• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Изменения в Налоговом кодексе: блицобзор законопроекта № 1210

09.09.2019 9811 0 4

Налоговые «прятки»: что предлагает изменить законодатель под видом технических шероховатостей


В данной статье рассматриваются предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс (далее – НК), поданные председателем Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики ВРУ. То есть велика вероятность, что мы знакомимся с почти реальными изменениями.


Законопроект № 1210

Проект Закона называется «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по совершенствованию администрирования налогов, устранению технических и логических несогласованностей в налоговом законодательстве». Сам текст в объеме с немаленький роман (371 тыс. знаков), и к нему еще идет сравнительная таблица, которую мы и используем, а сам текст законопроекта можно найти здесь.

Если проект проголосуют, то Закон вступит в силу со дня, следующего за днем его опубликования, кроме ряда подпунктов, которые вступают в силу или с 01.01.20 г., или даже с 01.07.20 г. Итак, есть все основания допускать, что Закон примут… скоро.

  1. Первое, что бросается в глаза, – предлагают, чтобы НК распространялся и на сборы. В то же время внесение изменений именно этим законопроектом в Закон  № 2464-VI от 01.01.2011 г. «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» не предусмотрено. Поэтому возможно, что это лишь исправление описки, а не распространение норм НК Украины еще и на ЕСВ.
  2. Ставки местных налогов и сборов предлагают устанавливать местными советами до 25 июля года, предшествующего отчетному.
  3. Денежным обязательством предлагают определить не только сами налоги и штрафы, но и пеню. То есть за несвоевременную уплату пени будет штраф согласно предписаниям ст. 126 НК (см. изменения в пп.14.1.162 НК).
  4. Понятие «дивиденды» (пп. 14.1.49 НК) предлагают расширить, например, таким платежом: «выплата в денежной или неденежной форме, осуществляемая юридическим лицом в пользу его учредителя и/или участника – нерезидента Украины в связи с уменьшением уставного капитала, выкупом юридическим лицом корпоративных прав в собственном уставном капитале, выходом участника из состава хозяйственного общества или другой аналогичной операции между юридическим лицом и его участником, если операция приводит к уменьшению нераспределенной прибыли юридического лица».
  5. А вот связанным лицом (пп. 14.1.159 НК) предлагают признавать в случае, если такое лицо владеет 25 % корпоративных прав (ранее было 20 %) Но это правило не будет распространяться на международные финансовые организации – у них лучшее положение).
  6. Налоговое обязательство по НДС, возможно, обретет новое звучание (новый пп. 14.1.1561 НК). Так, налоговое обязательство для целей раздела V НК – общая сумма налога на добавленную стоимость, полученная (начисленная) налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, и/или сумма средств, сформированная за счет налоговых льгот, которые были использованы налогоплательщиком не по целевому назначению или с нарушением порядка их предоставления, установленного этим Кодексом. Вот так. Нужно будет быть осторожнее с льготами.
  7. При проведении проверки должностные лица вынуждены будут давать пояснения по предмету проверки. Сейчас можно отказаться. Хотя давать пояснения можно будет и по собственной инициативе (как по мне, то эти нормы немного противоречат друг другу).
  8. Почему-то убрали п. 21.4 НК: должностное или служебное лицо контролирующего органа несет перед государством ответственность в порядке регресса в размере выплаченного из бюджета возмещения из-за неправомерных решений, действия или бездеятельность этого должностного (служебного) лица. Однако из новой ст. 114 НК следует, что возмещать ущерб за счет контролирующих органов разрешат. Главное – сначала доказать противоправность действий/бездеятельности и решений налогового органа.
  9. Много изменений предлагают внести по трансфертному ценообразованию. Например, контролируемыми операциями предлагают признать хозяйственные операции плательщиков единого налога четвертой группы с нерезидентами, указанными в пп. «а»–«г» пп. 39.2.1.1 НК.
  10. Еще одна новинка – ст. 392 НК, в которой описано, что контролируемой иностранной компанией признается любое юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве или территории, признаваемой таковой, которое находится под контролем физического лица – резидента Украины или юридического лица – резидента Украины в соответствии с правилами, определенными НК.
  11. Представляете отчетность в электронном виде? Ежедневно проверяйте е-кабинет – там могут появиться приказы на проверку и сопутствующие документы. И теперь уже сказать: «Нам почта вовремя не прислала» и отсрочить проверку не удастся.
  12. «На первый раз прощается, на второй…». Теперь потерять или уничтожить первичные документы можно только раз. Во второй раз, даже если вы их восстановите, налоговая признает, что таких документов у вас никогда не было. И здесь даже суд не поможет.
  13. «Фактическое поведение налогоплательщика». Есть все первичные документы, но фактическое поведение налогоплательщика вызывает подозрения – будет штраф. Нет первичных документов, но поведение налогоплательщика не вызывает подозрений – штрафа нет. К сожалению, критериев «фактического поведения» в проекте нет.
  14. Хотят вернуть два уровня административного обжалования жалобы. Это будет, как и ранее, ГФС Украины, а высшим уровнем – новосозданный Апелляционный совет по вопросам рассмотрения жалоб налогоплательщиков (действует при Министерстве финансов).
  15. Важно! Предлагают: если предельный срок уплаты налогового обязательства приходится на выходной или праздничный день, то последним днем уплаты налогового обязательства считается операционный (банковский) день, следующий за выходным или праздничным днем.
  16. Предлагают изменить форму и некоторые реквизиты налоговых уведомлений-решений.
  17. ФЛП, которые также являются самозанятыми лицами, будут учитываться как ФЛП, но с дополнительной отметкой об осуществлении независимой деятельности.
  18. Внимание! Сейчас вносить изменения в план-график проверок нельзя после 25 декабря года, предшествующего году проверки. Вместо этого предлагают разрешить вносить изменения в этот план, но не чаще чем раз в квартал. Поэтому этот план нужно будет ежеквартально мониторить. Однако до 15 марта, июня, сентября и декабря такой план-график должны опубликовать.
  19. Хотят увеличить продолжительность проверок (см. изменения в ст. 82 НК).
  20. Перенос проверки (как советуют некоторые налоговые эксперты) уже не спасет от сроков давности. Так, перенос срока давности (например, на 90 дней в связи с потерей первичных документов) просто останавливает течение 1095 дней на применение штрафных санкций.
  21. Хорошая новость: теперь будут штрафовать за виновное деяние! Но налогоплательщик должен иметь доказательства. Например, налоговая накладная отправлена 14-го числа, а квитанция поступила лишь 17-го. Фиксируем все, в т.ч. с помощью скриншотов и свидетелей. И еще интересно: если субъект хозяйствования действовал в соответствии с правовыми выводами Верховного Суда (но только Большой Палаты или по образцовому делу), то такое лицо избавляется от ответственности, но все же вынуждено уплатить налог.
  22. Внесли в форму № 1ДФ неправдивые сведения? Штрафы увеличат! Но такие ведомости можно исправить в течение отчетного года!
  23. Штрафы увеличат. В каждом случае – разный способ, но пересмотрите ст. 119-129 проекта изменений в НК.
  24. Выплаты нерезидентам могут повлечь дополнительный налоговый груз. Ну действительно, с оффшорами начинают бороться.
  25. Изменения по налоговой скидке. Можно допустить, что будут учитывать все. Но это пока еще неясно. На всякий случай сохраняйте чеки.
  26. Предлагают изменить, какие хозяйственные операции освобождаются от обложения НДС (ст. 197 НК), в частности ввоз племенных животных. А вот СЭА НДС не отменят, хотя планируют кое-что изменить в 1-м реквизите формулы. А именно для расчета показателя ∑ПопРах учитывается сумма средств, изъятых и зачтенных контролирующим органом на счет налогоплательщика в системе электронного администрирования налога в соответствии со ст. 95 НК в счет погашения налогового долга по НДС по задекларированным к уплате налоговым обязательствам за периоды начиная с 01.07.15 г., определенным налогоплательщиком в налоговой декларации по НДС или уточняющем расчете.
  27. Сводные налоговые накладные можно зарегистрировать в течение 20 календарных дней.
  28. Акцизный налог на горючее так и не изменят.
  29. Льготу по неуплате налога на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка, для промышленных предприятий изменят, и она будет звучать так: «здания промышленности (относящиеся к группе «Здания промышленные и склады» (код 125) Государственного классификатора зданий и сооружений ДК 018-2000), которые используются по назначению в хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, основная деятельность которых классифицируется в секциях B-F КВЭД ДК 009:2010, и не сдаются их владельцами в аренду, лизинг, заем».
  30. Единый налог пока не слишком изменился. Да, выплаты нерезиденту влекут дополнительное администрирование. Но предлагают подавать заявление на переход не за 15 дней, как было, а за 10 календарных дней до следующего месяца. То есть можем допустить, что теперь переходить на упрощенную систему налогообложения можно будет в любой месяц года. А вот сельхозпроизводителям это нужно сделать не позднее 20 февраля (было до 20-го, то есть добавили еще один день).

Если законопроект будет принят, то мы обязательно подробно рассмотрим все нормы. Но если у вас возникают вопросы именно по изменениям, касающимся вашей деятельности, то мы еще раз просмотрим проект и скажем, изменится для вас что-то или нет.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

2592 грн. / год

Купить

Лучшие материалы