Изменения к Порядкам № 1165 и № 1246: проект Минфина
На сайте Минфина размещен проект постановления (далее – проект Минфина) о внесении изменений в два документа, а именно:
- в Порядок, утвержденный постановлением КМУ от 11.12.2019 № 1165 (далее – Порядок № 1165);
- Порядок, утвержденный постановлением КМУ от 29.12.2010 № 1246 (далее – Порядок № 1246).
Также планируется внести изменения в Налоговый кодекс (далее – НК) относительно порядка регистрации в ЕРНН налоговых накладных и расчетов корректировки (далее – НН/РК).
Обратите внимание! Проект еще не принят, мы анализируем предлагаемые Минфином изменения для того, чтобы вы могли понять тенденцию, подготовиться и спланировать свои действия. |
В целом стоит отметить, что проблемы, связанные с блокировкой НН/РК, начинают потихоньку решаться, что не может не радовать. Рассмотрим, что именно планирует изменить Минфин.
Изменения к Порядку № 1165
Порядком № 1165 регламентированы вопросы блокировки НН/РК в ЕРНН.
Мы уже писали о том, что случаи блокировки НН/РК заметно участились после последних изменений, которые были внесены в Порядок № 1165 постановлением КМУ от 12.10.2022 № 1154 (вступили в силу с 14.10.2022). Это вызвало проблемы в деятельности многих предприятий. Были даже предложения (законопроект № 8079) на период военного положения вообще отказаться от блокировки НН/РК. Однако эту инициативу не поддержали Минфин и ГНС. Поэтому блокировка остается.
Тем не менее Минфин все же пошел на определенные уступки для бизнеса. Рассмотрим, какие изменения произойдут, когда проект Минфина вступит в силу.
1. Предусмотрена разовая автоматическая регистрация НН/РК
К сожалению, эта акция будет действовать не для всех НН/РК.
Так, в случае принятия комиссией регионального уровня решения об учете Таблицы данных плательщика (далее – Таблица) должна произойти автоматическая регистрация тех НН/РК, которые были заблокированы на основании п. 1 Критериев рисковости операции в период с 14.10.2022 до даты вступления в силу проекта Минфина. И при условии, что:
- в таких НН/РК указаны операции исключительно с кодами товаров или услуг, которые были отражены в Таблице, принятой ГНС. То есть если, например, в НН указаны как коды из Таблицы, так и другие коды, которых в этой Таблице не было, НН не будет автоматически разблокирована;
- в отношении таких НН/РК комиссией регионального уровня не было принято решение о регистрации (отказе в регистрации) в ЕРНН или же комиссией центрального уровня не было принято решение об удовлетворении или об отказе жалобы на решение комиссии регионального уровня. Получается, что плательщикам НДС не стоит спешить с подачей документов на разблокировку или обжалование: имеет смысл добиться принятия Таблицы и ждать автоматической регистрации. Конечно, при условии, что Минфин не передумает и не станет тянуть с принятием своего проекта. Надеемся на это;
- суммы лимита регистрации достаточно для регистрации разблокированной НН/РК.
Обратите внимание! Предполагается, что проект Минфина вступит в силу через 15 календарных дней после его официального опубликования. То есть у плательщиков НДС с момента вступления в силу проекта будет время для подачи Таблицы, поскольку ее принятие – основное условие автоматической регистрации НН. |
2. Признаков безусловной регистрации станет больше
Правда, тоже не для всех НН/РК.
Напомним, что в п. 3 Порядка № 1165 есть перечень признаков, при соответствии которым НН и положительный РК не идет под мониторинг, а значит, и под блокировку. Сейчас таких действующих признаков всего четыре, а Минфин своим проектом добавляет еще два (п. 6 и 7), один из которых делает поблажку и для отрицательных РК. Приведем содержание этих новых пунктов.
Пункт 6. Объем поставки, указанный в поданной для регистрации в ЕРНН НН, которая предоставляется покупателю – плательщику НДС, не превышает 5 000 грн. При условии, что плательщик НДС не является рисковым, а руководитель – должностное лицо такого плательщика занимает аналогичную должность не более чем у трех (всего) плательщиков налога.
Пункт 7. Общая сумма абсолютных значений корректировки на уменьшение суммы компенсации стоимости товара/услуги их поставщику и/или общая сумма абсолютных значений корректировки на увеличение суммы компенсации стоимости товара/услуги их поставщику, указанных в представленном для регистрации в ЕРНН РК, не превышает 5 000 грн. При условии, что плательщик НДС не является рисковым, а руководитель – должностное лицо такого плательщика занимает аналогичную должность не более чем у трех (всего) плательщиков налога.
Также для признаков 6 и 7 должно соблюдаться еще одно условие: в текущем месяце суммарный объем операций, указанный в уже зарегистрированных в ЕРНН НН/РК и в поданных на регистрацию НН/РК, не должен превышать 500 000 грн.
Иными словами, у плательщиков НДС с небольшими оборотами не будут блокироваться НН и РК (в т. ч. отрицательные) на сумму до 5 000 грн без НДС.
3. Отказ в регистрации НН/РК по причине рисковости плательщика будет содержать детальную информацию
Сейчас плательщики, у которых НН/РК блокируются на основании п. 8 Критериев рисковости налогоплательщика, зачастую получают малоинформативный отказ. Проектом Минфина предусматривается, что в решении помимо основания для отказа должна быть еще и детальная информация, из-за которой было установлено соответствие плательщика НДС критериям рисковости, а именно:
- тип операции (приобретение или поставка), которая, по мнению налоговой, свидетельствует о рисковой деятельности плательщика, период ее осуществления;
- код товаров/услуг;
- налоговый номер плательщика – контрагента в рисковой операции.
Получив решение о своей рисковости, плательщик может подать на рассмотрение комиссии регионального уровня пакет документов, которые свидетельствуют о его несоответствии указанным критериям.
Если и после рассмотрения документов комиссия принимает решение, что плательщик все же является рисковым, то в таком решение она будет обязана:
- привести детальную информацию, из-за которой установлено соответствие плательщика критериям рисковости;
- указать (или выбрать из перечня, приведенного в форме решения) документы, которые не были представлены плательщиком на рассмотрение и которые могут свидетельствовать о несоответствии его критериям рисковости.
Также теперь прямо в Порядке № 1165 будет указано, что плательщик может повторно представлять на рассмотрение комиссии документы для выхода из состава рисковых. Раннее об этом говорилось только в разъяснениях налоговой в ОИР.
4. Из состава рисковых буду исключать плательщика и его контрагентов
Зачастую плательщик НДС волею случая сотрудничает с другим плательщиком, который признан рисковым. И, соответственно, сам получает рисковый статус. Но если его контрагент избавляется от рискового статуса, у плательщика также будет шанс выйти из состава рисковых.
Так, проектом Минфина предусмотрено, что в случае исключения плательщика НДС из состава рисковых на основании решения налоговой или решения суда должно осуществляться также автоматическое исключение из состава рисковых и его контрагентов – при условии, что:
- исключительным основанием для включения такого контрагента в состав рисковых на основании п. 8 Критериев рисковости налогоплательщика было осуществление операций с рисковым плательщиком НДС;
- отсутствуют другие основания и информация, по которой может быть установлено соответствие контрагента критериям рисковости налогоплательщика.
5. В решении об отказе в принятии Таблице будет указана конкретная причина
Еще одна существующая сегодня проблема – это отказ в принятии Таблицы, из формулировки которого невозможно понять причину такого отказа. При этом часто причиной отказа является наличие в цепочке поставщиков или покупателей рискового контрагента.
Проектом Минфина предусмотрено, что в соответствующих полях решения об отказе в принятии Таблицы должна указываться информация, которая стала основанием для принятия такого решения. А именно – подробная информация о наличии операции с подозрительным контрагентом:
- тип операции (приобретение или поставка);
- период осуществления такой операции;
- код товаров/услуг приобретаемых у такого контрагента (поставляемых ему);
- налоговый номер плательщика, задействованного в рисковой операции, и дата его включения в состав рисковых.
6. Изменятся формулировки в Критериях рисковости налогоплательщика
Проектом вносятся изменения в формулировку некоторых Критериев рисковости налогоплательщика. А именно: п. 6 и 7 Критериев (относительно неподачи декларации по НДС в течение двух последующих периодов и неподачи финансовой отчетности за последний отчетный период) применяются с учетом возможности (или невозможности) плательщика подавать такую отчетность в условиях военного положения согласно п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НК.
Также для п. 8 Критериев будет составлен справочник кодов, которые являются основанием для принятия решения о соответствии плательщика этому критерию.
На заметку! Такой справочник будет разработан ГНС и обнародован на ее официальном сайте. Тогда мы дадим подробный анализ – следите за нашими публикациями. |
7. Будут положительные изменения в Критериях рисковости осуществления операции
Рассмотрим пункты, которые планируется изменить.
Пункт 5. Здесь причина блокировки в том, что коэффициент торговой наценки не учитывается при расчете объемов корректировки в случае возврата товара. Это приводит к тому, что исходящие объемы поставки товаров – меньше возвращаемых объемов. Но ведь покупатель не продает товары по той же цене, по которой приобрел их у поставщика. Он продает их дороже, чтобы получить прибыль. Отсюда и разница в объемах. Мы неоднократно говорили об этом нюансе в своих публикациях, и наконец-то нас услышали.
Согласно проекту Минфина, планируется:
- при определении разницы в объемах приобретений и возвратов не учитывать операции по приобретению товаров (услуг), которые освобождены от обложения НДС или облагаются НДС по ставке 0 %;
- применять коэффициент наценки 1,5 в формуле определения остатка товара, в рамках которого регистрируется РК на уменьшение налоговых обязательств.
Правда, при этом есть условие: коды товаров (услуг), указанные в РК, должны быть отражены в принятой Таблице.
Обратите внимание! Из вышеприведенного условия следует, что Таблица должна быть принята налоговой не только у производителей товаров услуг, но и у торговцев, хотя у них входящие и исходящие коды не меняются. |
Пункт 6. На основании этого критерия блокируются РК, которые составлены к НН, оформленным на неплательщиков НДС. Проблема состоит в том, что под блокировку попадают отрицательные РК, составленные к НН, с даты оформления которых прошло более 14 календарных дней.
Проект Минфина несколько улучшает ситуацию, поскольку предусматривает, что под блокировку будут попадать отрицательные РК, составленные к НН, с даты оформления которых прошло более 30 календарных дней.
Пункт 8. Это показатели положительно налоговой истории. Предусмотрено, что здесь п. 4 будет распространяться и на плательщиков единого налога четвертой группы, если они уплатили налоговые обязательства по этому налогу в полном объеме.
Изменения к Порядку № 1246
Порядок № 1246 регламентирует работу ЕРНН.
Как известно, после введения военного положения время работы ЕРНН сократилось: НН и РК принимаются на регистрацию только с 8.00 до 18.00, кроме выходных дней. Это вызвало определенные неудобства для плательщиков НДС. Проблемы усугубились с началом аварийных отключений электроэнергии (тем более, когда такое отключение случается в последний день срока для регистрации НН/РК).
Проект Минфина предусматривает возможность регистрации НН/РК с 00.00 до 24.00 в последний день срока для регистрации НН/РК. При этом квитанция о регистрации НН/РК может быть отправлена плательщику НДС в течение следующего операционного дня. А если квитанция в этот срок не получена, тогда НН/РК считается зарегистрированной в ЕРНН.
Кстати! Напомним, что аналогичная норма (о признании НН/РК зарегистрированными в случае, если квитанция не пришла) есть и в п. 201.10 НК. |
Комментарии к материалу