Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Установление льгот по плате за землю

В этой консультации мы поговорим о порядке и сроках установления органами местного самоуправления льгот по плате за землю, который регулируется Налоговым кодексом (далее – НК), а также проанализируем, правомерны ли выводы отдельных налоговых органов относительно применения льгот по земельному налогу начиная только с 2016 года, если решение о таком применении принято в 2015 году.

Общие нормы НК о ставках и льготах относительно местных налогов

Вопросам введения и установления ставок местных налогов органами местного самоопределения посвящена ст. 12 НК.

Так, в пп. 12.3.4 НК предусмотрено, что решение об установлении местных налогов и сборов официально обнародуется соответствующим органом местного самоуправления до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение таких налогов и сборов или изменений (плановый период).

В противном случае нормы соответствующих решений применяются не раньше начала бюджетного периода, следующего за плановым периодом.

Как видим, непосредственно в пп. 12.3.4 НК речь идет только об установлении местных налогов и сборов. Но ввиду того, что еще раньше в пп. 12.3.2 НК речь шла о необходимости при принятии указанного решения учитывать элементы, определенные ст. 7 НК, при установлении того или иного налога могут предусматриваться налоговые льготы и порядок их применения (п. 7.2 НК).

Скорее всего, на основании именно вышеприведенных норм некоторые специалисты налоговых служб сделали вывод, что решение о налоговых льготах, принятое органами местного самоуправления в этом году, может быть применено только в будущем, то есть 2016 году.

Однако кроме этих общих норм, касающихся всех местных налогов и сборов, есть специальные, которые всегда превалируют над общими, касающиеся именно взимания платы за землю и установления льгот по этой плате. Кроме того, обратиться к таким специальным нормам обязывают и нормы п. 7.4 НК, согласно которым элементы того или иного налога, основания для предоставления налоговых льгот и порядок их применения определяются исключительно этим НК.

 

Специальные земельные нормы

Нормы относительно уплаты земельного налога изложены в ст. 269–289 НК.

Что касается льгот по уплате этого налога, то как определено п. 284.1 НК, органы местного само-управления должны уведомить налоговые орга-ны об установленных льготах до 25 декабря года, предшествующего отчетному, а в дальнейшем при принятии новых решений относительно указанной информации – до 1-го числа первого месяца квартала, следующего за отчетным кварталом, в котором произошли указанные изменения.

Отсюда очевидно, что процесс предоставления льгот не ограничивается 25 декабря, а льготы могут предоставляться и в дальнейшем после этой даты.

И действительно, в п. 284.2 НК рассматривается как нормальная ситуация, когда право на льготу согласно решениям органов местного самоуправления возникает у плательщика земельного налога в течение года и для такой ситуации пропи-саны четкие правила.

А именно такой плательщик освобождается от уплаты налога на землю начиная с месяца, следу-ющего за месяцем, в котором возникло это право (как видим, о применении льготы в будущем году, как считают некоторые налоговики, здесь речь не идет). В случае же потери права на льготу в течение года этот налог аналогично платится начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором утрачено это право (возможно, в этой ситуации, налоговики не стали бы настаивать на отмене льготы аж в следующем году).

Во исполнение приведенных норм НК, если сельским советом в январе этого года было принято решение об освобождении от уплаты земельного налога, например, учебных заведений, то такие заведения могут воспользоваться льготой начи-ная с февраля 2015 года.

 

Отражение льгот в отчетности

Бюджетные учреждения, для которых решением соответствующего органа местного самоуправления установлены льготы, должны отразить их в Налоговой декларации по плате за землю на 2015 год по форме, утвержденной приказом Минфина от 30.12.13 г. № 865. Если льготы предоставлены в январе 2015 года, то учреждение должно было сразу отразить их в годовой декларации, поданной до 20 февраля этого года. В случае если такие льготы предоставлены после представления годовой декларации, согласно абзацу второму п. 286.4 НК учреждение должно подать уточняющую годовую декларацию.

Как рассчитать и отразить в декларации налог за землю, рассмотрим на условном примере.

Пример

 

Учебное заведение имеет в постоянном пользовании 500 м2 земли. Кроме того, оно предоставляет в аренду коммерческому предприятию (коэффициент коммерческого использования земли составляет 2,5) часть помещений. Площадь земельного участка, которая приходится на арендованные помещения, составляет 50 м2. Нормативная оценка земли с учетом функционального использования земли (0,7) и проведенной на 01.01.15 г. индексации составляет 60 грн.

Без установления льготы учреждение должно было бы уплатить за часть земельного участка, которая используется для учебных целей, общую годовую сумму налога 270 грн. [(500 м2 – 50 м2) х х 60 грн. х 1 %], а в расчете на месяц – 22,50 грн. (270,00 грн. : 12 мес.).

Кроме того, нужно было бы перечислить в бюджет сумму налога, возмещенную ему арендатором: годовая сумма будет составлять 107,14 грн. [(50 м2 х 60 грн.) : 0,7 х 2,5 = 10 714,28 грн. х 1], а помесячная – 8,93 грн. (107,14 грн. : 12 мес.).

Таким образом, ежемесячный платеж должен был составлять 31,43 грн. (22,50 грн. + 8,93 грн.), и его размер должен был быть отражен в каж-дой из граф декларации, где отражаются поме-сячные платежи за январь – декабрь.

В случае установления льготы, право воспользоваться которой наступило в феврале, в декларации учреждение должно отразить в графе за январь сумму 31,43 грн., а в каждой из граф за февраль – декабрь – 8,93 грн., то есть сумму на-лога, которая будет возмещаться ей арендатором.

Если в этой ситуации учреждение не будет иметь арендаторов, то до установления льгот оно должно было бы платить: ежемесячно – 25 грн. [(500 м2 х 60 грн. х 1 %) : 12 мес.], за год – 300 грн., а после установления льгот – только 25 грн. за январь.

Если решение органа местного самоуправления об установлении учреждению 100%-ной льготы по уплате за землю будет принято в феврале, то воспользоваться этой льготой учреждение сможет начиная с марта. И если годовая декларация была представлена без учета этой льготы, то учреждение должно подать уточняющую декларацию, в которой в графе за январь и февраль будет отражена месячная сумма обязательства без учета льгот (при наличии арендаторов – 31,43 грн.), а в каждой из граф за март – декабрь – суммы с учетом предоставленной льготы (при наличии арендаторов – 8,93 грн.).

Кроме того, учреждения, пользующиеся льготами, должны представить в налоговый орган Отчет о суммах налоговых льгот по форме, приве-денной в приложении к Порядку учета сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот, утвержденному постановлением КМУ от 27.12.10 г. № 1233.

Заполняется такой отчет нарастающим итогом с начала года за 3, 6, 9 и 12 месяцев. Поскольку в нашем случае льготы были установлены в январе или феврале, то отчитываться по ним нужно начиная с І квартала 2015 года, а датой начала пользования льготой будет 01.02.15 г. или 01.03.15 г.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
24.10.2025
Учет шин и аккумуляторов
В статье рассмотрим: к какому виду активов относятся шины и аккумуляторы – оборотных или необоротных; как вести учет их приобретения, замены и списания; что нужно сделать, чтобы не платить эконалог с шин и аккумуляторов (отходов). Из этой статьи вы узнаете: к какому виду активов относятся ш...
02.12.2025
Отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда: кому и как оформить?
В данной статье мы рассмотрим, в каком порядке работникам предоставляется дополнительный ежегодный отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда. Из этой статьи вы узнаете, в каких случаях работодатель обязан предоставить сотруднику дополнительный ежегодный отпуск за работу с вредными и тяж...
23.10.2025
Как отразить в учете излишки активов у плательщиков налога на прибыль и единщиков
В статье рассмотрим особенности учета излишков основных средств, нематериальных активов и запасов в разрезе бухгалтерского учета, налога на прибыль и единого налога. В процессе инвентаризации предприятие может выявить излишки активов, которые необходимо взять на баланс, отразив эту операцию по пра...
Новое
02.12.2025
Изменение системы налогообложения: переход с единого налога на общую систему
Субъекты хозяйствования могут перейти с упрощенной системы налогообложения на общую. Узнайте, в каких случаях такой переход обязателен, как заполнить заявление об отказе от упрощенной системы и каким должно быть налогообложение переходящих операций у юрлиц и у предпринимателей. Плательщик единого на...
02.12.2025
Изменение системы налогообложения: переход на единый налог
Субъекты хозяйствования могут перейти с общей системы налогообложения на упрощенную. Мы рассмотрим условия такого перехода, порядок заполнения заявления о применении упрощенной системы и налогообложения переходящих операций как для юрлиц, так и для предпринимателей. Субъекты хозяйствования (далее &n...
24.11.2025
Наиболее распространенные ошибки/«манипуляции» в показателях финотчетности: анализируем риски
В статье рассмотрены последствия умышленного искажения показателей финотчетности. Описаны ситуации из практики и судебных дел. Даны рекомендации по законному влиянию на финансовый результат благодаря правильному подходу к учетной политике. Выйти на соответствующий уровень налоговой нагрузки? «...
Лучшие материалы