• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Недопуск к плановой налоговой проверке: основания и обзор судебной практики

19.08.2019 396 0 0

Условия и порядок допуска к налоговой проверке: схема действий

Многочисленные налоговые проверки, проводимые контролирующими органами после отмены моратория, создают налогоплательщикам немало проблем. Случается, что налоговый орган, не имея законных оснований, составляет приказ о проведении налоговой проверки, пытаясь воспользоваться неинформированностью налогоплательщика, что иногда срабатывает. Зная об огромных размерах штрафов за недопуск к проверке, иногда налогоплательщики допускают проверяющих к ее проведению и только на стадии обжалования результатов такой проверки утверждают, что она была назначена с нарушением, а приказ о ее проведении подлежит отмене. Хотя более легким и быстрым способом защиты своих прав в таких ситуациях является «право на недопуск». Рассмотрим, при каких условиях налогоплательщики могут воспользоваться таким правом.

Назначение и проведение камеральной проверки имеет свои особенности, четко прописанные в налоговом законодательстве. Для ее назначения не требуется специальное разрешение руководителя налогового органа, оформленное соответствующим решением, что облегчает ревизору-аудитору ее проведение. Поэтому налогоплательщик должен учитывать, что он не сможет обжаловать приказ о назначении камеральной проверки, поскольку такого приказа не существует, то есть проверка проводится без его составления.

Кроме того, недопуск к проведению камеральных проверок невозможен, поскольку в соответствии с абзацем третьим п. 76.1 Налогового кодекса (далее – НК) согласие налогоплательщика на проверку и его присутствие при проведении камеральной проверки не обязательны. Подтверждением этого служит действующая судебная практика, не имеющая информации о направлении налогоплательщикам каких-либо запросов с приглашением их в налоговый орган для проведения камеральной налоговой проверки, что свидетельствует о проведении таких проверок без вызова налогоплательщиков и невозможности воспользоваться правом на недопуск к проверке.

В то же время, в случае составления акта камеральной налоговой проверки, которым установлено нарушение налогового законодательства налогоплательщиком, а в дальнейшем – вынесения налогового уведомления-решения (далее – НУР) на его основании, следует учитывать, что безосновательность проведения такой проверки может быть предметом судебного разбирательства. Кроме того, налогоплательщик имеет право заявлять во время досудебного административного обжалования и судебного разбирательства о том, что проверка была проведена без законных оснований, а он, учитывая положения п. 76.1 НК, не имел возможности воспользоваться своим правом на недопуск.

Однако при отсутствии возможности воспользоваться таким правом налогоплательщику следует найти иные основания для отмены результатов камеральной проверки. Как правило, ими могут быть:

Полная версия доступна только подписчикам

Лучшие материалы