Надо ли подтверждать стоимость автомобиля для уплаты транспортного налога?
14.09.2016 475 0 1
У предприятия в собственности имеется автомобиль Acura MDX, объем цилиндров двигателя – 3,5 л, год выпуска – 2014-й, пробег на начало 2016 года – 21 000 км. Сделали расчет среднерыночной стоимости автомобиля, она оказалась меньше суммы, чем предусмотрено пп. 267.2.1 Налогового кодекса (далее – НК) для уплаты транспортного налога (менее 1 033 500 грн.). Таким образом, в 2016 году предприятию не нужно уплачивать транспортный налог. Надо ли документально подтверждать среднерыночную стоимость автомобиля по состоянию на 1 января 2016 года, чтобы обосновать неуплату налога?
Нормы НК этого не требуют. Хотя понятно, почему данный вопрос волнует бухгалтера предприятия.
Напомним, что при расчете среднерыночной стоимости автомобиля предприятия пользуются калькулятором, разработанным Минэкономразвития, который обнародован на сайте этого министерства. Среднерыночная стоимость автомобиля напрямую зависит от цены на такой же автомобиль, но новый. Получается, что при девальвации гривни стоимость нового авто в гривневом эквиваленте будет увеличиваться, догоняя и перегоняя предел, установленный пп. 267.2.1 НК, то есть 750 МЗП (минимальной зарплаты, установленной на 1 января отчетного года). В текущем году это 1 033 500 грн. За легковой автомобиль, среднерыночная стоимость которого превышает указанную величину, предприятию придется уплатить транспортный налог – 25 000 грн. в год.
Кабмин постановлением от 18.02.16 г. № 66 утвердил Методику определения среднерыночной стоимости легковых автомобилей (далее – Методика № 66). Согласно этой Методике, среднерыночная стоимость автомобиля рассчитывается по методу аналогии цен идентичных транспортных средств. Для расчета используется формула, предусмотренная п. 3 Порядка, утвержденного постановлением КМУ от 10.04.13 г. № 403 (далее – Порядок № 403):
Сср= Цн х (Г : 100) х (1 ± (Гк : 100),
где Цн – цена нового транспортного средства в Украине с учетом марки, модели, типа двигателя, объема цилиндров двигателя и типа коробки переключения передач (п. 2 Методики № 66);
Г – коэффициент корректировки рыночной цены автомобиля в зависимости от срока его эксплуатации (установлен в приложении 1 к Порядку № 403);
Гк – коэффициент корректировки рыночной цены автомобиля в зависимости от пробега (согласно приложению 2 к Порядку № 403).
Откуда берется информация о стоимости новых автомобилей? Источником являются прайс-листы официальных производителей или дилеров. При этом ГП «Госвнешинформ» ежегодно до 10 января текущего отчетного года предоставляет такую информацию Минэкономразвития (п. 3, 4 Методики № 66). А Минэкономразвития на своем сайте использует полученную информацию при разработке калькулятора среднерыночной стоимости автомобилей (п. 14 Методики № 66). Просчитав среднерыночную стоимость автомобиля, Минэкономразвития в срок до 1 февраля передает в ГФС информацию о новых автомобилях, стоимость которых превышает предел, установленный пп. 267.2.1 НК (п. 13 Методики № 66).
Как видите, информация о рыночной стоимости автомобиля, используемая ГФС, не меняется в течение всего года. Поэтому, даже если в течение года цена на новый автомобиль возрастет настолько, что превысит установленный НК предел, предприятия не должны будут пересчитывать налог (или становиться плательщиками транспортного налога) с даты подорожания автомобиля.
А если бухгалтер все-таки захочет документом подтвердить тот факт, что автомобиль не является объектом обложения транспортным налогом ввиду его относительно невысокой стоимости? Захочет обезопасить себя, памятуя о привычно фискальном мнении контролирующих органов при толковании законодательства.
В таком случае до подачи декларации на текущий год, но после 1 февраля, рекомендуем распечатать с сайта Минэкономразвития расчет, сделанный калькулятором, и оформить его как приложение к внутреннему распоряжению. На распечатке будет указана дата запроса и дата, когда информация была распечатана. Такая распечатка будет дополнительным подтверждением того, что бухгалтер правильно применил на практике нормы НК.
Комментарии к материалу