Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Реалии автоматического возмещения НДС


Возмещение НДС — одна из центральных проблем отечественной налоговой системы. С принятием Налогового кодекса был сделан шаг к решению этой патовой ситуации. Речь идет об автоматическом бюджетном возмещении НДС под лозунгом «Равноправное партнерство государства и бизнеса». То есть о таком формате отношений, в котором обе стороны честные и порядочные друг перед другом. Но соблюдается ли это условие на практике?


Александра Смирнова,
заведующая отделом изучения международного опыта
и европейской интеграции НИИ ФП, доцент, к. э. н.

Общий порядок возмещения

Суть НДС достаточно проста. Это налог, который заранее вносит в бюджет производитель, а в конечном итоге уплачивает потребитель. Когда конечный покупатель приобретает товар, то заложенный в его цену НДС возвращается предприятию через механизм бюджетного возмещения.

Для камеральной проверки декларации с заявленной в ней суммой НДС к возмещению законодательством отведено 30 календарных дней. Если при этом будут установлены факты, свидетельствующие о том, что суммы бюджетного возмещения рассчитаны с нарушением, — ожидайте документальную внеплановую выездную проверку. Проводится она в течение 30 календарных дней после завершения камеральной проверки (п. 200.11 НК). Как показывает практика, дополнительная проверка в этом случае неизбежна.

То есть фактически сроки проверок могут увеличиваться, а суммы НДС возмещаться частями согласно результатам встречных сверок и внеплановых документальных проверок.

Итак, плательщикам, претендующим на возмещение сумм НДС, нужно:

  • быть готовыми к налоговым проверкам;
  • быть уверенными в своих контрагентах по всей цепочке поставки;
  • учитывать ситуацию в сфере государственных финансов;
  • осознавать, что быстрого возврата денег не будет.
1 из 1

Автоматическое возмещение

С автоматическим возмещением из бюджета НДС дело обстоит совершенно иначе.

Во-первых, экономится время. Ведь автоматическое возмещение осуществляется по результатам камеральной проверки. Длится она как минимум на 10 дней меньше, чем в общем порядке. А именно 20 календарных дней после истечения предельного срока получения налоговой декларации (п. 200.18 НК). К тому же другим является и статус заявителя (не налоговая яма, не спящее предприятие, не транзитер и т. п.).

Во-вторых, уменьшаются коррупционные риски. Ведь при автоматическом возмещении человеческий фактор сведен к минимуму, поскольку проверки проводятся в автоматизированном режиме.

В-третьих, реальные деньги вам не заменят ценными бумагами. Ведь на автоматическое возмещение не распространяется норма о погашении невозмещенных сумм НДС финансовыми казначейскими векселями. Это является существенным преимуществом, поскольку любые суррогатные платежные средства — это риск и лишние хлопоты (может возникнуть, к примеру, проблема дисконта, то есть приобретения таких ценных бумаг на рынке по сниженной цене).

Таким образом, автоматический возврат из бюджета НДС имеет существенные преимущества.

Таблица 1. Сравнение сроков возмещения НДС

Признаки

Возмещение НДС

Обычное

Автоматическое

Добросовестный плательщик

Плательщик с положительной налоговой историей

Начало отсчета срока для получения возмещения

По истечении срока отчетности

По истечении срока отчетности

Со дня представления налоговой декларации

Возможность проведения выездной внеплановой проверки

+

Общий максимальный срок получения возмещения (дней), в т. ч.:

40 (без выездной проверки) или 70 (с выездной внеплановой проверкой).

Без учета срока подтверждения приобретения по цепи поставки

26

11

срок проверки достоверности (календарных дней)

30 (камеральная проверка) или 60 (камеральная и выездная внеплановая проверки)

20 (камеральная и автоматизированная проверки)

5 (камеральная и автоматизированная проверки)

срок представления вывода территориальных органов доходов и сборов в казначейство

5 дней

3 рабочих дня

3 рабочих дня

срок перечисления возмещения (операционных дней)

5

3

3


Кто имеет право на автоматическое возмещение

Автоматическое бюджетное возмещение сумм НДС осуществляется, если претендент:

1) имеет право на его получение;

2) подал соответствующее заявление;

3) одновременно соответствует критериям, определенным в п. 200.19 НК.

Перечислим критерии, которым должен соответствовать плательщик для возмещения НДС в автоматическом режиме:

  1. отсутствии подтверждения сведений;
  2. отсутствии по местонахождению (месту жительства);
  3. принятии решений о выделении, прекращении юрлица, предпринимательской деятельности физлица-предпринимателя;
  4. признании полностью или частично недействительными учредительных документов или изменений в учредительные документы юрлица;
  5. прекращении государственной регистрации юрлица или предпринимательской деятельности физлица-предпринимателя и о том, что в отношении этих лиц отсутствуют решения или сведения, на основании которых проводится государственная регистрация прекращения юрлица или предпринимательской деятельности физлица-предпринимателя;
  • должен осуществлять операции, к которым применяется нулевая ставка НДС. Обратите внимание, что здесь существуют определенные ограничения. В частности, удельный вес таких операций в течение предыдущих 12 последовательных отчетных налоговых периодов (месяцев) совокупно должен составлять не менее 40 % общего объема поставок (для плательщиков налога с квартальным отчетным периодом — в течение предыдущих четырех последовательных отчетных периодов));
  • общая сумма расхождений между налоговым кредитом, сформированным плательщиком по приобретенным товарам/услугам, и налоговыми обязательствами его контрагентов в части поставки таких товаров/услуг, возникшая в течение предыдущих трех последовательных календарных месяцев, не должна превышать 10 % суммы, заявленной плательщиком к возмещению;
  • средняя зарплата на предприятии должна превышать минимальную не менее чем в 2,5 раза в каждом из последних четырех отчетных налоговых периодов (кварталов);
  • должен соответствовать одному из следующих критериев:
  1. численность работников, состоящих в трудовых отношениях с таким плательщиком, превышает 20 человек в каждом из последних четырех отчетных налоговых периодов (кварталов);

    остаточная балансовая стоимость основных фондов для ведения задекларированной деятельности на отчетную дату по данным налогового учета превышает сумму налога, заявленную к возмещению за предыдущие 12 календарных месяцев;

  2. для крупных плательщиков — не задекларировано отрицательное значение объекта обложения налогом на прибыль по итогам последнего отчетного (налогового) года.

  3. не имеет налогового долга;

  4. налоговая отдача по налогу на прибыль выше среднего показателя по отрасли по итогам последнего отчетного (налогового) года;

Проверка на соответствие критериям

На соответствие вышеуказанным критериям плательщик проверяется в автоматизированном режиме в течение 15 календарных дней после предельного срока представления декларации (п. 2, 4 Порядка № 781). В частности, проверяется наличие налоговой информации и анализируются данные его отчетности.

Обратите внимание, что налоговая информация — это довольно емкое понятие. Под ним понимаются любые сведения и данные, которые могут быть сохранены на материальных носителях или отражены в электронном виде (пп. 14.1.171 НК).

По результатам автоматизированной сверки Миндоходов не позднее 15 календарного дня после предельного срока представления отчетности формирует два перечня плательщиков НДС и доводит их до сведения территориальных органов доходов и сборов. В одном из них указываются плательщики, которые соответствуют критериям и имеют право на автоматическое бюджетное возмещение НДС, а во втором — которые не соответствуют.

Территориальные органы доходов и сборов обязаны в течение трех рабочих дней после окончания камеральной проверки предоставить Государственной казначейской службе вывод с указанием суммы, подлежащей возмещению из бюджета. Казначейство, в свою очередь, в течение трех операционных дней после получения вывода должно перечислить средства с бюджетного счета на текущий банковский счет плательщика налога в обслуживающем банке. Порядок взаимодействия Миндоходов и казначейской службы в процессе возмещения НДС утвержден постановлением КМУ от 17.01.2011 № 39.

Таким образом, для оформления автоматического бюджетного возмещения понадобится максимум 26 дней:

20 дней — автоматизированная и камеральная проверка;

3 дня — для направления вывода Госказначейству;

3 дня — для зачисления денег на счет.

Если плательщик НДС не соответствует установленным критериям, территориальный орган Миндоходов в течение 17 календарных дней после предельного срока представления отчетности направляет ему соответствующее уведомление с подробным пояснением, какие именно критерии не соблюдены. Если в течение 17 дней вы не получили такое уведомление, считается, что вы соответствуете всем критериям и имеете право на автоматическое бюджетное возмещение налога.

Алгоритм автоматического возмещения НДС из бюджета приведен на рисунке.

1 из 1

Прогрессивный шаг и невыполненные обязательства

Автоматическое бюджетное возмещение выглядит действительно прогрессивным шагом. С одной стороны, алгоритм такого возмещения исключает из числа претендентов пытающихся минимизировать налоги, а также тех, кто с ними сотрудничает. С другой стороны, своевременное возвращение НДС позволяет направлять полученные средства на развитие предприятия, увеличивая поступления в бюджет. То есть партнерство государства и бизнеса налицо.

Однако обязательство Украины перед МВФ еще в 2011 году довести возмещение НДС «автоматом» до уровня не менее 60 % от всего объема до сих пор не выполнено. Так, председатель Украинского союза промышленников и предпринимателей Анатолий Кинах раскритиковал отдельные требования по применению к предприятиям процедуры автоматического возмещения НДС. По его мнению, возмещение НДС при экспорте только при условии, что компания экспортирует не менее 40 % своей продукции, — это нонсенс. Неприемлемым условием для возмещения НДС он также считает требование о том, что уровень зарплат на предприятии-экспортере не должен быть ниже 2,5 минимальной зарплаты.

Представители Миндоходов по этому поводу заявляют о борьбе с зарплатами в конвертах и фиктивным экспортом в целях защиты как государственных интересов, так и интересов граждан Украины.

1 из 1

Между статистическими данными и данными Миндоходов — пропасть

Возмещение НДС всегда носило специфический характер. Он проявляется в том, что часто бизнес невольно становится кредитором государства, накапливающего существенную задолженность перед законными получателями налога из бюджета. Это отрицательно сказывается на всех составляющих развития бизнеса: присутствие на рынке, конкурентоспособность, привлечение иностранных инвестиций и т. д.

При этом из разных источников поступает разная информация о долге государства по возмещению НДС. Это мешает сформировать четкое представление о его размере и проанализировать динамику погашения.

Экс-министр доходов и сборов Украины Александр Клименко в интервью УНИАН от 06.02.2014 отметил, что общий объем задолженности по возмещению НДС предпринимателям Украины, сформированный в предыдущие годы, сократился в 2013 году на 0,3 млрд грн и на начало 2014 года составил 14,9 млрд грн. Он отметил, что предприятия, которые жалуются на невыплаты НДС, оперируют всеми заявленными суммами. Однако суммы, которые оспариваются в судах и фигурируют в уголовных расследованиях, нельзя считать многомиллиардным долгом государства.

На заседании Инвестиционного совета при Миндоходов Александр Клименко заявил, что в Украине нет просроченной задолженности по возврату НДС предпринимателям, которые работают в нашей стране и ведут здесь внешнеэкономическую деятельность. Вместе с тем, он еще раз обратил внимание присутствующих на то, что существует текущая задолженность и задолженность, которая оспаривается в судах.

А вот по данным информационного агентства УНИАН, в 2013 году в целом по стране объем задолженности по возмещению НДС предпринимателям Украины вырос на 16 % — до 53,4 млрд грн.

Как видим, между цифрами Миндоходов и агентства УНИАН — пропасть. Однако по состоянию на начало 2014 года в Миндоходов не поступило ни одного заявления от представителей бизнеса о погашении задолженности векселями. Поэтому целесообразно ориентироваться на цифры, озвученные экс-министром. Тем более что два года подряд суммы возмещенного НДС превышают заявки от плательщиков. В 2012 году объем возмещений составил 46 млрд грн при объеме заявок 43,3 млрд грн. Это на 3,2 млрд грн больше, чем в 2011 году. А объем выплат по итогам 2013 года превысил объем заявок на 3,5 млрд грн и составил 53,4 млрд грн. По сравнению с 2012 годом сумма возмещения выросла на 7,5 млрд грн.

Что касается автоматического возмещения, то этой возможностью уже воспользовались:

  • в 2011 году — более 300 плательщиков на сумму 20 млрд грн, или 47 % от общего объема возмещения НДС;
  • в 2012 году — 501 плательщиков на сумму 23,2 млрд грн, или 50,4 % от общего объема возмещения НДС;
  • в 2013 году — 495 плательщиков на сумму 22,6 млрд грн, или 42 % от общего объема возмещения НДС.

Кроме того, по данным социологического исследования «Качество инвестиционного климата и уровень инвестиционной активности в Украине», инвесторы, работающие в Украине, отметили в 2013 году улучшение системы возмещения НДС.

Но почему объемы «автомата» не пересекают задекларированную границу в 60 % от общего объема возмещения? Причина — несоответствие плательщиков критериям, которые дают право на этот вид возмещения. При этом представители Миндоходов неоднократно заявляли, что наиболее проблемными критериями являются:

  • низкий уровень зарплат;
  • недостижение 40 %-го порога экспортных операций в общем объеме поставок;
  • расхождение данных по НДС плательщиков и контрагентов в системе сопоставления налоговых обязательств и налогового кредита на уровне Миндоходов.

Статистические данные о бюджетном возмещении НДС за 2011–2013 годы приведены в таблице 2.

Таблица 2

Таблица 2. Статистические данные по бюджетному возмещению НДС за 2011–2013 годы

Год

Общее количество зарегистрированных плательщиков НДС, человек

Заявлено/Возмещено, млрд грн

Тип возмещения, млрд грн

Тип возмещения, %

В общем порядке

В автоматическом порядке

В общем порядке

В автоматическом порядке

2011

234 879

Нет данных/42,8

22,8

20,0

53,3

46,7

2012

236 108

43,3/46,0

22,8

23,2

49,6

50,4

2013

242 516

50,0/53,4

30,8

22,6

57,7

42,3


Самопроверка критерия по уровню зарплаты

Критерию по уровню зарплат не соответствуют почти 90 % предприятий, которые подали заявление на автоматическое возмещение НДС. Как себя проверить? Для этого используются данные Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного из них налога по форме № 1ДФ отдельно по каждому из последних четырех последовательных отчетных налоговых периодов (кварталов), по которым истек предельный срок представления налоговой отчетности. Расчет проводится по формуле:

СЗ = (ОД ÷ КР) ÷ О,

где СЗ — средний размер зарплаты работника по каждому отдельному отчетному налоговому периоду (кварталу);

ОД — общая сумма зарплаты, выплаченной работникам в течение соответствующего отчетного периода (квартала);

КР — количество работников, которым в течение соответствующего отчетного периода (квартала) выплачена зарплата;

О — количество месяцев в отчетном налоговом периоде (квартале).

После этого нужно рассчитать коэффициент соотношения размера средней заработной платы работника (Кзп) к размеру минимальной заработной платы (МЗ) отдельно по каждому из последних четырех последовательных отчетных налоговых периодов (кварталов), по которым истек предельный срок представления налоговой отчетности:

Кзп = СЗ ÷ МЗ.

Данный коэффициент по каждому из последних четырех последовательных отчетных налоговых периодов (кварталов) должен быть не меньше 2,5.

Как видим, расчет несложный. Другие критерии также определяются довольно легко. Алгоритм их проверки приведен в Порядке № 781. Целесообразно также обратить внимание на требование относительно регистрации, особенно по неосновному месту учета.

Так что советуем заявителям своевременно оценить свои шансы воспользоваться «автоматом». Другое дело, что предприятиям в регионах довольно сложно обеспечить работникам среднюю зарплату на уровне 3 045 грн (в 2,5 раза больше минимального). То есть нужно делать осознанный выбор в каждом конкретном случае.

Новации–2014

Для добросовестных плательщиков НДС в 2014 году появились новые преференции. В частности, с 1 января 2014 года срок камеральной проверки плательщиков с положительной налоговой историей сокращен с 20 до 5 календарных дней со дня представления налоговой декларации по НДС (п. 200.22 НК).

Статус плательщика налога с положительной историей ежемесячно подтверждается в автоматическом режиме в соответствии с постановлением № 73. По результатам автоматизированной сверки соответствия данных плательщика критериям территориальным органам доходов и сборов ежемесячно направляется перечень предприятий, которые им соответствуют.

Положительная история — это соответствие следующим критериям:

  • своевременность представления плательщиком НДС отчетности по этому налогу в соответствии со ст. 49 НК (используются данные информационно-аналитической базы Миндоходов);
  • соответствие плательщика НДС критериям, установленным п. 200.19 НК (в случае представления налоговой декларации и заявления о возврате суммы бюджетного возмещения, отраженной в такой декларации), в соответствии с Порядком № 781 (используются данные информационно-аналитической базы Миндоходов).

Кроме того, для получения статуса плательщика с положительной налоговой историей нужно, чтобы в течение предыдущих 36 последовательных месяцев плательщик соответствовал всем вышеуказанным критериям.

Считается, что плательщик имеет положительную налоговую историю, если он не только декларирует сумму бюджетного возмещения на текущий счет плательщика в банке в каждом из 36 предыдущих последовательных месяцев, но и при условии, что он хотя бы в одном или в нескольких из 36 предыдущих последовательных месяцев декларировал другие показатели декларации.

Определенный законодателем срок в 36 месяцев — это довольно длительное испытание. Учитывая, что в среднем только около 500 предприятий имеют право на автоматическое возмещение, получить статус плательщика с положительной налоговой историей смогут не более нескольких десятков заявителей.

Таким образом, иметь положительную налоговую историю хотя и сложно, но выгодно. В этом случае предприятие признается добросовестным исполнителем своих налоговых обязательств. Это означает, что риски при проведении налоговой проверки существенно уменьшаются, а уплаченный в бюджет НДС возвращается фактически уже в следующем месяце.

Нельзя утверждать, что предприятия не получают возмещение НДС в автоматическом режиме, потому что не хотят меняться и соответствовать критериям. Учитывая нынешнее положение дел в сфере государственных финансов, можно говорить о наличии у определенных предприятий такого желания при отсутствии возможностей. Поэтому тем, кто имеет резервы для развития, советуем осуществить необходимые шаги для получения права на автоматическое возмещение НДС. Остальным — нужно искать пути для создания таких резервов.

1 из 1
1 из 1

Приостановка возмещения НДС живыми деньгами

В последние недели в стране сложилась ситуация тревожного ожидания. Это касается как состояния экономики в целом, так и приостановления возмещения НДС. От представителей руководства страны, в том числе премьер-министра Арсения

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву

4428 грн. / год

Купить

Лучшие материалы