Главная задача бухгалтера в конце года – подготовка и составление финансовой и налоговой отчетности. И еще надо завершить все, что не было сделано в течение года. Кроме того, бухгалтер (особенно на небольших предприятиях) – это универсальный солдат. Поэтому список его дел в этот период содержит не только бухгалтерские. В консультации остановимся на тех важных действиях, которые предстоит выполнить бухгалтеру в конце года.
Первичными являются документы, которые содержат сведения о хозяйственных операциях и подтверждают факт их совершения (ст. 9 Закона № 996). Данное определение будет работать до 4 января 2017 года. После этой даты бухгалтеры будут пользоваться новым определением первичного документа (изменения внесены Законом № 1724), а именно: это документ, содержащий сведения о хозяйственной операции. Фразу о том, что первичный документ подтверждает факт совершения хозяйственной операции исключили. В результате статус первичного получит, например, счет (инвойс).
При проверке деятельности предприятия специалисты ГФС уделяют пристальное внимание первичке. Ведь согласно п. 44.1 и 44.2 НК в целях налогообложения плательщики обязаны вести учет доходов и расходов, других показателей на основании первичных документов, регистров бухучета и прочих документов, связанных с начислением и уплатой налогов и сборов, оформление которых предусмотрено законодательством. При этом запрещается формировать показатели налоговой отчетности, таможенных деклараций исходя из данных, не подтвержденных соответствующими документами.
В связи с этим в конце года бухгалтеру следует проверить:
Если при проверке выявлены ошибки в первичных документах, то их нужно исправить (подробнее см. «Как исправить ошибку в первичных документах и учетных регистрах»). А отсутствующие документы придется восстановить.
Ревизия первички убережет ваше предприятие от штрафных санкций, позволит составить достоверную финансовую и налоговую отчетность.
При отражении хозяйственной операции в регистрах бухгалтерского учета могут быть допущены ошибки. А при составлении финансовой отчетности могут быть неправильно указаны статьи, сальдо по статьям и т. д. Порядок исправления ошибок в бухучете регулируется П(С)БУ 6 (подробнее об этом см. «Исправление ошибок в бухучете и финотчетности»).
Предприятия, которые обязаны обнародовать финансовую отчетность согласно ст. 14 Закона № 996, в случае выявления ошибок прошлых лет должны повторно обнародовать правильную финотчетность за эти годы в том же порядке, что и отчеты с ошибками. Данный факт должен быть отражен в примечаниях к финотчетности (п. 20.3 П(С)БУ 6). Это следует делать, только если допущенные ошибки являются существенными (письмо Минфина Украины от 13.01.05 г. № 31-04200-20-10/508 «Относительно порядка отражения исправления ошибок, допущенных при составлении финансовой отчетности в предыдущих годах», письмо Минфина Украины от 22.09.03 г. № 31-04220-20-10/2515). Порог существенности предприятие определяет самостоятельно в приказе об учетной политике, а за основу можно брать критерии, приведенные в Методрекомендациях № 635.
Достоверность данных бухучета перед составлением финотчетности призвана обеспечить инвентаризация имущества и всех обязательств (п. 5 разд. I Положения № 879). При этом могут быть выявлены активы, которые утратили свои первоначальные качества и устарели. Предприятие должно установить их реальную стоимость для отражения в балансе. Только полная инвентаризация даст возможность предприятию увидеть реальное состояние своих активов и обязательств. Поэтому важно, чтобы все инвентаризационные разницы в годовой финотчетности были отражены правильно.
Вначале установим наличие одинаковых контрагентов в составе дебиторов и кредиторов. А затем проведем взаимные расчеты по предоплатам и отгрузкам.
Анализ дебиторской задолженности на предмет сомнительности или безнадежности ее погашения проводится во время инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами перед составлением годовой финотчетности. Для подтверждения сальдо расчетов с контрагентами составляют акты сверок произвольной формы. Сверку проводят только по задолженности с неистекшим сроком исковой давности. Если нет уверенности в погашении задолженности, то она считается сомнительной, а если есть уверенность в том, что задолженность не будет погашена или по ней истек срок исковой давности, она признается безнадежной (п. 4 П(С)БУ 10).
В результате выявляется задолженность, которую можно списать с баланса.
В конце года предприятие обязано уточнить начисленные резервы и обеспечения, в частности обеспечение (резерв) оплаты отпусков работникам (п. 18 П(С)БУ 11). По сомнительной дебиторской задолженности по состоянию на 31 декабря отчетного года определяется соответствующая сумма резерва сомнительных долгов с помощью метода, предусмотренного п. 8 П(С)БУ 10 и закрепленного в приказе об учетной политике предприятия.
Основанием для корректировки являются данные инвентаризации обеспечений и резервов, которая обязательно проводится в конце года.
В бухгалтерском учете на конец года данное обеспечение либо доначисляется, либо уменьшается .
Если на дату баланса (на конец года) остаточная стоимость объекта основных средств (далее – ОС) существенно отличается от его справедливой стоимости, то предприятие может провести его переоценку (п. 16 П(С)БУ 7). При принятии решения о переоценке ОС учитывается порог существенности, который закрепляется в приказе об учетной политике и обычно устанавливается на уровне 10%-ного отклонения остаточной стоимости объектов ОС от их справедливой стоимости (п. 34 Методрекомендаций № 561).
Решение о переоценке принимается в отношении всех объектов группы ОС. Если группа переоценивалась хотя бы раз, в дальнейшем ее объекты обязательно переоцениваются при условии, что отклонение остаточной стоимости от справедливой превышает порог существенности.
Предприятие также может принять решение о переоценке нематериальных активов до справедливой стоимости на дату баланса по тем из них, по которым существует активный рынок (п. 19 П(С)БУ 8). В случае переоценки отдельного объекта нематериального актива следует переоценивать все другие активы группы, к которой он принадлежит (кроме тех, по которым нет активного рынка).
Финансовый результат формируется на одноименном счете 79 после сверки всех операций за отчетный год. Перед этим по предварительной оборотно-сальдовой ведомости по состоянию на 31 декабря проверяют, нет ли остатков на счетах классов 7 (кроме счета 79), 8 и 9. Все указанные счета должны быть закрыты. Если же есть остатки, следует выяснить причины незакрытия счетов, а затем уточнить суммы списания со счетов классов 7–9 на счет 79.
После того как сумма прибыли (убытка) отчетного года зафиксирована, сальдо счета 79 закрывается проводкой Дт 79 – Кт 44 (если получена прибыль) или Дт 44 – Кт 79 (если получен убыток). В результате у нас будет показатель прибыли (убытка) за отчетный год. Данная информация необходима для принятии решения о распределении прибыли (в т. ч. и на выплату дивидендов).
Проведите тест на соответствие вашего предприятия критериям ст. 55 ХК и определите, к какой категории субъектов хозяйствования вы относитесь (крупным, средним, малым или микро) по итогам года. В зависимости от этого надо будет подавать финотчетность – в полном объеме (формы № 1–6) или сокращенную.
Например, в течение года предприятие было субъектом малого предпринимательства и составляло формы № 1-м и № 2-м. В IV квартале из-за увеличения численности работников оно перешло в категорию средних. Поэтому финотчетность за 2016 год придется подать в полном объеме (п. 3 разд. I П(С)БУ 25).
На основании данных финотчетности и управленческого учета рекомендуем провести анализ хозяйственной деятельности. Это позволит, в частности, определить рентабельность, платежеспособность предприятия и другие показатели, необходимые для принятия стратегических решений.
На предприятии обязательно должен быть график документооборота (п. 5.1–5.5 Положения № 88). Возможно, в конце года его придется уточнить. Причинами такого уточнения могут быть:
После внесения изменений с новым графиком документооборота нужно ознакомить исполнителей (под подпись) и выдать каждому из них извлечение из графика, которое касается непосредственно этого лица. Контроль за соблюдением графика на предприятии осуществляет главный бухгалтер. Поэтому его требования относительно подачи в бухгалтерию необходимых документов и данных должны выполняться всеми подразделениями и службами предприятия (п. 5.5 Положения № 88).
Положением № 88 (п. 6.1) установлено, что первичные документы, учетные регистры и бухгалтерские отчеты после обработки должны храниться в архиве предприятия. Обеспечить их хранение в архиве обязан главный бухгалтер (п. 6.7 Положения № 88). Соответственно и выдаваться документы из архива предприятия могут только по решению главного бухгалтера (п. 6.8 Положения № 88).
Требование о хранении первичных документов, регистров бухучета, финотчетности и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, содержится также в п. 44.3 НК. Согласно этой норме налогоплательщик обязан хранить указанные документы не менее 1 095 дней со дня подачи налоговой отчетности, при составлении которой были использованы данные этих документов. Если налоговая отчетность не подавалась в установленные сроки, то отсчет 1 095 дней начинается от предельного срока подачи отчетности за соответствующий налоговый период. За несоблюдение установленных ст. 44 НК требований предусмотрена финансовая ответственность (ст. 121 НК) – штраф в размере 510 грн., а при повторном нарушении в течение года – размер штрафа увеличивается вдвое.
Кроме того, срок хранения документов установлен в Перечене типовых документов, которые создаются во время деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, других учреждений, предприятий и организаций, с указанием сроков хранения документов, утвержденном приказом Минюста Украины от 12.04.12 г. № 578/5, и обычно составляет три года при условии проведения проверки.
Для некоторых документов срок хранения составляет более 3 лет, а именно: для расчетно-платежных документов акционеров – 5 лет, налоговых накладных – 3 года, положения о структурных подразделениях, филиалах, представительствах и штатных расписаний – 75 лет.
Исчисление сроков хранения документов начинается с 1 января года, следующего за годом их завершения делопроизводством.
НДС. Плательщики НДС, которые осуществляют как облагаемые, так и не облагаемые налогом операции, распределяют налоговый кредит по НДС согласно доле налогооблагаемых операций, определенной по данным либо прошлого года, либо первого месяца осуществления не облагаемых НДС операций, если в прошлом году таких операций не было (п. 199.2, 199.3 НК).
Распределению подлежит только налоговый кредит по товарам, работам, услугам, необоротным активам, которые одновременно используются и в облагаемых, и в не облагаемых НДС операциях. В конце года таким плательщикам предстоит произвести перерасчет такого налогового кредита, исходя из фактического соотношения указанных операций за календарный год (п. 199.4 НК).
НДФЛ. Каждый работодатель в конце года обязан осуществить перерасчет доходов своих работников, начисленных в виде зарплаты, а также суммы предоставленной налоговой социальной льготы (далее – НСЛ) (пп. 169.4.2 НК). Фактически этот перерасчет заключается в повторной проверке правильности исчисления НДФЛ и НСЛ отдельно за каждый месяц, без какого-либо усреднения за год. Цель данной операции – выявить арифметические ошибки при расчете НДФЛ, а также установить правомерность применения НСЛ.
Необходимо также проверить правильность начисления налоговых обязательств. Ведь ошибка в налоговой отчетности может быть следствием ошибки в бухучете либо некорректного применения норм НК.
НК установлены два способа исправления ошибок в налоговой отчетности:
Ели вы успеете исправить выявленную ошибку до истечения предельного срока подачи декларации, то штраф вообще не надо будет платить (п. 50.1 НК). Обойтись без штрафа можно и в случае, если исправляются показатели декларации в связи с выполнением требований п. 169.4 НК (перерасчет НДФЛ).
ГФС в своем Приказе № 723 привело критерии, по которым предприятия могут попасть в план проведения проверок. Рекомендуем протестировать деятельность предприятия на соответствие таким критериям. Это позволит предпринять упреждающие действия и избежать визитов проверяющих.
Кроме того, вы можете проверить, попали ли вы в план комплексных плановых мероприятий государственного надзора (контроля) органов госнадзора (контроля) на 2017 год, утвержденный Приказом № 1909.
Рекомендуем проверить также данные о предприятии и его имуществе в электронных реестрах. И прежде всего наличие самого предприятия в Едином госреестре и данные об учредителях. Стоит проверить регистрацию налогоплательщиком, в частности НДС. Если на предприятии есть РРО, проверьте их наличие в Реестре РРО. Если вдруг окажется, что регистрация вашего РРО аннулирована, то все расчетные операции, проведенные после даты аннулирования, будут считаться непроведенными через РРО, а это грозит штрафом. Вы можете также проконтролировать наличие данных о недвижимости предприятия в Едином реестре вещных прав на недвижимое имущество.
Рекомендуем бухгалтеру в конце года провести ревизию первичных документов и проверить правильность заполнения финансовой и налоговой отчетности.
Необходимо также проверить правильность отражения результатов инвентаризации, провести анализ задолженностей. Все это позволит вам грамотно составить годовую финансовую и налоговую отчетность.
Не лишним будет и проанализировать хозяйственную деятельность предприятия и определить слабые и сильные стороны. На основании полученных данных руководитель сможет выработать стратегию действий на следующий год.