Инициировать электронную проверку можно, но не всегда
С начала 2014 года предприниматели-«упрощенцы» могут заказать новую услугу — электронную налоговую проверку. Штрафы, которые начисляются по результатам электронной проверки, могут быть в 5–10 раз меньше, чем по результатам обычной проверки. Но прежде чем воспользоваться новым сервисом, проанализируйте, что вы выигрываете от этого, а что теряете, то есть когда именно такая проверка может быть для вас выгодной
Валентин Ковальский,
редактор медиапроекта «Аналитика и практика»
Кто, зачем и как может заказать проверку
Электронная проверка — это право, а не обязанность налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения. Речь идет о новом виде сервиса, который Миндоходов начал предоставлять с начала 2014 года (в соответствии с п. 17 подр. 10 р. XX «Переходные положения» НК).
Такая возможность появилась у плательщиков благодаря появлению Закона № 5503, в соответствии с которым, в частности, ст. 86 НК дополнена положением об электронных проверках (п. 86.11 НК). Воспользоваться ею могут не все плательщики, а только те, которые считаются плательщиками с незначительной степенью риска деятельности (см. далее раздел «Критерии риска»).
У многих даже сами слова «проверка» и «налоговики» вызывают стресс. Возникает вопрос: зачем налогоплательщику самому заказывать проверку и подвергаться неприятностям с налоговой? Ответ очень прост: благодаря такой проверке он может проверить свой налоговый учет без риска применения штрафов в случае выявления нарушений. В ходе такой проверки проверяются своевременность, достоверность, полнота начисления и уплаты соответствующих налогов и сборов, а также соблюдения валютного и другого законодательства.
Итак, если вы хотите заказать электронную проверку, нужно за 10 дней до желаемой даты ее проведения подать в территориальный орган Миндоходов заявление с документами, которые связаны с исчислением налогов и сборов, одним из следующих способов:
Конечно, самый удобный вариант — отправить по электронке, но существует риск, что отправленные таким образом документы могут попасть к нежелательным пользователям. То есть стоит позаботиться о защите своих персональных данных.
Если заявление оформлено правильно, решение о проведении или непроведении проверки вы получите в течение 10 календарных дней со дня подачи (регистрации) заявления (п. 3.2 Порядка № 143).
Когда ждать результатов
По результатам электронной проверки составляется только справка (в двух экземплярах). Она регистрируется в государственной налоговой службе в течение 3 рабочих дней с момента окончания проверки (для налогоплательщиков, имеющих филиалы и/или находящихся на консолидированной уплате, — в течение 5 рабочих дней). После регистрации справка вручается лично налогоплательщику или его законным представителям для ознакомления и подписания на протяжении 5 рабочих дней со дня вручения.
В случае несогласия с выводами проверки налогоплательщик может представить свои возражения (с подписанным экземпляром справки). Ответ ждите в течение 5 рабочих дней.
Именем... Порядка!
В соответствии с Порядком № 143 кроме общих учетных данных в заявлении обязательно нужно указать:
1) налоговые периоды хозяйственной деятельности, которые вы планируете проверить;
2) систему налогообложения, которую вы применяете;
3) перечень налогов, которые подлежат проверке: единый налог, налог на прибыль предприятий, НДС, НДФЛ, другие налоги при наличии технической возможности их проверки органом ГНС;
4) ведется ли бухучет в электронном виде в соответствии с Инструкцией № 291;
5) ведутся ли в электронном виде бухгалтерский учет и первичные документы, подтверждающие правомерность его ведения;
6) предоставляются ли вместе с заявлением о проведении проверки документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов, в электронном виде и с электронной подписью подотчетных лиц;
7) способ предоставления документов для электронной проверки (с помощью канала, по которому передается электронная отчетность, или электронного носителя информации);
8) не считается ли ваша фактическая деятельность деятельностью, которая является запрещенной для «единоналожников» (предусмотрена пп. 291.5.1 НК);
9) для плательщиков единого налога:
Электронная проверка может быть проведена за указанные налогоплательщиком налоговые периоды, за которые не проводились документальные плановые или внеплановые проверки (по соответствующим вопросам, которые налогоплательщик имеет намерение проверить), и в случае представления Миндоходов соответствующих деклараций. Такой налоговый период не может составлять менее одного базового налогового (отчетного) периода по соответствующему налогу (сбору).
В соответствии с п. 3.3 Порядка № 143 заявителю может быть отказано в проведении электронной проверки, если:
Уверенность от Миндоходов
Учитывая актуальность вопроса электронных проверок, редакция журнала «Аналитика и практика» обратилась к Миндоходов с соответствующим запросом за разъяснениями. Как выяснилось, введение в Украине системы электронных проверок базируется на передовом опыте Франции, Португалии, Нидерландов, Хорватии, Польши и Казахстана.
Приведем краткую выдержку из письма, присланного нам в ответ пресс-службой Миндоходов:
«Сегодня приоритетным направлением работы Министерства доходов и сборов является совершенствование системы администрирования налогов и сборов и введение электронных сервисов обслуживания налогоплательщиков. В связи с этим вводится сервис «Электронная проверка», который позволит на основании данных бухгалтерского учета налогоплательщика провести проверку правильности представленной отчетности с учетом информации, находящейся в базах данных Министерства...»
По данным Миндоходов, новый сервис должен решить целый ряд задач, а именно:
Электронная проверка проводится в автоматическом режиме на основании предоставленных плательщиком документов.
В 2015 году ее смогут инициировать субъекты хозяйствования микро-, малого и среднего бизнеса; в 2016 году — остальные налогоплательщики. Такое поэтапное внедрение нового сервиса объясняется техническими сложностями.
Критерии рисков
Согласно п. 2.1 Порядка № 143 электронная проверка проводится на основании заявления налогоплательщика с незначительной степенью риска деятельности. Этот показатель зависит от фискальной важности и возможных потерь бюджета. Критерии определения рисков установлены в Методрекомендациях № 190.
В частности, согласно пп. 4.2.3 Методрекомендаций № 190 налогоплательщик относится к субъектам хозяйствования с незначительной степенью риска, если он соответствует следующим шести критериям:
1) сумма сомнительной (безнадежной) задолженности превышает 10 % суммы откорректированных валовых расходов;
2) несвоевременное начисление и уплата НДС;
3) адрес предприятия относится к адресам, которые при государственной регистрации указываются как местонахождение многими юридическими лицами;
4) увеличение суммы налогового кредита отчетного налогового периода по сравнению с суммой налогового кредита предыдущего отчетного налогового периода на 10 млн грн или более чем в два раза и задекларированная сумма всего налогового кредита составляет 1 млн грн и более;
5) увеличение суммы налогового кредита первого отчетного налогового периода больше или на уровне 50 % суммы уставного фонда для вновь созданного плательщика НДС;
6) повторная регистрация предприятия плательщиком НДС в случае аннулирования свидетельства плательщика НДС по инициативе налогового органа.
Для субъектов хозяйствования, осуществляющих расчеты в сфере наличного обращения, также предусмотрены критерии установления незначительной степени риска:
Штрафы по двум кодексам
Если по результатам электронной проверки установлены нарушения, нужно уточнить свои налоговые обязательства. Иначе налоговики придут к вам с внеплановой проверкой, вынесут соответствующее уведомление-решение и начислят штрафы.
Чтобы исправить допущенные ошибки (такое право предоставлено плательщикам п. 50.1 НК), нужно:
Много это или мало? Для сравнения: по результатам обычной документальной проверки доначисление налога наказывается штрафом в размере 25 % от суммы недоимки или 50 % (если в течение 1095 дней зафиксировано повторное нарушение) (п. 123.1 НК).
Кроме того, за отсутствие или нарушение ведения налогового учета предусмотрена ответственность п. 163-1 КоАП. В частности, за такие нарушения «светит» штраф от 5 до 10 нмдг (85–170 грн), в случае повторения таких действий в течение года — от 10 до 15 нмдг (170–255 грн).
И главное, что радует, — по результатам электронной проверки не может быть вынесено налоговое уведомление-решение. Составляется только справка, на которую можно отреагировать практически так же, как на самостоятельно выявленную ошибку (если установлено занижение налога).
Таким образом, если успеете вовремя (в течение 20 дней с момента получения справки) все исправить — заплатите штраф 3–5 % от суммы недоимки, а если нет — спровоцируете внеплановую проверку и штраф в 5–10 раз больше (п. 50.3 НК).
Осторожность не помешает
Как известно, у каждого пряника есть свой кнут. Если неправильно отреагировать на результаты проведения электронной проверки или просто как следует к ней не подготовиться, можно подвергнуться опасности.
Во-первых, у налоговых органов теоретически появляется дополнительное право на проведение внеплановой проверки (если не представлен уточняющий расчет в течение 20 дней).
Во-вторых, в спорных ситуациях могут быть доначислены налоги. Весьма вероятно, что налогоплательщик уплатит их без обжалования. По крайней мере, не каждый предприниматель пойдет на такой парадокс: сначала просить налоговиков провести электронную проверку, а потом жаловаться на них в суд.
Для успешного проведения электронных проверок нужно соблюдать следующие условия.
1. Сначала нужно убедиться в том, что налоговый учет соответствует требованиям налогового законодательства. Во избежание штрафов лучше обратиться к специалистам в области налогообложения. Осторожность в данном случае не помешает.
2. Необходимо иметь технические возможности для перевода своей первичной документации в электронный формат с соблюдением условия по регистрации электронной подписи.
3. Нужно быть психологически готовым к возможной уплате доначисленных налоговиками налогов и сборов.
4. Необходимо принять меры по сохранению конфиденциальности информации, которую вы будете предоставлять налоговикам в электронном виде. Хотя в нынешних условиях, когда хакеры могут взломать любой сайт, это практически невозможно. Поэтому блажен, кто верует...
Таблица. Чего ждать от внедрения электронных проверок |
|
Выгоды |
Риски |
1. Благоприятные условия для дальнейшего совершенствования электронного сервиса. 2. Не выносится налоговое уведомление-решение. 3. Не применяются штрафы. 4. Появляется возможность уточнить свои налоговые обязательства и проверить порядок ведения учета |
1. В случае выявления нарушений составляется протокол об административном правонарушении. 2. Отсутствие технической возможности для перевода документации в электронный формат. 3. Нет гарантий относительно сохранения конфиденциальности информации, представленной в электронном формате. 4. Могут быть доначислены налоги и сборы, а также значительные суммы штрафов, если в течение 20 дней после получения справки не представить уточняющий расчет и не уплатить штраф в размере 3 % от суммы недоимки |
Нормативная база
НК — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 № 2755-VI.
КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.1984 № 8073-X.
Закон № 5503 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно пересмотра ставок некоторых налогов и сборов» от 20.11.2012 № 5503-VI.
Закон № 851 — Закон Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» от 22.05.2003 № 851-IV.
Закон № 852 — Закон Украины «Об электронной цифровой подписи» от 22.05.2003 № 852-IV.
Инструкция № 291 — Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Минфина от 30.11.1999 № 291.
Порядок № 143 — Порядок подачи налогоплательщиком заявления о проведении документальной невыездной внеплановой электронной проверки и принятия решения территориальным органом Министерства доходов и сборов Украины о проведении такой проверки, утвержденный приказом Миндоходов от 03.06.2013 № 143.
Методрекомендации № 190 — Методические рекомендации по составлению плана-графика проведения документальных плановых проверок субъектов хозяйствования, утвержденные приказом ГНАУ от 01.04.2011 № 190
Дата подготовки
16.06.2014