Вводим МСФО: рабочий план счетов для промышленности
28.07.2014 910 0 0
Активный процесс перехода отечественных предприятий на применение международных стандартов начался в 2012 году. Однако многие из них до сих пор по вопросам составления финансовой отчетности по МСФО обращаются за консультациями к аудиторам. Конечно, тратя при этом немалые деньги. Может ли в действительности главный бухгалтер предприятия обойтись без посторонней помощи в этом вопросе? Конечно, это вполне возможно, если имеется качественная проформа МСФО-отчетности и учет ведется с использованием приспособленного к международным стандартам рабочего плана счетов.
Сергей Рогозный,
аудитор, юрист, менеджер по аудиту
Международной аудиторской компании BDO
Переход на МСФО следует начинать с создания проформы, то есть ориентировочной формы будущей финансовой отчетности с примечаниями. Это будет легче сделать тем предприятиям, которые в предыдущие годы привлекали к подготовке финансовой отчетности по МСФО опытных специалистов международных компаний.
Если же отчетность по МСФО будет делаться впервые или раньше готовилась без должного усердия, стоит воспользоваться опытом акционерных обществ, осуществляющих подобные виды деятельности. Дело в том, что эмитенты ценных бумаг обязаны обнародовать информацию в порядке, установленном действующим законодательством и НКЦБФР. Поэтому рекомендуем ознакомиться с их отчетностью, проанализировать числовые раскрытия в примечаниях и сопоставить их с собственными потребностями.
Учитываем специфику
Поскольку действующий в Украине План счетов в редакции, утвержденной приказом Минфина от 09.12.2011 № 1591, не содержит субсчетов, предприятия должны дополнить счета субсчетами, которые бы дали возможность готовить отчетность по МСФО со всеми необходимыми раскрытиями. То есть предприятие должно детализировать рабочий план счетов с учетом специфики своей деятельности.
Например, при подготовке примечаний об основных средствах к Отчету о финансовом состоянии нужно детализировать не только первоначальную стоимость, но и накопленный износ. Рекомендуем использовать для этого следующие субсчета:
- 133 «Износ зданий и сооружений»;
- 134 «Износ машин и оборудования»;
- 135 «Износ транспортных средств»;
- 136 «Износ инструментов, приборов, инвентаря»;
- 139 «Износ прочих основных средств».
Аналогичным образом можно дополнить счета запасов, а также дебиторов и кредиторов.
В отчете о совокупном доходе в соответствии с п. 99 IAS 1 «Общие требования к финансовой отчетности» предприятие должно представить анализ расходов с использованием классификации, основанной либо на характере затрат, либо на их функции в рамках предприятия. Выбор зависит от того, какой из этих подходов обеспечивает более обоснованную и уместную информацию. Крупные и средние предприятия чаще выбирают классификацию по функции расходов. Но в таком случае в соответствии с п. 103 IAS 1 нужно давать раскрытия по элементам хотя бы по себестоимости реализации, а еще лучше и по остальным расходам.
Не рекомендуем существенно изменять субсчета по счету 90 «Себестоимость реализации». Ведь они должны соответствовать субсчетам для учета доходов от реализации. Однако прямые производственные расходы можно детализировать путем введения следующих субсчетов.
К счету 23 «Производство»:
- 231 «Расход сырья и материалов»;
- 232 «Расходы на персонал»;
- 233 «Амортизация»;
- 234 «Расходы на текущие ремонты и обслуживание производственных основных фондов»;
- 235 «Расход энергии и коммунальные услуги»;
- 239 «Прочие расходы производства».
К счету 91 «Общепроизводственные расходы»:
- 911 «Материальные расходы»;
- 912 «Расходы на общепроизводственный персонал»;
- 913 «Амортизация производственного оборудования»;
- 914 «Расходы на текущие ремонты и обслуживание общепроизводственных основных фондов»;
- 915 «Расход энергии и коммунальные услуги»;
- 919 «Прочие общепроизводственные расходы».
К счету 92 «Административные расходы»:
- 921 «Материальные расходы»;
- 922 «Расходы на административный персонал»;
- 923 «Амортизация оборудования общего назначения»;
- 924 «Расходы на текущие ремонты и обслуживание основных фондов общего назначения»;
- 925 «Расход энергии и коммунальные услуги»;
- 926 «Банковские услуги»;
- 929 «Прочие административные расходы».
Рекомендации
- Дополните план счетов субсчетами в зависимости от специфики деятельности вашего предприятия.
- Не стоит открывать слишком много субсчетов. Обычно достаточно 5–8. С их помощью можно раскрывать более 90 % статей, а остальные относить к категории прочих.
- Воспользуйтесь опытом акционерных обществ, которые занимаются подобными видами деятельности. Их отчетность можно найти в открытых источниках.
Дата подготовки
07.07.2014
Комментарии к материалу