Как реагировать на налоговые запросы
Многим налогоплательщикам хорошо знакомо понятие налогового запроса или, как его в обиходе называют, «письмо счастья». У налоговых органов есть право запрашивать интересующую их информацию в соответствии с Налоговым кодексом (далее - НК). Но всегда ли они действуют в рамках закона и насколько опасно отказать им в предоставлении такой информации? Ведь порой выполнение такого запроса может на время парализовать деятельность предприятия – настолько обширен объем запрошенной информации. Давайте разберемся с этими запросами в данной консультации.
Чем регламентируются запросы
Как известно, любой государственный орган вправе действовать только на основании и в рамках полномочий, предоставленных ему законом (ст. 19 Конституции). Поэтому для начала выясним, какие права есть у органов ГНС относительно направления налогоплательщикам запросов.
Так, согласно НК налоговые органы имеют право:
- для осуществления функций, определенных законом, получать бесплатно от налогоплательщиков, в том числе благотворительных и других неприбыльных организаций, всех форм собственности в порядке, установленном законодательством, справки, копии документов, удостоверенные подписью налогоплательщика или его должностным лицом и скрепленные печатью (при наличии), о финансово-хозяйственной деятельности, полученных ими доходах, расходах и другую информацию, связанную с исчислением и уплатой налогов, сборов, платежей, о соблюдении требований законодательства, осуществление контроля за которым возложено на органы ГНС, а также финансовую и статистическую отчетность в порядке и на основаниях, предусмотренных законом (пп. 20.1.2);
- получать бесплатно от предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности и их должностных лиц информацию, документы и материалы (пп. 20.1.3);
- в случае выявления нарушения требований налогового или иного законодательства Украины, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, направлять налогоплательщикам письменные запросы о представлении удостоверенных надлежащим образом копий документов (пп. 20.1.14).
Механизм направления запросов регламентирован ст. 73 НК и Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 27.12.10 г. № 1245 (далее - Порядок № 1245).
Налогоплательщик, получивший запрос от органа ГНС, должен помнить, что такой запрос считается правомерным, если:
- он оформлен с соблюдением требований законодательства;
- направлен по законным основаниям (должны быть указаны в запросе).
Практика показывает, что зачастую эти условия не выполняются налоговыми органами, а значит, налогоплательщик имеет право отказать в удовлетворении запроса. Рассмотрим подробнее оба условия.
Как должен быть оформлен запрос
Запрос должен содержать (п. 73.3 НК):
- основания для направления с указанием информации, которая это подтверждает;
- перечень запрашиваемой информации и перечень документов, которые надо представить в орган ГНС;
- печать органа ГНС;
- подпись руководителя органа ГНС или его заместителя.
Согласно п. 10 Порядка № 1245 в запросе также должна быть сделана ссылка на норму закона, в соответствии с которой налоговый орган имеет право на получение этой информации.
Наш совет. Прежде чем готовить ответ на полученный налоговый запрос, сначала внимательно изучите его содержание. Если в запросе чего-то не хватает или он оформлен с нарушениями, то у вас есть основание для отказа в предоставлении запрошенной информации (это прямо предусмотрено п. 73.3 НК). |
Практика показывает, что нередко налоговые запросы оформляются с нарушениями и налогоплательщикам, отказывающим в предоставлении информации по таким запросам, в дальнейшем удается отстоять свою правоту в суде, оспаривая либо приказ о проведении внеплановой проверки, назначенной по причине отсутствия ответа на запрос, либо результаты незаконно назначенной внеплановой проверки. Возьмем, к примеру:
- постановление Верховного Суда от 16.04.20 г. (ЕГРСР, рег. № 88832458). В данном споре выиграл налогоплательщик, который оспорил примененные к нему санкции, начисленные по результатам внеплановой документальной проверки. А проверка была назначена в связи с непредоставлением плательщиком ответа на запрос. Этот запрос был оформлен с нарушением требований к форме – на нем не было печати налогового органа. Суды всех инстанций в этом споре были на стороне налогоплательщика;
- постановление Верховного Суда от 21.05.20 г. (ЕГРСР, рег. № 89394759). Предприятие оспорило приказ о проведении внеплановой проверки, назначенной на основании пп. 78.1.1 НК, ссылаясь на то, что запрос о предоставлении информации был оформлен с нарушениями требований НК: в нем не было конкретизировано, какие именно нарушения законодательства обусловили направление предприятию запроса. Кроме того, предприятие не проигнорировало запрос, а указало в ответе на него, что запрошенную информацию предоставит при условии, что запрос будет конкретизирован налоговым органом. В данном случае Верховный Суд тоже принял сторону налогоплательщика и признал, что внеплановая проверка назначена незаконно.
Какие основания могут быть указаны в запросе
Основания для направления запроса перечислены в п. 73.3 НК:
1. Выявление по результатам анализа налоговой информации, полученной в установленном законом порядке, фактов, которые свидетельствуют о нарушении налогоплательщиком налогового, валютного законодательства, законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма и иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.
2. Для определения соответствия условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки» во время осуществления налогового контроля за трансфертным ценообразованием согласно ст. 39 НК и/или для определения уровня обычных цен в случаях, установленных НК.
3. Выявление недостоверных данных в налоговых декларациях, представленных налогоплательщиком.
4. Подача на налогоплательщика жалобы о непредоставлении им:
- налоговой накладной (далее – НН) покупателю, а также о допущении продавцом товаров/услуг ошибок в обязательных реквизитах НН, предусмотренных п. 201.1 НК, и/или нарушение продавцом/покупателем предельных сроков регистрации НН и/или расчета корректировки (далее – РК) в Едином реестре налоговых накладных (далее – ЕРНН);
- акцизной накладной покупателю или нарушение порядка ее заполнения и/или регистрации.
5. Проведение встречной сверки. В данном случае запрос должен быть составлен по форме, утвержденной Приказом № 299. Правила проведения встречных сверок определены п. 73.5 НК и Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 27.12.10 г. № 1232.
6. Выявление недостоверных данных в отчете о подотчетных счетах, представленном финансовым агентом.
7. Получение уведомления от компетентного органа иностранного государства, с которым Украина заключила международный договор, содержащий положения об обмене информацией для налоговых целей, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой, или заключенных на их основании межведомственных договоров, о выявлении таким органом ошибок, неполных или недостоверных данных, предоставленных финансовым агентом о подотчетном счете лица, которое является резидентом соответствующего иностранного государства, либо о неисполнении финансовым агентом обязательств, предусмотренных таким международным договором.
8. В других случаях, определенных НК.
Обратите внимание: для направления запроса достаточно хотя бы одного из этих оснований. Вместе с тем в запросе может быть ссылка сразу на несколько оснований. |
Способы направления запроса
Запрос считается надлежащим образом врученным, если он направлен в порядке, установленном ст. 42 НК. Согласно требованиям этой статьи НК и правилам, установленным п. 13 Порядка № 1245, запрос может быть:
- направлен в электронной форме с использованием средств телекоммуникационной связи через электронный кабинет с наложением квалификационной электронной подписи руководителя (или его заместителя) – при поступлении сформированного программным обеспечением уведомления о доставке;
- отправлен по почте в адрес налогоплательщика (по местонахождению, налоговому адресу) заказным письмом с уведомлением о вручении;
- вручен лично под подпись налогоплательщику или его уполномоченному представителю.
Сроки предоставления ответа на запрос
Срок для ответа тоже установлен п. 73.3 НК и зависит от основания для его направления:
- 10 р. д. – если запрос направлен в связи с проведением встречной сверки;
- 15 р. д. – для запросов, направленных по всем другим основаниям.
Поэтому, чтобы правильно определить срок предоставления ответа, нужно обратить внимание на основание для этого запроса.
Внимание! Сроки предоставления ответа на запрос приостановлены на период карантина. |
На период карантина приостановлены, в частности, сроки, предусмотренные ст. 73 НК для предоставления налогоплательщиками ответов на запросы, полученные от контролирующих органов (п. 528 подразд. 10 разд. ХХ НК). Срок приостанавливается до последнего календарного дня месяца (включительно), в котором будет завершен карантин. Течение срока возобновится с первого календарного дня месяца, следующего за месяцем завершения карантина, с учетом времени, истекшего до приостановления срока. Поэтому в период действия карантина у вас есть больше времени для подготовки ответа на запрос.
Наш совет. Если вы получили необоснованный или оформленный с нарушением закона запрос, то можете на него не отвечать. Но мы рекомендуем в подобной ситуации не отсиживаться молча, а дать мотивированный ответ о причине отказа в предоставлении запрошенной информации в установленные законодательством сроки. Этим вы убережете себя от негативных последствий. |
Форма и способы направления ответа на запрос
Утвержденной формы ответа на налоговый запрос нет, поэтому он составляется в произвольной форме. Однако есть сведения, которые следует включить в такой ответ (п. 15 Порядка № 1245), а именно:
- номер и дата запроса органа ГНС, на который вы предоставляете ответ;
- информация, запрошенная органом ГНС.
Отправить ответ можно так же, как и запрос:
- в электронной форме через электронный кабинет с наложением электронной подписи;
- по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении;
- передать непосредственно в орган ГНС (не забудьте получить подпись о получении на втором экземпляре ответа).
Приведем пример ответа об отказе предоставить запрошенную информацию в связи с тем, что направленный запрос не соответствует требованиям НК (см. образец).
Образец
Начальнику Головного управління ДПС в Одеській області від Приватного підприємства «Карміна» 29.05.20 р. вих. № 77 Щодо надання інформації на запит про надання інформації ПП «Карміна» розглянуло Ваш запит від 21.05.20 р. № 15555/10/15-32-14-07-07 «Про надання податкової інформації у вигляді пояснень та її документальних підтверджень». У цьому запиті з посиланням на пп. 20.1.14 та п. 73.3 Податкового кодексу (далі – ПК) без будь-якого обґрунтування підстав для направлення запиту вимагається надати інформацію та документальне підтвердження щодо включення господарських операцій до складу податкового кредиту з ПДВ, виду, обсягу та якості операцій та розрахунків із контрагентами-постачальниками за лютий 2020 року, а також включення зазначених господарських операцій до складу податкових зобов’язань з ПДВ, виду, обсягу та якості операцій та розрахунків із контрагентами-покупцями або документальне підтвердження використання вказаних придбаних послуг у власній господарській діяльності. У відповідь на цей запит повідомляємо таке. Процедура запитування інформації регулюється п. 73.3 ПК та Порядком періодичного подання інформації органам державної податкової служби та отримання інформації зазначеними органами за письмовим запитом, затвердженим постановою КМУ від 27.12.10 р. № 1245. Згідно з п. 73.3 ПК запит повинен містити перелік інформації, яка запитується, та документів, що її підтверджують, а також підстави для надсилання запиту із зазначенням інформації, яка це підтверджує. Відповідно до ст. 19 Конституції України органи державної влади та органи місцевого самоврядування, їхні посадові особи зобов’язані діяти лише на підставі, в межах повноважень та у спосіб, які передбачені Конституцією та законами України. Проте у Вашому запиті не вказано підстави для його подання, зокрема немає конкретної правової норми, яка дозволяє податковому органу направляти письмовий запит про отримання інформації. Посилання на п. 73.3 ПК не є достатньою підставою для подання запиту, оскільки у цьому пункті названо декілька таких підстав. Крім того, у запиті не наведено інформацію, яка підтверджує підстави для його направлення, як того вимагає п. 73.3 ПК. Таким чином, вважаємо, що запит від 21.05.20 р. № 15555/10/15-32-14-07-07 складено з порушенням вимог п. 73.3 ПК, а це, відповідно, звільняє платника податків від обов’язку надавати на нього відповідь. У разі направлення обґрунтованого письмового запиту із зазначенням конкретної підстави для його подання наше підприємство готове надати запитувану податкову інформацію згідно з вимогами чинного законодавства України. Директор ПП «Карміна» (підпис) А. Б. Голосюк |
Чем чревато игнорирование запроса
Отказ в предоставлении информации или непредоставление ответа на запрос в установленные законодательством сроки грозят налогоплательщику внеплановой проверкой на основании ст. 78 НК (см. таблицу).
Основания для внеплановой проверки в случае непредоставления ответа на запрос
№ п/п |
Норма НК |
Основание для проверки |
Срок для ответа на запрос* |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Пп. 78.1.1 |
Получена налоговая информация, свидетельствующая о нарушении налогоплательщиком валютного, налогового и иного не урегулированного НК законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос, в котором указаны нарушения этим плательщиком соответствующего законодательства |
15 р. д. |
2 |
Пп. 78.1.4 |
Выявлены недостоверные данные в налоговых декларациях, представленных налогоплательщиком, если плательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на письменный запрос органа ГНС, в котором указаны выявленные недостоверные данные и соответствующая декларация |
15 р. д. |
3 |
Пп. 78.1.9 |
На налогоплательщика подана жалоба о непредоставлении им НН покупателю или о допущении продавцом товаров/услуг ошибок в обязательных реквизитах НН, предусмотренных п. 201.1 НК, и/или о нарушении продавцом/покупателем предельных сроков регистрации в ЕРНН НН и/или РК в случае непредоставления таким плательщиком объяснений и документального подтверждения на письменный запрос, в котором приведена информация из жалобы |
15 р. д. |
4 |
Пп. 78.1.9 |
На налогоплательщика подана жалоба о непредоставлении им акцизной накладной покупателю или о нарушении порядка заполнения и/или порядка регистрации акцизной накладной в случае непредоставления таким плательщиком объяснений и документального подтверждения на письменный запрос, содержащий информацию из жалобы |
15 р. д. |
5 |
Пп. 78.1.19 |
Налогоплательщик не предоставил для проведения встречной сверки информацию, определенную в запросе органа ГНС |
10 р. д. |
* Срок исчисляется со дня, следующего за днем получения запроса. |
Кроме того, на основании п. 121.1 НК к налогоплательщику может быть применен штраф в размере 1 020 грн за неподачу налоговому органу копий документов при осуществлении налогового контроля в случаях, предусмотренных НК. Штраф за повторное подобное нарушение в течение года составит 2 040 грн.
Выводы
- Налоговые органы вправе направлять налогоплательщикам запросы о предоставлении информации и ее документальном подтверждении. Однако делать это они обязаны исключительно в рамках своих полномочий. В запросе должны быть ссылки на соответствующие нормы законодательства, предусматривающие право на такой запрос.
- Сам запрос тоже должен быть оформлен с соблюдением требований законодательства. Если же эти требования не выполнены, у налогоплательщика есть право не отвечать на такой запрос. Мы же рекомендуем в таких случаях направлять налоговому органу отказ в предоставлении информации с аргументированным его обоснованием. Игнорирование полученных запросов может грозить налогоплательщику проведением внеплановой проверки.
Комментарии к материалу