Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Установление льгот по плате за землю

В этой консультации мы поговорим о порядке и сроках установления органами местного самоуправления льгот по плате за землю, который регулируется Налоговым кодексом (далее – НК), а также проанализируем, правомерны ли выводы отдельных налоговых органов относительно применения льгот по земельному налогу начиная только с 2016 года, если решение о таком применении принято в 2015 году.

Общие нормы НК о ставках и льготах относительно местных налогов

Вопросам введения и установления ставок местных налогов органами местного самоопределения посвящена ст. 12 НК.

Так, в пп. 12.3.4 НК предусмотрено, что решение об установлении местных налогов и сборов официально обнародуется соответствующим органом местного самоуправления до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение таких налогов и сборов или изменений (плановый период).

В противном случае нормы соответствующих решений применяются не раньше начала бюджетного периода, следующего за плановым периодом.

Как видим, непосредственно в пп. 12.3.4 НК речь идет только об установлении местных налогов и сборов. Но ввиду того, что еще раньше в пп. 12.3.2 НК речь шла о необходимости при принятии указанного решения учитывать элементы, определенные ст. 7 НК, при установлении того или иного налога могут предусматриваться налоговые льготы и порядок их применения (п. 7.2 НК).

Скорее всего, на основании именно вышеприведенных норм некоторые специалисты налоговых служб сделали вывод, что решение о налоговых льготах, принятое органами местного самоуправления в этом году, может быть применено только в будущем, то есть 2016 году.

Однако кроме этих общих норм, касающихся всех местных налогов и сборов, есть специальные, которые всегда превалируют над общими, касающиеся именно взимания платы за землю и установления льгот по этой плате. Кроме того, обратиться к таким специальным нормам обязывают и нормы п. 7.4 НК, согласно которым элементы того или иного налога, основания для предоставления налоговых льгот и порядок их применения определяются исключительно этим НК.

 

Специальные земельные нормы

Нормы относительно уплаты земельного налога изложены в ст. 269–289 НК.

Что касается льгот по уплате этого налога, то как определено п. 284.1 НК, органы местного само-управления должны уведомить налоговые орга-ны об установленных льготах до 25 декабря года, предшествующего отчетному, а в дальнейшем при принятии новых решений относительно указанной информации – до 1-го числа первого месяца квартала, следующего за отчетным кварталом, в котором произошли указанные изменения.

Отсюда очевидно, что процесс предоставления льгот не ограничивается 25 декабря, а льготы могут предоставляться и в дальнейшем после этой даты.

И действительно, в п. 284.2 НК рассматривается как нормальная ситуация, когда право на льготу согласно решениям органов местного самоуправления возникает у плательщика земельного налога в течение года и для такой ситуации пропи-саны четкие правила.

А именно такой плательщик освобождается от уплаты налога на землю начиная с месяца, следу-ющего за месяцем, в котором возникло это право (как видим, о применении льготы в будущем году, как считают некоторые налоговики, здесь речь не идет). В случае же потери права на льготу в течение года этот налог аналогично платится начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором утрачено это право (возможно, в этой ситуации, налоговики не стали бы настаивать на отмене льготы аж в следующем году).

Во исполнение приведенных норм НК, если сельским советом в январе этого года было принято решение об освобождении от уплаты земельного налога, например, учебных заведений, то такие заведения могут воспользоваться льготой начи-ная с февраля 2015 года.

 

Отражение льгот в отчетности

Бюджетные учреждения, для которых решением соответствующего органа местного самоуправления установлены льготы, должны отразить их в Налоговой декларации по плате за землю на 2015 год по форме, утвержденной приказом Минфина от 30.12.13 г. № 865. Если льготы предоставлены в январе 2015 года, то учреждение должно было сразу отразить их в годовой декларации, поданной до 20 февраля этого года. В случае если такие льготы предоставлены после представления годовой декларации, согласно абзацу второму п. 286.4 НК учреждение должно подать уточняющую годовую декларацию.

Как рассчитать и отразить в декларации налог за землю, рассмотрим на условном примере.

Пример

 

Учебное заведение имеет в постоянном пользовании 500 м2 земли. Кроме того, оно предоставляет в аренду коммерческому предприятию (коэффициент коммерческого использования земли составляет 2,5) часть помещений. Площадь земельного участка, которая приходится на арендованные помещения, составляет 50 м2. Нормативная оценка земли с учетом функционального использования земли (0,7) и проведенной на 01.01.15 г. индексации составляет 60 грн.

Без установления льготы учреждение должно было бы уплатить за часть земельного участка, которая используется для учебных целей, общую годовую сумму налога 270 грн. [(500 м2 – 50 м2) х х 60 грн. х 1 %], а в расчете на месяц – 22,50 грн. (270,00 грн. : 12 мес.).

Кроме того, нужно было бы перечислить в бюджет сумму налога, возмещенную ему арендатором: годовая сумма будет составлять 107,14 грн. [(50 м2 х 60 грн.) : 0,7 х 2,5 = 10 714,28 грн. х 1], а помесячная – 8,93 грн. (107,14 грн. : 12 мес.).

Таким образом, ежемесячный платеж должен был составлять 31,43 грн. (22,50 грн. + 8,93 грн.), и его размер должен был быть отражен в каж-дой из граф декларации, где отражаются поме-сячные платежи за январь – декабрь.

В случае установления льготы, право воспользоваться которой наступило в феврале, в декларации учреждение должно отразить в графе за январь сумму 31,43 грн., а в каждой из граф за февраль – декабрь – 8,93 грн., то есть сумму на-лога, которая будет возмещаться ей арендатором.

Если в этой ситуации учреждение не будет иметь арендаторов, то до установления льгот оно должно было бы платить: ежемесячно – 25 грн. [(500 м2 х 60 грн. х 1 %) : 12 мес.], за год – 300 грн., а после установления льгот – только 25 грн. за январь.

Если решение органа местного самоуправления об установлении учреждению 100%-ной льготы по уплате за землю будет принято в феврале, то воспользоваться этой льготой учреждение сможет начиная с марта. И если годовая декларация была представлена без учета этой льготы, то учреждение должно подать уточняющую декларацию, в которой в графе за январь и февраль будет отражена месячная сумма обязательства без учета льгот (при наличии арендаторов – 31,43 грн.), а в каждой из граф за март – декабрь – суммы с учетом предоставленной льготы (при наличии арендаторов – 8,93 грн.).

Кроме того, учреждения, пользующиеся льготами, должны представить в налоговый орган Отчет о суммах налоговых льгот по форме, приве-денной в приложении к Порядку учета сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот, утвержденному постановлением КМУ от 27.12.10 г. № 1233.

Заполняется такой отчет нарастающим итогом с начала года за 3, 6, 9 и 12 месяцев. Поскольку в нашем случае льготы были установлены в январе или феврале, то отчитываться по ним нужно начиная с І квартала 2015 года, а датой начала пользования льготой будет 01.02.15 г. или 01.03.15 г.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
28.04.2025
Исправление ошибок в налоговой декларации по плате за землю
Как известно, форма декларации по плате за землю, утвержденная приказом Минфина от 16.06.2015 № 560, содержит два платежа: земельный налог (раздел I) и арендную плату за земли государственной и коммунальной собственности (раздел II) (далее – арендная плата). В статье рассмотрим, как исправить ...
Популярное
05.04.2025
Продление срока полезного использования полностью самортизированных основных средств
Ситуация из практики: срок, определенный при первоначальном признании объекта основных средств (далее – ОС), уже истек, а актив продолжает использоваться. НП(С)БУ 7 предусмотрено, что срок полезного использования (эксплуатации) объекта ОС пересматривается в случае изменения ожидаемых экономич...
21.02.2025
Приложение 5 декларации по НДС: порядок заполнения и исправления ошибок
Приложение 5 к декларации по НДС (далее – декларация) заполняется плательщиками НДС, которые обязаны распределять входной НДС в соответствии с п. 199.1 Налогового кодекса (далее – НК) (заполняют таблицы 1 и 2) и плательщиками, применяющими кассовый метод учета НДС (заполняют таблицу 3). ...
11.03.2025
Приказ об установлении норм расхода топлива
Если ваше предприятие решило прибегнуть к нормированию расходов горючего или размышляет, целесообразно ли это делать, постараемся упростить для вас эту задачу, приведя в статье: образец приказа об установлении норм расхода топлива; две причины, почему на предприятии необходим такой приказ. Есл...
Новое
06.05.2025
Нужно ли уплачивать экологический налог за временное хранение отходов – аккумуляторов, шин?
Казалось бы, вопрос не новый, уже давно поставлена точка в нем – важно наличие договора на утилизацию. Но изменилась позиция ГНС! По мнению контролеров, даже временное хранение грозит эконалогом. Приведем разъяснения налоговиков и предоставим контраргументы и рекомендации. В чем проблема?...
02.05.2025
Можно ли подписать э-ТТН позже дня завершения перевозки?
В статье ответим на вопросы: насколько важна в э-ТТН дата подписи, или же имеет значение только дата составления; будет ли действительна э-ТТН, если какая-то из сторон подписала ее не на дату перевозки, а через день-два после ее завершения. Посоветуем, как минимизировать риски. Бухгалтеров пред...
30.04.2025
Подача отчетности по рентной плате за воду собственниками и пользователями скважин
Субъекты хозяйствования, которые имеют в собственности или пользовании скважины для добычи воды, обязаны отчитываться и уплачивать рентную плату за специальное использование воды (далее – рентная плата). Отчетность по рентной плате подается ежеквартально в течение 40 календарных дней после око...
Лучшие материалы