Проверки контролирующими органами: что важно знать субъектам хозяйствования
Любая проверка контролирующего органа проводится по определенным правилам. Субъект хозяйствования (далее – СХ) должен знать эти правила, чтобы иметь возможность эффективно защищать свои права и интересы в ходе таких проверок. В статье расскажем, какими нормативными актами обязаны руководствоваться контролирующие органы, каковы правила проведения проверок, а также на какие проверки введен мораторий во время военного положения.
Кого касается «военный» мораторий на проверки
В период военного положения действует мораторий на проведение проверок, введенный постановлением КМУ от 13.03.2022 № 303 «О прекращении мер государственного надзора (контроля) и государственного рыночного надзора в условиях военного положения» (далее – Постановление № 303).
В частности, под запрет попали плановые и внеплановые проверки (п. 1 Постановления № 303). Это общее правило, при этом в п. 2–7 Постановления № 303 перечислены случаи, когда проверки все же могут проводиться.
Информацию о разрешенных видах проверок приведем для наглядности в таблице.
Таблица. Проверки, которые можно проводить во время военного положения
№ п/п |
Вид разрешенной проверки (контроля) |
Условия, при которых может проводиться проверка/отрасль деятельности СХ |
Норма Постановления |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Внеплановые |
При наличии угрозы, которая имеет негативное влияние на права, законные интересы, жизнь и здоровье человека, защиту окружающей природной среды и обеспечение безопасности государства, а также для выполнения международных обязательств Украины. Основание – решение центральных органов исполнительной власти, обеспечивающих формирование государственной политики в соответствующих областях |
П. 2 |
2 |
Плановые и внеплановые |
При наличии угрозы, имеющей значительное негативное влияние на права, законные интересы, жизнь и здоровье человека, защиту окружающей природной среды и обеспечение безопасности государства, – относительно соблюдения СХ, осуществляющими деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, законодательства в соответствующих сферах и лицензионных условий. Основание – решение НКРЭКУ |
П. 3 |
3 |
Внеплановые |
В отношении СХ, осуществляющих деятельность в сфере организации и проведения азартных игр (в т. ч. фактические проверки методом контрольных закупок) и в лотерейной сфере. Основание – решение Комиссии по регулированию азартных игр и лотерей в соответствии со ст. 10 Закона от 14.07.2020 № 768-IX «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» и ст. 13 Закона от 06.09.2012 № 5204-VI «О государственных лотереях в Украине» |
П. 3 |
4 |
Внеплановые |
При наличии угрозы, имеющей негативное влияние на права, законные интересы, жизнь и здоровье человека, – в части соблюдения СХ требований законодательства относительно: – формирования, установления и применения государственных регулируемых цен; – защиты прав потребителей; – метрологического надзора в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг. Основание – решение Госпродпотребслужбы |
П. 41 |
5 |
Плановые мероприятия государственного рыночного надзора |
Только в отношении следующих видов товаров: 1) бытовых ламп ненаправленного излучения в части их соответствия требованиям Технического регламента о требованиях к экодизайну для бытовых ламп ненаправленного излучения, утвержденного постановлением КМУ от 14.08.2019 № 734, и Технического регламента по установлению системы для определения требований по экодизайну энергопотребляемых продуктов, утвержденного постановлением КМУ от 03.10.2018 № 804 (далее – Техрегламент № 804); 2) низковольтного электрического оборудования в части его соответствия требованиям Технического регламента, утвержденного постановлением КМУ от 16.12.2015 № 1067 (далее – Техрегламент № 1067); 3) оборудования в части его соответствия требованиям Технического регламента по электромагнитной совместимости оборудования, утвержденного постановлением КМУ от 16.12.2015 № 1077 (далее – Техрегламент № 1077); 4) машин и оборудования в части их соответствия требованиям Технического регламента безопасности машин, утвержденного постановлением КМУ от 30.01.2013 № 62; 5) электрического и электронного оборудования в части его соответствия требованиям Технического регламента ограничения использования некоторых опасных веществ в электрическом и электронном оборудовании, утвержденного постановлением КМУ от 10.03.2017 № 139 (далее – Техрегламент № 139); 6) игрушек в части их соответствия требованиям Технического регламента безопасности игрушек, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2018 № 151; Техрегламентов № 139, № 1067, № 1077; 7) обогревателей помещений и комбинированных обогревателей в части их соответствия требованиям Технического регламента по требованиям к экодизайну для обогревателей помещений и комбинированных обогревателей, утвержденного постановлением КМУ от 27.12.2019 № 1184, и Техрегламента № 804; 8) подвижного оборудования, работающего под давлением, в части его соответствия требованиям Технического регламента, утвержденного постановлением КМУ от 04.07.2018 № 536; 9) средств индивидуальной защиты в части их соответствия требованиям Технического регламента, утвержденного постановлением КМУ от 21.08.2019 № 771; 10) лифтов и компонентов безопасности лифтов в части их соответствия требованиям Технического регламента, утвержденного постановлением КМУ 21.06.2017 № 438; 11) медицинских изделий и вспомогательных средств к ним в части их соответствия требованиям Технического регламента медицинских изделий, утвержденного постановлением КМУ от 02.10.2013 № 753; 12) медицинских изделий для диагностики in vitro и их вспомогательных средств в части их соответствия требованиям Технического регламента медицинских изделий для диагностики in vitro, утвержденного постановлением КМУ от 02.10.2013 № 754; 13) активных медицинских изделий, которые имплантируют, в части их соответствия требованиям Технического регламента, утвержденного постановлением КМУ от 02.10.2013 № 755; 14) колесных транспортных средств, новых частей и оборудования, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, в части их соответствия требованиям Порядка утверждения конструкции транспортных средств, их частей и оборудования и Порядка ведения реестра сертификатов типа транспортных средств и оборудования и выданных производителями сертификатов соответствия транспортных средств или оборудования, утвержденных приказом Мининфраструктуры от 17.08.2012 № 521 |
П. 5 |
6 |
Внеплановые |
В отношении соблюдения СХ требований Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, поставкой специальных технических средств для снятия информации с каналов связи и других технических средств негласного получения информации, утвержденных постановлением КМУ от 22.09.2016 № 669. Основание – решение Службы безопасности |
П. 7 |
Кроме того, Постановлением № 303 предусмотрено, что меры государственного контроля за соблюдением СХ требований законодательства осуществляются:
- в сфере медиа – по решению Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания в соответствии с Законом от 13.12.2022 № 2849-IX «О медиа» (п. 4);
- в сферах электронных коммуникаций, радиочастотного спектра и предоставления услуг почтовой связи – по решению НКЭК в порядке, установленном Законом от 05.04.2007 № 877-V «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (далее – Закон № 877), с учетом особенностей, определенных Законами от 16.12.2020 № 1089-IX «Об электронных коммуникациях» и от 03.11.2022 № 2722-IX «О почтовой связи» (п. 6).
Как видим, исключений немало. Поэтому перед началом проверки вам нужно проверить, распространяется ли мораторий, введенный Постановлением № 303, на данный вид проверки с учетом осуществляемого вами вида деятельности.
Планы проверок на 2025 год
В конце года контролирующие органы утверждают планы проверок СХ на следующий год, как это предписано ст. 5 Закона № 877. Сделать это они должны до 1 декабря года, предшествующего плановому (ч. 1 ст. 5 Закона № 877).
Также контролирующие органы обязаны вносить данные о планах проверок в интегрированную автоматизированную систему государственного надзора (контроля). В мирное время с помощью этой системы СХ могли очень быстро проверить, какой именно контролирующий орган запланировал проверки на следующий год. Однако во время войны доступ к этой системе для СХ ограничен на основании приказа Государственной регуляторной службы (далее – ГРС) от 29.11.2022 № 204 «Об ограничении доступа к сведениям интегрированной автоматизированной системы государственного надзора (контроля)». Сегодня доступ к этой системе имеют только контролирующие органы и ГРС. Информация об этом размещена на сайте Инспекционного портала.
Однако, несмотря на введенные ограничения, сведения о проведении плановых проверок контролирующими органами имеются на их официальных сайтах.
Например, в настоящее время можно найти:
- на сайте ГРС – План осуществления комплексных мер государственного надзора (контроля) органов государственного надзора (контроля) на 2025 год, утвержденный приказом ГРС от 14.11.2024 № 257;
- на сайте Гоструда – Годовой план осуществления мер государственного надзора (контроля) на 2025 год, утвержденный приказом Гоструда от 29.11.2024 № 200;
- на сайте НКРЭКУ – План осуществления мер государственного контроля субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, на 2025 год, утвержденный постановлением НКРЭКУ от 13.11.2024 № 1940.
Изучая планы контролирующих органов на 2025 год, вы должны понимать, что это всего лишь намерения, а будут ли они воплощены в жизнь (т. е. будут ли проводиться проверки по этим планам), во многом зависит от того, отменят ли в следующем году мораторий на проверки, введенный Постановлением № 303.
А пока мораторий действует, большинство контролирующих органов не имеет права проводить плановые проверки. Но знать об их планах в любом случае для СХ важно.
Также заметим, что в некоторых случаях плановые проверки прямо допускаются Постановлением № 303, например, в отношении СХ, осуществляющих деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг (см. стр. 2 вышеприведенной таблицы).
Общие правила проведения проверок
Рассмотрим подробнее порядок проведения проверок контролирующими органами.
Главный нормативный документ для проверяющих – Закон № 877. Именно им обязано руководствоваться большинство контролирующих органов. Правда, в ст. 2 этого документа перечислены исключения, когда он не распространяется на тот или иной контролирующий орган.
Закон № 877 предусматривает, что контролирующие органы вправе проводить плановые и внеплановые проверки. Каждый из этих видов проверок имеет свои особенности, о которых поговорим ниже. Но независимо от вида проверки контролирующие органы обязаны соблюдать правила, закрепленные в ст. 4 Закона № 877.
Правило 1. Проверки должны проводиться только в рабочее время предприятия, установленное правилами внутреннего трудового распорядка.
Правило 2. Перед проверкой представители контролирующего органа обязаны предъявить направление на проверку, свои служебные удостоверения и сделать запись в Журнале регистрации проверок (если СХ его ведет). Форма журнала и Порядок его ведения утверждены приказом Госкомпредпринимательства от 10.08.1998 № 18. Подробнее об алгоритме действий при допуске к проверке читайте в статье «Допуск контролирующих органов к проверке: пошаговый алгоритм действий».
Правило 3. Проверка должна проходить в присутствии руководителя юрлица или уполномоченного им лица (в присутствии физлица-предпринимателя или уполномоченного им лица).
Правило 4. Контролирующий орган и СХ вправе фиксировать ход проверки или каждое отдельное действие средствами аудио– и видеотехники, не препятствуя при этом ее проведению.
Правило 5. В ходе проверки полная или частичная приостановка процесса производства (изготовления) или реализации продукции, выполнения работ, предоставления услуг СХ возможна только по решению суда.
Правило 6. Во время проверок не допускается изъятие у СХ оригиналов их финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, а также компьютеров, их частей, кроме случаев, предусмотренных уголовным процессуальным законодательством.
Правило 7. В отношении проверок действует правило конфликта интересов: если нормы закона или иного нормативно-правового акта допускают неоднозначное толкование прав и обязанностей, то решение должно приниматься в пользу СХ.
Правило 8. Проверка не может проводиться дольше установленного законодательством срока, а именно:
- плановая не должна превышать 5 рабочих дней (далее – р. д.) – в отношении субъектов микро- и малого предпринимательства, 10 р. д. – относительно всех остальных СХ;
- внеплановая – не более 10 р. д., а относительно СМП – 2 р. д.
Плановые проверки: важные особенности
Как было отмечено выше, несмотря на введенный на проверки мораторий, планы проверок на 2025 год контролирующими органами все-таки утверждены. Поэтому рассмотрим процедуру проведения плановых проверок детальнее.
Порядок проведения
Плановые проверки проводятся согласно ст. 5 Закона № 877.
Комплексные плановые проверки применяются в случаях, когда одного СХ хотят проверить в текущем году сразу несколько контролирующих органов. В этом случае все проверяющие должны явиться одновременно.
Вместе с тем Закон № 877 позволяет СХ отказаться от комплексной проверки. Для этого СХ следует подать соответствующее заявление в ГРС. Тогда каждый контролирующий орган, который включил СХ в свой план проверок, будет проверять его в сроки, предусмотренные этим планом.
Порядок проведения комплексных плановых проверок утвержден постановлением КМУ от 24.05.2017 № 350.
Периодичность проверок
Контролирующий орган может проверять одного и того же СХ не чаще одного раза в течение календарного года.
Периодичность проверок зависит также от того, к какой степени риска отнесен СХ. Так, плановая проверка проводится в отношении:
- СХ с высокой степенью риска – не чаще одного раза в 2 года;
- со средней – не чаще одного раза в 3 года;
- с незначительной – не чаще одного раза в 5 лет.
Критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности и определяется периодичность плановых мероприятий госнадзора (контроля), утверждаются КМУ на основании представления соответствующего органа госнадзора (контроля). На сегодня утвержден ряд таких критериев. Например, органы Гоструда при планировании своих проверок руководствуются Критериями, утвержденными постановлением КМУ от 20.05.2020 № 383.
Уведомление о плановой проверке
О предстоящей проверке СХ должен быть уведомлен не позднее чем за 10 дней до ее начала. Такое уведомление должно содержать следующую информацию:
- даты начала и окончания проверки;
- наименование юрлица или Ф. И. О. физлица-предпринимателя, деятельность которого будет проверяться;
- наименование органа госнадзора (контроля).
Уведомление направляется СХ заказным письмом и/или с помощью электронной связи (в т. ч. через электронный кабинет или иную информационную систему, пользователями которой являются контролирующий орган и СХ, подлежащий проверке) или вручается лично под подпись руководителю или уполномоченному лицу СХ – юрлица, его обособленного подразделения, физлицу-предпринимателю или уполномоченному им лицу.
Внеплановые проверки – только на законных основаниях
Правила проведения внеплановых проверок изложены в ст. 6 Закона № 877.
В отличие от плановых, об этих проверках СХ заранее не предупреждают.
В ходе внеплановой проверки могут выясняться только те вопросы, необходимость проверки которых стала основанием для ее проведения.
Такие проверки могут проводиться только по основаниям, перечисленным в ст. 6 Закона № 877, а именно:
- Подача СХ письменного заявления о проведении проверки по его желанию. Такие случаи на практике встречаются, если, например, СХ прекращает свою деятельность.
- Выявление и подтверждение недостоверности данных, заявленных СХ в документах обязательной отчетности. Исключение: случаи, когда СХ в течение месяца со дня первичного представления повторно подал такой документ с уточненными достоверными данными или если недостоверность данных является результатом очевидной описки или арифметической ошибки, которая не влияет на содержание отчетности. То есть наличие ошибки не является основанием для проверки. В случае выявления ошибки в отчетности контролирующий орган обязан в течение 10 р. д. сообщить СХ о необходимости ее исправления в срок до 5 р. д. со дня получения сообщения. А вот если ошибка не исправлена в указанный срок, тогда это уже служит основанием для проведения внеплановой проверки.
- Проверка выполнения СХ предписаний, распоряжений или других распорядительных документов об устранении нарушений требований законодательства, выданных по результатам предыдущей проверки.
- Обращение физлица о нарушении, которое послужило причиной нанесения ущерба его правам, законным интересам, жизни или здоровью, окружающей природной среде или безопасности государства, с приложением документов или их копий, подтверждающих такие нарушения (при наличии).
- Неподача СХ документов обязательной отчетности за два отчетных периода подряд без уважительных причин или без предоставления письменных пояснений причин, которые препятствовали подаче таких документов.
- Поручение Премьер-министра Украины о проверке СХ в соответствующей сфере в связи с выявленными системными нарушениями и/или наступлением события, которое имеет значительное негативное влияние на права, законные интересы, жизнь и здоровье человека, защиту окружающей природной среды и обеспечение безопасности государства.
- Наступление аварии, смерти пострадавшего вследствие несчастного случая или профессионального заболевания, которые связаны с деятельностью СХ.
- Решение суда.
- Обращение должностных лиц органов местного самоуправления о нарушении СХ требований законодательства в случаях, когда право на подачу такого обращения предусмотрено законом.
Оформление результатов проверки
По результатам проверки составляется акт, который должен содержать все реквизиты, перечисленные в ч. 6 ст. 7 Закона № 877.
СХ, который не согласен с содержанием этого акта, вправе подписать его с возражениями. Возражения можно указать в самом акте либо представить их в виде отдельного документа. Эти возражения являются неотъемлемой частью акта проверки (ч. 6 ст. 7 Закона № 877).
Один экземпляр оформленного акта вручается СХ. На основании акта руководитель контролирующего органа принимает окончательное решение по результатам проведенной проверки. Это может быть:
- либо документ об устранении нарушений (предписание, распоряжение и др.);
- либо решение о применении финансовых санкций.
Такой документ можно обжаловать в административном или судебном порядке.
Комментарии к материалу
Отсортировано: по времени по популярности
Всего комментариев 1