и заседаний правления, входящую и исходящую документацию (в т. ч. тексты факсов и телефонограмм), приказы, сведения о себестоимости произведенной продукции (работ, услуг) и их отпускной стоимости, документы бухгалтерского учета и финансовой отчетности и т. п. Но в любом случае все документы должны иметь отношение к предмету проверки. Поэтому, если такая связь не очевидна, имеет смысл поинтересоваться, для чего проверяющие требуют предоставить тот или иной документ.
Внимание, Акт проверки!
Председатель комиссии обобщает предоставленные материалы и составляет акт проверки в двух экземплярах. Один экземпляр акта представляется председателю АМК (главе отделения), второй — не позднее 5 рабочих дней после окончания проверки вручается руководителю объекта проверки под роспись на первом экземпляре акта. В акте проверки должны быть указаны результаты проверки по всем вопросам, предусмотренным планом ее проведения; объективная оценка деятельности объекта проверки по соблюдению законодательства о защите экономической конкуренции; предложения о возбуждении дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции и т. д.
При наличии возражений или замечаний к акту проверки руководитель или другие лица, подписывающие акт, вписывают оговорку об этом перед своими подписями и в срок не более пяти календарных дней со дня подписания акта предоставляют соответствующие письменные объяснения или возражения. Этим правом не стоит пренебрегать, ведь финансовые последствия проверки могут быть весьма печальны.
В случае отказа руководителя объекта проверки подписать акт о результатах проверки должностные лица, осуществившие проверку, удостоверяют это соответствующей записью за своими подписями в конце акта.
Чем грозит проверка
В таблице приведен размер штрафов за различные нарушения законодательства, контроль которого осуществляет АМК. Заметим, что наложение штрафа не лишает лиц, которым был нанесен вред в результате нарушений законодательства, права обратиться в суд с иском о возмещении ущерба, причиненного такими действиями.
Таблица
|
|||
№ п/п |
Нарушение |
Размер штрафа |
Основания |
1 |
Антиконкурентные согласованные действия, злоупотребление монопольным (доминирующим) положением, невыполнение решений АМК или их выполнение не в полном объеме (п. 1, 2 и 4 ст. 50 Закона № 2210) |
Штраф в размере до 10% дохода (выручки)* от реализации продукции за последний отчетный год, предшествовавший году, в котором налагается штраф. При наличии незаконно полученной прибыли, превышающей 10% указанного дохода, штраф налагается в размере, не превышающем тройного размера незаконно полученной прибыли |
П. 2 ст. 52 Закона № 2210 |
2 |
Осуществление участниками согласованных действий, запрещенных законом; ограничительная и дискриминационная деятельность; нарушение положений учредительных документов субъекта, созданного в результате концентрации, если это приводит к ограничению конкуренции; концентрация без получения соответствующего разрешения; невыполнение участниками согласованных действий, концентрации требований и обязательств, которыми было обусловлено решение о предоставлении разрешения, и другое (п. 5, 8, 10, 11, 12 и 19 ст. 50 Закона № 2210) |
Штраф в размере до 5% дохода (выручки) от реализации продукции за последний отчетный год, предшествовавший году, в котором налагается штраф |
П. 2 ст. 52 Закона № 2210 |
3 |
Ограничительная деятельность, запрещенная законом, непредоставление информации АМК (предоставление в неполном объеме или недостоверной информации); создание препятствий в деятельности работникам АМК; ограничение в хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования и т. п. (п. 9, 13−18 ст. 50 Закона № 2210) |
Штраф в размере до 1% дохода (выручки) от реализации продукции за последний отчетный год, предшествовавший году, в котором налагается штраф |
П. 2ст. 52 Закона № 2210 |
4 |
Совершение субъектами хозяйствования действий, определенных как недобросовестная конкуренция |
Штраф в размере до 5% дохода (выручки) от реализации продукции за последний отчетный год, предшествовавший году, в котором налагается штраф. Если дохода (выручки) нет или ответчик не предоставил сведений о его размере, штраф налагается в размере до 10 000 нмдг (170 000 грн)* |
Ст. 21 Закона № 236 |
5 |
Неправомерное использование обозначений (ст. 4 Закона № 236) или копирование внешнего вида изделия (ст. 6 Закона № 236) |
Изъятие у работника или продавца по решению суда соответствующих товаров с неправомерно использованным обозначением, копий изделий другого субъекта хозяйствования |
Ст. 25 Закона № 236 |
6 |
Несвоевременное предоставление информации органам, регулирующим деятельность субъектов естественных монополий |
Штраф** в размере до 200 нмдг (до 3400 грн) |
Ст. 17 Закона № 1682 |
7 |
Непредоставление информации или предоставление заведомо недостоверных данных |
Штраф в размере до 1000 нмдг (до 17 000 грн) |
|
8 |
Невыполнение или несвоевременное выполнение решений контролирующих органов |
Штраф в размере до 5000 нмдг (до 85 000 грн) |
|
9 |
Систематическое предоставление недостоверной информации в составе технических условий по инженерному обеспечению объекта строительства или отказ предоставить технические условия по такому инженерному обеспечению |
Штраф в размере 10 000 нмгд (до 170 000 грн) |
|
*Размер незаконно полученной прибыли может быть рассчитан оценочным путем. Если дохода (выручки) нет или ответчик не предоставил размера дохода (выручки), штраф, предусмотренный в п. 1 Таблицы, налагается в размере до 20 000 нмдг (340 000 грн), в п. 2 — до 10 000 нмдг (170 000 грн) и в п. 3 — до 2000 нмдг (34 000 грн). **За каждый день просрочки уплаты штрафа начисляется пеня в размере 1% суммы штрафа. |
Административная ответственность
КоАП содержит многочисленные нормы, устанавливающие административные штрафы для лиц, виновных в нарушениях антимонопольного законодательства. Согласно ст. 166-1 КоАП навязывание таких условий договора, которые ставят контрагентов в неравное положение, или дополнительных условий, не имеющих отношения к предмету договора, в т. ч. навязывание товара, не нужного контрагенту, ограничение или прекращение производства, влекут за собой наложение на руководителей (распорядителей кредитов) предприятий (объединений, хозяйственных обществ и т. п.) штрафа в размере до 15 нмдг (до 255 грн), а на лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, до 30 нмдг (до 510 грн). Заключение сделок, направленных на установление (поддержание) монопольных цен (тарифов), также грозит наложением штрафов в тех же размерах согласно ст. 166-2 КоАП.
Непредоставление, несвоевременное предоставление руководителями предприятий и лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью, информации или предоставление заведомо недостоверной информации Антимонопольному комитету карается наложением штрафа на должностных лиц и руководителей предприятий в размере до 7 нмдг (до 119 грн), а на лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, — до 20 нмдг (340 грн). В соответствии со ст. 166-4 КоАП уклонение должностных лиц от выполнения решений АМК влечет за собой наложение штрафа в размере до 6 нмдг (102 грн), а лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, — до 16 нмдг (до 272 грн).
Нормативная база
КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.1984 № 8073-X.
Закон об АМК — Закон Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» от 26.11.1993 № 3659-XII.
Закон № 236 — Закон Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» от 07.06.1996 № 236/96-ВР.
Закон № 1682 — Закон Украины «О естественных монополиях» от 20.04.2000 № 1682-III.
Закон № 2210 — Закон Украины «О защите экономической конкуренции» от 11.01.2001 № 2210-III.
Закон о проверках — Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 № 877-V.
Положение № 390 — Положение о служебном удостоверении работника Антимонопольного комитета Украины, утвержденное Указом Президента от 30.05.2001 № 390/2001.
Положение № 182 — Положение о порядке проведения проверок соблюдения законодательства о защите экономической конкуренции, утвержденное распоряжением АМК от 25.12.2001 № 182-р.
Распоряжение № 49 — распоряжение АМК от 05.03.2002 № 49-р.
Распоряжение № 32 — распоряжение АМК от 23.02.2001 № 32-р.
Дата подготовки
07.08.2014
Комментарии к материалу