Финмониторинг от НБУ: как банки выявляют схемы уклонения от уплаты налогов?
Недавно появилось письмо НБУ, в котором всем банкам, ассоциациям банков и небанковским финансовым учреждениям даны рекомендации по вопросам финансового мониторинга. Как известно, банки осуществляют финмониторинг своих клиентов, и этот факт непосредственно влияет на деятельность субъектов хозяйствования (далее – СХ). А значит, о рекомендациях НБУ должны знать не только банки, но и их клиенты. Вот почему данное письмо НБУ вызвало у СХ большой интерес, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы на нашей консультационной линии. В консультации мы подробно рассмотрим, в чем заключаются рекомендации НБУ банкам, и ответим на все ваши вопросы.
О каком письме НБУ идет речь?
Мы будем говорить о письме НБУ от 01.11.2024 № 25-0005/82615 «О рекомендациях по вопросам осуществления финансового мониторинга» (далее – Письмо № 82615).
Найти это письмо можно на официальном сайте НБУ по ссылке.
Рекомендуем всем СХ ознакомиться с содержанием этого письма, чтобы понимать, какие у них имеются риски во взаимоотношениях с обслуживающими банками и небанковскими финансовыми учреждениями. Мы же обратим ваше внимание на наиболее важные моменты Письма № 82615 и дадим свои пояснения.
Каких вопросов касается письмо НБУ?
В письме идет речь о механизме так называемого дробления бизнеса, который используют в своей деятельности многие юрлица. НБУ поясняет, что этот механизм используется СХ в целях уклонения от уплаты налогов и заключается в искусственном разделении ведения бизнеса юрлица через других СХ, в частности с привлечением физлиц-предпринимателей. А использование таких схем приводит к недоплате налогов в бюджет. Именно поэтому, по мнению НБУ, банки и финучреждения должны выявлять такие схемы во время финмониторинга своих клиентов и информировать об этом соответствующие госорганы.
Какими нормативными документами руководствуются банки и финучреждения при осуществлении финмониторинга?
Все мы понимаем: осуществляя финмониторинг, банки руководствуются в первую очередь не Письмом № 82615, а нормативными документами, предоставившими им такие полномочия.
Основы финмониторинга установлены Законом от 06.12.2019 № 361-IX «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения» (далее – Закон № 361).
Система финмониторинга состоит из первичного и государственного уровней (ст. 6 Закона № 361). Соответственно, Законом № 361 определены субъекты первичного финмониторинга (далее – СПФМ) и субъекты государственного финмониторинга. К СПФМ отнесены, в частности, банки, кредитные союзы и другие финансовые учреждения (п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона № 361).
Помимо норм Закона № 361 при осуществлении финмониторинга применяются правила, предусмотренные:
- Положением об осуществлении банками финансового мониторинга, утвержденным постановлением Правления НБУ от 19.05.2020 № 65 (далее – Положение № 65);
- Положением об осуществлении учреждениями финансового мониторинга, утвержденным постановлением Правления НБУ от 28.07.2020 № 107 (далее – Положение № 107).
Кроме того, каждый банк и финучреждение разрабатывает и утверждает внутренние документы по вопросам предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения, как этого требуют пп. 4 п. 7 Положения № 65 и пп. 3 п. 7 Положения № 107.
На какие моменты будут обращать внимание банки в отношении дробления бизнеса?
В Письме № 82615 НБУ называет участников схемы дробления бизнеса Группой, в которой имеются связи между юрлицом и физлицами-предпринимателями, и приводит основные признаки, по которым (по мнению НБУ) могут выявляться такие схемы.
Для вашего удобства приведем эту информацию в таблице.
Таблица-подсказка. Признаки, по которым банки и финучреждения выявляют схемы уклонения от уплаты налогов
№ п/п |
Признаки уклонения СХ от уплаты налогов |
1 |
2 |
Основные признаки |
|
1 |
В банк или финучреждение подается одним лицом пакет документов на установление деловых отношений с юрлицом и другими физлицами-предпринимателями, в т. ч. одновременно |
2 |
Юрлицо и предприниматель имеют одинаковое местонахождение |
3 |
У юрлица и предпринимателя общее место реализации товаров и услуг (адрес магазина, интернет-сайта) |
4 |
У юрлица и физлица-предпринимателя общие собственники, представители, бухгалтеры, доверенные лица |
5 |
У физлица-предпринимателя нет необходимых ресурсов для ведения деятельности, включая деятельность с юрлицом |
Дополнительные признаки |
|
1 |
Значительные поступления на счета предпринимателя от юрлица или других СХ Группы |
2 |
Оплата юрлицом услуг предпринимателя, стоимость которых сложно оценить (аренда, маркетинговые, информационные услуги, реклама и т. п.) |
3 |
Предоставление юрлицом финансовой помощи предпринимателю |
4 |
Значительный объем финансовых операций по счетам вновь созданного физлица-предпринимателя |
5 |
Осуществление физлицом финансовых операций в течение короткого периода времени (два-три месяца) на общую сумму, достигающую предельного объема дохода на год в соответствии с выбранной группой налогоплательщиков |
6 |
Последовательное осуществление группой физлиц-предпринимателей деятельности, описанной в предыдущем п. 5 этой таблицы |
7 |
Использование одного платежного терминала финансового учреждения несколькими СХ. |
Также НБУ в Письме № 82615 отмечает, что этот перечень «подозрительных» признаков не является исчерпывающим и финучреждения вправе самостоятельно определять признаки, по которым будут выявлять схемы уклонения от уплаты налогов. Такие признаки могут быть закреплены, как мы уже отметили, во внутренних документах банка/финучреждения.
Как видим, под подозрение банков и финучреждений могут попасть вполне обычные и привычные для СХ операции и ситуации. Например, предоставление возвратной финпомощи предпринимателю или же оказание бухгалтерских услуг одним предпринимателем нескольким СХ.
Сразу хотим пояснить, что сами по себе вышеперечисленные признаки не являются преступными и подобные операции не запрещены законодательством. Однако вы должны понимать, что такие действия могут вызвать подозрения или сомнения у банков, и поэтому в некоторых случаях стоит вести себя осмотрительно, чтобы избежать нежелательных рисков. Например, одному и тому же лицу не стоит подавать в течение одного дня документы на открытие счетов в одном и том же банке нескольким клиентам. Эти операции можно «развести» во времени, или же открыть счета в разных банках.
Наш совет. Каждому СХ стоит проанализировать все вышеперечисленные признаки, «примерить» их на себя и принять решения, в каких случаях лучше не рисковать, а пойти другим путем. |
Кроме того, НБУ в Письме № 82615 рекомендует банкам и финучреждениям обращать внимание также на индикаторы подозрительности финансовых операций/деятельности СХ, установленные законодательством. Такие индикаторы приведены:
- в приложении 20 к Положению № 65;
- приложении 19 к Положению № 107.
Рекомендуем вам детально ознакомиться с перечнем индикаторов подозрительности. Особое внимание НБУ уделяет следующим индикаторам:
- клиент (представитель клиента) не может понятно объяснить, в чем состоит его деловая деятельность (характер деятельности);
- характер финансовой операции и/или обстоятельства, при которых она инициируется, дают основания полагать, что операция осуществляется от имени и/или в пользу другой стороны, личность которой не раскрыта банку;
- счетами нескольких клиентов, между которыми нет логически объясняемых взаимосвязей, управляет один и тот же представитель;
- несоответствие фактических объемов финансовых операций заявленным клиентом – юрлицом и физлицом-предпринимателем на этапе установления деловых отношений с банком/во время его обслуживания.
Чем рискует СХ, если банк считает его операцию подозрительной?
Как поясняет НБУ в Письме № 82615, если по результатам проведенного анализа финучреждением установлена принадлежность клиентов к Группе, а также есть основания считать, что соответствующая деятельность СХ может быть связана с уклонением от уплаты налогов, финучреждение должно применить действенные меры, а именно:
- уведомить специально уполномоченный орган о таких финоперациях (деятельности);
- принять решение относительно дальнейших деловых отношений с учетом выявленных рисков.
То есть банк/финучреждение уведомит о подозрительных операциях Госфинмониторинг и может отказать клиенту в дальнейшем сотрудничестве, а также отказать в проведении финансовой операции. Эти действия выполняются банками/финучреждениями согласно правилам, закрепленным в ст. 16, 23 Закона № 361 и соответствующих приложениях к Положению № 65 и Положению № 107.
Будет ли Госфинмониторинг информировать ГНС о схемах уклонения от уплаты налогов? Время покажет. Однако хотим напомнить, что согласно Порядку электронного взаимодействия информационных систем Государственной налоговой службы Украины и Государственной службы финансового мониторинга Украины о предоставлении информации о доходах физических лиц, необходимой для предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, утвержденному приказом Минфина от 31.08.2023 № 469, Госфинмониторинг вправе запрашивать у ГНС информацию о доходах физлиц. Взаимодействие и информационный обмен осуществляются в электронной форме.
Комментарии к материалу