• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Налоговые «прятки»: что предлагает изменить законодатель под видом технических шероховатостей

20.09.2019 1317 0 0

Изменения в Налоговом кодексе: блицобзор законопроекта № 1210


Новые законодательные инициативы о внесении изменений в Налоговый кодекс для «устранения технических шероховатостей» уже вызвали недовольство участников соответствующих отраслей. Эксперты по налоговым вопросам подчеркивают, что это только начало, ведь под видом такого устранения законодатель пытается изменить и совсем не технические нормы.

В свете изменений, которые предложены проектом закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических неувязок в налоговом законодательстве» №1210, хотим привлечь внимание к нескольким интересным и совсем не техническим изменениям. В документе есть положения, которые позволяют налоговикам легализовать то, что они вопреки действующему законодательству пытались навязать в актах проверок, письмах-разъяснениях, и с чем налогоплательщики годами не соглашались в судах.

Легализация внутренних инструкций налоговиков о нереальности сделок

Предлагается дополнить статью 44 Налогового кодекса Украины достаточно резонансными положениями. Так, для целей налогообложения операции должны учитываться исходя из реальных (фактических) условий и обстоятельств и/или поведения налогоплательщика. При этом первичные документы учитываются в налоговом учете при условии, если они не противоречат приведенным реальным (фактическим) условиям и поведению налогоплательщика. При отсутствии таких первичных документов операции налогоплательщика учитываются в соответствии с фактическими условиями и обстоятельствами совершенной операции и/или фактическим поведением налогоплательщика.

То есть в случае принятия изменений налоговики должны анализировать не только первичные документы, но и обстоятельства операции и еще какое-то поведение налогоплательщика (этого определения НКУ пока не дает).

Получается, что бухгалтер, проведя первичный документ в бухгалтерском учете, должен включить все свои способности, привлечь персонал, проводивший или сопровождавший хозяйственную операцию, и проанализировать на наличие фактических условий и обстоятельств операции и только после всего этого формировать показатели для целей налогового учета.

Однако о нереальности хозяйственных операций контролирующие органы еще в 2016 году издали собственное письмо №16872/7/99-99-14-02-02-17 от 16 мая с рекомендациями для использования в проверочной работе. Последние годы эти вопросы стали основными в текстах актов проверок и имеют самый низкий процент доведения их до признания судами соответствующими действительности и действующему законодательству.

После принятия таких совсем нетехнических и нелогичных норм налоговая получит законное право требовать от налогоплательщика не только первичные документы, являющиеся основанием для учета хозяйственных операций, но и никому не известные по форме и содержанию документы, соответствующие реальным (фактическим) обстоятельствам операции и поведению налогоплательщика. А может просто не понравится поведение плательщика, из-за чего он потеряет право на расходы в составе финансового результата до налогообложения.

И в завершение отметим, что обязанность доказывания несоответствия первичных документов таким реальным (фактическим) условиям и обстоятельствам совершения сделки и/или поведению налогоплательщика возлагается на налоговую службу.

Стоимость ошибки за несвоевременную регистрацию налоговой накладной возрастет

Также законопроектом предлагается расширить перечень операций, на которые не будут распространяться штрафы за несвоевременную регистрацию налоговых накладных (НН) и/или расчетов корректировки (РК) к ним, которые определены в процентах от суммы НДС (от 10% до 50% от суммы НДС), в зависимости от срока просрочки регистрации. Например, вводятся штрафы за нарушение сроков регистрации таких НН/РК, составленных по следующим операциям:

  • освобожденным от обложения НДС;
  • облагаемым по нулевой ставке;
  • при самостоятельном начислении налоговых обязательств;
  • связанным с распределением НДС между облагаемыми налогом и не облагаемыми налогом операциями;
  • на сумму превышения фактической цены реализации над ценой приобретения товаров, работ и услуг в случае самостоятельного изготовления товаров, работ и услуг – над обычной ценой.

Сам размер штрафа за несвоевременную регистрацию НН/РК к налоговой накладной по указанным операциям составит 3400 грн.

Такое техническое «улучшение» приведет к еще большей фискализации и возможным расходам для бизнеса на уплату штрафов.

Курсовые разницы не будут влиять на объект обложения налогом на прибыль

Налоговая не первый год в своих актах проверок пытается любыми способами не учесть в расходах курсовую разницу по долговым обязательствам, оперируя и положениями стандартов учета по операциям с компаниями группы, и несвоевременным погашением кредита или займа, а тут такой подарок от законодателя.

Предлагается увеличивать финансовый результат до налогообложения на сумму признанных расходов от определения курсовых разниц по монетарным статьям в иностранной валюте на дату баланса, а в противовес получим право финансовый результат до налогообложения уменьшать на сумму признанных доходов от курсовых разниц по монетарным статьям в иностранной валюте на дату баланса.

Но, если авторы законопроекта устраняли логические неувязки, тогда возникает вопрос: почему курсовые разницы по монетарным статьям определяются только на дату баланса, ведь они еще есть и на дату совершения хозяйственной операции?

В любом случае при падении курса национальной валюты пострадает налогоплательщик, который не сможет уменьшать финансовый результат на такие расходы.

Эта норма особенно затрагивает те компании, у которых имеется существенная кредиторская задолженность в иностранной валюте.

Деловая цель убыточной операции с нерезидентом должна быть доказана

Понес расходы по операциям с нерезидентом – докажи деловую цель такой операции для целей налогового учета. Авторы законопроекта предусмотрели увеличение финансового результата до налогообложения на сумму расходов, понесенных налогоплательщиком в пользу нерезидентов, если такие операции не имеют деловой цели.

Так же деловой целью является причина, которая может быть доступна только при условии, что налогоплательщик намерен получить экономический эффект в результате хозяйственной деятельности.

Экономический эффект предполагает прирост (сохранение) активов налогоплательщика и/или их стоимости, а так же создание условий для такого прироста (сохранения) в дальнейшем.

Для целей налогообложения считается, что операция не имеет разумной экономической причины (деловой цели), в частности, но не исключительно, если:

  • главной целью или одной из главных целей операции и/или ее результатом является неуплата (неполная уплата) суммы налогов и/или уменьшение объема налогооблагаемой прибыли налогоплательщика;
  • в сопоставимых условиях лицо не было бы готово приобрести (продать) такие работы (услуги), нематериальные активы, другие предметы хозяйственных операций, отличные от товаров, у несвязанных лиц.

Следовательно, нет экономического эффекта – нет влияния расходов на финансовый результат до налогообложения. При этом доказывать такое влияние должен именно контролирующий орган.

Экспорт «неправильному» нерезиденту приведет к увеличению объекта налогообложения налогом на прибыль

Увеличение финансового результата до налогообложения на 30% стоимости экспортной операции будет касаться не только импорта, но и экспорта.

Так, согласно запланированным нововведениям, финансовый результат до налогообложения увеличивается на сумму 30 процентов стоимости товаров, в том числе необоротных активов, работ и услуг (кроме операций, признаваемых контролируемыми), реализованных в пользу:

  • нерезидентов, зарегистрированных в государствах (на территориях), включенных в перечень государств (территорий), утвержденный Кабинетом Министров Украины;
  • нерезидентов, организационно-правовая форма которых включена в перечень, утвержденный Кабинетом Министров Украины.

Избежать этого можно только, если соответствие суммы таких доходов будет подтверждено документацией по трансфертному ценообразованию.

Как видим, правка является совсем не технической, а логика указывает на осложнение жизни экспортеру, ведь теперь он должен анализировать всех своих покупателей и при определенных обстоятельствах нести дополнительные расходы на подтверждение рыночного ценообразования в таких операциях.

Экспорт ниже себестоимости приведет к доначислению НДС

Несколько лет налогоплательщики отстаивали в судебном порядке отсутствие налогообложения по экспортным операциям ниже цены приобретения. Им это удалось, удалось также разрушить и позицию контролирующих органов и убедить, что никакого налогообложения здесь быть не может, ведь ставка НДС при экспорте – нулевая.

Предлагаемыми изменениями предусмотрено начисление налоговых обязательств по НДС на сумму превышения цены приобретения над базой налогообложения по операциям экспорта. Но нулевую ставку по экспорту никто не изменил, и в случае принятия таких изменений прогнозируем новый круг судебных исков по таким операциям.

mind.ua

Комментарии к материалу

Лучшие материалы