Перед началом любой проверки, в том числе и налоговой, субъекту хозяйствования стоит выполнить ряд несложных действий, чтобы убедиться, что визит проверяющих законный. И только после этого нужно принимать решение – допускать или не допускать представителей налогового органа к проверке.
В консультации расскажем, какие документы должны предъявить вам проверяющие и на какие моменты в них следует обратить внимание, а также какова последовательность действий налогоплательщика при допуске к проверке.
Перечень документов, которые обязаны предъявить представители налогового органа, пришедшие с проверкой, содержится в ст. 81 Налогового кодекса (далее – НК). В него вошли:
1. Направление на проверку, подписанное руководителем органа ГНС (его заместителем или уполномоченным лицом) и скрепленное печатью налогового органа. Согласно требованиям п. 81.1 НК в нем должны быть указаны следующие сведения:
Налогоплательщик (его должностное лицо, представитель) должен расписаться в предъявленном направлении с указанием Ф. И. О., должности, даты и времени ознакомления (абзац седьмой п. 81.1 НК).
Образец направления приведен в приложении 2 к Методическим рекомендациям, утвержденным приказом ГФС от 31.07.2014 № 22 (далее – Методрекомендации № 22).
2. Копия приказа о проведении проверки. Как и направление, приказ должен содержать реквизиты, перечисленные в п. 81.1 НК, но вместо должности и фамилии проверяющего он содержит период деятельности, который будет проверяться.
Приказ является действительным при наличии подписи руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа и печати этого органа.
3. Служебные удостоверения каждого проверяющего, указанного в направлении на проверку. Образцы удостоверений и Инструкция о порядке хранения, выдачи и уничтожения служебных удостоверений работников ГНС и ее территориальных органов утверждены приказом ГНС от 14.08.2019 № 33 (в редакции приказа ГНС от 14.12.2022 № 899).
Имейте в виду! Непредъявление налогоплательщику этих документов, а также их оформление с нарушениями требований НК являются основанием для недопуска проверяющих к документальной или фактической проверке. Это прямо предусмотрено в п. 81.1 НК. |
Поскольку неправильное оформление хотя бы одного из названных документов является основанием для недопуска к проверке, советуем вам перед началом проверки внимательно изучить каждый предъявленный документ и обратить внимание:
На период военного положения на отдельные виды проверок введен мораторий. Поэтому вы должны убедиться, что проверка, которая будет у вас проводиться, не запрещена.
Перечень проверок, которые разрешены во время военного положения, приведен в пп. 69.2 и 69.35 подразд. 10 разд. ХХ НК.
Напомним, в период действия военного положения разрешены камеральные и фактические проверки. Внеплановые документальные проверки могут проводиться только по основаниям, установленным пп. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ НК (подробнее об этих основаниях см. «Налоговые проверки, штрафы и сроки: что изменится с 1 августа 2023 года?»).
Кроме того, с 01.08.2023 разрешено проводить плановые документальные проверки в отношении налогоплательщиков, которые осуществляют деятельность в сфере (пп. 69.35 подразд. 10 разд. ХХ НК):
То есть, исходя из предъявленных проверяющими документов, вы должны проанализировать, не запрещена ли данная проверка «военным» мораторием.
Один из обязательных реквизитов направления на проверку и приказа о назначении проверки – основание для ее проведения. Вам нужно убедиться не только в том, что такое основание есть в НК, но и в том, что в вашем случае действительно имеют место обстоятельства, которые служат основанием для проверки.
Например, у вас должна быть проведена внеплановая документальная проверка на основании пп. 78.1.1 НК в связи с получением информации о нарушении законодательства по вопросам налогообложения нерезидентов. Однако согласно указанной норме такая проверка может быть проведена, только если налогоплательщик получил по данному вопросу от налогового органа запрос о предоставлении информации и копий документов, но не предоставил затребованную информацию в течение 15 рабочих дней. Если же в подобной ситуации вы, к примеру, не получали такого запроса или получили его и ответили на него в установленный срок, то проведение внеплановой проверки на основании пп. 78.1.1 НК будет незаконным.
Как было отмечено выше, с 01.08.2023 возобновлены плановые документальные проверки для отдельных категорий налогоплательщиков. При их проведении должны соблюдаться правила, установленные ст. 77 НК, с учетом особенностей, предусмотренных на время военного положения пп. 69.35 подразд. 10 разд. ХХ НК.
Поэтому при допуске к проверке, помимо всех вышеперечисленных действий, вам нужно удостовериться в законности проведения плановой проверки. Для этого:
1. Убедитесь, что вы на самом деле включены в план проверок (план-график проведения плановых документальных проверок на 2023 год можно найти на сайте ГНС).
Обратите внимание: проверка может быть начата не ранее чем через 30 календарных дней, следующих за датой обнародования обновленного плана-графика.
2. Проверьте, получили ли вы уведомление о проведении проверки, а также копию приказа не позднее чем за 10 календарных дней до дня проверки. Эти документы направляются (вручаются) налогоплательщику в порядке, определенном в ст. 42 НК. То есть они могут быть:
Проверив все имеющиеся документы, вы принимаете решение – допускать или не допускать представителей налогового органа к проверке. Если принято решение не допускать (для этого есть законные основания, о которых мы рассказали выше), тогда проверяющие составляют акт, удостоверяющий факт отказа в допуске к проверке с указанием заявленных причин отказа (п. 81.2 НК).
Акт составляется по форме приложения 9 к Методрекомендациям № 22 в двух экземплярах. Один экземпляр вручается налогоплательщику (его представителю) под подпись сразу после составления.
В акте необходимо расписаться, также к нему можно приложить свои письменные пояснения. Безусловно, можно отказаться подписывать акт, но мы рекомендуем поставить подпись и предоставить письменные пояснения. Проверьте, чтобы в акте был отражен момент их предоставления.
Пояснения составляются в произвольной форме, с указанием реквизитов акта, к которому они подаются, и ссылок на нормы законодательства, на основании которых было отказано в допуске к проверке.
Последствия незаконного отказа в допуске к налоговой проверке могут быть следующими:
Кроме того, недопуск к проверке является основанием для приостановления сроков давности, предусмотренных ст. 102 НК (пп. 102.3.4 НК). Напомним, с 01.08.2023 Законом от 30.06.2023 № 3219-IX отменено приостановление сроков, введенное на период военного положения (пп. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НК).
Здесь все зависит от конкретной ситуации. Но в любом случае такая обязанность законодательством не установлена. Однако, чтобы избежать негативных последствий, которые могут последовать за отказом в допуске к налоговой проверке, многие плательщики обжалуют в судебном порядке приказ органа ГНС о незаконном назначении проверки.
Хотим отметить, что это стоит делать, если вы установили незаконность проверки и не допустили проверяющих к ее проведению.
Если же, несмотря на незаконность приказа, проверяющих допустили к проверке, а затем налогоплательщик решил воспользоваться своим правом оспорить приказ о ее назначении в суде (и соответственно, поставить под сомнение правомерность ее результатов), то зачастую суды считают такой способ защиты ненадлежащим и отказывают в удовлетворении подобных исков.
Например, в постановлении Верховного Суда от 08.09.2021 (ЕГРСР, рег. № 100022843) отмечается следующее: если контролирующий орган был допущен к проверке на основании приказа о ее проведении, то этот приказ как акт индивидуального действия реализован его применением, поэтому его обжалование не является надлежащим и эффективным способом защиты права налогоплательщика, поскольку отмена приказа не может привести к восстановлению нарушенного права.
Неправомерность действий контролирующего органа при назначении и проведении проверки не может являться предметом отдельного иска, но может служить основанием для иска о признании противоправными решений, принятых по результатам такой проверки. При этом основаниями для отмены таких решений являются не любые нарушения, допущенные при назначении и проведении проверки, а только те, которые повлияли или объективно могли повлиять на правильность выводов контролирующего органа, сделанных по ее результатам, а значит, и на обоснованность и законность решения, принятого по результатам проверки.
То есть, если уж вы допустили проверяющих к проверке, тогда есть смысл обжаловать не приказ о ее назначении, а результаты проверки, например, вынесенное налоговое уведомление-решение.
Однако учтите, что проще не допустить представителей налогового органа к проверке (если вы убеждены в ее незаконности), нежели потом оспаривать ее результаты на основании того, что она проведена незаконно. Ведь, как отмечает Верховный Суд, во внимание принимаются не любые нарушения, допущенные при назначении проверки, а только те, которые повлияли на законность и обоснованность принятого по результатам проверки решения.
Однако положительные случаи обжалования результатов проверки на основании ее незаконного проведения все-таки есть. Так, например, в постановлении Верховного Суда от 08.06.2023 (ЕГРСР, рег. № 111415208) отмечается, что, независимо от принятого налогоплательщиком решения о допуске (недопуске) должностных лиц к проверке, обжалуя в дальнейшем последствия проведенной проверки в виде налоговых уведомлений-решений и других решений, плательщик имеет возможность ссылаться на нарушение контролирующим органом требований законодательства о проведении такой проверки, если считает, что они подтверждают противоправность вынесенных налоговых уведомлений-решений. При этом таким основаниям для иска (при их наличии) суды должны прежде всего давать правовую оценку, а если они не признаны судом как влекущие противоправность решений, принятых по результатам такой проверки, переходить к проверке оснований иска, то есть наличие нарушений налогового и/или иного законодательства.