Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Форма № 20-ОПП: последние изменения и практические ситуации

Что изменилось? В последнее время тема подачи формы № 20-ОПП снова стала очень актуальной. Обусловлено это прежде всего новыми требованиями к предпринимателям. Они теперь обязаны применять РРО, а чтобы зарегистрировать РРО, сначала нужно подать форму № 20-ОПП на торговую точку. Кроме того, недавно была обновлена сама форма № 20-ОПП, а также появилась обобщающая налоговая консультация, касающаяся подачи этой формы.

О чем статья? Рассмотрим эти изменения подробнее, познакомим вас с разъяснениями Минфина, а также ответим на вопросы о заполнении формы № 20-ОПП, возникающие у вас на практике.


Изменение в форме № 20-ОПП и новый Классификатор

Начнем с того, что Минфин своим приказом от 13.12.2021 № 662 внес изменения в разные нормативные акты и, в частности, в Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом Минфина от 09.12.2011 № 1588 (далее – Порядок № 1588). В результате обновилась форма № 20-ОПП, которая приведена в приложении 10 к Порядку № 1588. Изменения действуют с 01.01.2022.

Внимание! Теперь подавать форму № 20-ОПП нужно в обновленном виде.

Что именно поменялось?

В разд. 3 формы изменились наименования граф 6–7. Это сделано в связи с принятием Верховной Радой постановления от 17.07.2020 № 807-IX «О создании и ликвидации районов» (далее – Постановление № 807). Постановлением № 807 введено новое районное разделение в пределах АР Крым и областей Украины. Новые районы состоят исключительно из территориальных общин, которые образуют новый административно-территориальный уровень.

Кроме того, введен в действие Кодификатор административно-территориальных единиц и территорий территориальных общин, утвержденный приказом Министерства развития общин и территорий от 26.11.2020 № 290 (далее – КАТОТТГ). А ранее действовавший Классификатор объектов административно-территориального устройства Украины (далее – KOATУУ) утратил силу. Соответственно, теперь при заполнении формы № 20-ОПП нужно пользоваться КАТОТТГ, найти его можно на официальном сайте Министерства развития громад и территорий Украины.

Внимание! Вместо KOATУУ теперь нужно пользоваться КАТОТТГ.

Вполне резонно у налогоплательщиков возникает вопрос:

Нужно ли сейчас подавать форму № 20-ОПП по ранее поданным объектам в связи со сменой кода КОАТУУ на новый код КАТОТТГ?

Центральное межрегиональное управление ГНС по работе с крупными плательщиками разъяснило, что подавать форму № 20-ОПП для изменения кода КОАТУУ на новый код КАТОТТГ – не нужно, если отсутствуют изменения в сведениях о самом объекте налогообложения.

Обратите внимание! Есть разъяснение налоговиков о том, как пользоваться новым Кодификатором при заполнении формы № 20-ОПП (ОИР, категория 116.11).

В разъяснении сказано, что для заполнения граф 6–7 «Територія територіальної громади, де знаходиться об’єкт оподаткування» разд. 3 формы № 20-ОПП необходимо найти в Кодификаторе название объекта (например, город Трускавець), определить категорию объекта: в нашем случае это «М» (місто), которая соответствует четвертому уровню, и в графе 6 формы № 20-ОПП указать значение UA46020090010062870.

Если объект налогообложения находится в Печерском районе города Киева, то необходимо найти в Кодификаторе название объекта «Печерський», определить категорию объекта – «В» (райони в містах), которая соответствует дополнительному уровню и в графу 6 внести значение UA8000000000062477.

Разъяснения от Минфина в ОНК № 7

По вопросам заполнения формы № 20-ОПП издана Обобщающая налоговая консультация, утвержденная приказом Минфина от 12.01.2022 № 7 (далее – ОНК № 7). В этом документе даны ответы на вопросы, которые налогоплательщики чаще всего задают на практике. Рассмотрим основные из них.

1. Открытие обособленного подразделения и форма № 20-ОПП

Ситуация. Юрлицо открывает обособленное подразделение (в собственном или арендованном помещении) за пределами территории своего местонахождения. В этом подразделении будут работать по трудовому договору сотрудники этого юрлица.

Вопрос. Нужно ли в этом случае становиться на налоговый учет по местонахождению этого обособленного подразделения (по неосновному месту учета) и уведомить налоговый орган по своему основному месту учета о появлении нового объекта налогообложения путем подачи формы № 20-ОПП?

Ответ. Ссылаясь на пп. 168.4.3 Налогового кодекса (далее – НК), Минфин разъясняет, что НДФЛ, начисленный работникам обособленного подразделения, перечисляется в бюджет по местонахождению обособленного подразделения.

Предприятию не нужно становиться на учет по неосновному месту учета и подавать форму № 20-ОПП, если выполняются такие условия:

  • обособленное подразделение самостоятельно ведет бухучет своих операций;
  • имеет обособленный баланс;
  • зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований;
  • юрлицо делегировало обособленному подразделению право уплачивать НДФЛ.

Если же эти условия не выполняются, тогда предприятию необходимо стать на учет в налоговом органе по местонахождению обособленного подразделения (по неосновному месту учета) и подать форму № 2-ОПП с информацией об этом подразделении.

Кроме того, стать на учет и подать форму № 20-ОПП нужно и в том случае, если юрлицо по местонахождению обособленного подразделения имеет также и другие подразделения, имущество, объекты налогообложения либо связанные с налогообложением или через которые ведется деятельность, если они числятся на балансе головного предприятия.

2. Уведомление об оборудовании, находящемся в помещении, о котором уже подавалась форма № 20-ОПП

Ситуация. Юрлицо использует в хоздеятельности бытовой газовый котел для обогрева помещения в зимний период и топливный генератор для возобновления электричества в помещении в нештатных ситуациях. Котел и генератор находятся в помещении, относительно которого предприятие уже подавало форму № 20-ОПП и встало на учет в налоговом органе по неосновному месту учета.

Вопрос. Нужно ли в данном случае подавать форму № 20-ОПП с информацией о газовом котле и генераторе?

Ответ. Юрлицо уже состоит на учете в налоговом органе по неосновному месту учета по местонахождению помещения, в котором находятся котел и генератор, и в отношении этого помещения уже была подана форма № 20-ОПП. Поэтому, исходя из принципа укрупнения информации, закрепленного в разд. VIII Порядка № 1588, в данном случае относительно оборудования подавать форму № 20-ОПП не нужно.

3. Рекомендованный справочник, заполнение графы 3 формы № 20-ОПП и ответственность

Ситуация. В форме № 20-ОПП приведена Памятка по ее заполнению. Там указано, что графа 3 «Тип об'єкта оподаткування» заполняется в соответствии с Рекомендованным справочником типов объектов налогообложения, обнародованном на официальном веб-сайте ГНС и информационных стендах в налоговых органах.

Вопрос. Является ли этот Рекомендованный справочник нормативно-правовым актом, обязательным для всех налогоплательщиков? Если налогоплательщик иначе заполнит графу 3 формы, грозит ли ему штраф, предусмотренный п. 117.1 НК?

Ответ. Рекомендованный справочник не является нормативно-правовым актом, имеет рекомендательный характер и в случае указания в форме № 20-ОПП информации иной, чем в этом справочнике, к налогоплательщику не могут применяться штрафы, предусмотренные НК. В то же время заполнение графы 3 формы является обязательным.

Таким образом, если при заполнении формы № 20-ОПП будет неправильно выбран тип объекта учета, то штраф за это применяться не должен. Сам же рекомендованный справочник типов объектов налогообложения можно найти на сайте ГНС в разделе «Справочники».

Ответы на актуальные вопросы

Теперь ответим на вопросы наших читателей.

1. Предприятие обнаружило ошибку в ранее поданной форме № 20-ОПП: в графе 9 вместо кода 9 – арендуется указали код 2 – эксплуатируется. Как теперь исправить такую ошибку?

В Порядке № 1588 ничего не сказано о механизме исправления ошибок в форме № 20-ОПП. Здесь следует ориентироваться на разъяснения ГНС, приведенные в ОИР (категория 116.11). В данной ситуации нужно действовать так же, как в случае изменения сведений об объекте налогообложения (ГНС ссылается в разъяснении на п. 8.5 Порядка № 1588, который касается такого случая).

А именно: налогоплательщик должен подать новую форму № 20-ОПП с исправленной информацией (с правильно заполненной гр. 9). А в графе 2 «Код ознаки надання інформації» нужно будет указать код «3 – Зміна відомостей про об’єкт оподаткування».

Форму следует подать вместе с сопроводительным письмом, в котором указать факт исправления ошибок в сведениях об объекте налогообложения. Составляется такое письмо в произвольной форме.

Важный нюанс! В сопроводительном письме надо указать, в какой именно форме № 20-ОПП делается исправление (укажите дату подачи формы с ошибками) и в какой графе исправляется информация.

2. Нужно ли подавать форму № 20-ОПП в случае приобретения или аренды малоценных необоротных материальных активов (далее – МНМА), связанных с налогообложением?

Как правило, такие активы налогоплательщика хранятся в его помещениях (офисах, складах, гаражах и т. д.). Если налогоплательщик уже подавал информацию об этих помещениях в форме № 20-ОПП, тогда – руководствуясь принципом укрупнения информации – подавать сведения о МНМА, находящихся в этих помещениях, не нужно (ОИР, категория 116.11).

3. Физлицо зарегистрировалось предпринимателем по месту своего проживания. Нужно ли после регистрации подавать в налоговый орган уведомление по форме № 20-ОПП относительно квартиры (дома) физлица? И если да, то как правильно заполнить соответствующие графы формы?

Здесь все зависит от того, будет ли предприниматель использовать свое жилье (квартиру, дом) в качестве места осуществления предпринимательской деятельности.

Если нет, тогда и форму подавать не нужно (например, если предпринимательство зарегистрировано для торговли в магазине, то форму № 20-ОПП нужно подать с информацией об этом магазине, а не о квартире, в которой проживает предприниматель).

Если же предприниматель будет «работать на дому» (например, оказывать услуги через Интернет, а компьютер установлен у предпринимателя дома), тогда информацию о квартире как объекте налогообложения нужно будет подать в течение 10 рабочих дней со дня регистрации предпринимателем.

Как разъясняет ГНС (ОИР, категория 116.11):

  • в графе 3 «Тип об’єкта оподаткування» – нужно указать тип объекта, соответствующий месту проживания предпринимателя в соответствии с Рекомендованным справочником типов объектов налогообложения («682 – квартира», «685 – житловий будинок», «293 – котедж» и т. д.);
  • в графе 9 «Стан об’єкта оподаткування» указывается: 2 – експлуатується или 8 – орендується;
  • в графе 10 «Вид права на об’єкт» выбираем соответствующий нашей ситуации код, например: 1 – право власності; 2 – право володіння; 7 – право довгострокового користування або оренди и т. д.

4. Предприятие приобрело в собственность здание, подало информацию о нем по форме № 20-ОПП. В дальнейшем предприятие планирует часть помещений сдавать в аренду другим субъектам хозяйствования. Нужно ли в этом случае будет подавать форму № 20-ОПП относительно сдаваемых в аренду помещений?

Да, нужно.

А вопрос возник, поскольку многих на практике смущает тот факт, что они уже подавали форму № 20-ОПП относительно здания. Однако при сдаче в аренду части помещений в здании появляется новый объект налогообложения, а значит, вы обязаны уведомить о новых объектах налогообложения исходя из требований п. 8.4 Порядка № 1588. Ведь в форме № 20-ОПП подается информация обо всех объектах налогообложения, которые являются собственными, арендованными или переданными в аренду.

Поэтому предприятие должно присвоить идентификатор (номер) каждому из помещений, которые будет сдаваться в аренду (это нужно для заполнения гр. 5 формы № 20-ОПП).

На заметку! Проинформировать орган ГНС по форме № 20-ОПП об этих помещениях необходимо не только арендодателю, но и арендатору. Ведь у него появился объект, взятый в аренду.

5. Предприятие взяло в аренду у предпринимателя помещение с 01.01.2022, но форму № 20-ОПП не подало ни предприятие (арендотор), ни предприниматель (арендодатель). Какая ответственность применяется за неподачу или несвоевременную подачу формы № 20-ОПП, и применяется ли эта ответственность во время карантина?

За такое нарушение применяется штраф, установленный п. 117.1 НК. Размер штрафа составит:

  • для физлица-предпринимателя – 340 грн, а в случае неустранения нарушения или повторного нарушения в течение года – 680 грн;
  • для юрлиц, обособленных подразделений юрлиц и юрлиц, ответственных за начисление и уплату налогов при выполнении договора о совместной деятельности – 1 020 грн, а при неустранении допущенного нарушения или повторного нарушения в течение года – 2 040 грн.

На заметку! См. также по этому поводу разъяснение ГНС в ОИР (категория 116.12).

За нарушения, допущенные в период действия карантина, этот штраф не применяется. Основание – п. 521 подразд. 10 разд. ХХ НК, в котором сказано, что за нарушения налогового законодательства, допущенные в течение периода с 01.03.2020 до конца месяца, в котором завершается действие карантина, штрафные санкции, предусмотренные НК (за некоторым исключением, но наш случай в эти исключения не попал), не применяются. Также по этому поводу имеется разъяснение ГНС в ОИР (категория 116.12).

Однако! На практике налоговики нередко применяют этот штраф, несмотря на карантинное освобождение. В таком случае у вас есть все шансы отменить штраф в судебном порядке (см. например, постановление шестого апелляционного административного суда, ЕГРСР, рег. № 102850558).

Комментарии к материалу
Содержание
Статьи по теме
11.11.2025
Ликвидационная отчетность по налогу на прибыль: когда и в каком порядке подавать?
В статье расскажем, в какие сроки и в каком порядке плательщик налога на прибыль, принявший решение о добровольной ликвидации, должен подать последнюю декларацию по этому налогу. Ситуация. Предприятие –плательщик налога на прибыль приняло решение о добровольной ликвидации. Когда и в каком поря...
10.11.2025
За какие периоды можно исправить ошибки по налогу на прибыль, учитывая срок давности?
В статье объясняем, как влияет срок давности на исправление ошибок по налогу на прибыль. Предоставляем рекомендации и числовые примеры. Ситуация из практики. Предприятие, которое подает декларацию по налогу на прибыль один раз в год, выявило ошибки прошлых периодов – в декларациях за 2018 ...
06.11.2025
Деловая цель в операциях с резидентами: практический кейс с арендой
Делимся интересной судебной практикой в отношении деловой цели в операции аренды. Предоставляем аргументы из решения суда и рекомендации для минимизации налогового риска. Деловая цель в операциях с резидентами? Разве этого требует Налоговый кодекс? Для налога на прибыль даже связь с хоздеятельностью...
Популярное
24.10.2025
Учет шин и аккумуляторов
В статье рассмотрим: к какому виду активов относятся шины и аккумуляторы – оборотных или необоротных; как вести учет их приобретения, замены и списания; что нужно сделать, чтобы не платить эконалог с шин и аккумуляторов (отходов). Из этой статьи вы узнаете: к какому виду активов относятся ш...
23.10.2025
Как отразить в учете излишки активов у плательщиков налога на прибыль и единщиков
В статье рассмотрим особенности учета излишков основных средств, нематериальных активов и запасов в разрезе бухгалтерского учета, налога на прибыль и единого налога. В процессе инвентаризации предприятие может выявить излишки активов, которые необходимо взять на баланс, отразив эту операцию по пра...
23.10.2025
Инвентаризация кредиторской и дебиторской задолженности
В статье расскажем об особенностях проведения инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженностей предприятия. Инвентаризация расчетов предприятия является одним из этапов сплошной инвентаризации, проводимой перед составлением годовой финансовой отчетности. Инвентаризация дебиторской и кредитор...
Новое
20.11.2025
14 способов скорректировать финрезультат законными методами
В чем суть вопроса. Как известно, чем больше положительный финрезультат (прибыль) предприятия, тем больше налоговая нагрузка. Можно ли уменьшить финрезультат, используя чисто бухгалтерские правила? Можно, следуя нашим рекомендациям. Но бывают ситуации, когда необходимо увеличить финрезультат. В тако...
11.11.2025
Ликвидационная отчетность по налогу на прибыль: когда и в каком порядке подавать?
В статье расскажем, в какие сроки и в каком порядке плательщик налога на прибыль, принявший решение о добровольной ликвидации, должен подать последнюю декларацию по этому налогу. Ситуация. Предприятие –плательщик налога на прибыль приняло решение о добровольной ликвидации. Когда и в каком поря...
10.11.2025
За какие периоды можно исправить ошибки по налогу на прибыль, учитывая срок давности?
В статье объясняем, как влияет срок давности на исправление ошибок по налогу на прибыль. Предоставляем рекомендации и числовые примеры. Ситуация из практики. Предприятие, которое подает декларацию по налогу на прибыль один раз в год, выявило ошибки прошлых периодов – в декларациях за 2018 ...
Лучшие материалы