Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Административный арест имущества налоговым органом: способы защиты бизнеса

02.10.2019 838 0 0

Назначая налоговую проверку, контролирующий орган прежде всего имеет целью проверить деятельность предприятия за определенный период времени и воспользоваться нарушениями, допускаемыми налогоплательщиками при недопуске к проверке без законных на то оснований. Ведь нередко руководитель предприятия, воспользовавшись правом на недопуск, считает, что проверка не состоялась и можно «вздохнуть с облегчением». В то же время не все понимают, что факт недопуска к проверке сразу приводит к последующим действиям контролирующего органа, связанным с арестом имущества предприятия. Составив акт о недопуске и акт об отказе от подписи, если налогоплательщик не подписал акт о недопуске, руководитель контролирующего органа или его заместитель на основании пп. 94.2.3 и п. 94.6 Налогового кодекса (далее – НК) налагает на все имущество налогоплательщика административный арест, что может привести к негативным последствиям. Рассмотрим процедуру назначения административного ареста и способы защиты от него налогоплательщиков в спорах с контролирующим органом.

При построении стратегии защиты налогоплательщики должны различать полный арест имущества и условный. В соответствии с абзацем первым п. 94.5 НК полным арестом имущества признается запрет налогоплательщику на реализацию прав распоряжения или пользования его имуществом. В таком случае налогоплательщик не имеет права владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом. При этом ответственность за случайное уничтожение или гибель имущества возлагается на контролирующий орган. Поскольку фискальная служба не желает нести ответственность за личное имущество налогоплательщика, в частности, в случае его уничтожения, к такому имуществу применяется условный арест.

В соответствии с абзацем вторым п. 94.5 НК под условным арестом имущества подразумевают ограничение налогоплательщика в реализации прав распоряжения таким имуществом. Суть ограничения состоит в обязательном предварительном получении разрешения руководителя или заместителя контролирующего органа на осуществление налогоплательщиком любой операции с таким имуществом. В то же время имущество остается в пользовании налогоплательщика и за ним же сохраняется риск случайного повреждения или гибели такого имущества.

При защите своих прав налогоплательщики должны понимать, что пп. 94.2.3 НК позволяет контролирующему органу применять админарест имущества только в случае отказа налогоплательщика от проведения проверки или недопуска контролирующего органа к ее проведению. За какие-либо другие нарушения условный арест имущества не применяется. В то же время законодательством определено, что админарест имущества может быть применен за недопуск только к документальной или фактической проверке. В отношении камеральной и электронной налоговой проверки админарест имущества не применяется.

1. Налогоплательщик теряет право владения, пользования, распоряжения арестованным имуществом

1. Налогоплательщик теряет право распоряжения арестованным имуществом

Полная версия доступна только подписчикам

Лучшие материалы