Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Новый закон о лицензировании: что изменится?

Вита Василенко

13.07.2015 2981 0 0

28 июня 2015 года вступил в силу новый Закон от 02.03.15 г. № 222-VIII «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» (далее – Закон № 222). В данном информационном обзоре мы расскажем, какие изменения внесет этот Закон в деловую жизнь субъектов хозяйствования.

Уменьшается количество лицензируемых видов деятельности

Законодатели существенно сократили перечень видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию (ст. 7). И это не может не радовать – ведь уменьшается регуляторное давление на бизнес в Украине.

Так, больше не потребуется получать лицензию для ведения следующих видов деятельности:

1) добыча драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования, полудрагоценных камней;

2) производство ветеринарных медикаментов и препаратов, оптовая, розничная торговля ветеринарными медикаментами и препаратами;

3) торговля пестицидами и агрохимикатами (только регуляторами роста растений);

4) предоставление услуг в отрасли криптографической защиты информации, торговля криптосистемами и средствами криптографической защиты информации (согласно перечню, определенному КМУ);

5) внедрение, ввоз, вывоз голографических защитных элементов;

6) предоставление услуг в отрасли технической защиты информации (согласно перечню, определенному КМУ);

7) изготовление бланков ценных бумаг;

8) поставка природного газа, газа (метана) угольных месторождений по нерегулируемому тарифу;

9) разработка, испытание, производство, эксплуатация ракет-носителей, космических аппаратов и их составных частей, наземного комплекса управления космическими аппаратами и его составных частей;

10) переработка донорской крови и ее компонентов, изготовление из них препаратов (кроме деятельности банков пуповинной крови, других тканей и клеток человека);

11) заготовка, переработка, металлургическая переработка металлолома цветных и черных металлов;

12) сбор, первичная обработка отходов и лома драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования, полудрагоценных камней;

13) проведение землеоценочных работ и земельных торгов;

14) таможенная брокерская деятельность;

15) производство, экспорт и импорт дисков для лазерных систем считывания, матриц;

16) торговля племенными (генетическими) ресурсами, проведение генетической экспертизы происхождения и аномалий животных;

17) проведение фумигации (обеззараживания) объектов регулирования, определенных Законом от 30.06.93 г. № 3348-XII «О карантине растений», которые перемещаются через государственную границу Украины и карантинные зоны;

18) деятельность, связанная с производством, торговлей пиротехническими средствами;

19) деятельность, связанная с предоставлением услуг стрельбищами невоенного назначения и функционированием охотничьих стендов;

20) сбор и использование информации, которая составляет кредитную историю;

21) генно-инженерная деятельность в замкнутой системе;

22) торговля жидким топливом из биомассы и биогазом;

23) строительная деятельность (кроме строительства объектов IV и V категорий сложности по перечню видов работ, утвержденному КМУ: соответствующие изменения вносятся в Закон от 16.11.92 г. № 2780-ХІІ).

Следует отметить, что Закон № 222 определяет исчерпывающий перечень видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию (ст. 7). И только лицензирование в трех сферах деятельности будет регламентироваться отдельными законами, а не Законом № 222. Имеется в виду:

  • банковская деятельность;
  • телевидение и радиовещание;
  • производство и оборот спирта, алкогольных напитков и табачных изделий.

Вслед за уменьшением количества лицензируемых видов деятельности следует ожидать обновления лицензионных условий на оставшиеся в перечне виды, подлежащие лицензированию. Это связано с тем, что согласно ст. 6 Закона № 222 лицензионные условия, разработанные органами лицензирования, должны будут утверждаться КМУ. Существующие сегодня Лицензионные условия приняты и утверждены только органами лицензирования (например, Лицензионные условия по медицинской практике утверждены приказом Минздрава от 02.02.11 г. № 49) – соответственно, их придется обновлять. Новое требование должно способствовать «стабильности» лицензионных условий, ведь в них сложнее будет вносить частые изменения.

Еще один момент, на который следует обратить внимание: новые виды лицензируемой деятельности, новые лицензионные условия или внесение изменений в лицензионные условия будут вступать в силу не ранее чем через 2 месяца со дня их принятия. Обнародование лицензионных условий должно осуществляться на официальных веб-сайтах органов лицензирования (ст. 8, 9).

Упрощается порядок получения лицензии

Количество административных процедур, связанных с получением лицензии, сокращается – в частности, за счет внедрения электронного документооборота. Лицензия как документ в бумажной форме перестанет быть обязательным. Лицензия будет оформляться в электронном виде, а точнее, в виде записи в Едином госреестре юридических лиц и физических лиц – предпринимателей (далее – Единый госреестр). Соответствующие изменения претерпел также Закон от 15.05.03 г. № 755-IV. Именно с момента внесения в Единый госреестр информации о том, что орган лицензирования принял решение выдать лицензию, у субъекта хозяйствования возникает право на ведение лицензируемого вида деятельности (ч. 9 ст. 13).

Кроме того, получатели лицензии смогут подавать документы в орган лицензирования в электронном виде и таким же способом принимать их от органа лицензирования (ст. 10). Для этого в заявлении на выдачу лицензии необходимо указать желаемый способ получения документов, иначе орган лицензирования будет отравлять их по почте.

Форма заявления на получение лицензии и исчерпывающий перечень документов, которые к нему прилагаются, должны устанавливаться лицензионными условиями. Органам лицензирования запрещается требовать представления документов из государственных бумажных или электронных информационных ресурсов (ст. 2).

Разовая плата за выдачу лицензии остается прежней – в размере одной минимальной заработной платы (1 МЗП), но если лицензию будет выдавать местный орган исполнительной власти, то платить придется меньше – всего 10 % МЗП. Плата за переоформление лицензии взиматься не будет.

Новым Законом установлено что все лицензии выдаются на неограниченный срок, а также определены сроки действия лицензии (от трех до шести месяцев) в отношении правопреемников субъекта хозяйствования – лицензиата, прекратившего свое существование в результате реорганизации (ст. 15). Это значительно облегчает ведение бизнеса: ведь раньше в таких ситуациях приходилось приостанавливать хозяйственную деятельность на период переоформления лицензии.

Однако в Законе № 222 присутствует норма, которая может усложнить ведение хозяйственной деятельности: она устанавливает обязанность лицензиата информировать орган лицензирования обо всех изменениях в документах, которые подавались вместе с заявлением о выдаче лицензии (ст. 15).

Ужесточается ответственность за нарушения в сфере лицензирования

В «старом» Законе о лицензировании (от 01.06.2000 г. № 1775-III) было указано, что за ведение лицензируемой хоздеятельности без наличия лицензии к субъектам хозяйствования применяются финансовые санкции в виде штрафов в размерах, установленных законом. Однако на практике такие штрафы – были большой редкостью. Именно поэтому в новом Законе (ст. 20) норма об ответственности за отсутствие лицензии откорректирована, теперь это «административная ответственность, предусмотренная КУоАП». Соответствующие изменения внесены и в сам КУоАП, а именно в ст. 164 и ст. 16612.

Так, за безлицензионную деятельность административный штраф будет увеличен примерно в 20 раз, то есть будет составлять от 1 000 до 2 000 НМДГ (от 17 000 до 34 000 грн.), а за повторное нарушение – от 2 000 до 5 000 НМДГ (от 34 000 до 85 000 грн.), согласно ч. 1, 2 ст. 164 КУоАП. За подачу недостоверной информации о соответствии материально-технической базы законодательным требованиям (ч. 3 ст. 164 КУоАП) устанавливается админштраф в размере от 1 000 до 2 000 НМДГ.

Примечательно, что административные штрафы, налагаемые на должностных лиц органов лицензирования за нарушения законодательства в сфере лицензирования, увеличились не так существенно, менее чем в два раза (ст. 16612 КУоАП). Этот штраф будет составлять от 50 до 80 НМДГ (от 850 до 1 360 грн.), а до изменений размер штрафа составлял от 30 до 50 НМДГ.

Переходные положения

Субъектам хозяйствования, уже имеющим лицензии на осуществление какого-либо вида деятельности, не стоит беспокоиться. Их лицензии, действующие на момент вступления в силу Закона № 222, будут продолжать действовать.

Приятная новость для тех, у кого лицензии имеют ограниченный срок действия, – с 28 июня они становятся бессрочными, и по заявлению лицензиата их можно будет бесплатно переоформить в недельный срок (ч. 6 ст. 21).

Перевозчики, обратите внимание: с вступлением в силу Закона № 222 отменяются лицензионные карточки на транспортные средства (соответствующие изменения вносятся в Закон от 30.06.93 г. № 3353-ХІІ и в Закон от 05.04.01 г. № 2344-III).

Выводы


В целом вступление в силу Закона № 222 должно позитивно повлиять на развитие бизнеса в Украине, создать благоприятные условия для привлечения инвестиций. Остается только надеяться, что новые нормы будут адекватно внедрены на практике.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву

4428 грн. / год

Купить

Лучшие материалы