Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Вводим МСФО: рабочий план счетов для промышленности


Активный процесс перехода отечественных предприятий на применение международных стандартов начался в 2012 году. Однако многие из них до сих пор по вопросам составления финансовой отчетности по МСФО обращаются за консультациями к аудиторам. Конечно, тратя при этом немалые деньги. Может ли в действительности главный бухгалтер предприятия обойтись без посторонней помощи в этом вопросе? Конечно, это вполне возможно, если имеется качественная проформа МСФО-отчетности и учет ведется с использованием приспособленного к международным стандартам рабочего плана счетов.


Сергей Рогозный,
аудитор, юрист, менеджер по аудиту
Международной аудиторской компании BDO


Переход на МСФО следует начинать с создания проформы, то есть ориентировочной формы будущей финансовой отчетности с примечаниями. Это будет легче сделать тем предприятиям, которые в предыдущие годы привлекали к подготовке финансовой отчетности по МСФО опытных специалистов международных компаний.

Если же отчетность по МСФО будет делаться впервые или раньше готовилась без должного усердия, стоит воспользоваться опытом акционерных обществ, осуществляющих подобные виды деятельности. Дело в том, что эмитенты ценных бумаг обязаны обнародовать информацию в порядке, установленном действующим законодательством и НКЦБФР. Поэтому рекомендуем ознакомиться с их отчетностью, проанализировать числовые раскрытия в примечаниях и сопоставить их с собственными потребностями.

Учитываем специфику

Поскольку действующий в Украине План счетов в редакции, утвержденной приказом Минфина от 09.12.2011 № 1591, не содержит субсчетов, предприятия должны дополнить счета субсчетами, которые бы дали возможность готовить отчетность по МСФО со всеми необходимыми раскрытиями. То есть предприятие должно детализировать рабочий план счетов с учетом специфики своей деятельности.

Например, при подготовке примечаний об основных средствах к Отчету о финансовом состоянии нужно детализировать не только первоначальную стоимость, но и накопленный износ. Рекомендуем использовать для этого следующие субсчета:

  • 133 «Износ зданий и сооружений»;
  • 134 «Износ машин и оборудования»;
  • 135 «Износ транспортных средств»;
  • 136 «Износ инструментов, приборов, инвентаря»;
  • 139 «Износ прочих основных средств».

Аналогичным образом можно дополнить счета запасов, а также дебиторов и кредиторов.

В отчете о совокупном доходе в соответствии с п. 99 IAS 1 «Общие требования к финансовой отчетности» предприятие должно представить анализ расходов с использованием классификации, основанной либо на характере затрат, либо на их функции в рамках предприятия. Выбор зависит от того, какой из этих подходов обеспечивает более обоснованную и уместную информацию. Крупные и средние предприятия чаще выбирают классификацию по функции расходов. Но в таком случае в соответствии с п. 103 IAS 1 нужно давать раскрытия по элементам хотя бы по себестоимости реализации, а еще лучше и по остальным расходам.

Не рекомендуем существенно изменять субсчета по счету 90 «Себестоимость реализации». Ведь они должны соответствовать субсчетам для учета доходов от реализации. Однако прямые производственные расходы можно детализировать путем введения следующих субсчетов.

К счету 23 «Производство»:

  • 231 «Расход сырья и материалов»;
  • 232 «Расходы на персонал»;
  • 233 «Амортизация»;
  • 234 «Расходы на текущие ремонты и обслуживание производственных основных фондов»;
  • 235 «Расход энергии и коммунальные услуги»;
  • 239 «Прочие расходы производства».

К счету 91 «Общепроизводственные расходы»:

  • 911 «Материальные расходы»;
  • 912 «Расходы на общепроизводственный персонал»;
  • 913 «Амортизация производственного оборудования»;
  • 914 «Расходы на текущие ремонты и обслуживание общепроизводственных основных фондов»;
  • 915 «Расход энергии и коммунальные услуги»;
  • 919 «Прочие общепроизводственные расходы».

К счету 92 «Административные расходы»:

  • 921 «Материальные расходы»;
  • 922 «Расходы на административный персонал»;
  • 923 «Амортизация оборудования общего назначения»;
  • 924 «Расходы на текущие ремонты и обслуживание основных фондов общего назначения»;
  • 925 «Расход энергии и коммунальные услуги»;
  • 926 «Банковские услуги»;
  • 929 «Прочие административные расходы».

Рекомендации

  1. Дополните план счетов субсчетами в зависимости от специфики деятельности вашего предприятия.
  2. Не стоит открывать слишком много субсчетов. Обычно достаточно 5–8. С их помощью можно раскрывать более 90 % статей, а остальные относить к категории прочих.
  3. Воспользуйтесь опытом акционерных обществ, которые занимаются подобными видами деятельности. Их отчетность можно найти в открытых источниках.

Дата подготовки
07.07.2014

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
24.10.2025
Учет шин и аккумуляторов
В статье рассмотрим: к какому виду активов относятся шины и аккумуляторы – оборотных или необоротных; как вести учет их приобретения, замены и списания; что нужно сделать, чтобы не платить эконалог с шин и аккумуляторов (отходов). Из этой статьи вы узнаете: к какому виду активов относятся ш...
02.12.2025
Отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда: кому и как оформить?
В данной статье мы рассмотрим, в каком порядке работникам предоставляется дополнительный ежегодный отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда. Из этой статьи вы узнаете, в каких случаях работодатель обязан предоставить сотруднику дополнительный ежегодный отпуск за работу с вредными и тяж...
23.10.2025
Как отразить в учете излишки активов у плательщиков налога на прибыль и единщиков
В статье рассмотрим особенности учета излишков основных средств, нематериальных активов и запасов в разрезе бухгалтерского учета, налога на прибыль и единого налога. В процессе инвентаризации предприятие может выявить излишки активов, которые необходимо взять на баланс, отразив эту операцию по пра...
Новое
11.12.2025
Подарки детям к новогодним праздникам: оформление и налогообложение
Каждый работодатель стремится, а особенно во время войны, порадовать детей работников подарками к новогодне-рождественским праздникам. Поэтому бухгалтер должен знать, как оформить предоставление таких подарков и какие налоговые последствия имеют данные операции. Рассмотрим эти вопросы и дадим советы...
11.12.2025
Списание основных средств: как оформить и отразить в учете
У предприятия возникла необходимость списать основные средства. Как документально оформить и отразить в бухгалтерском и налоговом учете такую операцию, расскажем в статье. Списание имущества из-за уничтожения и непригодности Списание сельхозкультур и имущества из-за уничтожения и непригодности Пер...
11.12.2025
Списание имущества, уничтоженного в результате военных действий
Как списать имущество и начислять ли компенсирующие налоговые обязательства по п. 198.5 Налогового кодекса Украины, если ракетный удар уничтожил склад предприятия вместе с товаром? В статье расскажем, как оформлять и учитывать операцию по списанию уничтоженного имущества, и ответим на вопросы, котор...
Лучшие материалы