Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Предприятие дарит подарки: что в учете налога на прибыль?

Предприятие закупило наборы косметики, канцтоваров и мелкую бытовую технику для раздачи в качестве подарков сотрудникам и гостям предприятия на новогоднем корпоративе во время розыгрышей и конкурсов. Кроме того, в отчетном году был куплен подарок для руководителя фирмы-партнера предприятия. Учитываются ли расходы предприятия на закупку таких подарков для целей налогообложения?

Да, учитываются – при наличии правильно оформленных первичных документов. Рассмотрим подробнее.

Подарки от предприятия могут рассматриваться как:

  • разновидность оплаты труда. Стоимость таких подарков включается в фонд оплаты труда. Они считаются поощрениями в натуральной форме, которые не связаны с конкретными результатами труда и носят разовый характер (пп. 2.3.2 Инструкции, утвержденной приказом Госкомстата от 13.01.04 г. № 5). Понятно, что такие подарки могут вручаться только работникам предприятия. В бухучете расходы на приобретение таких подарков отражают на субсчете 661 «Расчеты по заработной плате». При этом стоимость подарков подлежит обложению ЕСВ, НДФЛ и военным сбором;
  • просто приятный сюрприз – как для работников предприятия, так и сторонних лиц. При этом раздача подарков на праздничном корпоративе предусматривается программой проведения праздника, а их стоимость и количество – сметой мероприятия. Такие подарки не персонифицированы, так как изначально не известно, кому они достанутся. Поэтому никаких «зарплатных» удержаний (ЕСВ, НДФЛ и военный сбор) из стоимости подарков не осуществляется. Расходы на приобретение таких подарков отражаются на субсчете 949 «Прочие расходы операционной деятельности». Стоимость подарков для конкретных сторонних лиц подлежит обложению ЕСВ, НДФЛ и военным сбором и отражается на субсчете 977 «Прочие расходы деятельности».

Стоимость как подарков-поощрений, так и подарков-сюрпризов в полной мере участвует в расчете объекта обложения налогом на прибыль. Единственное условие – наличие правильно оформленных первичных документов. Ведь, согласно п. 44.1 Налогового кодекса (далее – НК), налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и прочих показателей, связанных с определением объекта налогообложения, на основании первичных документов.

Такими первичными документами будут являться:

  • для подарков-поощрений – колдоговор или положение об оплате труда (положение о премировании), в которых предусмотрен порядок выдачи таких подарков к праздникам либо к определенным датам. Если таких документов на предприятии нет, то подарок работнику выдается на основании приказа руководителя. В таком приказе следует назвать причину выдачи подарка (например, за высокие показатели продаж в текущем году) и его стоимость. Можно сделать общий приказ на всех работников, в котором отразить сведения о подарках по каждому работнику;
  • для подарков-сюрпризов – утвержденные руководителем программа и смета праздничного мероприятия, приходные документы а также отчет о проведенном мероприятии – в случае подарков, врученных на таком мероприятии, приказ руководителя о покупке подарка для стороннего лица с указанием уважительной причины для такой покупки.

Обратите внимание: действующие нормы НК позволяют налогоплательщикам не отслеживать для целей налога на прибыль, связана ли раздача подарков с хозяйственной деятельностью предприятия или нет. Ведь с 1 января 2015 года объектом обложения налогом на прибыль служит бухгалтерский финансовый результат до налогообложения, откорректированный на разницы, установленные НК (пп. 134.1.1 НК). А каких-либо ограничений, а также разниц, связанных с ведением нехозяйственной деятельности, с 01.01.15 г. НК не предусматривает (за исключением амортизации непроизводственных основных средств). Поэтому все налогоплательщики – и те, кто применяет корректировки на разницы, и те, кто их не применяет, имеют полное право учитывать стоимость любых подарков для целей налога на прибыль.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
20.06.2025
Резерв сомнительных долгов: в каких случаях предприятию выгодно его создавать
Расскажем, какие предприятия могут оптимизировать налог на прибыль путем создания резерва сомнительных долгов и как правильно сформировать этот резерв, чтобы не было претензий со стороны контролирующих органов. В чем состоит проблема: оптимизация объекта обложения налогом на прибыль для некоторых пр...
20.06.2025
Как рассчитать резерв отпусков на дату баланса
В статье расскажем о порядке формирования резерва отпусков и регулярности его пересмотра. Нужно ли ежемесячно инвентаризовать резерв? Обеспечение на оплату отпусков формируется для равномерного распределения расходов на отпуска между отчетными периодами. Его создание – обязанность предприятия....
20.06.2025
Резерв на выполнение гарантийных обязательств: кто должен создавать и в чем выгода
В статье расскажем, как знания стандартов бухучета помогают оптимизировать базу обложения налогом на прибыль. Также поговорим о формировании резерва на выполнение гарантийных обязательств. Полезная норма бухучета: согласно п. 13–18 НП(С)БУ 11 «Обязательства» предприятиям дана возмо...
Новое
14.07.2025
Уплачивать ли налог на репатриацию с дохода нерезидента от рекламы?
В статье рассмотрены такие вопросы: уплачивать ли налог на репатриацию с доходов нерезидента от рекламы; нужно ли будет исправить ошибку прошлых периодов, касающуюся налогообложения нерезидентского дохода от рекламы; как это сделать, если в приложении ПН уже нет соответствующей строки. Суть проблемы...
14.07.2025
Декларация по налогу на прибыль: по какой форме подавать за полугодие и за три квартала 2025 года?
В статье выясняем, по какой форме нужно отчитываться за полугодие 2025 года, а по какой – за три квартала, а также приводим рекомендации налоговиков по данному вопросу. Изменения в декларации по налогу на прибыль – привычное явление. Ведь, как только корректируют правила налогообложения,...
10.07.2025
Рекламные услуги в Интернете от нерезидента: когда возникает обязанность платить НДС?
Заказываете нерезиденту рекламу в Интернете и есть вопросы об обложении НДС? В статье выясним, когда возникает обязанность платить НДС и как избежать нарушений. Субъекты хозяйствования для продвижения товаров и услуг часто заказывают рекламу в Интернете. Ведь интернет-реклама популярна благодаря сво...
Лучшие материалы