Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Налоговые запросы: отвечаем на часто задаваемые вопросы


Налогоплательщики периодически получают от налоговой инспекции запросы о предоставлении информации и ее документальном подтверждении (далее – запросы). Эти запросы зачастую смущают налогоплательщиков, потому что:

  • либо содержат требование предоставить информацию более широкого спектра, нежели предусмотрено основаниями для направления запроса;
  • либо, по мнению налогоплательщика, неправильно оформлены.

Сегодня мы ответим на вопросы, которые чаще всего возникают у налогоплательщиков в таких ситуациях.


Чем предусмотрено право органа ГФС направить налогоплательщику запрос?

Право органа ГФС обратиться к налогоплательщику – субъекту хозяйствования с письменным запросом о предоставлении информации и ее документальном подтверждении предусмотрено п. 73.3 Налогового кодекса (далее – НК). Постановлением КМУ от 27.12.10 г. № 1245 утвержден Порядок периодического предоставления информации органам государственной налоговой службы и получения информации указанными органами по письменному запросу (далее – Порядок № 1245). Действие данного Порядка распространяется на физлиц-предпринимателей, самозанятых физических лиц, на предприятия и их обособленные подразделения, другие организации и учреждения.

Обратиться с запросом к налогоплательщику орган ГФС вправе (п. 73.3 НК; п. 10, 12 Порядка № 1245):

  • при наличии оснований;
  • оформив запрос в соответствии с установленными требованиями.

По каким основаниям может быть направлен запрос?

Основания для направления запроса приведены в п. 73.3 НК и п. 12 Порядка № 1245, а именно:

1. Выявление по результатам анализа налоговой информации, полученной в установленном законом порядке, фактов, свидетельствующих о нарушении налогоплательщиком налогового, валютного законодательства, законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, а также другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГФС.

2. Выявление недостоверных данных в налоговых декларациях, поданных налогоплательщиком.

Обратите внимание! Два вышеуказанных основания могут стать причиной для проведения внеплановых документальных проверок, назначаемых в соответствии с пп. 78.1.1, 78.1.4, п. 79.1 НК. А именно: допустим, ответ на запрос не будет предоставлен или запрашиваемая информация и ее документальное подтверждение будут представлены не в полном объеме. Тогда орган ГФС получает право назначить документальную внеплановую проверку по вышеуказанным основаниям. А в большинстве случаев результатом такой проверки становится доначисление налогов, обязательных платежей и начисление штрафов.

3. Проведение встречной сверки.

4. Необходимость определить уровень обычных цен на товары (работы, услуги) во время проведения проверки.

Согласно п. 85.2 НК налогоплательщик обязан предоставить работникам налоговой инспекции в полном объеме все документы, связанные с предметом проверки. Такая обязанность возникает у налогоплательщика с момента начала проверки. Поэтому должностные лица органа ГФС вправе направить налогоплательщику запрос по указанному основанию только после начала проверки. Допустим, органу ГФС в ходе проверки либо до принятия налогового уведомления-решения по результатам проверки не будут представлены документы, подтверждающие показатели налоговой отчетности. В этом случае считается, что такие документы отсутствовали у налогоплательщика при составлении этой налоговой отчетности (п. 44.6 НК).

5. Необходимость проверить соблюдение принципов трансфертного ценообразования в случаях, предусмотренных ст. 39 НК.

6. Поступление жалобы на налогоплательщика касательно случаев, когда:

  • поставщик не предоставил налоговую накладную покупателю;
  • поставщик допустил ошибки в обязательных реквизитах налоговой накладной;
  • поставщик/покупатель нарушили предельные сроки регистрации в Едином реестре налоговых накладных налоговой накладной и/или расчета корректировки;
  • поставщик не предоставил покупателю акцизную накладную либо нарушил порядок ее заполнения и/или регистрации.

Как должен быть оформлен запрос органа ГФС?

Требования к оформлению запроса предусмотрены п. 73.3 НК, п. 10 Порядка № 1245. Запрос должен быть оформлен на бланке органа ГФС, подписан руководителем или заместителем руководителя органа ГФС, заверен печатью органа ГФС и содержать:

  • ссылки на нормы закона, согласно которым орган ГФС вправе получить запрашиваемую информацию;
  • основания для направления запроса, с указанием информации, подтверждающей наличие таких оснований;
  • опись запрашиваемой информации, а в случае необходимости – перечень документов, ее подтверждающих.

Каков порядок вручения запроса налогоплательщику?

Запрос может быть вручен налогоплательщику только двумя способами (п. 73.3 НК):

  • направлен по почте письмом с уведомлением о вручении по налоговому адресу налогоплательщика;
  • вручен под подпись налогоплательщику (должностному лицу предприятия либо предпринимателю).

Иных способов законодательством не предусмотрено.

Например, должностное лицо органа ГФС звонит бухгалтеру предприятия и в телефонном разговоре требует предоставить информацию и ее документальное подтверждение в связи с тем, что по результатам анализа налоговой информации выявлены факты, свидетельствующие о нарушении предприятием налогового законодательства (см. выше основание 1). Но запрос в письменной форме не вручает. В этом случае вы можете не реагировать на подобные требования. Ведь НК четко установлен порядок вручения запроса налогоплательщику. И этот порядок не предусматривает права налоговой инспекции запрашивать у налогоплательщика информацию в телефонном режиме.

Как должен действовать налогоплательщик, получивший запрос (какие у него права)?

В случае получения запроса органа ГФС налогоплательщик:

  • обязан представить органу ГФС запрошенную информацию и документы для ее подтверждения (п. 73.3 НК, п. 14 Порядка № 1245) – если запрос оформлен правильно;
  • не обязан отвечать на запрос – если запрос оформлен с нарушением установленных требований (п. 73.3 НК, п. 16 Порядка № 1245). Но в этом случае мы советуем не отмалчиваться, а известить орган ГФС о том, что информация не может быть предоставлена, так как запрос оформлен с нарушением установленных требований (подробнее см. ниже).

Как должен быть оформлен ответ на запрос?

Если полученный от органа ГФС запрос оформлен правильно (в соответствии с требованиями Порядка № 1245), ответ на такой запрос необходимо предоставить в письменном виде. Составить ответ можете в произвольной форме, поскольку конкретной формы для такого ответа законодательством не установлено. Однако ответ на запрос должен содержать ряд обязательных сведений (п. 15 Порядка № 1245). А именно – в ответе на запрос вы должны:

  • указать номер и дату запроса органа ГФС, на который дается ответ;
  • четко и по существу изложить запрошенную информацию;
  • привести перечень подтверждающих документов, прилагаемых к ответу. Это необходимо сделать для того, чтобы в дальнейшем вы могли подтвердить, какие именно документы вы передали органу ГФС, и избежать возможных претензий по поводу неполноты представленной вами информации.

Как оформить отказ в предоставлении информации?

Мы уже сказали, что если отказ связан с неправильным оформлением запроса, об этом следует письменно известить орган ГФС. Нужно объяснить, что направленный запрос составлен с нарушением установленных требований, а следовательно, вы освобождаетесь от обязанности предоставить запрошенную органом ГФС информацию. Если этого не сделать, то орган ГФС расценит ваше бездействие как непредоставление информации на свой запрос.

Составить письмо об отказе в предоставлении информации на запрос органа ГФС можно в произвольной форме. В таком письме следует:

  • указать номер и дату запроса органа ГФС, оформленного с нарушением установленных требований;
  • четко изложить, в чем именно, по вашему мнению, заключается несоответствие полученного запроса установленным требованиям.

В какой срок необходимо предоставить ответ на запрос либо отказать в предоставлении информации?

Срок для ответа зависит от оснований направления запроса. Так, налогоплательщику после получения запроса необходимо предоставить ответ в течение (п. 14 Порядка № 1245):

  • 10 рабочих дней – если запрос направлен в связи с выявлением по результатам анализа налоговой информации, полученной в установленном законом порядке, фактов, свидетельствующих о нарушении налогоплательщиком налогового, валютного законодательства, другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГФС, либо в связи с недостоверностью данных в налоговых декларациях, поданных налогоплательщиком;
  • одного месяца – если запрос направлен по иным основаниям, нежели указаны выше.

Почему только 10 дней в первых двух случаях (это основания 1 и 2 – см. выше)? Дело в том, что документальная внеплановая проверка по указанным основаниям может назначаться в случае, если налогоплательщик не предоставит пояснений и их документальное подтверждение на обязательный письменный запрос органа ГФС в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса. Об этом сказано в пп. 78.1.1 и 78.1.4 НК. И в данном случае месячный срок на предоставление ответа на запрос, предусмотренный п. 14 Порядка № 1245, не может приниматься во внимание, поскольку нормы пп. 78.1.1 и 78.1.4 НК имеют приоритет.

Обратите внимание: эти сроки (10 дней и месяц) предусмотрены как в случае представления информации и ее документального подтверждения, так и в случае отказа.

Как представить органу ГФС (вручить или отправить) ответ на запрос либо отказ в представлении информации?

Ответ на запрос либо письмо с отказом в представлении запрошенной информации вы можете:

  • направить органу ГФС по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Опись вложения, заверенная работником почтового отделения, будет доказательством того, какие именно документы вы направили в адрес органа ГФС, а уведомление о вручении станет доказательством получения органом ГФС этого письма;
  • непосредственно передать органу ГФС. В этом случае проконтролируйте, чтобы на втором экземпляре вашего ответа был проставлена отметка о его получении органом ГФС.

Выводы

Получив запрос органа ГФС о предоставлении информации, прежде всего тщательно его изучите. Если запрос оформлен:

  • правильно – то в установленные сроки представьте запрошенную информацию и ее документальное подтверждение в полном объеме;
  • с нарушениями установленных требований – тогда решайте сами: предоставить информацию либо отказать в ее предоставлении, известив орган ГФС о причине отказа.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву

4428 грн. / год

Купить

Лучшие материалы