Предъявляем претензию контрагенту
Для кого эта статья: для сельхозпредприятия, права или законные интересы которого нарушил контрагент.
Из этой статьи вы узнаете: о досудебном порядке урегулирования хозяйственного спора между сторонами, порядке направления претензии, ее обязательных реквизитах и сроках предоставления ответа.
Многие считают, что единственный выход в случае нарушения контрагентом прав или законных интересов сельхозпредприятия – обратиться в хозяйственный суд. Однако не следует забывать о досудебном порядке урегулирования спора между сторонами, который реализуется путем направления нарушителю претензии. В консультации рассмотрим требования к претензии, срок ее рассмотрения и прочие, не менее актуальные вопросы.
Что такое претензия?
Претензия – это форма досудебного урегулирования споров между контрагентами, которая является требованием стороны, права или законные интересы которой нарушены, о добровольном/непосредственном урегулировании спора.
Вообще лица, нарушившие права или законные интересы других субъектов, обязаны восстановить их, не ожидая претензии или обращения в суд (ч. 1 ст. 222 Хозяйственного кодекса, далее – ХК; ст. 19 Хозяйственного процессуального кодекса, далее – ХПК). Впрочем, иногда контрагент ждет именно такого напоминания (претензии) и только после его получения восстанавливает нарушенные права. То есть претензия будто является способом психологического давления на должника.
Чем регулируется порядок предъявления претензии?
Досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора определен ст. 222 ХК, ст. 19 ХПК, а также рекомендациями Минюста от 23.01.07 г. № 35-14/7 «О порядке ведения претензионной и исковой работы на предприятии, в учреждении, организации».
Обязательно ли при возникновении спора сразу направлять претензию стороне?
Нет. Прежде всего сторона имеет право, а не обязанность обратиться к нарушителю с претензией (ч. 2 ст. 222 ХК). Право на обращение в хозяйственный суд гарантируется государством (ст. 4 ХПК).
То есть сторона может сразу обратиться в суд за защитой нарушенных прав, если только стороны не договорились (в договоре, контракте) о применении мер для досудебного урегулирования спора или в случаях, когда такие меры являются обязательными согласно закону (ст. 19 ХПК).
Например, ст. 29 Соглашения о международном железнодорожном грузовом соединении предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования споров, которые возникают по договору перевозки, путем предъявления претензии виновной стороне.
Таким образом, стороны правоотношений должны самостоятельно решить, желают ли они применять досудебную процедуру урегулирования споров, и если да, то указать на это в договоре. Условие договора о применении претензионного порядка может быть сформулировано так: «...Все споры по этому договору решаются сторонами путем переговоров. В случае если спор невозможно решить переговорами, сторона обязана направить другой стороне претензию. Дальнейшее урегулирование спора между сторонами происходит через суд».
Обратите внимание: несмотря на то что стороны имеют право включить в договор условие о применении досудебного урегулирования спора, судебная практика свидетельствует, что стороны все равно могут сразу обратиться в суд, не составляя при этом претензию (см. постановление ВАСУ от 24.10.06 г. № 2/238). Ведь выбор способа правовой защиты – это право, а не обязанность сторон. Кроме того, запрет сразу после нарушения прав и интересов лица обращаться в суд нарушает его право на судебную защиту. Итак, даже если в договоре прямо указано на досудебное урегулирование спора с помощью претензии, можете смело пропускать этот этап и сразу идти в суд. |
Каковы обязательные реквизиты претензии?
ХК содержит перечень обязательных реквизитов претензии, а именно (ч. 3 ст. 222 ХК):
- полное наименование юрлица/физлица-предпринимателя и почтовые реквизиты заявителя (кредитора) и лица, которому она предъявляется (должник);
- номер претензии и дата ее предъявления;
- обстоятельства, из-за которых предъявлена претензия;
- доказательства, подтверждающие такие обстоятельства;
- требования заявителя со ссылкой на нормативные акты;
- сумма претензии и ее расчет (когда она выражена в денежном эквиваленте) с платежными реквизитами заявителя;
- перечень приложенных документов, доказательств (оригиналы или надлежащим образом заверенные копии).
Акцентируем внимание: к претензии не обязательно прилагать документы, которые есть у другой стороны (ч. 4 ст. 222 ХК). А должник обязан удовлетворить требования, обоснованные надлежащим образом (ч. 6 ст. 222 ХК). |
Претензию лучше составить в двух экземплярах, по одной для каждой стороны. Претензия подписывается уполномоченным лицом заявителя или его представителем и направляется адресату (должнику) заказным или ценным письмом или вручается под подпись. Отметка о получении является доказательством попытки урегулировать спор в досудебном порядке, что пригодится, если все-таки состоится судебное разбирательство (если до этого дойдет дело) (см. образец).
ООО «Солнышко» код ЕГРПОУ 77777777, г. Сумы, ул. Мильмана, 22, офис 255 Кому: СООО «Зерно», код ЕГРПОУ 88889999 исх. № 233/18 от 06.03.18 г. ПРЕТЕНЗИЯ Между Обществом с ограниченной ответственностью «Солнышко» (далее – Исполнитель) и Сельскохозяйственным обществом с ограниченной ответственностью «Зерно» (далее – Заказчик) был заключен договор о предоставлении услуг от 18.01.18 г. № 6 (далее – Договор). Согласно п. 1.1 Договора Исполнитель обязуется предоставить услуги по информационно-техническому обслуживанию техники Заказчика, а Заказчик – оплатить их в размере и на условиях, указанных в Договоре. По результатам предоставленных услуг Исполнитель готовит письменный акт приемки-передачи, который подписывается уполномоченными представителями сторон. После этого Заказчик осуществляет оплату предоставленных услуг в течение трех рабочих дней со дня получения от Исполнителя счета-фактуры путем безналичного перечисления средств на расчетный счет исполнителя (п. 3.3 Договора). 20.02.18 г. стороны подписали акт приемки-передачи предоставленных услуг № 1, общая сумма которого составляла 8 000,00 грн. (восемь тысяч грн. 00 коп.). На основании этого акта Исполнитель предоставил заказчику счет-фактуру от 20.02.18 г. № 39, о чем свидетельствует подпись представителя Заказчика и штамп входящей корреспонденции. Ввиду этого Заказчик должен был перечислить оплату до 23.02.18 г. включительно. Однако на дату составления претензии оплата на расчетный счет Исполнителя так и не поступила. Исходя из норм ст. 526 Гражданского кодекса и ст. 193 Хозяйственного кодекса (далее – ГК и ХК) обязательства должны выполняться сторонами надлежащим образом согласно условиям договора, требованиям кодексов и других актов законодательства, а при отсутствии таких условий и требований – согласно обычаям делового оборота или другим требованиям, которые традиционно выдвигаются. Каждая сторона должна принять все необходимые меры для надлежащего исполнения ею обязательств. Очевидно, что Заказчик не выполнил п. 3.3 Договора – не оплатил предоставленные услуги в установленный срок, то есть нарушил свои договорные обязательства. Лица, нарушившие права или законные интересы других субъектов, должны восстановить их, не ожидая претензии (ст. 222 ХК). Кроме того, Заказчик не освобождается от ответственности за невозможность выполнения им денежного обязательства (ст. 625 ГК) и обязан удовлетворить требования, обоснованные надлежащим образом (ст. 222 ХК). Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. 526, 530 ГК, ст. 222 ХК, ст. 19 Хозяйственного процессуального кодекса, Исполнитель требует от Заказчика выполнить надлежащим образом обязательства по Договору и перечислить на его счет задолженность в размере 8 000,00 грн. (восемь тысяч грн. 00 коп.) в срок до 16.03.18 г. Все необходимые для рассмотрения этой претензии документы у Заказчика есть: Договор, акт приемки-передачи услуг № 1, счет-фактура от 20.02.18 г. № 39. Подчеркиваем, что в случае невыполнения требования, изложенного в этой претензии, или оставления ее без ответа Исполнитель будет вынужден обратиться в Хозяйственный суд с исковым заявлением о взыскании задолженности и штрафных санкций по Договору вместе с отнесением на Заказчика всех расходов, связанных с судебным урегулированием спора. Директор ООО «Солнышко» (подпись) Д. О. Демченко |
Установлен ли срок направления претензии?
Срок, в течение которого должна быть направлена претензия, законодательством не установлен. Однако не следует забывать о сроке исковой давности – срок, в течение которого лицо может обратиться в суд с требованием о защите своего гражданского права или интереса (ст. 256 Гражданского кодекса, далее – ГК). Общая исковая давность составляет три года, но она может быть и намного меньше (ст. 257, 258 ГК).
Именно в течение этого срока и надо направить претензию. Советуем с этим не медлить, ведь надо учитывать и время на подготовку и обращение в суд.
Важно! Кроме общей исковой давности существует также специальная – сокращенная или более длительная. В основном эта давность составляет 1 год (ч. 2 ст. 258 ГК). Поэтому будьте внимательными и не расслабляйтесь, считая, что у вас еще вагон времени. При возникновении спора лучше сразу примите решение о направлении претензии нарушителю или обращении в суд. |
Каков срок рассмотрения претензии?
Претензия должна быть рассмотрена в месячный срок со дня ее получения, если другой срок не установлен законодательством (ч. 6 ст. 222 ХК). Например, ст. 315 ХК предоставляет возможность предъявить претензию перевозчику. Срок рассмотрения претензии по договору перевозки грузов составляет 3 месяца, а за перевозку в прямом смешанном соединении – 6 месяцев.
При необходимости при рассмотрении претензии стороны должны сверить расчеты, провести экспертизу или совершить другие действия для обеспечения досудебного урегулирования спора.
Прерывается ли срок исковой давности при предъявлении претензии?
Нет, не прерывается. Итак, если срок исковой давности почти истек и понятно, что вы не успеете направить претензию, а должник – предоставить на нее ответ, следует сразу обращаться в суд. Тогда исковое заявление приостановит течение срока исковой давности (ч. 2 ст. 264 ГК), и это не позволит должнику списать долги по давности срока.
Кроме того, основанием для прерывания течения исковой давности является получение от должника ответа на претензию с признанием долга (ч. 1 ст. 264 ГК).
Итак, направление претензии имеет свои плюсы для кредитора. Основной из них – урегулирование спора без лишних расходов (не надо платить судебный сбор при обращении в суд, составлять исковое заявление, нанимать адвоката и т. п.), а также перенос окончания срока исковой давности по спору.
Как выглядит ответ на претензию?
По результатам рассмотрения претензии должник должен уведомить заявителя письменно. После подписания уполномоченным лицом или представителем должника ответ на претензию направляется заявителю заказным или ценным письмом или вручается ему под подпись (ч. 8 ст. 222 ХК).
Ни типовой формы, ни требований к ответу на претензию ХПК на сегодня не содержит (с 15.12.17 г. действует в новой редакции). Раньше требования к ответу были предусмотрены в ст. 8 ХПК. Поэтому должник по своему усмотрению составляет ответ на претензию. Мы рекомендуем указывать в ответе:
- полное наименование, почтовые реквизиты юрлица, которое предоставляет ответ, и предприятия-заявителя;
- даты и номера ответа и претензии;
- результат рассмотрения претензии – непризнание, признание полностью, частично (приводится признанная сумма, название, номер и дата расчетного документа для перечисления долга или срок и способ удовлетворения претензии, когда она не подлежит денежной оценке);
- при полном/частичном отклонении претензии – причины такого отклонения со ссылкой на соответствующие законодательные акты и документы;
- перечень приложенных документов, доказательств, а также документов, которые возвращаются заявителю (оригиналы документов, поступивших вместе с претензией).
Итак, главным, что должен указать должник в ответе на претензию, является результат ее рассмотрения – полное или частичное признание, полное или частичное отклонение с обоснованием собственной позиции.
Выводы
Сторона правоотношений имеет право, а не обязанность обратиться к нарушителю с претензией. По желанию сторона может проигнорировать процедуру досудебного урегулирования спора и сразу обратиться в суд. Это не будет считаться нарушением. Претензию лучше направить в течение срока исковой давности. Ответ на нее должен быть предоставлен в течение одного месяца со дня ее получения.
Преимуществами претензионного порядка является более короткий в сравнении с судебным срок решения конфликта и безвозмездность такого урегулирования (судебный сбор не уплачивается). Впрочем, каждую ситуацию необходимо рассматривать отдельно, анализируя, приведет ли к желательным результатам направление претензии нарушителю прав, или целесообразно сразу обратиться в хозяйственный суд. Окончательное решение – за вами. А наша консультация поможет вам грамотно составить претензию вашему контрагенту.
Комментарии к материалу