Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Правила лицензирования обращения спирта, алкоголя, табака и горючего – 2022

10.02.2022 87 0 0

Обеспечивать сбалансированность бюджетных поступлений, как свидетельствует название Закона от 30.11.2021 № 1914-IX, законодатель решил не только изменениями в налогообложении или увеличением стоимости отдельных лицензий, но и «закручиванием» гаек в сфере контроля за оборотом подакцизных товаров – спирта, алкоголя, табака и горючего.

Пройдемся по основным изменениям в сфере лицензирования, внесенным в Закон от 19.12.1995 № 481/95-ВР «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, используемых в электронных сигаретах, и горючего» (далее – Закон № 481). Нововведения работают с 01.01.2022.


Единый реестр получателей лицензий

Вводится Единый реестр получателей лицензий на обращение спирта, алкоголя, табака или горючего для всех субъектов хозяйствования, получивших лицензии на оборот спирта, алкоголя, табака или горючего (до сих пор речь шла только о Едином реестре производителей спирта, алкоголя и табака). Его разместят в свободном доступе, а ведением будет заниматься ГНС Украины в порядке, который определит КМУ.

Порядок подачи документов на получение лицензии

Документы для получения лицензий можно подавать в электронной форме (изменения в ст. 3, 15 Закона № 481). Также в электронном виде налоговики теперь смогут отправить распоряжение об аннулировании лицензии (ст. 15 Закона № 481 для лицензий на торговлю) или же просто разместить его на своем веб-сайте (ст. 3 Закона № 481 для лицензий на производство).

Основания для отказа в выдаче лицензии

Чиновники получили формальное право отказывать в выдаче лицензии, если претендент не зарегистрировал объект налогообложения в соответствии с п. 63.3 Налогового кодекса. То есть если субъект хозяйствования не представил информацию об объекте в уведомлении по форме № 20-ОПП. Получатели лицензий на горючее еще в прошлом году сталкивались с аналогичным основанием для отказа (см. ответ в категории 113.04, актуальный до 01.01.2022). Теперь такое обоснование зафиксировали непосредственно в Законе № 481.

Срок для изменения сведений

В Законе № 481 закрепили месячный срок, в течение которого лицензиат должен обратиться в орган лицензирования, если изменились сведения, указанные в полученной лицензии.

Для лицензий на производство из ст. 3 Закона № 481 установлен срок 30 дней, а для лицензий на импорт, экспорт, оптовую и розничную торговлю подакцизными товарами, а также на хранение горючего из ст. 15 Закона № 481 – месячный срок.

Соблюдение срока обязательно, поскольку налоговики получили право аннулировать лицензию в случае его нарушения.

«Приостановка» действия лицензий

Упразднена процедуру «приостановки» действия лицензий. Теперь при неуплате очередного платежа за лицензию ее могут сразу аннулировать, а не ждать еще 30 дней. При этом лицензиату периодически будут отправлять напоминание в электронной форме:

  • для лицензий на производство – начиная с 90 дней до наступления срока уплаты;
  • для лицензий на импорт, экспорт, оптовую и розничную торговлю подакцизными товарами и хранение горючего – начиная с 30 дней.

Аннулирование действия лицензии

Расширен перечень оснований для аннулирования лицензий как на производство, так и на торговлю. В частности, лишить лицензии смогут на основании «установления факта отсутствия субъекта хозяйствования... по местонахождению» или же в результате «установления факта торговли... без марок акцизного налога» (ст. 15 Закона № 481).

Прочие изменения

Также путем внесения изменений:

  • установили бессрочный характер лицензий на производство спирта, алкоголя, табака и горючего, а также оптовую торговлю спиртом этиловым, спиртом этиловым ректифицированным виноградным, спиртом этиловым ректифицированным плодовым (ст. 4, ст. 14 Закона № 481). Ранее они действовали в течение 5 лет;
  • сделали невозможным одновременное использование помещений и оборудования для промышленного производства табачных изделий несколькими субъектами хозяйствования (ст. 3 Закона № 481);
  • увеличили почти в два раза – до 975 000 грн (150 размеров МЗП на 1 января) стоимость лицензии на оптовую торговлю табаком на 2022 год (ст. 18 Закона № 481);
  • зафиксировали правила погашения долгов ГП «Укрспирт» лицами, которые приобрели его имущество (ст. 18 Закона № 481);
  • определили условия, при которых до 31.12.2023 можно не наносить максимальную розничную цену на упаковки табачных изделий и жидкостей для электронных сигарет (ст. 18 Закона № 481);
  • разрешили розлив определенных видов винодельной продукции, сброженных напитков с содержанием спирта не более чем 8,5 % объемных единиц (без добавления спирта) в металлические банки из пищевого алюминия и в тару вместимостью 0,33 л (ст. 11 Закона № 481).

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву

4428 грн. / год

Купить

Лучшие материалы