Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Должны ли подавать е-декларацию руководители коммунальных предприятий?

14.04.2017

С 2017 года круг лиц, которые обязаны ежегодно подавать электронную декларацию (далее – е-декларация), значительно расширен. Возникли такие вопросы:

– должны ли эту декларацию подавать руководители государственных и коммунальных предприятий, которые работают на хозрасчетной основе и не финансируются из бюджета;
– кто из работников предприятия относится к категории должностных лиц, о которых идет речь в связи с необходимостью подачи е-декларации?


В данном случае речь идет о декларировании в целях борьбы с коррупцией (это требование ст. 45 Закона от 14.10.14 г. № 1700-VII «О предотвращении коррупции», далее – Закон № 1700).

Так, ч. 1 ст. 45 и ст. 3 Закона № 1700 предусмотрено, что должностные лица юридических лиц публичного права обязаны ежегодно до 1 апреля подавать декларацию лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, за предыдущий год по установленной форме. Декларация заполняется на официальном веб-сайте Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (далее – НАПК).

В этом году для «новеньких» декларантов срок подачи декларации продлен до 1 мая 2017 года (п. 6 разд. ІІ Закона от 23.03.17 г. № 1975-VIII).

Таким образом, нам следует выяснить два важных момента:

  • какие юрлица относятся к юрлицам публичного права;
  • кого закон относит к должностным лицам в данном контексте.

Понятие юрлиц публичного права приведено в ст. 81 Гражданского кодекса. Это юрлица, которые созданы на основании распорядительного акта Президента, органа государственной власти или органа местного самоуправления. Коммунальные и государственные предприятия именно так и создаются, а потому попадают в круг юрлиц, должностные лица которых обязаны подавать е-декларацию.

При этом НАПК поясняет (см. п. 3 решения от 11.08.16 г. № 3 с учетом внесенных в это решение изменений), что под должностными лицами юридических лиц публичного права следует понимать работников, наделенных должностными полномочиями осуществлять организационно-распорядительные функции или административ­но-хозяйственные функции. Определяющим в данном случае является объем функций (обязанностей) работника такого юрлица.

Далее НАПК поясняет подробно:

  • административно-хозяйственные функции (обязанности) – это обязанности по управлению или распоряжению государственным, коммунальным имуществом (установление порядка его хранения, переработки, обеспечение контроля за этими операциями и т. п.). Такие полномочия в том или ином объеме есть у начальников планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб, заведующих складами, магазинами, мастерскими, ателье, их заместителей, руководителей отделов предприятий, ведомственных ревизоров и контролеров и т. п.;
  • организационно-распорядительные функции (обязанности) – это обязанности по руководству сферой промышленности, трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от форм собственности. Такие функции выполняют, в частности, руководители государственных, коммунальных предприятий, учреждений или организаций, их заместители, руководители структурных подразделений (начальники цехов, заведующие отделами, лабораториями, кафедрами), их заместители, лица, которые руководят участками работ (мастера, прорабы, бригадиры и т. п.).

Подытожив все вышесказанное, можно сделать вывод, что должностные лица коммунальных и государственных предприятий обязаны подавать ежегодную е-декларацию. Руководитель и главный бухгалтер такого предприятия однозначно являются должностными лицами. Что касается остальных руководителей таких предприятий, то здесь все зависит от объема выполняемых ими полномочий, закрепленных в их должностных инструкциях и других внутренних документах предприятия.

Комментарии к материалу
Всего комментариев 27
Отсортировано:
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
20.06.2025
Резерв сомнительных долгов: в каких случаях предприятию выгодно его создавать
Расскажем, какие предприятия могут оптимизировать налог на прибыль путем создания резерва сомнительных долгов и как правильно сформировать этот резерв, чтобы не было претензий со стороны контролирующих органов. В чем состоит проблема: оптимизация объекта обложения налогом на прибыль для некоторых пр...
20.06.2025
Как рассчитать резерв отпусков на дату баланса
В статье расскажем о порядке формирования резерва отпусков и регулярности его пересмотра. Нужно ли ежемесячно инвентаризовать резерв? Обеспечение на оплату отпусков формируется для равномерного распределения расходов на отпуска между отчетными периодами. Его создание – обязанность предприятия....
20.06.2025
Резерв на выполнение гарантийных обязательств: кто должен создавать и в чем выгода
В статье расскажем, как знания стандартов бухучета помогают оптимизировать базу обложения налогом на прибыль. Также поговорим о формировании резерва на выполнение гарантийных обязательств. Полезная норма бухучета: согласно п. 13–18 НП(С)БУ 11 «Обязательства» предприятиям дана возмо...
Новое
22.07.2025
Как оформить расчет корректировки к налоговой накладной на сумму превышения базы налогообложения над договорной ценой
Из статьи вы узнаете, как оформлять расчеты корректировки к налоговым накладным, выписанным на сумму превышения базы обложения НДС над договорной ценой поставки. Если договорная цена поставок товаров/услуг меньше, чем минимальная база налогообложения, определенная Налоговым кодексом, поставщик долже...
21.07.2025
Финансовая и статистическая отчетность: пауза-отсрочка на период военного положения уже не действует!
В статье речь идет о возобновлении обязанности своевременно представлять отчетность в органы статистики, а также о переходном периоде для непредставленных отчетов за 2022–2025 годы. Важные изменения: если во время военного положения не представляли в Госстат финансовую и статистическую отчетно...
15.07.2025
Как оформить расчет корректировки к сводной налоговой накладной
Рассмотрим порядок оформления расчетов корректировки к сводным компенсирующим и распределяющим налоговым накладным. В некоторых случаях плательщики НДС обязаны составлять не обычные налоговые накладные, а сводные. Иногда возникает необходимость оформить к ним расчеты корректировки. Об определенных о...
Лучшие материалы