Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Закон № 2142: очередные налоговые изменения

11.04.2022 1904 0 2

5 апреля 2022 года на сайте газеты «Голос України» был опубликован Закон от 24.03.2022 № 2142-IX, которым внесены изменения в налоговое законодательство в связи с военным положением в Украине. Закон вступил в силу со дня его опубликования, то есть с 5 апреля 2022 года. Что именно изменилось – читайте в нашем обзоре.


Единый налог по ставке 2 %

Изменения и уточнения внесены в п. 9 подразд. 8 разд. ХХ Налогового кодекса (далее – НК). Рассмотрим их подробнее.

Разрешенные операции (п. 9.3)

Расширен перечень операций, которые могут осуществлять юридические и физические лица, находящиеся на уплате ЕН по специальной ставке. Так, с 5 апреля разрешен импорт таких подакцизных товаров, как:

  • легковые автомобили, кузовы для них, прицепы, полуприцепы;
  • мотоциклы;
  • транспортные средства для перевозки 10 и более лиц;
  • транспортные средства для перевозки грузов.

Новые правила перехода на уплату ЕН по ставке 2 % (п. 9.8)

Для перехода на уплату ЕН по ставке 2 % (с другой системы налогообложения, группы, ставки) или выбора такой системы налогообложения (в момент госрегистрации субъекта хозяйствования, далее – СХ) подается заявление. Форма такого заявления утверждена приказом Минфина от 16.07.2019 № 308 (идентификаторы формы J0102003 – для юрлиц, F0102003 – для физлиц). Причем расчет дохода за предыдущий календарный год вместе с заявлением не подается – это прямо предусмотрено в НК.

Если заявление было подано до 1 апреля, СХ считается плательщиком ЕН по ставке 2 % с 1 апреля.

Также заявление можно подать и после 1 апреля, в этом случае налогоплательщик будет считаться плательщиком ЕН по ставке 2 % со следующего рабочего дня после подачи заявления.

Для вновь созданных СХ срок подачи заявления составляет 10 дней с дня госрегистрации, и такие СХ считаются плательщиками ЕН третьей группы с дня их госрегистрации.

Также, если СХ не имеет возможности подать заявление в электронной форме по месту своего учета, он может подать заявление в бумажной форме в любой ближайший орган ГНС (п. 69.26 подразд. 10 разд. ХХ НК; разъяснение ГНС).

Порядок определения дохода (п. 9.4)

Уточнено, что доход, который подлежит обложению ЕН по ставке 2 %, определяется согласно п. 292 НК. Такой порядок действовал и раньше, поэтому хорошо знаком всем плательщикам ЕН.

Отчетный период и подача декларации по ЕН и Отчет по ЕСВ (п. 9.6, 9.7)

В предыдущей редакции п. 9.7 подразд. 8 разд. ХХ НК был предусмотрен квартальный отчетный период. Теперь же ситуация изменилась, и налоговым периодом для плательщиков ЕН по ставке 2 % является календарный месяц. То есть декларация подается в течение 20 дней после окончания отчетного месяца. Конечно, это предусматривает и новую форму декларации.

Задекларированная сумма налогового обязательства подлежит уплате в течение 10 календарных дней после окончания срока для подачи декларации.

Физлицам-предпринимателям – плательщикам ЕН по ставке 2 % следует учесть такие нюансы:

  • для определения суммы ЕСВ такие физлица подают отчетность за отчетный период — декабрь как налоговую декларацию плательщика ЕН за IV квартал налогового (отчетного) года, в которой рассчитывают обязательства по ЕСВ нарастающим итогом и указывают данные о суммах начисленного, исчисленного и уплаченного ЕСВ;
  • плательщики, которые обязаны определить общее минимальное налоговое обязательство, подают отчетность за отчетный период — декабрь как налоговую декларацию плательщика ЕН за IV квартал налогового (отчетного) года, в которой рассчитывают сумму ЕН нарастающим итогом, общее минимальное налоговое обязательство.

НДС-правила (п. 9.5, 9.9)

Те плательщики НДС, которые перешли на уплату ЕН по ставке 2 %, освобождаются от обязанности начислять и уплачивать налоговые обязательства по НДС в случае:

  • поставки товаров (услуг), место поставки которых согласно ст. 186 НК определено на территории Украины;
  • ввоза товаров на территорию Украины.

При этом такой налогоплательщик не подает декларацию по НДС, а его НДС-регистрация на период пребывания на специальной системе приостанавливается. То есть приостанавливаются все права и обязанности, предусмотренные разд. V НК. При этом операции, которые осуществляются плательщиком ЕН по ставке 2 %, не считаются объектом обложения НДС.

Обратите внимание! НДС-регистрация именно приостанавливается, а не аннулируется, то есть по сути, налогоплательщика не исключают из реестра плательщиков НДС. Объясняется это тем, что срок действия режима ЕН по ставке 2 % ограничен периодом действия военного положения, после окончания которого НДС-регистрация возобновляется автоматически.

Имейте в виду! Освобождение от обложения НДС не применяется в случае импорта в Украину и поставок на таможенной территории Украины товаров, имеющих происхождение из страны, признанной государством-оккупантом по закону и/или признанной государством-агрессором в отношении Украины согласно законодательству, либо в случае ввоза товаров с территории государства-оккупанта (агрессора) и/или с оккупированной территории Украины, определенной таковой по закону.

То есть в случае импорта в Украину или продажи на территории Украины товаров, которые имеют российское происхождение либо были ввезены с территории России или с оккупированных агрессором территорий Украины, определенных таковыми по закону, начисляются налоговые обязательства по НДС.

Конечно, сложно представить, что сейчас кто-то будет импортировать товар из страны-оккупанта, однако у некоторых налогоплательщиков могли остаться товары российского происхождения, которые были ввезены в Украину еще до 24.02.2022. И в этой ситуации не понятно, каким образом на практике можно начислить налоговые обязательства в случае продажи таких товаров на территории Украины, если в период нахождения налогоплательщика на ЕН по ставке 2 % его НДС-регистрация приостанавливается. Ждем разъяснений от налоговой по этому вопросу.

Кроме того, предусматривается, что при расчете показателя ∑НаклОтр не учитываются суммы НДС из полученных плательщиком НДС налоговых накладных и/или расчетов корректировки к ним (далее – НН, РК), зарегистрированных в ЕРНН, если они составлены на операции, в которых дата возникновения налоговых обязательств приходится (приходилась) на период, когда налогоплательщик уплачивал ЕН по ставке 2 %.

И тут возникает вопрос:

Как поставщику оформить НН для покупателя, который находится на уплате ЕН по ставке 2 %, но до перехода на эту систему был плательщиком НДС?

Как разъясняла налоговая еще до вступления в силу Закона № 2142, поставщик при поставке товаров (услуг) покупателям – плательщикам ЕН по ставке 2 % оформляет НН на неплательщика НДС, поскольку НДС-регистрация таких покупателей приостановлена.

Но теперь – учитывая формулировку абзаца шестого п. 9.5 подразд. 8 разд. ХХ НК относительно формирования показателя ∑НаклОтрим – мы считаем, что НН все-таки должна оформляться как на плательщика НДС. Просто потом, когда заработает система ЕРНН и НН начнут регистрироваться, сумма НДС не будет учитываться при расчете лимита регистрации. Однако здесь также ждем разъяснений от налоговой.

Идем дальше. Пункт 9.9 подразд. 8 разд. ХХ НК дополнен нормой, согласно которой налогоплательщик после восстановления НДС-регистрации должен начислить компенсирующие налоговые обязательства на основании п. 198.5 НК на стоимость товаров, услуг, необоротных активов, в момент приобретения (изготовления) которых был отражен налоговый кредит и которые были использованы (поставлены, реализованы) в период пребывания такого плательщика на ЕН по ставке 2 %. Такие налоговые обязательства нужно будет начислить не позднее последнего дня месяца, в котором НДС-регистрация плательщика была восстановлена.

Например, предприятие на общей системе – плательщик НДС с 1 апреля перешло на ЕН по ставке 2 %, а с 1 июня вернулось на общую систему. В этом случае налоговые обязательства согласно п. 198.5 НК нужно начислить не позднее 30 июня.

Напоминаем! Для начисления налоговых обязательств на основании п. 198.5 НК оформляется сводная НН.

База налогообложения для начисления налоговых обязательств определяется:

  • исходя из цены приобретения – для товаров;
  • балансовой (остаточной) стоимости по данным бухучета на начало отчетного периода, в котором произошла реализация – для необоротных активов.

Нужно ли начислять компенсирующие налоговые обязательства по необоротным активам, которые были приобретены с НДС и использовались налогоплательщиком в период пребывания на ЕН по ставке 2 %?

В п. 9.9 подразд. 8 разд. ХХ НК сказано, что налоговые обязательства согласно п. 198.5 НК начисляются в случае, если товары (услуги), необоротные активы были в этот период использованы (поставлены, реализованы).

Как следует из разъяснения налоговой, компенсирующие налоговые обязательства по необротным активам начисляются в случае, когда такие активы фактически были использованы (проданы, реализованы) в периоде пребывания налогоплательщика на ЕН по ставке 2 %.

Если же необоротные активы в этот период были использованы частично, тогда налоговые обязательства по НДС не начисляются.

Например, необоротный актив был приобретен предприятием в декабре 2021 года, до апреля 2022 года использовался в облагаемых НДС операциях, потом в период с 1 апреля до 30 июня 2022 года использовался этим предприятием в статусе единщика по ставке 2 %, а начиная с 1 июля 2022 года опять используется в облагаемых НДС операциях. В таком случае налоговые обязательства на основании п. 198.5 НК – не начисляются.

Подача декларации по налогу на прибыль (п. 9.11)

Подраздел 8 разд. ХХ НК дополнен новым п. 9.11. Новая норма гласит, что плательщики налога на прибыль (в т. ч. те, кто за прошлый отчетный год получил доход не более 40 млн грн и должен отчитываться только по итогам года) в случае перехода на уплату ЕН по ставке 2 % либо дальнейшего отказа от такой упрощенки должны подать декларацию по налогу на прибыль (далее – декларация) за те отчетные периоды календарного года, в течение которых они являлись плательщиками налога на прибыль.

Отметим, что норма п. 9.11 подразд. 8 разд. ХХ НК выписана недостаточно четко. Поэтому мы считаем, что необходимы дополнительные разъяснения специалистов контролирующего органа относительно ее практического применения. И такие «Вопросы-ответы относительно особенностей перехода плательщиков на упрощенную систему налогообложения» появились 07.04.2022 на сайте ГНС.

Изложим наш подход к практическому применению п. 9.11 подразд. 8 разд. ХХ НК, но с учетом вышеупомянутых разъяснений ГНС.

Как на практике применять норму п. 9.11 подразд. 8 разд. ХХ НК?

Во-первых, мы считаем, что после перехода в течение отчетного года на уплату ЕН по ставке 2 % плательщиков налога на прибыль с доходом за прошлый год не более 40 млн грн для целей подачи декларации уравняли с «высокодоходными» плательщиками. То есть в случае перехода на «особенный» ЕН с начала отчетного квартала «малодоходные» плательщики не должны тянуть с подачей декларации до окончания текущего отчетного года, как это предусмотрено пп. «в» п. 137.5 НК.

Пример 1

Плательщик налога на прибыль, получивший в 2021 году доход менее 40 млн грн, согласно заявлению зарегистрировался плательщиком ЕН по ставке 2 % с 1 апреля 2022 года.

Считаем, что такой плательщик не позднее 10 мая должен подать налоговому органу декларацию по итогам I квартала 2022 года. И уплатить налог на прибыль, начисленный в такой декларации, не позднее 20 мая 2022 года.

Во-вторых, из п. 9.11 подразд. 8 разд. ХХ НК можно сделать определенные выводы, как отчитываться по налогу на прибыль, если переход на ЕН произошел в середине отчетного квартала.

Напомним, что ставка ЕН 2 % действует с 1 апреля 2022 года временно, только до момента отмены правового режима военного, чрезвычайного положения. И после отмены такого положения плательщик автоматически, со следующего месяца после отмены, возвращается на ту систему налогообложения, на которой был до этого. Либо «особенный» единщик до отмены военного положения может сам добровольно отказаться от применения упрощенки и вернуться на свою прежнюю систему налогообложения, на которой он находился до перехода на «особенную» упрощенку. Такой обратный переход осуществляется со следующего месяца после подачи заявления об отказе от упрощенки (п. 9.9 подразд. 8 разд. ХХ НК).

Мы будем исходить из того, что до окончания 2022 года война закончится нашей победой и военное, чрезвычайное положение будет отменено. При этом плательщик налога на прибыль вернется со ставки ЕН 2 % на общую систему налогообложения до 1 января 2023 года.

Очевидно, что из этого же убеждения исходили и законодатели, когда предусмотрели в п. 9.11 подразд. 8 разд. ХХ НК подачу декларации за те отчетные периоды календарного (2022-го) года, в которых предприятие являлось плательщиком налога на прибыль.

Поэтому считаем, что плательщик налога на прибыль, который в течение отчетного года перейдет на «особенную» упрощенку, а потом вернется на общую систему, должен в последующей квартальной декларации учесть нарастающим итогом все операции, осуществленные им в отчетных периодах этого года в статусе плательщика налога на прибыль.

Отметим, что такой подход подтверждается и нормами нового п. 9.12 подразд. 8 разд. ХХ НК, внесенного в НК законопроектом от 30.03.2022 № 7234 (02.04.2022 передан на подпись Президенту). Из него, в частности, следует, что плательщик налога на прибыль, который в течение календарного года перешел на ставку ЕН 2 %, а затем в этом же году вернулся на общую систему налогообложения, составляет и подает «прибыльную» декларацию нарастающим итогом с начала такого года. При этом он не теряет ни полученных ранее налоговых убытков, ни расходов по процентам, ни переплаты по налогу на прибыль и авансовым взносам.

Но у специалистов ГНС, отвечавших на вопросы относительно особенностей перехода плательщиков на упрощенку (см. выше), другой подход. Например, как следует из ответа на вопрос № 27, плательщик, вернувшийся на общую систему с упрощенки в середине отчетного года, считается «вновь созданным». И поэтому в декларации, которая подается после такого обратного перехода, он должен отразить финрезультат только за период с даты возврата на общую систему до окончания отчетного года.

Добавим: как следует из ответа на вопрос № 66, если плательщик налога на прибыль переходит на ЕН по ставке 2 % в середине отчетного квартала (например, в мае), он должен подать декларацию за соответствующий отчетный период года (за полугодие), в котором уплачивал налог на прибыль до такого перехода. Таким образом плательщик в период пребывания на «особенной» упрощенке подает также и отчетность по налогу на прибыль.

Для наглядности рассмотрим на примерах.

Пример 2

Предприятие – плательщик налога на прибыль 23 мая 2022 года подало заявление о регистрации плательщиком ЕН по ставке 2 % и 24 мая зарегистрировалось единщиком.

Такое предприятие не позднее 20 июня 2022 года должно подать декларацию по ЕН, в которой нужно отразить налогооблагаемые операции за период с 24 по 31 мая. А не позднее 30 июня – должно уплатить сумму ЕН за май. И в дальнейшем нужно будет помесячно отчитываться по ЕН и уплачивать налог в порядке, предусмотренном пп. 49.18.1 разд. II, п. 9.6, 9.7 подразд. 8 разд. ХХ НК.

Кроме того, предприятие также должно (ответ на вопрос № 66):

  • не позднее 9 августа – подать декларацию по итогам полугодия 2022 года, в которой нужно отразить операции, облагаемые налогом на прибыль за период с 1 января по 23 мая 2022 года;
  • не позднее 19 августа – уплатить налог на прибыль, начисленный в такой декларации.

Предположим, что в сентябре 2022 года военное, чрезвычайное положение будет отменено. В таком случае с 1 октября наше предприятие уже будет являться плательщиком налогом на прибыль. При этом предприятие должно:

  • не позднее 20 октября 2022 года – подать декларацию по ЕН, в которой нужно отразить налогооблагаемые операции за период с 1 по 30 сентября;
  • не позднее 30 октября 2022 года – уплатить сумму ЕН за сентябрь;
  • не позднее 1 марта 2023 года – подать декларацию за 2022 год, в которой нужно отразить операции, облагаемые налогом на прибыль за период IV квартал. При этом финансовый результат до налогообложения налогового отчетного периода нужно увеличить на сумму дохода, полученного как плата за товары работы, услуги, отгруженные (оказанные) в период нахождения на упрощенке (п. 41 подразд. 4 разд. ХХ НК), независимо от того, применяет плательщик налога на прибыль корректирующие разницы или нет;
  • не позднее 11 марта 2023 года – уплатить сумму налога на прибыль, рассчитанную в годовой декларации.

Пример 3

Плательщик налога на прибыль 1 апреля 2022 года зарегистрировался плательщиком ЕН по ставке 2 %. А 15 апреля этого года уже подал заявление об отказе от упрощенки.

В таком случае с 1 мая такое предприятие уже будет снова являться плательщиком налогом на прибыль (п. 9.9 подразд. 8 разд. ХХ НК). При этом предприятие должно:

  • не позднее 10 мая – подать декларацию по итогам I квартала 2022 года и не позднее 20 мая уплатить налог на прибыль, начисленный в такой декларации;
  • не позднее 20 мая – подать декларацию по ЕН, в которой нужно отразить налогооблагаемые операции за период с 1 по 30 апреля;
  • не позднее 30 мая – уплатить сумму ЕН за апрель;
  • не позднее 1 марта 2023 года – подать декларацию по итогам 2022 года (как вновь созданный плательщик), в которой нужно отразить операции, облагаемые налогом на прибыль за период с 1 мая по 31 декабря 2022 года (ответ на вопрос № 27);
  • не позднее 11 марта 2023 года – уплатить налог на прибыль, начисленный в такой декларации.

На заметку! На период действия военного, чрезвычайного положения все налогоплательщики имеют право подавать налоговому органу декларации и другие документы в бумажной форме (новый п. 69.26 подразд. 10 разд. ХХ НК).

Срок исполнения налоговых обязательств

Внесены изменения в п. 69.1 подразд 10 разд. ХХ НК: с трех до шести месяцев продлен срок, в течение которого после окончания действия военного положения налогоплательщик должен уплатить налоги, подать отчетность, зарегистрировать налоговые и акцизные накладные.

Импорт без НДС, акциза и пошлины

С 1 апреля 2022 года на период действия военного положения:

  • освобождается от обложения НДС импорт товаров в Украину субъектами хозяйствования, которые являются плательщиками ЕН первой, второй и третьей групп. Кроме единщиков третьей группы по ставке ЕН 3 % (п. 69.23 подразд. 10 разд. ХХ НК);
  • освобождается от обложения НДС, акцизным налогом и ввозной полшиной импорт физлицами легковых автомобилей, кузовов для них, прицепов, полуприцепов, мотоциклов, транспортных средств, предназначенных для перевозки 10 лиц и более, транспортных средств для перевозки грузов (далее – ТС) (п. 69.24 подразд. 10 разд. ХХ НК; пп. 1 п. 911 разд. XXI Таможенного кодекса, далее – ТК);
  • освобождаются от ввозной пошлины товары, которые ввозятся (пересылаются) на таможенную территорию Украины, кроме спирта этилового, других спиртовых дистилятов, алкогольных напитков, пива (кроме кваса «живого» брожения), табачных изделий, табака, промышленных заменителей табака, жидкости, используемой в электронных сигаретах (пп. 1 п. 911 разд. XXI ТК).

Что касается ТС, то нужно отметить, что освобождение от ввозной пошлины, акциза и НДС предусматривается только для физлиц, а для юрлиц освобождение от ввозной пошлины не предусмотрено.

Освобождение от обложения НДС, акцизным налогом и ввозной пошлиной, предусмотренное п. 69.23, 69.24 НК, пп. 1 п. 911 разд. XXI ТК, не распространяется на товары происхождением из страны-оккупанта или товары, которые ввозятся с оккупированных территорий.

Изменения в ТК и правила таможенного оформления товаров

Вводится мораторий на документальные проверки по вопросам соблюдения требований законодательства относительно таможенных дел, в том числе в отношении своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты таможенных платежей (п. 912 разд. XXI ТК).

Также на период действия военного положения предусматривается особый порядок таможенного оформления операций по ввозу товаров, в частности ТС. Процедура такого таможенного оформления регулируется постановлением КМУ от 20.03.2022 № 330. Этим документом предусмотрено два способа таможенного оформления товаров – упрощенный и стандартный.

Упрощенный способ

В этом случае таможенный контроль и таможенное оформление товаров, в частности ТС, которые ввозятся в Украину, осуществляется без уплаты таможенных платежей, в том числе НДС, акцизного налога, ввозной пошлины путем подачи декларантом таможенному органу предварительной таможенной декларации без проведения таможенного досмотра, без применения фитосанитарного контроля, мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности непосредственно в пунктах пропуска через государственную и таможенную границу Украины.

Имейте в виду! Упрощенный способ таможенного оформления не может применяться СХ, которые осуществляют импорт спирта этилового и других спиртовых дистиллятов, алкогольных напитков, пива (кроме кваса «живого» брожения), табачных изделий, табака, промышленных заменителей табака, сигарет, сигарил и жидкостей, используемых в электронных сигаретах.

Также упрощенный способ таможенного оформления не может применяться и юрлицами, в том числе плательщиками ЕН по ставке 2 %, если они осуществляют импорт ТС. Ведь этот способ предусматривает полное освобождение импорта от таможенных платежей, а у таких налогоплательщиков есть обязанность по уплате ввозной пошлины.

Стандартный способ

Стандартный способ предусматривает, что таможенное оформление товаров, в частности ТС, осуществляется в полном объеме в соответствии с требованиями ТК, а налогообложение ввозимых товаров, в том числе акцизным налогом и НДС, осуществляется на общих основаниях, установленных НК.

И здесь тоже возникает вопрос относительно применения этого способа юрлицами – плательщиками ЕН по ставке 2 % в случае импорта ТС. Ведь, согласно п. 69.23 НК, импорт товаров такими налогоплатеьщиками осуществляется без уплаты НДС, а стандатный способ таможенного оформления предусматривает уплату всех таможенных платежей.

Как видим, эти нормы требуют дополнительного разъяснения со стороны контролирующих органов.

Разрешены камеральные проверки деклараций единщиков четвертой группы (п. 69.2 подразд. 1 разд. XX НК)

Плательщики ЕН четвертой группы подали отчетность по этому налогу до 20 февраля. Но получить справку о предоставлении (подтверждении) статуса единщика четвертой группы на 2022 год не смогли из-за введения военного положения и запрета на проведение камеральных проверок.

Дело в том, что статус плательщика ЕН четвертой группы предоставляется (подтверждается) только после камеральной проверки отчетности, поданной плательщиком. А в соответствии с п. 69.2 подразд. 1 разд. XX НК на период военного положения запрещены любые проверки (исключение составляют камеральные проверки деклараций по НДС, в которых заявлено бюджетное возмещение НДС, а также фактические проверки).

Но в настоящее время Законом № 2142 внесено дополнение в п. 69.2 подразд. 1 разд. XX НК, в соответствии с которым разрешено проводить также камеральные проверки деклараций плательщика ЕН четвертой группы.

Таким образом, после камеральной проверки их деклараций такие плательщики смогут получить справку о подтверждении статуса плательщика ЕН четвертой группы на 2022 год (или отказ в таком подтверждении).

В соответствии с п. 76.3 НК срок проведения камеральной проверки составляет 30 календарных дней. Поскольку Закон № 2142 вступил в силу 5 апреля, то считаем, что именно с этой даты должен начаться отсчет 30-дневного срока, отведенного для проведения камеральной проверки.

То есть предоставить плательщику справку о предоставлении статуса единщика четвертой группы (или отказать) налоговики должны не позднее 5 мая текущего года.

Освобождение от уплаты эконалога (п. 69.22 подразд. 1 разд. XX НК)

Временно, с 1 марта 2022 года по 31 декабря года, в котором будет прекращено или отменено военное положение, не начисляется и не уплачивается экологический налог плательщиками этого налога, зарегистрированными (поставленными на учет) по месту размещения стационарных источников загрязнения, за образование радиоактивных отходов и временное хранение радиоактивных отходов на территориях, на которых ведутся (велись) боевые действия, и на территориях, временно оккупированных вооруженными формированиями Российской Федерации.

Обратите внимание! Перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия, или территорий, временно оккупированных вооруженными формированиями РФ, определяется Кабинетом Министров Украины. В настоящее время такой перечень еще не утвержден.

Заметим, что Законом № 2142 значительно сужено действие льготы относительно эконалога (эконалог не уплачивается только за образование радиоактивных отходов и временное хранение радиоактивных отходов). Хотя в первоначальной редакции п. 69.22 подразд. 1 разд. XX (была внесена Законом от 15.03.2022 № 2120-IX) предусматривалось освобождение от уплаты эконалога за все объекты, расположенные на территориях, на которых ведутся (велись) боевые действия, или на территориях, временно оккупированных вооруженными формированиями РФ.

Некоторых плательщиков освободили от уплаты налога на недвижимость (п. 69.22 подразд. 1 разд. XX НК)

За какую недвижимость освобождены от уплаты налога физлица?

За 2021 и 2022 годы физлица освобождены от уплаты налога на недвижимость за объекты жилой недвижимости (в т. ч. их части), которые:

  • расположены на территориях, на которых ведутся (велись) боевые действия, или на территориях, временно оккупированных вооруженными формированиями РФ;
  • стали нежилыми в связи с военной агрессией РФ против Украины.

На заметку! Кабмин должен утвердить порядок признания объектов жилой недвижимости нежилыми в связи с военной агрессией РФ. В настоящее время такой порядок еще не утвержден.

Напомним, налог на недвижимость физическим лицам рассчитывают органы ГНС и отправляют им уведомления-решения об уплате налога. Поэтому в текущем и следующем году физлицам, недвижимость которых подпадает под приведенные выше критерии, не должны отправлять уведомления об уплате налога.

За какую недвижимость освобождены от уплаты налога юрлица?

Не начисляется и не уплачивается налог на недвижимость:

  • с 1 марта по 31 декабря 2022 года – за объекты жилой недвижимости, в том числе их части, которые расположены на территориях, на которых ведутся (велись) боевые действия, или на территориях, временно оккупированных вооруженными формированиями РФ, и за объекты жилой недвижимости, которые стали нежилыми в связи с военной агрессией РФ против Украины;
  • с 1 марта 2022 года по 31 декабря года, в котором будет прекращено или отменено военное положение, – за объекты нежилой недвижимости, в том числе их части, которые расположены на территориях, на которых ведутся (велись) боевые действия, или на территориях, временно оккупированных вооруженными формированиями РФ.

На заметку! Перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия, и территорий, временно оккупированных вооруженными формированиями РФ, должен определить КМУ (в настоящее время такой перечень еще не утвержден).

Поскольку декларация по налогу на недвижимость подается раз в год (не позднее 20 февраля), то плательщикам следует подать уточняющие декларации по налогу на недвижимость и уменьшить начисление налога за период с 1 марта до конца года (это станет возможным после утверждения Кабмином соответствующего перечня).

Юридические лица имеют право подать уточняющую декларацию в течение 6 месяцев по окончании месяца, в котором будет прекращено или отменено военное положение (п. 69.22 подразд. 1 разд. XX НК).

Соавторы:
Виктория Якимащенко,
Светлана Стадник

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву

4428 грн. / год

Купить

Лучшие материалы