Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Эконалог уплачивается за размещение отходов, а не за их утилизацию

03.09.2014

Мнение контролеров: в 2011–2012 годах предприятие, которое временно размещает на своей территории и использует отходы, образовавшиеся в ходе его деятельности, являлось плательщиком экологического налога за размещение отходов.

Аргументы практиков: образовавшиеся отходы, размещаемые на собственной территории и используемые самим же предприятием, являются вторсырьем. Поэтому экологический налог за размещение таких отходов предприятие не уплачивает.

Что произошло

На предприятии химической отрасли в процессе деятельности образуются шлаковые отходы, которые используются этим предприятием в качестве удобрений (цинковые полимикроудобрения) для земель своего подсобного хозяйства. Налоговая инспекция провела документальную плановую проверку деятельности предприятия за 2011–2012 годы и заявила о нарушении норм налогового законодательства. В частности, предприятием не был начислен и уплачен экологический налог за размещение таких отходов (далее – эконалог).

Свои претензии к предприятию налоговая инспекция обосновала тем, что до внесения изменений (т. е. в 2011–2012 годах) в пп. 14.1.223 Налогового кодекса (далее – НК) предприятия, которые временно размещали на своей территории полученные отходы, являлись плательщиками эконалога.

Предприятие не согласно уплачивать эконалог «за удобрения». Кто прав в этой ситуации?

Виновата терминология

Вопрос об уплате эконалога за размещение отходов вызывал споры между предприятиями и налоговыми органами с даты вступления НК в силу. Все дело в терминологии. Первоначально (до 2013 года) определение термина «размещение отходов» звучало так (пп. 14.1.223 НК):

«Размещение отходов – хранение (временное размещение до утилизации или удаления) и захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и т. п.), на использование которых получено разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами».

Ключевым в этой формулировке для налоговых органов было словосочетание «временное размещение». По мнению налоговиков, это значило, что любые образовавшиеся отходы, временно хранящиеся и размещаемые на предприятии до их утилизации, являлись объектом обложения эконалогом. Исключение составляли отходы в виде вторичного сырья, размещаемые на собственных территориях предприятий, имеющих лицензию на сбор и заготовку отдельных видов отходов как вторичного сырья. Исходя из своего толкования этого определения, налоговые органы и требовали уплаты эконалога (письмо ГНАУ от 26.08.11 г. № 23116/7/15-2117).

Такую позицию налоговики занимали до внесения в пп. 14.1.223 НК изменений, которые вступили в силу 1 января 2013 года (Закон от 24.05.12 г. № 4834-VI). А почему были внесены эти изменения в НК? Потому что была несогласованность в определениях понятия «размещение отходов» в НК и в Законе от 05.03.98 г. № 187/98-ВР, далее – Закон № 187 (письмо Минприроды от 06.03.12 г. № 4794/07/10-12, далее – Письмо № 4794; письмо Минприроды от 04.08.11 г. № 14364/07/10-11).

Благодаря внесенным изменениям объектом обложения эконалогом с 1 января 2013 года является объем только тех отходов, которые окончательно размещаются в специально отведенных местах или объектах и на использование которых получено разрешение специально уполномоченных органов. Это мнение налоговики высказали в письме от 17.06.13 г. № 8443/7/99-99-15-04-01-17 (далее – Письмо № 8443). То есть они признали, что после 1 января 2013 года в рядах плательщиков эконалога за размещение отходов остались только предприятия, имеющие специальное разрешение на выполнение различных действий с отходами (захоронение, удаление и др).

Однако...

Однако, заметьте, в Письме № 8443 (оно касалось уплаты эконалога сельхозпредприятиями, которые используют в качестве удобрений отходы своего животноводства – навоз и куриный помет) все равно прозвучало, что до 1 января 2013 года плательщиками эконалога являлись предприятия, размещающие отходы (вне зависимости от того, временное это было размещение или окончательное).

По нашему мнению, позиция налоговых органов в отношении отходов, используемых как удобрения, ошибочна. Объясним, почему.

Аргументы против позиции налоговых органов

Действительно, из-за того, что раньше в пп. 14.1.223 НК были объединены два понятия из ст. 1 Закона № 187 (хранение отходов и размещение отходов), получалось, что плательщиками эконалога должны быть все предприятия, временно размещающие на своей территории отходы. Однако, требуя уплаты эконалога от предприятия, которое использует отходы собственного производства для собственных нужд, налоговые органы не учли один важный момент – о нем говорится в Письме № 4794.

В этом письме Минприроды подняло вопрос об определении термина «размещение». Так вот, согласно Базельской конвенции о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов и их удалением от 22.03.89 г. (далее – Конвенция), к операциям по размещению отходов относятся:

  • захоронение;
  • постоянное хранение.

Именно в результате того или иного вида размещения отходы находят свое «окончательное место». К слову, Конвенция является международным документом, контролирующим обращение с опасными и токсичными отходами. По состоянию на 1 января 2011 года насчитывалось 175 стран – ее участниц, в том числе и Украина. А это значит, что на территории нашей страны должны выполняться нормы Конвенции.

Согласно Письму № 4794 при использовании отходов на полях в виде удобрения происходит их утилизация. Утилизация (ст. 1 Закона № 187) – это использование отходов как вторичных материальных или энергетических ресурсов.

То есть между определениями «размещение отходов» и «утилизация отходов» есть существенные различия, и путать эти понятия нельзя. Нормы НК и Закона № 187 предусматривают уплату эконалога только за размещение отходов (захоронение и постоянное, окончательное хранение), а не за их утилизацию.

Таким образом, предприятие, которое использует образовавшиеся отходы для удобрения почвы (как вторсырье), в период 2011–2012 годов не являлось плательщиком эконалога за размещение таких отходов и не является сейчас. Об этом говорит и исключение, предусмотренное пп. 240.1.3 НК.

ВЫВОДЫ

Эконалог за размещение отходов уплачивается, как ясно из самого определения, только за размещение (захоронение и окончательное хранение) отходов, а не за их утилизацию. Если ваше предприятие использует отходы собственного производства в качестве удобрений, эконалог за размещение таких отходов уплачивать не надо. Ведь такие отходы считаются вторсырьем и полностью утилизируются на полях. А если все-таки налоговые органы требуют от вас уплаты эконалога за отчетные периоды 2011–2012 годов, воспользуйтесь нашими доводами, изложенными в консультации. Если налоговики будут настаивать на своем, вы можете обратиться в суд, чтобы отстоять свою правоту.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
24.10.2025
Учет шин и аккумуляторов
В статье рассмотрим: к какому виду активов относятся шины и аккумуляторы – оборотных или необоротных; как вести учет их приобретения, замены и списания; что нужно сделать, чтобы не платить эконалог с шин и аккумуляторов (отходов). Из этой статьи вы узнаете: к какому виду активов относятся ш...
02.12.2025
Отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда: кому и как оформить?
В данной статье мы рассмотрим, в каком порядке работникам предоставляется дополнительный ежегодный отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда. Из этой статьи вы узнаете, в каких случаях работодатель обязан предоставить сотруднику дополнительный ежегодный отпуск за работу с вредными и тяж...
23.10.2025
Как отразить в учете излишки активов у плательщиков налога на прибыль и единщиков
В статье рассмотрим особенности учета излишков основных средств, нематериальных активов и запасов в разрезе бухгалтерского учета, налога на прибыль и единого налога. В процессе инвентаризации предприятие может выявить излишки активов, которые необходимо взять на баланс, отразив эту операцию по пра...
Новое
02.12.2025
Изменение системы налогообложения: переход с единого налога на общую систему
Субъекты хозяйствования могут перейти с упрощенной системы налогообложения на общую. Узнайте, в каких случаях такой переход обязателен, как заполнить заявление об отказе от упрощенной системы и каким должно быть налогообложение переходящих операций у юрлиц и у предпринимателей. Плательщик единого на...
02.12.2025
Изменение системы налогообложения: переход на единый налог
Субъекты хозяйствования могут перейти с общей системы налогообложения на упрощенную. Мы рассмотрим условия такого перехода, порядок заполнения заявления о применении упрощенной системы и налогообложения переходящих операций как для юрлиц, так и для предпринимателей. Субъекты хозяйствования (далее &n...
24.11.2025
Наиболее распространенные ошибки/«манипуляции» в показателях финотчетности: анализируем риски
В статье рассмотрены последствия умышленного искажения показателей финотчетности. Описаны ситуации из практики и судебных дел. Даны рекомендации по законному влиянию на финансовый результат благодаря правильному подходу к учетной политике. Выйти на соответствующий уровень налоговой нагрузки? «...
Лучшие материалы