Административный арест имущества налоговым органом: способы защиты бизнеса
Назначая налоговую проверку, контролирующий орган прежде всего имеет целью проверить деятельность предприятия за определенный период времени и воспользоваться нарушениями, допускаемыми налогоплательщиками при недопуске к проверке без законных на то оснований. Ведь нередко руководитель предприятия, воспользовавшись правом на недопуск, считает, что проверка не состоялась и можно «вздохнуть с облегчением». В то же время не все понимают, что факт недопуска к проверке сразу приводит к последующим действиям контролирующего органа, связанным с арестом имущества предприятия. Составив акт о недопуске и акт об отказе от подписи, если налогоплательщик не подписал акт о недопуске, руководитель контролирующего органа или его заместитель на основании пп. 94.2.3 и п. 94.6 Налогового кодекса (далее – НК) налагает на все имущество налогоплательщика административный арест, что может привести к негативным последствиям. Рассмотрим процедуру назначения административного ареста и способы защиты от него налогоплательщиков в спорах с контролирующим органом.
При построении стратегии защиты налогоплательщики должны различать полный арест имущества и условный. В соответствии с абзацем первым п. 94.5 НК полным арестом имущества признается запрет налогоплательщику на реализацию прав распоряжения или пользования его имуществом. В таком случае налогоплательщик не имеет права владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом. При этом ответственность за случайное уничтожение или гибель имущества возлагается на контролирующий орган. Поскольку фискальная служба не желает нести ответственность за личное имущество налогоплательщика, в частности, в случае его уничтожения, к такому имуществу применяется условный арест.
В соответствии с абзацем вторым п. 94.5 НК под условным арестом имущества подразумевают ограничение налогоплательщика в реализации прав распоряжения таким имуществом. Суть ограничения состоит в обязательном предварительном получении разрешения руководителя или заместителя контролирующего органа на осуществление налогоплательщиком любой операции с таким имуществом. В то же время имущество остается в пользовании налогоплательщика и за ним же сохраняется риск случайного повреждения или гибели такого имущества.
При защите своих прав налогоплательщики должны понимать, что пп. 94.2.3 НК позволяет контролирующему органу применять админарест имущества только в случае отказа налогоплательщика от проведения проверки или недопуска контролирующего органа к ее проведению. За какие-либо другие нарушения условный арест имущества не применяется. В то же время законодательством определено, что админарест имущества может быть применен за недопуск только к документальной или фактической проверке. В отношении камеральной и электронной налоговой проверки админарест имущества не применяется.
1. Налогоплательщик теряет право владения, пользования, распоряжения арестованным имуществом
1. Налогоплательщик теряет право распоряжения арестованным имуществом
Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь на онлайн сервисы для бухгалтеров и кадровиков Uteka. Получите полный доступ библиотеки безопасных решений, которые делают вашу работу более эффективной.
Что входит в подписку?
и примеры
доступа
вопрос эксперту
обновления
материалам
материалов с 2015 года