Изменения в Налоговом кодексе: блицобзор законопроекта № 1210
В данной статье рассматриваются предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс (далее – НК), поданные председателем Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики ВРУ. То есть велика вероятность, что мы знакомимся с почти реальными изменениями.
Законопроект № 1210
Проект Закона называется «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по совершенствованию администрирования налогов, устранению технических и логических несогласованностей в налоговом законодательстве». Сам текст в объеме с немаленький роман (371 тыс. знаков), и к нему еще идет сравнительная таблица, которую мы и используем, а сам текст законопроекта можно найти здесь.
Если проект проголосуют, то Закон вступит в силу со дня, следующего за днем его опубликования, кроме ряда подпунктов, которые вступают в силу или с 01.01.20 г., или даже с 01.07.20 г. Итак, есть все основания допускать, что Закон примут… скоро.
- Первое, что бросается в глаза, – предлагают, чтобы НК распространялся и на сборы. В то же время внесение изменений именно этим законопроектом в Закон № 2464-VI от 01.01.2011 г. «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» не предусмотрено. Поэтому возможно, что это лишь исправление описки, а не распространение норм НК Украины еще и на ЕСВ.
- Ставки местных налогов и сборов предлагают устанавливать местными советами до 25 июля года, предшествующего отчетному.
- Денежным обязательством предлагают определить не только сами налоги и штрафы, но и пеню. То есть за несвоевременную уплату пени будет штраф согласно предписаниям ст. 126 НК (см. изменения в пп.14.1.162 НК).
- Понятие «дивиденды» (пп. 14.1.49 НК) предлагают расширить, например, таким платежом: «выплата в денежной или неденежной форме, осуществляемая юридическим лицом в пользу его учредителя и/или участника – нерезидента Украины в связи с уменьшением уставного капитала, выкупом юридическим лицом корпоративных прав в собственном уставном капитале, выходом участника из состава хозяйственного общества или другой аналогичной операции между юридическим лицом и его участником, если операция приводит к уменьшению нераспределенной прибыли юридического лица».
- А вот связанным лицом (пп. 14.1.159 НК) предлагают признавать в случае, если такое лицо владеет 25 % корпоративных прав (ранее было 20 %) Но это правило не будет распространяться на международные финансовые организации – у них лучшее положение).
- Налоговое обязательство по НДС, возможно, обретет новое звучание (новый пп. 14.1.1561 НК). Так, налоговое обязательство для целей раздела V НК – общая сумма налога на добавленную стоимость, полученная (начисленная) налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, и/или сумма средств, сформированная за счет налоговых льгот, которые были использованы налогоплательщиком не по целевому назначению или с нарушением порядка их предоставления, установленного этим Кодексом. Вот так. Нужно будет быть осторожнее с льготами.
- При проведении проверки должностные лица вынуждены будут давать пояснения по предмету проверки. Сейчас можно отказаться. Хотя давать пояснения можно будет и по собственной инициативе (как по мне, то эти нормы немного противоречат друг другу).
- Почему-то убрали п. 21.4 НК: должностное или служебное лицо контролирующего органа несет перед государством ответственность в порядке регресса в размере выплаченного из бюджета возмещения из-за неправомерных решений, действия или бездеятельность этого должностного (служебного) лица. Однако из новой ст. 114 НК следует, что возмещать ущерб за счет контролирующих органов разрешат. Главное – сначала доказать противоправность действий/бездеятельности и решений налогового органа.
- Много изменений предлагают внести по трансфертному ценообразованию. Например, контролируемыми операциями предлагают признать хозяйственные операции плательщиков единого налога четвертой группы с нерезидентами, указанными в пп. «а»–«г» пп. 39.2.1.1 НК.
- Еще одна новинка – ст. 392 НК, в которой описано, что контролируемой иностранной компанией признается любое юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве или территории, признаваемой таковой, которое находится под контролем физического лица – резидента Украины или юридического лица – резидента Украины в соответствии с правилами, определенными НК.
- Представляете отчетность в электронном виде? Ежедневно проверяйте е-кабинет – там могут появиться приказы на проверку и сопутствующие документы. И теперь уже сказать: «Нам почта вовремя не прислала» и отсрочить проверку не удастся.
- «На первый раз прощается, на второй…». Теперь потерять или уничтожить первичные документы можно только раз. Во второй раз, даже если вы их восстановите, налоговая признает, что таких документов у вас никогда не было. И здесь даже суд не поможет.
- «Фактическое поведение налогоплательщика». Есть все первичные документы, но фактическое поведение налогоплательщика вызывает подозрения – будет штраф. Нет первичных документов, но поведение налогоплательщика не вызывает подозрений – штрафа нет. К сожалению, критериев «фактического поведения» в проекте нет.
- Хотят вернуть два уровня административного обжалования жалобы. Это будет, как и ранее, ГФС Украины, а высшим уровнем – новосозданный Апелляционный совет по вопросам рассмотрения жалоб налогоплательщиков (действует при Министерстве финансов).
- Важно! Предлагают: если предельный срок уплаты налогового обязательства приходится на выходной или праздничный день, то последним днем уплаты налогового обязательства считается операционный (банковский) день, следующий за выходным или праздничным днем.
- Предлагают изменить форму и некоторые реквизиты налоговых уведомлений-решений.
- ФЛП, которые также являются самозанятыми лицами, будут учитываться как ФЛП, но с дополнительной отметкой об осуществлении независимой деятельности.
- Внимание! Сейчас вносить изменения в план-график проверок нельзя после 25 декабря года, предшествующего году проверки. Вместо этого предлагают разрешить вносить изменения в этот план, но не чаще чем раз в квартал. Поэтому этот план нужно будет ежеквартально мониторить. Однако до 15 марта, июня, сентября и декабря такой план-график должны опубликовать.
- Хотят увеличить продолжительность проверок (см. изменения в ст. 82 НК).
- Перенос проверки (как советуют некоторые налоговые эксперты) уже не спасет от сроков давности. Так, перенос срока давности (например, на 90 дней в связи с потерей первичных документов) просто останавливает течение 1095 дней на применение штрафных санкций.
- Хорошая новость: теперь будут штрафовать за виновное деяние! Но налогоплательщик должен иметь доказательства. Например, налоговая накладная отправлена 14-го числа, а квитанция поступила лишь 17-го. Фиксируем все, в т.ч. с помощью скриншотов и свидетелей. И еще интересно: если субъект хозяйствования действовал в соответствии с правовыми выводами Верховного Суда (но только Большой Палаты или по образцовому делу), то такое лицо избавляется от ответственности, но все же вынуждено уплатить налог.
- Внесли в форму № 1ДФ неправдивые сведения? Штрафы увеличат! Но такие ведомости можно исправить в течение отчетного года!
- Штрафы увеличат. В каждом случае – разный способ, но пересмотрите ст. 119-129 проекта изменений в НК.
- Выплаты нерезидентам могут повлечь дополнительный налоговый груз. Ну действительно, с оффшорами начинают бороться.
- Изменения по налоговой скидке. Можно допустить, что будут учитывать все. Но это пока еще неясно. На всякий случай сохраняйте чеки.
- Предлагают изменить, какие хозяйственные операции освобождаются от обложения НДС (ст. 197 НК), в частности ввоз племенных животных. А вот СЭА НДС не отменят, хотя планируют кое-что изменить в 1-м реквизите формулы. А именно для расчета показателя ∑ПопРах учитывается сумма средств, изъятых и зачтенных контролирующим органом на счет налогоплательщика в системе электронного администрирования налога в соответствии со ст. 95 НК в счет погашения налогового долга по НДС по задекларированным к уплате налоговым обязательствам за периоды начиная с 01.07.15 г., определенным налогоплательщиком в налоговой декларации по НДС или уточняющем расчете.
- Сводные налоговые накладные можно зарегистрировать в течение 20 календарных дней.
- Акцизный налог на горючее так и не изменят.
- Льготу по неуплате налога на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка, для промышленных предприятий изменят, и она будет звучать так: «здания промышленности (относящиеся к группе «Здания промышленные и склады» (код 125) Государственного классификатора зданий и сооружений ДК 018-2000), которые используются по назначению в хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, основная деятельность которых классифицируется в секциях B-F КВЭД ДК 009:2010, и не сдаются их владельцами в аренду, лизинг, заем».
- Единый налог пока не слишком изменился. Да, выплаты нерезиденту влекут дополнительное администрирование. Но предлагают подавать заявление на переход не за 15 дней, как было, а за 10 календарных дней до следующего месяца. То есть можем допустить, что теперь переходить на упрощенную систему налогообложения можно будет в любой месяц года. А вот сельхозпроизводителям это нужно сделать не позднее 20 февраля (было до 20-го, то есть добавили еще один день).
Если законопроект будет принят, то мы обязательно подробно рассмотрим все нормы. Но если у вас возникают вопросы именно по изменениям, касающимся вашей деятельности, то мы еще раз просмотрим проект и скажем, изменится для вас что-то или нет.
Комментарии к материалу