Должны ли подавать е-декларацию руководители коммунальных предприятий?
С 2017 года круг лиц, которые обязаны ежегодно подавать электронную декларацию (далее – е-декларация), значительно расширен. Возникли такие вопросы:
– должны ли эту декларацию подавать руководители государственных и коммунальных предприятий, которые работают на хозрасчетной основе и не финансируются из бюджета;
– кто из работников предприятия относится к категории должностных лиц, о которых идет речь в связи с необходимостью подачи е-декларации?
В данном случае речь идет о декларировании в целях борьбы с коррупцией (это требование ст. 45 Закона от 14.10.14 г. № 1700-VII «О предотвращении коррупции», далее – Закон № 1700).
Так, ч. 1 ст. 45 и ст. 3 Закона № 1700 предусмотрено, что должностные лица юридических лиц публичного права обязаны ежегодно до 1 апреля подавать декларацию лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, за предыдущий год по установленной форме. Декларация заполняется на официальном веб-сайте Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (далее – НАПК).
В этом году для «новеньких» декларантов срок подачи декларации продлен до 1 мая 2017 года (п. 6 разд. ІІ Закона от 23.03.17 г. № 1975-VIII).
Таким образом, нам следует выяснить два важных момента:
- какие юрлица относятся к юрлицам публичного права;
- кого закон относит к должностным лицам в данном контексте.
Понятие юрлиц публичного права приведено в ст. 81 Гражданского кодекса. Это юрлица, которые созданы на основании распорядительного акта Президента, органа государственной власти или органа местного самоуправления. Коммунальные и государственные предприятия именно так и создаются, а потому попадают в круг юрлиц, должностные лица которых обязаны подавать е-декларацию.
При этом НАПК поясняет (см. п. 3 решения от 11.08.16 г. № 3 с учетом внесенных в это решение изменений), что под должностными лицами юридических лиц публичного права следует понимать работников, наделенных должностными полномочиями осуществлять организационно-распорядительные функции или административно-хозяйственные функции. Определяющим в данном случае является объем функций (обязанностей) работника такого юрлица.
Далее НАПК поясняет подробно:
- административно-хозяйственные функции (обязанности) – это обязанности по управлению или распоряжению государственным, коммунальным имуществом (установление порядка его хранения, переработки, обеспечение контроля за этими операциями и т. п.). Такие полномочия в том или ином объеме есть у начальников планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб, заведующих складами, магазинами, мастерскими, ателье, их заместителей, руководителей отделов предприятий, ведомственных ревизоров и контролеров и т. п.;
- организационно-распорядительные функции (обязанности) – это обязанности по руководству сферой промышленности, трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от форм собственности. Такие функции выполняют, в частности, руководители государственных, коммунальных предприятий, учреждений или организаций, их заместители, руководители структурных подразделений (начальники цехов, заведующие отделами, лабораториями, кафедрами), их заместители, лица, которые руководят участками работ (мастера, прорабы, бригадиры и т. п.).
Подытожив все вышесказанное, можно сделать вывод, что должностные лица коммунальных и государственных предприятий обязаны подавать ежегодную е-декларацию. Руководитель и главный бухгалтер такого предприятия однозначно являются должностными лицами. Что касается остальных руководителей таких предприятий, то здесь все зависит от объема выполняемых ими полномочий, закрепленных в их должностных инструкциях и других внутренних документах предприятия.
Комментарии к материалу
Отсортировано: по времени по популярности
Всего комментариев 27