Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Веб-сайт: учет создания и функционирования

20.05.2019 25814 0 9


Сегодня веб-сайты используются с разными целями. Некоторые сайты выполняют только представительские функции. Это может быть, например, сайт-визитка – электронный аналог традиционной бумажной визитки. Основное его назначение – представить то или иное предприятие (реализуемые им товары, выполняемые работы, предоставляемые услуги) и указать необходимые для контакта сведения (адрес, телефоны, e-mail). Все больше появляется сайтов интернет-магазинов. Такие сайты – современные торговые точки, через которые можно продавать товары (работы, услуги). По сути, интернет-магазин – это обычный магазин, «витрина» и «прилавок» которого расположены в Интернете.

Создание, раскрутка и обслуживание сайтов требуют расходов. Как нужно вести учет таких расходов и как они влияют на налоги, которые предприятия вынуждены уплачивать, вы узнаете из этой статьи.


Общие положения

Определение термина «веб-сайт» содержит ряд нормативных актов, принятых разными ведомствами.

Налоговики обычно используют определение, приведенное в Порядке № 327 (см., к примеру, ИНК ГФС от 16.05.18 г. № 2183/6/99-99-15-03-02-15/ІПК, № 2185/6/99-99-15-03-02-15/ІПК, далее - ИНК № 2183 и № 2185). Так, согласно п. 1.3 Порядка № 327 веб-сайт – это совокупность программных и аппаратных средств с уникальным адресом в Интернете вместе с информационными ресурсами, которые находятся в распоряжении определенного субъекта и обеспечивают доступ юридических и физических лиц к этим ресурсам и другим информационным услугам через Интернет. Подобное определение содержится и в п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 2155, вступившего в силу в ноябре 2018 года.

Специальное определение указанного термина дает Закон № 3792. В ст. 1 этого Закона под веб-сайтом подразумевается совокупность данных, электронной (цифровой) информации, других объектов авторского права и(или) смежных прав, связанных между собой и структурированных в пределах адреса веб-сайта и(или) учетной записи лица, имеющего права интеллектуальной собственности (далее – ИС) на сайт. Доступ к этим объектам осуществляется через интернет-адрес, который может состоять из доменного имени, записей о каталогах или вызовах и(или) числового адреса по интернет-протоколу.

Мы не зря привели эти громоздкие определения. Ведь они позволяют понять, на что нужно потратиться субъекту хозяйствования (далее – СХ), чтобы создать сайт и поддерживать его продуктивную работу.

Из вышеизложенного следует, что для создания и обслуживания сайта необходимо:

  • присвоить сайту доменное имя. Пользователи Интернета работают не с числовыми адресами по интернет-протоколу (так называемые IP-адреса), а с доменными именами – буквенно-цифровыми выражениями, которые идентифицируют любой компьютер абонента в этой сети (см. Порядок № 522). То есть доменное имя – это уникальный адрес в Интернете;
  • подписаться на услугу хостинга – услугу по размещению сайта на сервере поставщика услуг (провайдера), который имеет постоянное подключение к Интернету;
  • иметь аппаратные средства – компьютерные комплектующие, «железо», электронные и механические части вычислительного устройства, входящие в состав системы или сети (англ. hardware);
  • иметь программные средства, то есть набор программ, которые и заставляют аппаратную часть системы выполнять необходимые действия, «оживляют» компьютер (англ. software);
  • создать и поддерживать контент, то есть все, что присутствует на сайте (текст, изображения, аудио-, видео- и прочие файлы с любыми расширениями).

Какие характеристики сайта важны для бухучета и налогообложения?

Во-первых, нужно выяснить, что это за птица. Если опираться на определение из ст. 1 Закона № 3792, сайт является совокупностью объектов авторского права и/или других смежных прав. Эти объекты должны быть связаны и структурированы между собой с возможностью доступа через Интернет.

То есть веб-сайт можно считать отдельным произведением, которое является объектом авторских прав вроде компьютерной программы или базы данных (компиляции данных). Составляющие этого произведения сами могут быть объектами авторских прав (см. также письмо от 22.01.07 г. № 16-14/231).

Для справки. Авторское право – один из видов права ИС. ГК говорит о праве ИС на объект права ИС. Право ИС – это право лица на результат интеллектуальной, творческой деятельности (ч. 1 ст. 418 ГК). Значит, сайт – это объект права ИС.

Во-вторых, важно, в результате чего сайт появился на предприятии. Возможны следующие варианты:

  • сайт разрабатывался сторонними исполнителями (юридическими или физическими лицами, резидентами или нерезидентами);
  • сайт создавался силами работников предприятия;
  • сайт приобретался у его бывшего правообладателя;
  • используется чужой сайт.

В-третьих, нужно определиться с тем, о каких правах на сайт можно говорить в том или ином варианте.

Следует знать: право ИС составляют личные неимущественные права и имущественные права ИС (ч. 2 ст. 418 ГК). Личные неимущественные права ИС принадлежат создателю объекта права ИС. Только в случаях, предусмотренных законом, они могут принадлежать другим лицам. Имущественные права на произведение принадлежат его автору, если иное не установлено договором или законом. Имущественные права на объект права ИС могут быть переданы от одного лица к другому по договору.

Рассмотрим подробнее каждый из названных выше вариантов.

Вариант 1. Сайт разрабатывался сторонними исполнителями, то есть в рамках гражданско-правового договора (далее – ГПД). Имущественные права ИС на этот объект принадлежат создателю этого объекта и заказчику совместно, если иное не установлено договором (ч. 2 ст. 430 ГК). При этом заключается договор о создании по заказу и использовании объекта права ИС, в котором указываются способы и условия использования объекта права ИС заказчиком (ч. 1 ст. 1112 ГК). Обычно заказчику по договору передают исключительные имущественные права на сайт.

Вариант 2. Сайт создавался силами работников предприятия. Имущественные права ИС на этот объект принадлежат создавшему его работнику и работодателю совместно, если иное не установлено трудовым договором (ч. 2 ст. 429 ГК). И хотя Закон № 3792 утверждает, что исключительное имущественное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если иное не предусмотрено договором между работодателем и работником (ч. 2 ст. 16), ВСУ все же отдает пальму первенства ГК (п. 24 постановления Пленума ВСУ от 04.06.10 г. № 5).

Вариант 3. Сайт приобретался у его бывшего правообладателя. Имущественные права ИС на такой сайт передаются покупателю по ГПД на передачу таких прав (ч. 2 ст. 427 ГК). В этом случае чаще всего передают исключительные имущественные права на сайт.

Вариант 4. Используется чужой сайт. Для этого необходимо разрешение лица, имеющего исключительное право разрешать использование объекта права ИС. Условия такого использования могут определяться лицензионным договором (ч. 4 ст. 426, ст. 1109 ГК).

В-четвертых, следует определить, какую роль созданный (приобретенный) сайт будет выполнять. К примеру, возможны следующие направления использования сайта:

  • сайт предполагается использовать как инструмент для привлечения и обслуживания покупателей (заказчиков), например, сайт интернет-магазина;
  • сайт нужен исключительно для рекламы и продвижения товаров (работ, услуг) на рынке либо для повышения деловой репутации, например сайт-визитка.

Бухгалтерский учет

Авторское право и смежные с ним права на компьютерные программы, компиляции данных (базы данных), кроме тех, расходы на приобретение которых признаются роялти, классифицируются как нематериальные активы (далее – НА) (п. 5 П(С)БУ 8). Правда, в состав расходов могут попадать не только роялти (об этом – ниже).

Сайт как НА

Для отражения в балансе приобретенного сайта как НА нужно, чтобы (п. 6 П(С)БУ 8):

  • существовала вероятность получения будущих экономических выгод, связанных с его использованием;
  • стоимость сайта была достоверно определена.

Для НА, полученного в результате внутренней разработки, наряду с подобными требованиями (будущие выгоды и возможность оценить расходы), в п. 7 П(С)БУ 8 говорится о наличии намерений, технической возможности и ресурсов для доведения НА до состояния, в котором он пригоден для реализации или использования.

Как определить первоначальную стоимость сайта-НА?

В этой части нет никаких особенностей. Согласно П(С)БУ 8 первоначальная стоимость:

  • приобретенного сайта состоит из цены приобретения, косвенных налогов, не подлежащих возмещению, и других расходов, непосредственно связанных с его приобретением и доведением до состояния, в котором он пригоден для использования (п. 11);
  • сайта, созданного работниками предприятия, включает прямые расходы на оплату труда, прямые материальные расходы, прочие расходы, непосредственно связанные с его созданием и доведением до состояния пригодности для использования по назначению (п. 17).

На каких счетах бухучета отражается сайт-НА?

Расходы на приобретение или создание сайта вначале отражаются на субсчете 154 «Приобретение (создание) нематериальных активов», а в отчетном периоде ввода сайта в эксплуатацию списываются с кредита этого субсчета в дебет субсчета 125 «Авторские и смежные с ними права».

Далее сайт амортизируется в течение срока его полезного использования по методу, который выбран предприятием исходя из условий получения будущих экономических выгод и зафиксирован в распорядительном акте при признании этого объекта активом (зачислении на баланс) (п. 25 П(С)БУ 8). Для этого можно применять методы, описанные в П(С)БУ 7. НА с неопределенным сроком использования амортизации не подлежат (п. 25 П(С)БУ 8).

Поскольку определить условия получения будущих экономических выгод от использования сайта, как правило, невозможно, обычно применяют прямолинейный метод амортизации. Соответствующая сумма списывается с кредита субсчета 133 «Накопленная амортизация нематериальных активов» в дебет того счета расходов, код которого зависит от выполняемых сайтом функций.

Сайт как расходы

Сайт может быть приобретен или создан исключительно для рекламы товаров (работ, услуг), которые продаются (выполняются, оказываются) предприятием. Тогда действует п. 9 П(С)БУ 8, где прямо написано: не признаются НА, а подлежат отражению в составе расходов того отчетного периода, в котором они были осуществлены, расходы на рекламу и продвижение продукции на рынке. При списании таких расходов будет задействован счет 93 «Расходы на сбыт».

К подобным расходам можно отнести и расходы на повышение деловой репутации предприятия. Например, сайт-визитка компании, на котором размещена информация о ее солидных клиентах, точно повысит деловую репутацию этой компании. Расходы на такой сайт можно списать на счет 92 «Административные расходы».

Для справки. В практике международных стандартов считается, что если предприятие не может продемонстрировать, как интернет-страница, разработанная исключительно или преимущественно для продвижения и рекламы его продуктов (услуг) и стимулирования сбыта, генерирует возможные будущие экономические выгоды, то все расходы на ее разработку признают расходами того отчетного периода, в котором они понесены (§ 8 ПКТ 32).

Расходы на домен и хостинг

С точки зрения права, доменное имя не приобретают (его нельзя приобрести в принципе). Однако регистратору доменных имен нужно уплатить за то, чтобы определенное буквенно-цифровое выражение некоторое время (как правило, не менее года) являлось интернет-адресом сайта. Поэтому если сайт классифицируется как НА, расходы на первоначальную регистрацию домена (для вывода сайта в Интернет нужно зарегистрировать доменное имя) включаются в его первоначальную стоимость. А вот расходы, связанные с продлением права на использование домена, относятся к расходам отчетного периода.

Поскольку хостинг нужен для размещения сайта в Интернете и обеспечения доступа посетителей к сайту, расходы на хостинг – это обычные расходы на обслуживание сайта (они не приводят к усовершенствованию сайта, повышению его функциональных возможностей и срока использования). Такие расходы логичнее всего считать расходами на аренду места для сайта (т. е. для размещения информации на сервере интернет-провайдера).

К сведению: в § 5 ПКТ 32 указано, что расходы на оплату услуг интернет-провайдера, осуществляющего хостинг сайта СХ, признаются расходами при получении соответствующих услуг.

Если за продление домена и хостинг уплачивают аванс, его сумму сначала отражают на счете 39 «Расходы будущих периодов», а в дальнейшем списывают равными частями в течение срока действия договора.

Использование чужого сайта

В первую очередь нужно определить суть осуществляемых операций.

Платежи, которые являются вознаграждением за пользование либо предоставление права на пользование любым авторским и смежным правом, называются роялти (п. 4 П(С)БУ 15). В п. 5 П(С)БУ 8 прямо указано: расходы на выплату роялти не признаются НА. Полученное в пользование авторское право учитывается на забалансовом счете 01 «Арендованные необоротные активы».

Можно ли платежи за пользование чужим сайтом считать роялти в целях бухучета?

Чаще всего нет. Согласно ст. 418, 440 и 441 ГК право на пользование авторским правом – одно из имущественных прав ИС, которые могут полностью или частично передаваться другому лицу. Таким пользованием являются: опубликование (выпуск в свет); воспроизведение любым способом и в любой форме; перевод; переработка, адаптация, аранжировка и другие подобные изменения; включение составной частью в сборники, базы данных, антологии, энциклопедии и т. п.; публичное исполнение; продажа, передача внаем (аренду); импорт экземпляров, экземпляров переводов, переработок и т. п.

Но ведь в нашем случае, скорее всего, ничего подобного не происходит. Наверняка сайт предоставляется только для функционального использования в хозяйственной деятельности получателя. То есть этот получатель фактически является его конечным пользователем, а значит, не «вписывается» в положения ст. 441 ГК (см., к примеру, постановление ВАСУ от 12.03.15 г. по делу № 2а/0470/1838/11, ЕГРСР, рег. № 43309019).

Может, эти платежи – плата за аренду сайта?

Тоже не факт. Велика вероятность, что такие платежи нужно квалифицировать как плату за обслуживание – доступ к программному обеспечению (далее – ПО) поставщика, работающего в облачной инфраструктуре.

Комитет по интерпретации МСФО в марте 2019 года рассмотрел вопрос о том, что получает клиент, осуществляющий платежи в обмен на право доступа к прикладному ПО поставщика в облачной инфраструктуре: программный актив для использования на правах аренды или услугу в течение срока действия этого договора. И ответ на этот вопрос звучит так: если по договору у получателя нет каких-либо прав на принятие решения о том, как и когда обновлять или изменять конфигурацию ПО, а также какое оборудование (или инфраструктура) будет работать, то договор между поставщиком и получателем нельзя считать договором аренды программного актива, он является договором на обслуживание.

Но как бы ни назывались платежи за использование чужого сайта – плата за аренду, плата за обслуживание (доступ к ПО в «облаке»), роялти, в целях бухучета это все равно будут расходы, которые списываются на расходные счета (субсчета), код которых зависит от функционала сайта.

Налог на прибыль

Налогоплательщики, которые не осуществляют корректировки финрезультата до налогообложения на разницы, предусмотренные разд. III НК, определяют объект налогообложения по правилам бухучета. Бухгалтерский финрезультат, где учтены все расходы, связанные с сайтом, и будет для них объектом налогообложения.

Налогоплательщикам, которые добровольно или в обязательном порядке проводят такие корректировки, тоже нужно учитывать, как расходы на приобретение (создание) сайта отражены в бухучете. Однако возможно, что затем бухгалтерский финрезультат придется корректировать на налоговые разницы.

Сайт как НА

В этом случае действуют нормы ст. 138 НК, так как сайт, который признан НА в бухучете, является таковым и в целях обложения налогом на прибыль (специального налогового определения НА в НК сейчас нет).

Все указывает на то, что сайт должен входить в группу 5 НА (авторское право и смежные права) со сроком амортизации в соответствии с правоустанавливающим документом, но не менее 2 лет. В то же время нужно знать, что налоговики разъясняют: расходы на разработку сайта следует амортизировать как НА группы 6 (право на ведение деятельности, использование экономических и других привилегий) с амортизацией в течение срока, определенного правоустанавливающими документами (ОИР, категория 102.05). Ну что ж, возможно найдутся плательщики налога на прибыль, которые не будут с ними спорить, – отнесение сайта к группе 6 позволит самортизировать расходы даже за год или меньше, если в правоустанавливающих документах будет указан этот срок.

Может случиться так, что срок действия права пользования сайтом не установлен. И хотя в бухучете такие НА амортизации не подлежат (п. 25 П(С)БУ 8), срок полезного использования для начисления налоговой амортизации определяется предприятием самостоятельно, но не может быть менее 2 и более 10 лет (последний абзац пп. 138.3.4 НК).

Заметим также, что налоговые особенности присущи операциям по приобретению сайта (услуг по разработке сайта) у нерезидентов из низконалоговых юрисдикций (Перечень № 1045) или нерезидентов с особой организационно-правовой формой (Перечень № 480). Эти операции могут быть контролируемыми и повлечь за собой необходимость ТЦО-корректировок согласно пп. 140.5.2 НК. Если операции не будут контролируемыми, то может «включиться» пп. 140.5.4 НК, требующий увеличения финрезультата на 30 % стоимости приобретения, если цена не подтверждена по принципу «вытянутой руки».

О том, что при приобретении необоротных активов у нерезидента возможны ТЦО-корректировки, налоговики разъяснили еще в ИНК ГФС от 25.05.17 г. № 370/6/99-99-15-02-02-15/ІПК. Они обратили внимание на то, что контролируемыми являются все операции, которые могут влиять на финрезультат до налогообложения (в этом случае – в будущих периодах, когда начисляется амортизация). А о том, что при приобретении необоротных активов финрезультат может быть увеличен согласно пп. 140.5.4 НК, речь идет в самом этом подпункте.

Сайт как расходы

Допустим, в бухучете расходы на приобретение (создание) сайта списываются в состав расходов отчетного периода. Тогда для целей налога на прибыль финрезультат может корректироваться, но только в случае приобретения самого сайта или услуг по разработке сайта у нерезидентов (пп. 140.5.2, 140.5.4 НК).

Расходы на домен и хостинг

Налоговики считают, что расходы, связанные с размещением сайта в Интернете (регистрация доменного имени и хостинг) относятся к группе 6 НА (ОИР, категория 102.05). Полагаем, что соглашаться с этим не стоит, ведь такая позиция противоречит национальным правилам бухучета и подтверждается принципами международных стандартов (см. выше).

Что касается расходов на доменное имя, то их следует капитализировать лишь в самом начале функционирования сайта – как расходы, связанные с доведением сайта до состояния, в котором он пригоден для использования. В дальнейшем такие расходы будут расходами, обеспечивающими функционирование сайта.

Поскольку хостинг – это что-то вроде аренды места для сайта, нужно учитывать пп. «ґ» пп. 141.4.1 НК. Согласно этой норме под доходами, полученными нерезидентом с источником их происхождения из Украины, понимается лизинговая/арендная плата, вносимая резидентами или постоянными представительствами в пользу нерезидента – лизингодателя/арендодателя по договорам оперативного лизинга/аренды. То есть из суммы, которая перечисляется нерезиденту, нужно удержать налог на репатриацию по ставке 15 %, если иное не указано в международном договоре об избежании двойного налогообложения (см. также ИНК ГФС от 24.09.18 г. № 4129/6/99-99-15-02-02-15/ІПК).

Использование чужого сайта

В первую очередь следует определиться с квалификацией платежей за использование сайта.

Если налогоплательщик решит, что это платежи за аренду и они выплачиваются в пользу нерезидента из низконалоговой юрисдикции (Перечень № 1045) или нерезидента с особой организационно-правовой формой (Перечень № 480), может возникнуть необходимость увеличивать финрезультат на ТЦО-разницу (пп. 140.5.2 НК) или на разницу в виде 30 % стоимости аренды (если цена не подтверждена ценой, определенной по принципу «вытянутой руки») (пп. 140.5.4 НК). Так же будет корректироваться финрезультат и в случае, если такие платежи считаются платой за обслуживание (доступ к ПО в «облаке»).

Из платежей за аренду сайта у нерезидента-юрлица следует удержать налог на репатриацию по ставке 15 %, если иное не установлено международным договором об избежании двойного налогообложения (пп. «ґ» пп. 141.4.1, пп. 141.4.2 НК).

Однако налоговики вполне могут посчитать платежи за чужой сайт роялти. В частности, в ИНК от 22.12.17 г. № 3124/6/99-99-15-02-02-15/ІПК ГФС указала: если объект ИС, в частности сайт, передается в пользование без перехода права собственности на него, то платежи за такое использование сайта с целью обложения налогом на прибыль будут считаться роялти. От себя добавим, что, говоря о передаче права собственности на сайт, ГФС, видимо, имеет в виду отчуждение исключительных имущественных прав на объект права ИС, поскольку говорить о передаче права собственности на такой объект некорректно.

Для справки. Налоговое определение роялти приведено в пп. 14.1.225 НК: это любой платеж, который является вознаграждением за использование или предоставление права на использование объекта права ИС. Какие платежи не считаются роялти, сказано в том же подпункте. В частности, в качестве одного из исключений названо вознаграждение за использование компьютерной программы конечным потребителем.

И хотя именно это исключение может позволить не называть платежи за использование чужого сайта роялти, плательщик налога на прибыль, который разделяет эту позицию налоговиков, будет учитывать следующие нормы НК. Если роялти начислены в пользу:

  • нерезидента при осуществлении неконтролируемых операций, возникает разница на сумму расходов по начислению роялти, превышающую сумму доходов от роялти, увеличенную на 4 % чистого дохода от реализации по данным финотчетности за предшествующий год (пп. 140.5.6 НК). Эти требования не применяются, если сумма расходов подтверждается ценой, определенной по принципу «вытянутой руки»;
  • нерезидента при осуществлении контролируемых операций, – разница на сумму превышения договорной стоимости над ценой, определенной по принципу «вытянутой руки» (пп. 140.5.2 НК);
  • нерезидента, не являющегося бенефициарным получателем роялти, нерезидента по объектам, право ИС на которые впервые возникло у резидента, нерезидента, не подлежащего роялти-налогообложению в стране своей резиденции, плательщика единого налога юрлица, а также юрлица, освобожденного от уплаты налога на прибыль или уплачивающего налог по иной ставке, нежели 18 %, – разница на всю сумму (пп. 140.5.7 НК);
  • нерезидента-юрлица, из таких доходов нужно удержать налог на репатриацию по ставке 15 %, если иное не установлено международным договором об избежании двойного налого­обложения (пп. «в» пп. 141.4.1, пп. 141.4.2 НК).

Некоторые особенности действуют для субъектов кинематографии.

НДС

Временно, до 1 января 2023 года, согласно п. 261 подразд. 2 разд. XX НК действует «программная» НДС-льгота.

Важно! Согласно указанной норме НК от обложения НДС освобождаются операции поставки программной продукции, а также операции с программной продукцией, плата за которые не считается роялти согласно пп. 14.1.225 НК. К программной продукции, в частности, относятся: результат компьютерного программирования в виде операционной системы или компьютерной программы (их компонентов), а также в виде интернет-сайтов и/или онлайн-сервисов и доступа к ним.

Не является объектом налогообложения выплата роялти в денежной форме или в виде ценных бумаг (пп. 196.1.6 НК). В то же время арендные операции, место поставки которых находится на территории Украины, облагаются НДС по ставке 20 % (пп. «б» п. 185.1 НК).

Заметим: до сих пор продолжается дискуссия по поводу того, что п. 261 подразд. 2 разд. XX НК понимает под доступом к интернет-сайтам и/или онлайн-сервисам. Определение этого термина НК не содержит. Судя по ИНК ГФС от 28.02.19 г. № 794/ІПК/26-15-12-01-18, № 2185 и прочим разъяснениям, налоговики читают эту норму таким образом.

Если по условиям ГПД предоставляется доступ к программной продукции (в т. ч. к интернет-сайту или онлайн-сервису) и, воспользовавшись таким доступом, налогоплательщик:

  • получает программную продукцию (ее копию), то для целей обложения НДС такая операция расценивается как поставка программной продукции, не подлежащая налогообложению в соответствии с п. 261 подразд. 2 разд. ХХ НК;
  • получает право на использование программной продукции, то это будет операция по предоставлению права на использование программной продукции, которая не подлежит налогообложению как роялти согласно пп. 196.1.6 НК.

Если же по условиям ГПД под предоставлением доступа к программной продукции понимается исключительно предоставление права на поиск, обработку и получение информации и другие аналогичные действия, совершаемые с помощью такой программной продукции (ее копии), то такая операция считается предоставлением услуг по поиску, обработке, получению информации и выполнению других аналогичных действий и подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке по ставке 20 %.

Представители фискального органа подчеркивают, что применение соответствующей нормы НК зависит от условий поставки программной продукции, определенных в ГПД.

Рассмотрим под углом этих разъяснений разные варианты поступления сайта на предприятие.

Вариант 1. Сайт разрабатывался сторонними исполнителями. Налогоплательщик, который заказал разработку сайта на стороне, скорее всего, не получит налоговый кредит по НДС в связи с использованием разработчиком нормы п. 261 подразд. 2 разд. ХХ НК об освобождении от налогообложения. Ведь заказчику по договору, вероятнее всего, будут переданы исключительные имущественные права на программную продукцию – результат компьютерного программирования в виде интернет-сайта.

Налоговая оговорка. Здесь нужно учесть возможность неоднозначного толкования налогообложения операции по разработке сайта сторонними исполнителями. Так, смысл ответа на вопрос 10 в ОНК № 536 и вопрос 6 в ИНК № 2183 сводится к следующему: если после разработки программной продукции право на нее получает непосредственно заказчик услуг по разработке, поставка таких услуг не подпадает под действие НДС-льготы.

Поэтому при разработке сайта нерезидентом нужно особенно тщательно подойти к формулировкам договора (заказывать не услуги по разработке сайта, а сам сайт), а также желательно получить письменную индивидуальную налоговую консультацию, разъясняющую этот вопрос. Ведь место поставки услуг по разработке ПО определяется согласно пп. «в» п. 186.3 НК: это место, в котором получатель услуг зарегистрирован в качестве СХ. И в случае приобретения облагаемых НДС услуг у нерезидента заказчику придется вначале начислить по такому приобретению налоговые обязательства, а затем (если он плательщик НДС) – отразить налоговый кредит (п. 197.8, 198.1, 208.2 НК).

Вариант 2. Сайт создавался силами работников предприятия. В этом случае действуют общие правила начисления НДС.

Вариант 3. Сайт приобретался у его бывшего правообладателя. В связи с освобождением, предоставленным п. 261 подразд. 2 разд. ХХ НК, входного НДС не будет. НДС не начисляется, даже если покупка сделана у нерезидента.

Вариант 4. Используется чужой сайт. В этом случае важно, как оформлен договор с поставщиком и как его можно интерпретировать.

Поскольку плата за аренду с местом поставки услуг на территории Украины облагается НДС, возникнет право на налоговый кредит. При аренде сайта у нерезидента получатель услуг должен самостоятельно начислить налоговые обязательства и может (если он плательщик НДС) отразить налоговый кредит.

Выплата роялти в денежной форме или в виде ценных бумаг не является объектом налого­обложения, а значит, входного НДС не будет. Но зато при выплате роялти в пользу нерезидента не нужно самостоятельно начислять налоговые обязательства.

Поставка «облачных» услуг в виде доступа к ин­тернет-сайту или онлайн-сервису (контролеры считают, что это не должны быть услуги лишь по поиску, обработке и получению информации) освобождается от обложения НДС. Поэтому, если поставщик – резидент, он не начислит налоговые обязательства по НДС, а значит, у получателя услуг не будет налогового кредита. Если поставщик – нерезидент, получателю не нужно начислять налоговые обязательства.

А как облагаются НДС услуги хостинга, полученные от нерезидента?

Как было отмечено выше, хостингом логично считать аренду места для сайта. Да и после прочтения ИНК ГФС от 09.01.18 г. № 82/6/99-99-15-02-02-15/ІПК можно сделать вывод, что налоговики приравнивают услуги хостинга к аренде (лизингу) движимого имущества – серверов. Поэтому если их предоставляет нерезидент, то местом поставки таких услуг будет считаться место, в котором получатель услуг зарегистрирован как СХ (для резидента это территория Украины). Следовательно, ответственным за начисление и уплату налога в бюджет будет получатель услуг.

Пример

На предприятии был разработан сайт, основное назначение которого – реклама и продажа выпускаемой продукции. При создании сайта предприятие:

  • выплатило авторское вознаграждение своему работнику в размере 10 000 грн., ЕСВ – 2 200 грн.;
  • оплатило услуги по регистрации доменного имени – 360 грн. (в т. ч. НДС – 60 грн.);
  • оплатило услуги хостинга (плата ежемесячная) – 300 грн. (в т. ч. НДС – 50 грн.);
  • оплатило услуги по продвижению сайта неплательщику НДС (после ввода его в эксплуатацию) – 5 000 грн. без НДС.

В учете эти операции отражаются следующим образом:

(грн.)

№ п/п

Содержание операции

Первичные документы

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

Сумма

1

2

3

4

5

6

1

Начислено авторское вознаграждение работнику

Расчетно-платежная ведомость
типовой формы № П-7*

154

661

10 000

2

Начислен ЕСВ на сумму авторского вознаграждения

(10 000 х 22 %)

154

651

2 200

3

Удержаны из суммы авторского вознаграждения:

– НДФЛ (10 000 х 18 %)

661

641

1 800

– ВС (10 000 х 1,5 %)

661

642

150

4

Перечислены в бюджет суммы:

– НДФЛ и ВС

Выписка банка

641, 642

311

1 950

– ЕСВ

651

311

2 200

5

Перечислено авторское вознаграждение работнику

661

311

8 050

6

Оплачена регистрация доменного имени в Интернете

371

311

360

7

Отражен налоговый кредит по НДС

Налоговая накладная

641

644

60

8

Оплачен хостинг

Выписка банка

371

311

300

9

Отражен налоговый кредит по НДС

Налоговая накладная

641

644

50

10

Зарегистрировано доменное имя

Акт приемки-передачи оказанных услуг

154

685

300

11

Списаны расчеты по налоговому кредиту по НДС

644

685

60

12

Отражен взаимозачет задолженностей

Не оформляются

685

371

360

13

Предоставлена услуга хостинга за первый месяц

Акт приемки-передачи оказанных услуг

93

685

250

14

Списаны расчеты по налоговому кредиту по НДС

644

685

50

15

Отражен взаимозачет задолженностей

Не оформляются

685

371

300

16

Введен сайт в эксплуатацию

Акт типовой формы № НА-1**

125

154

12 500

17

Получены услуги по продвижению сайта

Акт приемки-передачи оказанных услуг

93

685

5 000

18

Оплачены услуги по продвижению сайта

Выписка банка

685

311

5 000

19

Начислена амортизация за первый месяц эксплуатации сайта (сумма условная)

Ведомость начисления амортизации

93

133

520

* Утверждена Приказом № 489.
** Утверждена Приказом № 732.

Выводы

В целях бухучета расходы на создание (приобретение) сайта могут формировать НА, а могут списываться в состав расходов отчетного периода. НА возникает в случае, если сайт контролируется предприятием и будет генерировать экономические выгоды в будущем.

При определении объекта обложения налогом на прибыль исходят из того, как сайт отражен в бухучете. Что касается НДС, то при создании (приобретении) сайта входного НДС чаще всего не будет из-за «программной» льготы.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву

4428 грн. / год

Купить

Лучшие материалы