Нюансы допуска к налоговой проверке
26.02.2015 507 0 1
Не смотря на введенный в этом году мораторий на проведение проверок, налоговые органы вправе проводить проверки в некоторых случаях, определенных законодательством. Рассмотрим наиболее актуальные вопросы, которые возникают у налогоплательщиков относительно допуска к проверкам.
Таблица. Допуск к налоговой проверке
№ п/п |
Вопрос |
Пояснение |
Основание |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Какие документы должны предъявить проверяющие перед началом проверки? |
1. Направление на проверку. На что обратить внимание: – в направлении должны быть указаны дата выдачи, наименование контролирующего органа, реквизиты приказа о проведении проверки, наименование и реквизиты субъекта или объекта проверки, цель, вид проверки, основания для проведения проверки, дата начала и продолжительность проверки, а также должность и Ф. И. О. лица, которое будет ее проводить. Направление должно быть подписано руководителем контролирующего органа либо его заместителем и заверено печатью данного органа; – при получении направления налогоплательщик и/или его служебное лицо расписывается в нем с указанием Ф. И. О., должности, даты и времени ознакомления; – в случае отказа налогоплательщика подписать направление составляется акт, который подтверждает факт отказа от подписания. Данный акт будет основанием для начала проведения проверки. 2. Копия приказа о проведении проверки. 3. Служебные удостоверения лиц, которые указаны в направлении на проведение проверки |
Ст. 81 Налогового кодекса, далее - НК
|
2. |
Обязаны ли проверяющие предварительно уведомлять субъекта хозяйствования о предстоящей проверке? |
Такое уведомление предусмотрено только для документальных плановых проверок. В этом случае о предстоящей проверке налогоплательщик должен быть уведомлен письменно (заказным письмом с уведомлением о вручении) не позднее чем за 10 календарных дней до ее начала. Если налогоплательщика не уведомили надлежащим образом, он имеет право не допустить проверяющих к проведению проверки |
П. 77.4 НК
|
3. |
Обязаны ли проверяющие расписываться в журнале проверок субъекта хозяйство-вания? |
НК не предусматривает такой обязанности. Вместе с тем ведение такого журнала субъектами хозяйствования рекомендовано нормами Указа Президента от 23.07.98 г. № 817/98 «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности» (далее – Указ № 817). Данный Указ на сегодня является действующим, а значит, и обязанность поверяющих расписываться в журнале сохранилась. Это подтверждается ответом на сайте ГФС (ОИР, категория 136.02). Там поясняется, что регистрировать-ся в журнале представители органа ГФС обязаны в случае выездных документальных, а также факти-ческих проверок (т. е. тех, которые проводятся по местонахождению налогоплательщика) |
Указ № 817; приказ Госкомпредпринимательства от 10.08.98 г. № 18 |
4. |
Чем грозит налогоплательщику незаконный недопуск представителей контролирующего органа к проведению проверки? |
Необоснованный отказ допустить проверяющих к осуществлению проверки грозит налогоплательщику административным арестом активов на основании пп. 94.2.3 НК. Кроме того, должностные лица предприятия (например, руководитель), могут быть привлечены к ад-министративной ответственности в виде штрафа в размере от 5 до 10 НМДГ (от 85 до 170 грн.) на основании ст. 1633 КУоАП за невыполнение законных требований должностных лиц органов ГФС |
Пп. 94.2.3 НК; ст. 1633 КУоАП
|
Комментарии к материалу