Работодатель обязан выплачивать средний заработок работнику, призванному на срочную военную службу
Суть спора
Орган Гоструда провел инспекционное посещение ООО на основании обращения физлица. В ходе этого посещения было выявлено допущенное ООО нарушение трудового законодательства: работнику, который был призван на срочную военную службу, не выплачивался средний заработок за время его нахождения на службе, как это предусмотрено ч. 3 ст. 119 КЗоТ. Орган Гоструда выдал предписание об устранении этого нарушения, но ООО не выполнило его. Тогда на ООО был наложен штраф на основании ст. 265 КЗоТ в размере 32 000 грн.
ООО не согласилось с таким решением и обжаловало постановление в административный суд. Свою позицию истец обосновывал прежде всего тем, что, по его мнению, работник был призван на срочную военную службу на общих основаниях и не проходил службу на условиях мобилизации в особый период. Следовательно, работник не имеет права на сохранение среднего заработка согласно ч. 3 ст. 119 КЗоТ.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска. Апелляционный суд оставил это решение без изменений. Тогда ООО подало кассационную жалобу в Верховный Суд.
Выводы суда
Верховный Суд отказал в удовлетворении кассационной жалобы и оставил в силе решения судов первой и апелляционной инстанций (Постановление Верховного Суда от 11.03.20 г., ЕГРСР, рег. № 88124756).
Комментарий
Гарантии для работников, призванных на военную службу, установлены ст. 119 КЗоТ. Так, ч. 3 этой статьи предусмотрено, что за работниками, призванными на срочную военную службу, военную службу по призыву лиц офицерского состава и по призыву во время мобилизации в особый период или принятыми на военную службу по контракту, в том числе путем заключения нового контракта, во время действия особого периода на срок до его окончания или до дня фактического увольнения сохраняются место работы, должность и средний заработок на предприятии, в учреждении, организации, фермерском хозяйстве, сельскохозяйственном производственном кооперативе независимо от подчинения и формы собственности и у физлиц-предпринимателей, у которых они работали на момент призыва.
Общие принципы прохождения военной службы в Украине определены Законами от 25.03.92 г. № 2232-XII (далее - Закон № 2232), от 06.12.91 г. № 1932-XII и от 21.10.93 г. № 3543-ХІІ, а также Положением, утвержденным Указом Президента от 10.12.08 г. № 1153/2008. Этими нормативно-правовыми актами установлены льготы и гарантии работникам, призванным на военную службу.
Спор между органом Гоструда и работодателем (ООО) возник из-за разной трактовки норм действующего законодательства о сохранении за работником, призванным на военную службу, среднего заработка на все время его службы. Аргументы, которые выдвигал истец в суде, не были приняты судами всех инстанций. А позиция Верховного Суда основывалась прежде всего на следующем:
- письмом от 01.10.15 г. № 322/2/8417 Министерство обороны сообщило, что особый период в Украине наступил с 17 марта 2014 года на основании Указа Президента от 17.03.14 г. № 303/2014 и продолжается до сих пор, а отменят его отдельным Указом Президента «О демобилизации» после стабилизации ситуации на востоке Украины;
- основанием для предоставления работнику гарантий, установленных ч. 2 ст. 39 Закона № 2232 и ч. 3 ст. 119 КЗоТ, является повестка военного комиссариата о призыве работника на военную службу, начиная с марта 2017 года. Исключений для лишения работника, призванного на военную службу по мобилизации на особый период, гарантий, установленных ст. 119 КЗоТ, законодательством не предусмотрено;
- на время рассмотрения дела Указ об объявлении демобилизации мобилизованных Президентом не издан, поэтому Верховный Суд соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что сейчас в Украине действует особый период, поэтому на работника распространяются гарантии, предоставленные ч. 2 ст. 39 Закона № 2232 и ч. 3 ст. 119 КЗоТ.
Данную позицию суда работодателям следует учитывать и выполнять требования ч. 3 ст. 119 КЗоТ о выплате работнику среднего заработка за все время его службы.
Комментарии к материалу